101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Пути "ситипизации"

  • 9 февраля 2012 г.
  • 1550

В этом номере публикуются результаты нашего ежегодного и самого подробного независимого исследования российского рынка оборудования для прямого вывода офсетных форм — CTP. С 2006 г. проводим круглые столы с участием поставщиков, оказывающих нам активное содействие. За эти годы накопилась детальная статистика, а в 2011 г. удалось достичь максимального кворума, что обеспечило 100% охват рынка.

Россия подключилась к процессу «ситипизации» позже наиболее развитых полиграфических рынков. Хорошо помню один из своих первых переводов в Publish — замечательную статью Аниты Деннис
«Формальный подход к цифровой печати» (http://www.publish.ru/articles/4394732/text/4040845.html). Дело было в 1996-м (!), а в статье не только описывались варианты реализации прямого вывода форм, но и рассматривался практический опыт их использования. Примечательно, что один из разделов статьи назывался «Похороны плёнки?». В тот момент технология вывода на плёнки и последующего копирования на формы была хорошо отлаженной, обеспечивала устраивающее всех качество, поэтому отказ от неё большинству здравомыслящих специалистов в области допечатной подготовки казался явно преждевременным.

Тем не менее, технология, позволяющая избавиться от нескольких промежуточных этапов и значительно ускорить формные процессы, вызывала большой интерес. Потребовалось время для её становления. Примечательно, что большинство упомянутых Деннис производителей уже канули в Лету, хотя имя Creo (в феврале 2005 г. почти за миллиард долл. её купила Kodak — как раз из-за CTP) помнят все и ассоциируют с технологией термальных CTP.

Ныне CTP уже стала основной и преобладающей технологией подготовки офсетных форм, в том числе в России, где количество инсталляций превысило 800 единиц. Хотя в конце 1990-х и начале 2000-х это не было очевидным — параллельно весьма активно продвигалась идея следующего шага эволюции, на котором CTP было бы интегрировано в офсетную машину.

Логика в таком объединении была: почему бы не ускорить процесс, экспонируя форму прямо в печатной секции? На пике интереса технологией увлекались крупнейшие поставщики — Heidelberg, KBA, Presstek, Ryobi, Screen, Kodak, MAN Roland, Komori, Adast и даже Xerox (и ещё кого-то я наверняка забыл или не знал). Было выпущено и продано несколько тысяч офсетных DI-машин (в т. ч. полуформатных), но в итоге оказалось, что эта ветвь тупиковая. Началом её заката стал отказ в 2006 г. от продвижения DI-машин самого крупного их производителя — Heidelberg. Сейчас в этом списке осталось только два имени — Presstek и Screen. Последняя прямо заявляет, что не собирается развивать технологию, хотя продолжает выпуск машин DI. А у Presstek явно не получается извлечь преимущества из монопольного положения на рынке. После представления в 2010 г. полуформатной DI-машины количество её инсталляций не достигло даже десятка.

Среди причин победы концепции CTP — дороговизна DI и формных материалов, её избыточность при большом парке печатных машин (одно-два CTP перекрывают потребности в формах типографии с несколькими печатными машинами), отсутствие заметных преимуществ DI в скорости и раcпространение цифровой печати в малоформатном секторе. А ведь именно он был основным для сбыта DI.

Что происходит сейчас? Итоги года показали, что «ситипизация» России заметно активизировалась. Это, как ни парадоксально, связано ещё и с тем, что многие небольшие типографии посчитали целесообразным вообще не иметь собственных формных участков. А предприниматели обратили внимание на открывшуюся нишу репроцентров на базе CTP. Толчком для этого, вероятно, стало очередное и весьма существенное подорожание фототехнической плёнки. Производители объясняют его ростом цен на серебро, но причина не особенно важна, факт налицо — подготовка форм «с плёнок» (я бы уже не стал называть способ традиционным) по себестоимости вот-вот сравняется с прямым выводом. Этому способствует и постепенное снижение цен на цифровые пластины, появление выбора недорогих термальных из Китая. Произошёл и всплеск интереса к CTcP — CTP для аналоговых пластин. Но это явление, скорее всего, временное — как только разница в цене между цифровыми и аналоговыми пластинами достигнет определённой пороговой величины, интерес к CTcP пропадёт. Подробности читайте в теме номера…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 61