101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Размышления о будущем газет: выход есть

  • Игорь Терентьев
  • 7 июня 2012 г.
  • 5844

Во время организованного в апреле Goss International и её российским партнёром «НИССА Медиапроект» визита во Францию состоялся интересный разговор, касающийся перспектив газетного бизнеса. Опасения «газетчиков» подкрепляются регулярными новостями о закрытии газет, снижении тиражей и т. п. На эту мельницу льют воду и некоторые медиа-аналитики, уже просчитавшие даты полного исчезновения газетной отрасли с точностью до года. Их презентации обычно не заканчиваются смертью газет — предрекается, что через 20-30 лет можно будет ставить крест на издательской полиграфии вообще. Поневоле вспоминаются слова одного из героев замечательного фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро ничего не будет — ни кино, ни театров — одно сплошное телевидение». Только вместо «телевидения» теперь подставляют «интернет», а вместо «кино» и «театров» — газеты, журналы и книги. Во-первых, кино и театры никуда не делись, а во-вторых, давайте взглянем в лицо фактам, характеризующим развитие издательской полиграфии.

Есть ли будущее у газет?

Вопросом По данным ФАПМК в 2011 г. в структуре выпуска печатной продукции в России газеты занимали 22%, журналы — 14%, книги — 11%. Именно на эти три сектора оказывают наибольшее давление электронные носители. Кто-то даже считает, что очень скоро они полностью вытеснят печатные носители. Сафонов с этим категорически не согласен. Наиболее вероятный путь развития — интеграция электронных и печатных медиа. Вопрос только в степени интеграции и временных оценках. Один из неожиданных аргументов: сейчас в мире на полиграфические способы хранения информации приходится всего лишь 0,01% от всех существующих носителей! Информационный взрыв в подавляющем большинстве происходит за счёт приращения цифрового способа хранения. Но конкуренция между новыми и старыми способами хранения информации чаще не приводит к замене — происходит дополнение. Новое средство передачи/хранения данных поглощает только определённую часть информационного поля, созданного ранее.

Сафронов показал две сводные таблицы, характеризующие степень интеграции электронных и печатных СМИ — качественную и количественную. На второй рассматривались сценарии падения объёмов выпуска книг, журналов и газет — от 20 до 40%. У собравшихся эти таблицы вызвали множество вопросов, главный из которых — «Когда?». Как скоро можно ожидать претворения в жизнь одного из сценариев падения объёмов полиграфических работ? Какой более реалистичен? Точного ответа на все эти вопросы нет. Один из факторов — электронные СМИ всё ещё имеют ограничения и недостатки, которые предстоит преодолеть. Другой зависит от усилий собравшихся — полиграфистов и издателей.

Не жди, пока будущее настанет — создай его сегодня

М. Верфель: О том, что можно сделать для продления жизни газетным изданиям, рассказал специально приглашённый на семинар заместитель генерального директора и исполнительный директор по производству WAN/IFRA Манфред Верфель. Начал он с небольшой предыстории. В 1961 г. была организована IFRA, объединяющая газетных издателей. Тогда её создатели боялись, что газеты будут убиты цветным телевидением. Этого не произошло, в том числе потому, что газеты изменились. Изменения могут быть в любой отрасли, нужно их предвидеть и менять подход к бизнесу с учётом перспективы.

Почему для газетной печати важно качество, если газета живёт 1 день? С момента своего создания газеты существенно изменились — от простого и доступного поставщика новостей с простейшей печатью до цветных изданий с обилием иллюстраций и красивой вёрсткой. Падение тиражей началось раньше, чем появился интернет, — в 80-х. Оно было спровоцировано глобализацией. Информации вдруг стало слишком много. Сейчас газеты активно конкурируют с другими СМИ. Нужна более качественная подача информации — от содержания до полиграфического исполнения. Читатель оценивает общее качество по нескольким выпускам газеты.

Важный аспект — стандарты. В современных газетах они похожи на двуликого Януса. Одно лицо обращено к производственникам: стандарт ISO 12647-3 определяет требования к газетной печати без сушки. Второе обращено к потребителю: печатное изображение должно отвечать ожиданиям читателя.

