2012.06.07, Автор: Игорь Терентьев4698 прочтений

Размышления о будущем газет: выход есть

Теги: Последняя страница Publish

Пессимистичный настрой газетных издателей и типографий больше основан на эмоциях, чем на трезвой оценке ситуации. Газетная индустрия может успешно развиваться, но должна адаптироваться к реалиям рынка.

Во время организованного в апреле Goss International и её российским партнёром «НИССА Медиапроект» визита во Францию состоялся интересный разговор, касающийся перспектив газетного бизнеса. Опасения «газетчиков» подкрепляются регулярными новостями о закрытии газет, снижении тиражей и т. п. На эту мельницу льют воду и некоторые медиа-аналитики, уже просчитавшие даты полного исчезновения газетной отрасли с точностью до года. Их презентации обычно не заканчиваются смертью газет — предрекается, что через 20-30 лет можно будет ставить крест на издательской полиграфии вообще. Поневоле вспоминаются слова одного из героев замечательного фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро ничего не будет — ни кино, ни театров — одно сплошное телевидение». Только вместо «телевидения» теперь подставляют «интернет», а вместо «кино» и «театров» — газеты, журналы и книги. Во-первых, кино и театры никуда не делись, а во-вторых, давайте взглянем в лицо фактам, характеризующим развитие издательской полиграфии.

Есть ли будущее у газет?

Вопросом По данным ФАПМК в 2011 г. в структуре выпуска печатной продукции в России газеты занимали 22%, журналы — 14%, книги — 11%. Именно на эти три сектора оказывают наибольшее давление электронные носители. Кто-то даже считает, что очень скоро они полностью вытеснят печатные носители. Сафонов с этим категорически не согласен. Наиболее вероятный путь развития — интеграция электронных и печатных медиа. Вопрос только в степени интеграции и временных оценках. Один из неожиданных аргументов: сейчас в мире на полиграфические способы хранения информации приходится всего лишь 0,01% от всех существующих носителей! Информационный взрыв в подавляющем большинстве происходит за счёт приращения цифрового способа хранения. Но конкуренция между новыми и старыми способами хранения информации чаще не приводит к замене — происходит дополнение. Новое средство передачи/хранения данных поглощает только определённую часть информационного поля, созданного ранее.

Сафронов показал две сводные таблицы, характеризующие степень интеграции электронных и печатных СМИ — качественную и количественную. На второй рассматривались сценарии падения объёмов выпуска книг, журналов и газет — от 20 до 40%. У собравшихся эти таблицы вызвали множество вопросов, главный из которых — «Когда?». Как скоро можно ожидать претворения в жизнь одного из сценариев падения объёмов полиграфических работ? Какой более реалистичен? Точного ответа на все эти вопросы нет. Один из факторов — электронные СМИ всё ещё имеют ограничения и недостатки, которые предстоит преодолеть. Другой зависит от усилий собравшихся — полиграфистов и издателей.

Не жди, пока будущее настанет — создай его сегодня

М. Верфель: О том, что можно сделать для продления жизни газетным изданиям, рассказал специально приглашённый на семинар заместитель генерального директора и исполнительный директор по производству WAN/IFRA Манфред Верфель. Начал он с небольшой предыстории. В 1961 г. была организована IFRA, объединяющая газетных издателей. Тогда её создатели боялись, что газеты будут убиты цветным телевидением. Этого не произошло, в том числе потому, что газеты изменились. Изменения могут быть в любой отрасли, нужно их предвидеть и менять подход к бизнесу с учётом перспективы.

Почему для газетной печати важно качество, если газета живёт 1 день? С момента своего создания газеты существенно изменились — от простого и доступного поставщика новостей с простейшей печатью до цветных изданий с обилием иллюстраций и красивой вёрсткой. Падение тиражей началось раньше, чем появился интернет, — в 80-х. Оно было спровоцировано глобализацией. Информации вдруг стало слишком много. Сейчас газеты активно конкурируют с другими СМИ. Нужна более качественная подача информации — от содержания до полиграфического исполнения. Читатель оценивает общее качество по нескольким выпускам газеты.

Важный аспект — стандарты. В современных газетах они похожи на двуликого Януса. Одно лицо обращено к производственникам: стандарт ISO 12647-3 определяет требования к газетной печати без сушки. Второе обращено к потребителю: печатное изображение должно отвечать ожиданиям читателя.

Но стандарты основаны на производственных процессах и меняются вместе с ними. Изменив печатную машину, расходные материалы и послепечатную обработку, можно получить новые продукты и выйти на новый уровень качества. Примеры для газетных машин — дооснащение газовой или УФ-сушкой, и пока ещё редкий — установка секции лакирования.

