2014.03.12, Автор: Игорь Терентьев2001 прочтений

УФ-печать — это не страшно

Теги: От редактора Печать УФ-материалы УФ-печать

К теме УФ-печати на страницах Publish мы обращаемся всё чаще. И не потому, что как-то особенно её любим. Мы видим, как растёт интерес к технологии, а также снижаются пороги по её внедрению. Уже не первый десяток лет она занимает хорошие позиции в упаковочной печати, где незаменима и не имеет альтернатив при работе с невпитывающими материалами. Последние полтора десятка лет УФ-технология постоянно набирает обороты в секторе струйной печати — от широкоформатных и настольных принтеров до специализированных однопроходных систем. Там её «всеядность» по отношению к запечатываемым материалам ещё более востребована.

В традиционном же листовом офсете УФ-печать хоть и устоялась, но прочно заняла место нишевой — её доля в общем объёме офсетных заказов долгое время оставалась стабильно небольшой. Подавляющее большинство полиграфистов не видело особой необходимости переходить на более сложную и дорогую технологию. К тому же нельзя забывать об унаследованных недостатках классической УФ-печати. В спектре излучения обычных УФ-ламп содержатся волны длиной менее 280 нм, вызывающие образование вредного для организма человека озона. Значит, требуются специальные меры по его отводу из цеха. Лампы довольно «прожорливы», а для выхода на рабочие характеристики требуется определённое время. То же самое и с выключением — сразу после этого включать лампу нельзя, её нужно сначала охладить. Во время работы значительная часть излучения расходуется на нагрев материала — это понижает энергетическую эффективность процесса (на полезную работу уходит менее 15% энергии), а также осложняет или даже делает невозможной (в случае чувствительных к нагреву материалов) печать. Борющиеся с недостатками УФ-ламп конструкции (системы охлаждения, шторки и т. п.) довольно громоздки и снижают общую надёжность системы. Да и «живут» УФ-лампы недолго — около 1000 часов, затем требуется замена. А всё это время мощность лампы постепенно снижается, дополнительно осложняя контроль за печатью. Как правило, в машинах с УФ-оснащением лампы устанавливаются после каждой секции — так что стоимость периодической замены ламп приходится умножать на количество секций. Ещё одна проблема, не столь критичная для России, но имеющая значение на Западе, — УФ-лампы содержат некоторое количество ртути. Значит, ещё и к их утилизации предъявляются особые требования…

Производители офсетных машин прекрасно осведомлены об этих проблемах, но создаётся впечатление, что долгое время всерьёз их решением никто не занимался. Ограничивались полумерами — улучшением конструкции ламп, внедрением шторок и т. п. Но вот ударил кризис, а параллельно «цифра» начала наступление на позиции офсета, поднимаясь всё выше по лестнице форматов. И — о чудо! — мы видим следующий виток эволюции УФ-печати, в котором, вероятно, решающую роль сыграли… химики.

Всего пару лет назад на рынке вдруг одна за другой появились офсетные УФ-машины, работающие на новых, высокореактивных УФ-красках. Как правило, на 4–5 секций для полного закрепления оттисков хватало всего одной сушки, к тому же отличающейся пониженным энергопотреблением. Это могла быть сушка на специальной УФ-лампе или линейка светодиодов. При этом машины были избавлены от многих или большинства недостатков классической УФ-печати. Главный секрет оказался в более эффективных с точки зрения взаимодействия с УФ-сушками красках. Какое-то время полиграфисты только присматривались (особенно пугала высокая цена красок), а потом начали активно использовать новую технологию, признав её эффективность. Особенно хорошо пошло дело в Японии.

Однако до последнего времени Россию эти процессы обходили стороной — у нас не было ни одной инсталляции чудо-машин. Но прошлой осенью тестовую печать на высокореактивных красках с использованием специальной УФ-сушки в типографии «ЛинияГрафик» продемонстрировала Heidelberg. Как выяснилось в ходе круглого стола, состоявшегося в редакции Publish в феврале, ещё одна машина в специальном УФ-оснащении производства Komori уже на пути в Россию. Лёд тронулся?

P.S. Если вам интересно мнение редакции, то с нашей колокольни будущее всё-таки за светодиодным УФ-отверждением. С инженерной точки зрения оно выглядит более изящным. Да и в струйной печати его перспективы на фоне УФ-ламп почти бесспорны. А применение специальных УФ-ламп в офсете кажется нам решением переходным, хотя о длительности такого «перехода» судить не возьмёмся. Остальное — в теме номера.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     

  • Мода, нишевая технология или революция?

    С момента широкого распространения офсета, забравшего корону основной полиграфической технологии у высокой печати во второй половине прошлого века, конструкторы продолжали работать над его усовершенствованием. Некоторые результаты этих работ можно сравнить с модой — многим понравилась, но через сезон-два оказалась забытой. Другие привели к созданию нишевых технологий, не перехвативших первенство у обычного офсета, но востребованных для определённых применений. Интересно, что в начале пути большинство подобных разработок претендовали — ни много, ни мало — на революцию в офсете. Но до сих пор настоящей революции в этой технологии пока не случилось. Давайте вспомним некоторые интересные вехи в развитии офсета, оказавшиеся модой или всё-таки отвоевавшие себе место под солнцем в узких нишах.

     

  • Ярко и празднично
     

    Мы хотели праздника! Юбилейный, 200-й номер Publish заслуживал «парадного костюма» — яркой обложки. Разумеется, нам также хотелось, чтобы сделано всё было по последнему слову техники — с помощью самых передовых цифровых решений, о которых мы так любим писать. Именно поэтому мы обратились в российский офис Konica Minolta.

     

  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     


comments powered by Disqus