2014.03.12, Автор: Игорь Терентьев2685 прочтений

УФ-печать — это не страшно

Теги: От редактора Печать УФ-материалы УФ-печать

К теме УФ-печати на страницах Publish мы обращаемся всё чаще. И не потому, что как-то особенно её любим. Мы видим, как растёт интерес к технологии, а также снижаются пороги по её внедрению. Уже не первый десяток лет она занимает хорошие позиции в упаковочной печати, где незаменима и не имеет альтернатив при работе с невпитывающими материалами. Последние полтора десятка лет УФ-технология постоянно набирает обороты в секторе струйной печати — от широкоформатных и настольных принтеров до специализированных однопроходных систем. Там её «всеядность» по отношению к запечатываемым материалам ещё более востребована.

В традиционном же листовом офсете УФ-печать хоть и устоялась, но прочно заняла место нишевой — её доля в общем объёме офсетных заказов долгое время оставалась стабильно небольшой. Подавляющее большинство полиграфистов не видело особой необходимости переходить на более сложную и дорогую технологию. К тому же нельзя забывать об унаследованных недостатках классической УФ-печати. В спектре излучения обычных УФ-ламп содержатся волны длиной менее 280 нм, вызывающие образование вредного для организма человека озона. Значит, требуются специальные меры по его отводу из цеха. Лампы довольно «прожорливы», а для выхода на рабочие характеристики требуется определённое время. То же самое и с выключением — сразу после этого включать лампу нельзя, её нужно сначала охладить. Во время работы значительная часть излучения расходуется на нагрев материала — это понижает энергетическую эффективность процесса (на полезную работу уходит менее 15% энергии), а также осложняет или даже делает невозможной (в случае чувствительных к нагреву материалов) печать. Борющиеся с недостатками УФ-ламп конструкции (системы охлаждения, шторки и т. п.) довольно громоздки и снижают общую надёжность системы. Да и «живут» УФ-лампы недолго — около 1000 часов, затем требуется замена. А всё это время мощность лампы постепенно снижается, дополнительно осложняя контроль за печатью. Как правило, в машинах с УФ-оснащением лампы устанавливаются после каждой секции — так что стоимость периодической замены ламп приходится умножать на количество секций. Ещё одна проблема, не столь критичная для России, но имеющая значение на Западе, — УФ-лампы содержат некоторое количество ртути. Значит, ещё и к их утилизации предъявляются особые требования…

Производители офсетных машин прекрасно осведомлены об этих проблемах, но создаётся впечатление, что долгое время всерьёз их решением никто не занимался. Ограничивались полумерами — улучшением конструкции ламп, внедрением шторок и т. п. Но вот ударил кризис, а параллельно «цифра» начала наступление на позиции офсета, поднимаясь всё выше по лестнице форматов. И — о чудо! — мы видим следующий виток эволюции УФ-печати, в котором, вероятно, решающую роль сыграли… химики.

Всего пару лет назад на рынке вдруг одна за другой появились офсетные УФ-машины, работающие на новых, высокореактивных УФ-красках. Как правило, на 4–5 секций для полного закрепления оттисков хватало всего одной сушки, к тому же отличающейся пониженным энергопотреблением. Это могла быть сушка на специальной УФ-лампе или линейка светодиодов. При этом машины были избавлены от многих или большинства недостатков классической УФ-печати. Главный секрет оказался в более эффективных с точки зрения взаимодействия с УФ-сушками красках. Какое-то время полиграфисты только присматривались (особенно пугала высокая цена красок), а потом начали активно использовать новую технологию, признав её эффективность. Особенно хорошо пошло дело в Японии.

Однако до последнего времени Россию эти процессы обходили стороной — у нас не было ни одной инсталляции чудо-машин. Но прошлой осенью тестовую печать на высокореактивных красках с использованием специальной УФ-сушки в типографии «ЛинияГрафик» продемонстрировала Heidelberg. Как выяснилось в ходе круглого стола, состоявшегося в редакции Publish в феврале, ещё одна машина в специальном УФ-оснащении производства Komori уже на пути в Россию. Лёд тронулся?

P.S. Если вам интересно мнение редакции, то с нашей колокольни будущее всё-таки за светодиодным УФ-отверждением. С инженерной точки зрения оно выглядит более изящным. Да и в струйной печати его перспективы на фоне УФ-ламп почти бесспорны. А применение специальных УФ-ламп в офсете кажется нам решением переходным, хотя о длительности такого «перехода» судить не возьмёмся. Остальное — в теме номера.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Перспективы в широком формате

    Хотя читатели Publish в нашем опросе на сайте, прямо скажем, крайне пессимистичны по поводу перспектив покупки широкоформатных принтеров, заметно оживившаяся и подросшая в размерах выставка «Реклама 2019» всё-таки внушает надежду на лучшее. Конечно, если вспомнить FESPA 2019, то до главной российской широкоформатной выставки всё ещё не доехало множество интересных новинок. Но хотелось бы больше о позитивном. Есть, есть хорошие новости!

     

  • Такая разная цифровая этикетка

    Под «цифровой этикеткой» мы обычно подразумеваем цифровой способ её печати и отделки. Именно поэтому в заглавной статье номера речь идёт о новинках в области цифровой печати — ЦПМ и гибридных машинах с цифровыми секциями, а также решениях для отделки с использованием цифровых технологий. Кстати, из заметных новостей с недавней Labelexpo — появление флексомашин со встроенными цифровыми секциями нанесения белого и лака, но без многокрасочной цифровой печати. Жизнь — штука богатая, вероятно, перед кем-то стоят задачи, требующие и таких конфигураций.

     

  • Обложка с клапаном, защита и цифровая печать…

    Выпуская журнал для полиграфистов, мы сами никогда не упускаем случая попробовать что-то новое. На этот раз такую возможность нам предоставили коллеги из «Европапир» вместе со своими партнёрами из Konica Minolta Business Solutions Russia. Хотя в тот момент, когда пишутся эти строки, обложка ещё не напечатана, будем надеяться, что всё получится, как задумано.

     

  • Взгляд Терминатора

    Это был вызов — визуализировать такую сложную тему. «Цифровая трансформация в офсетной типографии» — как это вообще может представить себе дизайнер? К счастью, к моменту выдачи задания Ане Бурлакиной у нас была не только тема номера, но и готовая статья по итогам нашей конференции на выставке Printech 2019. Это помогло Ане, что называется, «войти в тему». Результат вы можете увидеть на обложке этого номера…

     

  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     


comments powered by Disqus