101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровые «художники» по футболкам

  • Юрий Захаржевский
  • 21 июля 2014 г.
  • 13736
Выбираем принтер для печати по футболкам и др. изделиям из ткани.

Выбираем принтер для печати по футболкам и др. изделиям из ткани.

Цифровые «художники» по футболкам

Цифровые «художники» по футболкам

В отличие от издательской полиграфии, цифровое декорирование футболок и др. предметов из ткани только набирает обороты, активно вытесняя трафаретную технологию в сегменте малых тиражей.

Сразу надо оговориться, что печатать на рассмотренных в данной статье принтерах можно далеко не только по футболкам — просто это наиболее известное и популярное их применение. Разумеется, запечатывать можно и многие другие изделия из ткани: сумки, платки, банданы, холст для картин и переплётные материалы для фотокниг и книг по требованию.

Приспособление для запечатывания обуви на принтере Brother: прозрачная пластина с делениями служит для выравнивания изделий. Непосредственно перед печатью она удаляется

Каковы преимущества прямого цифрового способа нанесения изображений на ткань? Понятно, что традиционный в этом секторе шелкотрафарет сильно проигрывает по стоимости и скорости на малых тиражах, поскольку требует изготовления дорогих и громоздких форм. Конечно, он позволяет создавать эффекты, до которых цифровой печати пока что далеко: текстурированные изображения, печать с глиттерами и т. д. Но всё это имеет разумную цену лишь на больших тиражах.

Другое преимущество «цифры» — быстрое высыхание отпечатков: изделие сразу же готово к носке.

Конечно, оператор принтера должен быть грамотным, но затраты на его обучение не идут ни в какое сравнение с теми усилиями и потерями, которые сопровождают обучение высококвалифицированного печатника для шелкотрафарета.

Большинство «футболочных» принтеров компактны, что позволяет установить их даже в офисе на столе.

Существует и непрямой цифровой способ нанесения изображения на ткани — сублимация. В этом случае на принтере (это может быть даже обычный лазерный принтер) запечатывается специальная бумага, изображение с которой затем переносится на ткань с помощью термофиксации в плоскостном или рулонном термопрессе — в зависимости от масштабов производства. Но этот способ подходит только для белых синтетических или смешанных тканей, одежду из которых не всякий станет носить. Такие изделия годятся для промоакций, но не для повседневной носки.

На «футболочном» принтере печать по хлопку происходит напрямую, ткань «дышит» даже через изображение. Такие изделия можно стирать при температуре 40 оC не менее 40–50 раз (некоторые производители называют и большие цифры) без потери яркости красок. Нет проблем и с глажкой — изображение не прилипает к утюгу.

Мы отделили эти принтеры для печати по тканям от высокопроизводительных рулонных. «Футболочные» отличаются планшетной конструкцией и меньшей производительностью.

Некоторые модели имеют длинное поле печати — в этом случае можно печатать единое, без разрывов изображение на платьях, занавесках и т. п. предметах одежды и интерьера. Иные из представленных в таблице принтеров имеют и вовсе не «футболочный» формат: более метра в ширину, более двух — в длину! Но на них можно установить несколько столов для футболок. Пока принтер «занимается» печатью, оператор может заниматься чем-то другим. Например, подвергать запечатанные изделия термообработке, которая необходима для закрепления изображения.

Для закрепления напечатанного изображения используется специальный термопресс

Процесс фиксации отпечатка при температуре 150–160 оС продолжается около 2–3 минут. Конкретные показатели зависят от материала: например, тонкая светлая ткань требует осторожного подхода к выбору температуры и времени закрепления, иначе она может пожелтеть.

Руководитель направления продаж оборудования для печати по текстилю «АТ Десайн» Алексей Якимов категорически против использования термопресса: он считает, что для получения качественного продукта, выдерживающего множество стирок, такой способ фиксации не годится: «Полноценное высушивание чернил на водной основе возможно только в туннельных и вертикальных печах, в которых циркулирует воздух, нагретый от 140 до 160 оС». Однако в большинстве небольших компаний такую печь позволить себе не могут: как по финансовым соображениям, так и по причине дефицита площадей. Покупать её имеет смысл либо при наличии выдающего сотни футболок в час, очень производительного принтера, либо если вы располагаете целым парком устройств.