Происходят изменения в материалах для газетной печати. Чаще всего выбирают более качественные сорта бумаги: улучшенную газетную, суперкаландрированную и легкомелованную. На Западе, где внимание к экологии — устойчивая тенденции, для специальных проектов и особых рекламодателей выбирают бумагу из вторсырья. А в рекламных целях уместно и оправдывает себя применение экзотических материалов, например кальки. Ещё один резерв — краски. Газетчики всё активнее переходят на УФ-краски и гибридные, менее распространены краски с высоким содержанием пигмента, флюоресцентные, металлизированные, ароматизированные (есть очень специфические запахи)…

В послепечати становятся актуальны шитьё на проволоку, третий фальц для получения продукции формата А4, трёхсторонняя обрезка, подборки и вкладки. Издатели и читатели особо заинтересованы в комбинированных продуктах: обложка на мелованной бумаге с внутренними полосами на газетной.

Многие качественные изменения требуют комплексного подхода. Чтобы начать печатать на газетной машине недорогой журнал с обложкой на мелованной бумаге, может потребоваться дооснащение машины УФ- или газовой сушкой, соответствующие краски и дополнительная послепечатная обработка.

Меняться для будущего

Активная экспансия электронных медиа отнюдь не отрицает перспектив развития печатных СМИ. Однако для успеха нужно менять традиционные подходы, задействовать возможности интеграции и диверсифицировать производство. Последнее особенно актуально для газетных типографий. Внедряя новые технологии быстрее конкурентов, можно успешно привлекать дополнительные заказы, выпускать более ценные печатные продукты и уверенно смотреть в будущее.


Идеи, формы, форматы

Рекламное вложение на скрепке в польской газете отпечатано на кальке — такой Реклама всегда оставалась движущей силой газетной индустрии. Чтобы сохранить интерес рекламодателей, нужны новые идеи для рекламы — необычные формы и форматы. Например, «флаерные полосы» (вертикальные и горизонтальные), перекрывающие половину первой и последней полосы газеты. Или реклама, расположенная «за» редакционным материалом. Или отрывной купон с перфорацией. Суперпанорамная реклама — раскрывающийся постер из 4-х полос А2. Можно до 6-ти полос! Для его создания требуется специальный фальцаппарат.

Немецкая Bild в прошлом году установила рекорд для газет: один выпуск отпечатали в формате А1. Он попал в книгу рекордов Гиннеса. В этом году газете 60 лет, издатели планируют напечатать в июне субботнее приложение, которое доставят во все дома Германии — более 40 млн экземпляров. Правда, у этого проекта появился неожиданный побочный эффект — уже создано движение «отказников», которые не хотят получить этот выпуск, хотя он бесплатный. Впрочем, это только повысит интерес к проекту.

Ещё пример — газета с номерами, которые могли выиграть в лотерею. Технически это было сделано с помощью сочетания рулонной офсетной и цифровой печати — встроенными в рулонную машину струйными печатающими головками. Это также позволяет впечатывать адреса или отдельные текстовые блоки в зависимости от района распространения определённой части тиража.

Популяризируются специальные технологии для взаимодействия с электронными носителями. Например, QR-коды быстрого отклика легко считываются с помощью камеры в смартфоне и адресуют прямо на веб-страницу или показывают какую-то надпись на экране. Чтобы QR-коды использовались активнее, читателя надо заинтересовать, что-то ему предложив. Ещё один вариант интеграции с электронными медиа — дополненная реальность. Читатель наводит смартфон на печатный лист и видит дополняющие изображения — трёхмерную графику или анимацию. Есть опыт интеграции видео в печатные продукты.

Разрабатываемая технология — AirCode, в которой используется печатная электроника. С её помощью реализуются более защищённые способы доступа, возможно создание новых видов рекламы. Процесс покупки становится проще…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Сложная сумма простых слагаемых

    На этот раз мы решили посчитать готовый промонабор. Точно такой же, как найденный недавно главным редактором в его почтовом ящике. Набор включал три продукта: 1) конверт евро 4+0, без окон; 2) буклет А4, 4+4, матовая меловка 150 г/м2, фальцовка типа гармошка, карточка на двухстороннем скотче; 3) карта пластиковая, стандартная, 85х55 мм, 4+4, нумерация 4 знака на лице, вид нумерации на усмотрение производителя. Отгрузка: конверт отдельно, буклет с вклеенной картой. Тираж 200, 500 или 1000 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Предвыборный набор

    18 марта 2018 г. состоятся выборы Президента России. Это хороший повод, чтобы посчитать печать предвыборного набора:

    1) Афиша А3, 115 гр/м2, 4+0, 1000 экз.

    2) Листовка А4, офсет 80 гр, 4+4, 5000 экз.

    3) Брошюра А5, 16 полос, 4+4, 115 гр/м2, 5000 экз.

     

  • Переплёт всё доступнее

    Как меняется ситуация с печатью ч/б книг в твёрдом переплёте? Повторяем запрос (Publish № 4, 2016 г.; https://www.publish.ru/articles/201604_20013556): книга в твёрдом переплёте, формат А5, 192 полосы + обложка, блок 1+1 (чёрный), офсет 80 г/м2, обложка 4+0+глянцевая ламинация, форзацы без печати, тираж 100 и 500 экз. Есть готовый макет.

     


comments powered by Disqus