Но стандарты основаны на производственных процессах и меняются вместе с ними. Изменив печатную машину, расходные материалы и послепечатную обработку, можно получить новые продукты и выйти на новый уровень качества. Примеры для газетных машин — дооснащение газовой или УФ-сушкой, и пока ещё редкий — установка секции лакирования.

Происходят изменения в материалах для газетной печати. Чаще всего выбирают более качественные сорта бумаги: улучшенную газетную, суперкаландрированную и легкомелованную. На Западе, где внимание к экологии — устойчивая тенденции, для специальных проектов и особых рекламодателей выбирают бумагу из вторсырья. А в рекламных целях уместно и оправдывает себя применение экзотических материалов, например кальки. Ещё один резерв — краски. Газетчики всё активнее переходят на УФ-краски и гибридные, менее распространены краски с высоким содержанием пигмента, флюоресцентные, металлизированные, ароматизированные (есть очень специфические запахи)…

В послепечати становятся актуальны шитьё на проволоку, третий фальц для получения продукции формата А4, трёхсторонняя обрезка, подборки и вкладки. Издатели и читатели особо заинтересованы в комбинированных продуктах: обложка на мелованной бумаге с внутренними полосами на газетной.

Многие качественные изменения требуют комплексного подхода. Чтобы начать печатать на газетной машине недорогой журнал с обложкой на мелованной бумаге, может потребоваться дооснащение машины УФ- или газовой сушкой, соответствующие краски и дополнительная послепечатная обработка.

Меняться для будущего

Активная экспансия электронных медиа отнюдь не отрицает перспектив развития печатных СМИ. Однако для успеха нужно менять традиционные подходы, задействовать возможности интеграции и диверсифицировать производство. Последнее особенно актуально для газетных типографий. Внедряя новые технологии быстрее конкурентов, можно успешно привлекать дополнительные заказы, выпускать более ценные печатные продукты и уверенно смотреть в будущее.


Идеи, формы, форматы

Рекламное вложение на скрепке в польской газете отпечатано на кальке — такой Реклама всегда оставалась движущей силой газетной индустрии. Чтобы сохранить интерес рекламодателей, нужны новые идеи для рекламы — необычные формы и форматы. Например, «флаерные полосы» (вертикальные и горизонтальные), перекрывающие половину первой и последней полосы газеты. Или реклама, расположенная «за» редакционным материалом. Или отрывной купон с перфорацией. Суперпанорамная реклама — раскрывающийся постер из 4-х полос А2. Можно до 6-ти полос! Для его создания требуется специальный фальцаппарат.

Немецкая Bild в прошлом году установила рекорд для газет: один выпуск отпечатали в формате А1. Он попал в книгу рекордов Гиннеса. В этом году газете 60 лет, издатели планируют напечатать в июне субботнее приложение, которое доставят во все дома Германии — более 40 млн экземпляров. Правда, у этого проекта появился неожиданный побочный эффект — уже создано движение «отказников», которые не хотят получить этот выпуск, хотя он бесплатный. Впрочем, это только повысит интерес к проекту.

Ещё пример — газета с номерами, которые могли выиграть в лотерею. Технически это было сделано с помощью сочетания рулонной офсетной и цифровой печати — встроенными в рулонную машину струйными печатающими головками. Это также позволяет впечатывать адреса или отдельные текстовые блоки в зависимости от района распространения определённой части тиража.

Популяризируются специальные технологии для взаимодействия с электронными носителями. Например, QR-коды быстрого отклика легко считываются с помощью камеры в смартфоне и адресуют прямо на веб-страницу или показывают какую-то надпись на экране. Чтобы QR-коды использовались активнее, читателя надо заинтересовать, что-то ему предложив. Ещё один вариант интеграции с электронными медиа — дополненная реальность. Читатель наводит смартфон на печатный лист и видит дополняющие изображения — трёхмерную графику или анимацию. Есть опыт интеграции видео в печатные продукты.

Разрабатываемая технология — AirCode, в которой используется печатная электроника. С её помощью реализуются более защищённые способы доступа, возможно создание новых видов рекламы. Процесс покупки становится проще…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 64