Качество

Макс. разрешение печати на футболочных принтерах достигает 1440×1440 dpi: это намного выше, чем при трафаретной печати, и позволяет воспроизводить полноцветные изображения с качественной проработкой мелких деталей. Впрочем, далеко не всегда имеет смысл печатать с максимальным разрешением: текстура ткани и высокая впитываемость ею чернил делают невозможной печать с той же детализацией, что на бумаге.

Результат печати на одежде зависит от многих факторов, один из важнейших — качество запечатываемой ткани. При печати на самых дешёвых футболках из «рыхлой» ткани краска «проваливается» в материал, и изображение получается бледнее, чем на качественном изделии с плотным плетением нити.

Также отрицательно влияет на качество картинки высокий ворс: капли чернил попадают на поднятые ворсинки, создавая «эффект росы». В таком случае перед печатью футболку желательно ненадолго (на 10–15 с) поместить в термопресс с температурой 130–160 оС для приглаживания ворса, чтобы при печати капли попадали на плотную однородную поверхность ткани. При наличии места под аккуратное складирование таких подготовленных «приглаженных» футболок, эту операцию не обязательно проводить непосредственно перед печатью — можно нагладить их впрок.

Цифровые «художники» по футболкам

Цифровые «художники» по футболкам

На надёжном фундаменте

Даже по внешнему виду нетрудно догадаться, что многие из представленных моделей сделаны на основе принтеров Epson. Производители меняют, в основном, систему подачи материала: вместо устройства для полистной подачи бумаги к принтеру приспосабливается движущийся стол с «пяльцами», на которых удобно крепить изделия из ткани.

Начальник отдела маркетинга «Смарт-Т» Дмитрий Грацков считает, что использование принтеров Epson в качестве основы говорит о качестве продукта и отсутствии проблем с запчастями. Созданный на основе Epson 3880 футболочный Polyprint TexjetPLUS оснащён печатающей головкой Epson DX5, которая уже много лет применяется для печати текстильными чернилами и зарекомендовала себя как неприхотливая и надёжная. В модели TexjetPLUS эта головка имеет автоматическую регулировку высоты. Собранный в Греции принтер прост в работе и обслуживании, оснащён легкозаменяемыми рабочими столами под различные виды продукции и системой рециркуляции белил, которая предотвращает застой в системе подачи, являющийся одной из основных проблем, связанных с печатью белыми чернилами.

У корейских Dreamjet под съёмным столом для футболок имеется ещё и стол с вакуумом для сувенирной продукции.

Глядя на успехи своих партнёров, в Epson, очевидно, решили, что пришла пора самим выходить на этот рынок: несколько месяцев назад компания анонсировала первый собственный принтер для прямой печати на ткани SureColor SC-F2000. Новая печатающая головка Epson Micro Piezo TFP характеризуется отличной производительностью при великолепном качестве печати. ПО принтера позволяет максимально использовать его возможности. В комплекте с основным ПО поставляется специальная программа для разработки макета будущего отпечатка — это значительно сокращает время производственного процесса, исключая из него разработку макета на отдельном компьютере с последующей его адаптацией под ПО принтера. При этом принтер осуществляет печать и с USB-носителей. Традиционно высокое качество Epson служит гарантией надёжности принтера и качества его продукции.

На своём японском заводе Brother, в основном, производит оборудование для швейной промышленности и офисные принтеры. Естественным шагом для этого производителя был выпуск струйных принтеров для текстильных изделий. В отличие от большинства конкурентов печатающие головки и чернила Brother разработала самостоятельно. Всё это производится в Японии.

Отличные от других

Израильские Kornit выделяются оригинальной и солидной конструкцией, высокой производительностью. Эта техника может использоваться для круглосуточной работы 7 дней в неделю. В соответствии с современными веяниями можно включить её в систему Web-to-print.

Система Kornit Paradigm II встраивается в трафаретные системы печати, позволяя сочетать разнообразные возможности отделки, присущие этой технологии, с лёгкой персонализацией изделия, которую даёт «цифра»

Чернила производитель также делает сам — они, как и «железо», разработаны самостоятельно. Можно сказать больше: Kornit не просто разработала устройство печати и состав чернил, но модернизировала технологию нанесения изображения на ткань в целом. Сначала через специальные форсунки на ткань подаётся жидкий праймер, и только затем, сырое по сырому, — чернила. Это обеспечивает универсальность печати по разнообразным материалам (обычно для разных групп тканей требуются разные чернила) и качество изображения.

