2014.03.12, Автор: Игорь Терентьев2380 прочтений

УФ-печать — это не страшно

Теги: От редактора Печать УФ-материалы УФ-печать

К теме УФ-печати на страницах Publish мы обращаемся всё чаще. И не потому, что как-то особенно её любим. Мы видим, как растёт интерес к технологии, а также снижаются пороги по её внедрению. Уже не первый десяток лет она занимает хорошие позиции в упаковочной печати, где незаменима и не имеет альтернатив при работе с невпитывающими материалами. Последние полтора десятка лет УФ-технология постоянно набирает обороты в секторе струйной печати — от широкоформатных и настольных принтеров до специализированных однопроходных систем. Там её «всеядность» по отношению к запечатываемым материалам ещё более востребована.

В традиционном же листовом офсете УФ-печать хоть и устоялась, но прочно заняла место нишевой — её доля в общем объёме офсетных заказов долгое время оставалась стабильно небольшой. Подавляющее большинство полиграфистов не видело особой необходимости переходить на более сложную и дорогую технологию. К тому же нельзя забывать об унаследованных недостатках классической УФ-печати. В спектре излучения обычных УФ-ламп содержатся волны длиной менее 280 нм, вызывающие образование вредного для организма человека озона. Значит, требуются специальные меры по его отводу из цеха. Лампы довольно «прожорливы», а для выхода на рабочие характеристики требуется определённое время. То же самое и с выключением — сразу после этого включать лампу нельзя, её нужно сначала охладить. Во время работы значительная часть излучения расходуется на нагрев материала — это понижает энергетическую эффективность процесса (на полезную работу уходит менее 15% энергии), а также осложняет или даже делает невозможной (в случае чувствительных к нагреву материалов) печать. Борющиеся с недостатками УФ-ламп конструкции (системы охлаждения, шторки и т. п.) довольно громоздки и снижают общую надёжность системы. Да и «живут» УФ-лампы недолго — около 1000 часов, затем требуется замена. А всё это время мощность лампы постепенно снижается, дополнительно осложняя контроль за печатью. Как правило, в машинах с УФ-оснащением лампы устанавливаются после каждой секции — так что стоимость периодической замены ламп приходится умножать на количество секций. Ещё одна проблема, не столь критичная для России, но имеющая значение на Западе, — УФ-лампы содержат некоторое количество ртути. Значит, ещё и к их утилизации предъявляются особые требования…

Производители офсетных машин прекрасно осведомлены об этих проблемах, но создаётся впечатление, что долгое время всерьёз их решением никто не занимался. Ограничивались полумерами — улучшением конструкции ламп, внедрением шторок и т. п. Но вот ударил кризис, а параллельно «цифра» начала наступление на позиции офсета, поднимаясь всё выше по лестнице форматов. И — о чудо! — мы видим следующий виток эволюции УФ-печати, в котором, вероятно, решающую роль сыграли… химики.

Всего пару лет назад на рынке вдруг одна за другой появились офсетные УФ-машины, работающие на новых, высокореактивных УФ-красках. Как правило, на 4–5 секций для полного закрепления оттисков хватало всего одной сушки, к тому же отличающейся пониженным энергопотреблением. Это могла быть сушка на специальной УФ-лампе или линейка светодиодов. При этом машины были избавлены от многих или большинства недостатков классической УФ-печати. Главный секрет оказался в более эффективных с точки зрения взаимодействия с УФ-сушками красках. Какое-то время полиграфисты только присматривались (особенно пугала высокая цена красок), а потом начали активно использовать новую технологию, признав её эффективность. Особенно хорошо пошло дело в Японии.

Однако до последнего времени Россию эти процессы обходили стороной — у нас не было ни одной инсталляции чудо-машин. Но прошлой осенью тестовую печать на высокореактивных красках с использованием специальной УФ-сушки в типографии «ЛинияГрафик» продемонстрировала Heidelberg. Как выяснилось в ходе круглого стола, состоявшегося в редакции Publish в феврале, ещё одна машина в специальном УФ-оснащении производства Komori уже на пути в Россию. Лёд тронулся?

P.S. Если вам интересно мнение редакции, то с нашей колокольни будущее всё-таки за светодиодным УФ-отверждением. С инженерной точки зрения оно выглядит более изящным. Да и в струйной печати его перспективы на фоне УФ-ламп почти бесспорны. А применение специальных УФ-ламп в офсете кажется нам решением переходным, хотя о длительности такого «перехода» судить не возьмёмся. Остальное — в теме номера.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     


comments powered by Disqus