101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Пути "ситипизации"

  • February 9, 2012
  • 2839

В этом номере публикуются результаты нашего ежегодного и самого подробного независимого исследования российского рынка оборудования для прямого вывода офсетных форм — CTP. С 2006 г. проводим круглые столы с участием поставщиков, оказывающих нам активное содействие. За эти годы накопилась детальная статистика, а в 2011 г. удалось достичь максимального кворума, что обеспечило 100% охват рынка.

Россия подключилась к процессу «ситипизации» позже наиболее развитых полиграфических рынков. Хорошо помню один из своих первых переводов в Publish — замечательную статью Аниты Деннис
«Формальный подход к цифровой печати» (http://www.publish.ru/articles/4394732/text/4040845.html). Дело было в 1996-м (!), а в статье не только описывались варианты реализации прямого вывода форм, но и рассматривался практический опыт их использования. Примечательно, что один из разделов статьи назывался «Похороны плёнки?». В тот момент технология вывода на плёнки и последующего копирования на формы была хорошо отлаженной, обеспечивала устраивающее всех качество, поэтому отказ от неё большинству здравомыслящих специалистов в области допечатной подготовки казался явно преждевременным.

Тем не менее, технология, позволяющая избавиться от нескольких промежуточных этапов и значительно ускорить формные процессы, вызывала большой интерес. Потребовалось время для её становления. Примечательно, что большинство упомянутых Деннис производителей уже канули в Лету, хотя имя Creo (в феврале 2005 г. почти за миллиард долл. её купила Kodak — как раз из-за CTP) помнят все и ассоциируют с технологией термальных CTP.

Ныне CTP уже стала основной и преобладающей технологией подготовки офсетных форм, в том числе в России, где количество инсталляций превысило 800 единиц. Хотя в конце 1990-х и начале 2000-х это не было очевидным — параллельно весьма активно продвигалась идея следующего шага эволюции, на котором CTP было бы интегрировано в офсетную машину.

Логика в таком объединении была: почему бы не ускорить процесс, экспонируя форму прямо в печатной секции? На пике интереса технологией увлекались крупнейшие поставщики — Heidelberg, KBA, Presstek, Ryobi, Screen, Kodak, MAN Roland, Komori, Adast и даже Xerox (и ещё кого-то я наверняка забыл или не знал). Было выпущено и продано несколько тысяч офсетных DI-машин (в т. ч. полуформатных), но в итоге оказалось, что эта ветвь тупиковая. Началом её заката стал отказ в 2006 г. от продвижения DI-машин самого крупного их производителя — Heidelberg. Сейчас в этом списке осталось только два имени — Presstek и Screen. Последняя прямо заявляет, что не собирается развивать технологию, хотя продолжает выпуск машин DI. А у Presstek явно не получается извлечь преимущества из монопольного положения на рынке. После представления в 2010 г. полуформатной DI-машины количество её инсталляций не достигло даже десятка.

Среди причин победы концепции CTP — дороговизна DI и формных материалов, её избыточность при большом парке печатных машин (одно-два CTP перекрывают потребности в формах типографии с несколькими печатными машинами), отсутствие заметных преимуществ DI в скорости и раcпространение цифровой печати в малоформатном секторе. А ведь именно он был основным для сбыта DI.

Что происходит сейчас? Итоги года показали, что «ситипизация» России заметно активизировалась. Это, как ни парадоксально, связано ещё и с тем, что многие небольшие типографии посчитали целесообразным вообще не иметь собственных формных участков. А предприниматели обратили внимание на открывшуюся нишу репроцентров на базе CTP. Толчком для этого, вероятно, стало очередное и весьма существенное подорожание фототехнической плёнки. Производители объясняют его ростом цен на серебро, но причина не особенно важна, факт налицо — подготовка форм «с плёнок» (я бы уже не стал называть способ традиционным) по себестоимости вот-вот сравняется с прямым выводом. Этому способствует и постепенное снижение цен на цифровые пластины, появление выбора недорогих термальных из Китая. Произошёл и всплеск интереса к CTcP — CTP для аналоговых пластин. Но это явление, скорее всего, временное — как только разница в цене между цифровыми и аналоговыми пластинами достигнет определённой пороговой величины, интерес к CTcP пропадёт. Подробности читайте в теме номера…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

Что не так с кадрами?

Сетования и даже больше — жалобы на кадровый дефицит в полиграфии — стали уже общим местом.

Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Не только «плюсы»

Мы привыкли вести отсчёт с Нового года. Смысла, надо признаться, в этом мало, но человеческая психология заставляет верить в магию «понедельников»: с них как-то привычнее начинать новую жизнь.

Настало время новогодних историй

Под Новый год нужно рассказывать новогодние истории, разумеется — полиграфические. И у меня есть такие: про календарную кампанию в типографии, в которой я когда-то работал. И это история даже не про саму компанию, а про мотивацию.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 18