Есть у принтеров Kornit и менее заметные технические особенности. Система дегазации чернил удаляет из них пузырьки воздуха. В моделях Paradigm II, Avalanche 1000 и HEXA встроена система увлажнения зоны печати, что предохраняет от засыхания чернил в дюзах и, следовательно, позволяет реже проводить процедуру их промывки. Также увеличивается время жизни головок.

На Kornit Breeze, Thunder и Strom II присутствует возможность подъёма головок от 20 до 50 мм (в зависимости от модели), что даёт возможность печати на изделиях со швами, молниями, карманами, клапанами и т. д.

В моделях Avalanche реализована функция независимой печати изделий на каждом печатном столе, т. е. можно запечатывать одновременно светлую и тёмную ткань.

По информации поставщика, для этих принтеров уже существует вторичный рынок — благодаря высокой надёжности узлов и деталей, в т. ч. печатающих головок Spectra.

Чернила

Для прямой печати по ткани требуются специальные чернила. В большинстве случаев используются пигментные на водной основе.

Принтер Epson SureColor SCF2000 использует специальные чернила, безопасные для кожи чело-века (учтён фактор гипоаллергенности) и окружающей среды. Экологичность чернил подтверждена сертификатом Oeko-Tex Standard 100. Наличие этого сертификата означает, что футболки, отпечатанные этими чернилами, не наносят вреда коже человека и не вызывают аллергических реакций.

Чернила Epson UltraChrome DG поставляются в картриджах двух объёмов — по 250 и 600 мл. Белые чернила обладают высокой устойчивостью, а их плотная формула не допускает просветов при печати — дефект, с которым часто встречаются технологи. Готовое изделие отлично показывает себя после стирки — отпечаток не трескается и не линяет, устойчив к истиранию и выдерживает несколько десятков стирок.

Пигментные чернила NeoPigment, разработанные Kornit, свободны от формальдегида и сертифицированы по Oeko-Tex 100 и GOTS 3.0. Как уже упоминалось выше, они работают в комплексе с праймером, что повышает их универсальность: ими можно запечатывать не только хлопок и смешанные ткани, но и белковые материалы животного происхождения: шёлк и шерсть.

Печатать на смешанных тканях (хлопок + синтетика) могут и принтеры других производителей, о чём сообщается в соответственной колонке нашей таблицы. Правда, в этой графе можно встретить утверждение, что принтеры Dreamjet и AZON Twin Tex могут печатать на любой ткани. Что касается принтеров Dreamjet, то имеется в виду, что печатать можно практически на любых материалах, если использовать принтеры с разными чернилами. А вот для принтера AZON с единственным видом чернил в полную универсальность поверить трудно. В любом случае при выборе аппарата лучше провести пробы на своих образцах запечатываемых материалов.

Можно в этой колонке найти и кожу, но для этого нужны специальные чернила на спиртовой основе. Однако замена чернил «в полевых условиях» очень трудоёмка, поэтому вариант для печати по коже выбирают обычно обувные фабрики и другие специализированные предприятия, производящие обувь, сумки и т. п. изделия.

Ещё один особенный случай: Kornit Avalanche DC, благодаря специальным печатающим головкам, может работать с т. н. вытравными чернилами. Суть «вытравки» — в возможности печатать на тёмных тканях без слоя белил: ткань вытравливается до светлого исходного цвета, и после этого происходит печать цветными чернилами.

Палитра

Перед нанесением белил ткань должна быть обработана праймером. В большинстве представленных моделей это делается вручную

Большинство принтеров имеет цветовую палитру CMYK или CMYK+W. На практике у большинства принтеров 8 картриджей, поэтому купить их можно в конфигурации CMYK+ CMYK или CMYK+4W. Во втором варианте можно печатать по цветным и чёрным тканям, зато печать изображения происходит вдвое медленнее.

Принтеры Color могут иметь конфигурацию CMYK+4W, CMYK+ CMYK или CMYK+OrBlMY. Если клиент приобретает в «Алларт-сервис» принтер без белил для печати по светлым тканям, то в большинстве случаев выбирается последний вариант с расширенным цветовым охватом.

Расширенная палитра позволяет выделиться на фоне конкурентов, печатающих обычной триадой, и приблизиться по яркости продукции к возможностям трафаретной технологии. Kornit на FESPA Digital 2014 представила модель Avalanche HEXA c расширенным цветовым охватом CMYK+RG+W. Компания также работает над созданием флюоресцентных чернил.

