2014.03.12, Автор: Игорь Терентьев1896 прочтений

УФ-печать — это не страшно

Теги: От редактора Печать УФ-материалы УФ-печать

К теме УФ-печати на страницах Publish мы обращаемся всё чаще. И не потому, что как-то особенно её любим. Мы видим, как растёт интерес к технологии, а также снижаются пороги по её внедрению. Уже не первый десяток лет она занимает хорошие позиции в упаковочной печати, где незаменима и не имеет альтернатив при работе с невпитывающими материалами. Последние полтора десятка лет УФ-технология постоянно набирает обороты в секторе струйной печати — от широкоформатных и настольных принтеров до специализированных однопроходных систем. Там её «всеядность» по отношению к запечатываемым материалам ещё более востребована.

В традиционном же листовом офсете УФ-печать хоть и устоялась, но прочно заняла место нишевой — её доля в общем объёме офсетных заказов долгое время оставалась стабильно небольшой. Подавляющее большинство полиграфистов не видело особой необходимости переходить на более сложную и дорогую технологию. К тому же нельзя забывать об унаследованных недостатках классической УФ-печати. В спектре излучения обычных УФ-ламп содержатся волны длиной менее 280 нм, вызывающие образование вредного для организма человека озона. Значит, требуются специальные меры по его отводу из цеха. Лампы довольно «прожорливы», а для выхода на рабочие характеристики требуется определённое время. То же самое и с выключением — сразу после этого включать лампу нельзя, её нужно сначала охладить. Во время работы значительная часть излучения расходуется на нагрев материала — это понижает энергетическую эффективность процесса (на полезную работу уходит менее 15% энергии), а также осложняет или даже делает невозможной (в случае чувствительных к нагреву материалов) печать. Борющиеся с недостатками УФ-ламп конструкции (системы охлаждения, шторки и т. п.) довольно громоздки и снижают общую надёжность системы. Да и «живут» УФ-лампы недолго — около 1000 часов, затем требуется замена. А всё это время мощность лампы постепенно снижается, дополнительно осложняя контроль за печатью. Как правило, в машинах с УФ-оснащением лампы устанавливаются после каждой секции — так что стоимость периодической замены ламп приходится умножать на количество секций. Ещё одна проблема, не столь критичная для России, но имеющая значение на Западе, — УФ-лампы содержат некоторое количество ртути. Значит, ещё и к их утилизации предъявляются особые требования…

Производители офсетных машин прекрасно осведомлены об этих проблемах, но создаётся впечатление, что долгое время всерьёз их решением никто не занимался. Ограничивались полумерами — улучшением конструкции ламп, внедрением шторок и т. п. Но вот ударил кризис, а параллельно «цифра» начала наступление на позиции офсета, поднимаясь всё выше по лестнице форматов. И — о чудо! — мы видим следующий виток эволюции УФ-печати, в котором, вероятно, решающую роль сыграли… химики.

Всего пару лет назад на рынке вдруг одна за другой появились офсетные УФ-машины, работающие на новых, высокореактивных УФ-красках. Как правило, на 4–5 секций для полного закрепления оттисков хватало всего одной сушки, к тому же отличающейся пониженным энергопотреблением. Это могла быть сушка на специальной УФ-лампе или линейка светодиодов. При этом машины были избавлены от многих или большинства недостатков классической УФ-печати. Главный секрет оказался в более эффективных с точки зрения взаимодействия с УФ-сушками красках. Какое-то время полиграфисты только присматривались (особенно пугала высокая цена красок), а потом начали активно использовать новую технологию, признав её эффективность. Особенно хорошо пошло дело в Японии.

Однако до последнего времени Россию эти процессы обходили стороной — у нас не было ни одной инсталляции чудо-машин. Но прошлой осенью тестовую печать на высокореактивных красках с использованием специальной УФ-сушки в типографии «ЛинияГрафик» продемонстрировала Heidelberg. Как выяснилось в ходе круглого стола, состоявшегося в редакции Publish в феврале, ещё одна машина в специальном УФ-оснащении производства Komori уже на пути в Россию. Лёд тронулся?

P.S. Если вам интересно мнение редакции, то с нашей колокольни будущее всё-таки за светодиодным УФ-отверждением. С инженерной точки зрения оно выглядит более изящным. Да и в струйной печати его перспективы на фоне УФ-ламп почти бесспорны. А применение специальных УФ-ламп в офсете кажется нам решением переходным, хотя о длительности такого «перехода» судить не возьмёмся. Остальное — в теме номера.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     

  • Фотокниги: «блочные» тонкости
     

    В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

     

  • Воспоминания о будущем печати
     

    Будучи на выставке Hunkeler Innovationdays 2017, которая проводится уже полтора десятка лет и неуклонно растёт, я задал двум представителям производителей оборудования вопрос: «А вы замечали, что из России сюда приезжает больше представителей офсетных типографий?» Ответ был однозначным: «Нет». Получается, за парой исключений (в России уже есть целых две коммерческих типографии, оснащённых рулонными струйными ЦПМ для двусторонней печати) больше никто из офсетчиков особенно не думает о внедрении по-настоящему промышленной «цифры»? Наверное, у наших крупных офсетных типографий всё в порядке с заказами, а будущее легко и безоблачно…

     

  • «Цифровой» белый как двигатель прогресса
     

    Вспоминаю разговор, состоявшийся всего пару лет назад на дилерской конференции крупного дистрибьютора офисного печатного оборудования. Опытный и технически грамотный специалист известного производителя принтеров удивил меня вопросом: «А кому вообще нужен белый тонер в принтерах?» Вопрос его с колокольни компании, в первую очередь сфокусированной на рынке офисной техники, был вполне справедлив. Довольно сложно представить себе, кому в повседневной офисной работе действительно может понадобиться возможность печати белым тонером. Белым по белому? Вы в своём уме вообще? Можно сказать, что идея темы номера «Цифровой белый» зародилась именно тогда…

     


comments powered by Disqus