Экономика

Порадовало, что поставщики этих принтеров совершенно не стесняются оглашать цену как за оборудование, так и за чернила. Не секрет, что при продаже, например, широкоформатной техники или ЦПМ цены на оборудование, расходные материалы и стоимость клик-контракта превращаются в ужасную коммерческую тайну. По нашей таблице легко сравнить цену чернил для разных моделей. ПО большинства моделей позволяет оперативно подсчитывать расходы на каждый тираж.

Принтеры Dreamjet продаются с готовой системой СНПЧ, а чернила поставляются в литровых банках.

Проблема возникает при предварительной оценке себестоимости продукции: как оценить расход, если вы только собираетесь приобрести принтер? Разумеется, расход зависит от сюжета. А так как общепринятых стандартных сюжетов для этих целей не существует, то и данные различных поставщиков отличаются. Ориентировочная величина — от 8 до 16 мл цветных чернил на квадратный метр. Но иногда называют и другие цифры, значительно отличающиеся в большую сторону. Как и в случае с проверкой «всеядности» принтера, здесь не помешает тестовая печать и сбор данных у знакомых владельцев такой техники. На себестоимость также влияет цена и расход праймера.

Расход на печать зависит не только от принтера, чернил и праймера. Как было упомянуто выше, яркость картинки сильно зависит от качества ткани: чем больше сэкономили на футболке, тем больше будет истрачено чернил.

Даже расход белил для создания подложки на цветных тканях тоже не постоянен: он зависит от цвета ткани и от того, насколько белой хотят видеть подложку клиент и печатник — от полупрозрачной до совершенно белой, «прорезиненной» поверхности. Ориентировочно расход белил иногда оценивают как равный объёму всех остальных чернил: около 12–15 мл на квадратный метр ткани. Оценивая расходы, надо помнить, что белила дороже цветных чернил и печать с ними обычно в два раза медленнее — то есть цена готового изделия увеличится ещё и из-за рабочего времени. В итоге себестоимость тёмной футболки получается примерно втрое больше, чем белой с таким же сюжетом.

Вы полагаете, всё это будет носиться?

Число футболочных принтеров довольно велико: оценочный объём мирового рынка — около 1,2–3 млрд м 2 в год, и он продолжает расти. Конечно, трудно оценить, сколько миллионов из этого богатства принадлежит России — но, в любом случае, тенденции в этом секторе позитивнее, чем в издательском.

По имеющимся у нас данным, в России и странах СНГ установлено 147 принтеров M&R iDot. Для DMPS Vividtex Pro данные несколько менее точны: известно, что за 6 лет продаж установлено порядка 50–60 принтеров.

Общее число принтеров Kornit в России, Казахстане и Беларуси достигло 20 штук, из них за последний год в России было установлено 5.

Общее количество установленных «Алларт-сервис» Colors неизвестно, но ежемесячно происходит 5–7 инсталляций: цифра средняя, поскольку потребность в технике для печати по футболкам имеет выраженную сезонность.

Заключение

Печать на предметах одежды однозначно продолжит развитие — как технологическое, так и по объёму. К таким аппаратам активно присматриваются трафаретные типографии, стремящиеся предложить своим клиентам возможности экономичной печати малых тиражей и расширения ассортимента за счёт качественных полноцветных изображений. Но для традиционных типографий это пока что непривычная ниша. Достоинства футболочных принтеров — компактность, немедленная готовность изделия к носке и сравнительная простота работы — приводят к тому, что зачастую устанавливают их не в типографиях, а в магазинах, фотосалонах, центрах развлечений, где администрация или «малые» предприниматели оперативно реагируют на возникающий спрос или сами организуют специальные мероприятия. Упустят ли полиграфисты этот рынок или воспользуются им для диверсификации бизнеса?

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Каллиграфия и полиграфия

Александр Абросимов — двадцатишестилетний художник-каллиграф из Ярославля с командой в августе 2023 года презентовали бренд одежды Abrosimov. На одежде они пишут важные слова, которые отзываются у многих людей. Для написания слов часто используют русскую вязь как способ придать уникальность и привнести историческую письменность в современный контекст.

Цифры в «цифре»

Директор санкт-петербургской типографии «Четыре цвета» Анри Мелуа — про автоматизацию полиграфии, неактивные продажи, куда потратить сто миллионов и перспективы полиграфии.

Тренды дизайна 2024/2025

Поведение покупателей определяет изменения в продуктах и их дизайне. Потребители ждут приятных эмоций, ярких впечатлений и комфорта в использовании.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 58