2011.02.17, Автор: Дмитрий Старцев2775 прочтений

Наши монохромные друзья

Теги: Справочник покупателя Publish

Выбираем монохромную ЦПМ.

Xerox Nuvera 288

Canon imageRUNNER
ADVANCE 8105

Kodak Versamark Products V-Series VX5000

Gestetner PRO 1107EX

Oce 6320 Ultra

Konica Minolta bizhub PRO 2500P

Infoprint
Solutions 4100

Ricoh Pro 1356 EX

Часть полиграфической продукции уже давно и прочно перекочевала на цифровую технологию печати. Для многих типографий вытеснение офсетного оборудования, предназначенного для ч/б работ, стало логичным шагом с учётом стоимости владения — цены машины, ликвидности, стоимости сервиса и оттиска. Да и избалованные цифровым настоящим заказчики уже не желают выслушивать рассказы о том, что-де «на офсете дешевле всего печатать, если сразу пару тысяч штук, но нужно недельку подождать», — им подавай быстро и понемногу. Небольшие тиражи многополосных изданий перестали быть редкостью несколько лет назад. На офсете всё это могло стоить астрономических сумм, на «цифре» же выходит отличная прибыль для типографии и экономия для заказчика. Есть типографии, которые для себя уже всё решили, — меньшие трудозатраты и большая оперативность перевесили, и они предпочли ЦПМ. Другие — в раздумьях.

Подумать есть о чём — правильную машину выбрать непросто, очень уж всё зависит от задач. Однозначного решения нет — много переменных факторов приходится учитывать в процессе выбора.

Основная рыночная ниша монохромных систем — печать средних и больших объёмов переменных данных (почтовые рассылки) и коротких тиражей (книги по требованию) быстро и дёшево. С точки зрения приложений можно выделить два значимых сегмента применения промышленных систем: печать транзакционных документов (счета, выписки, финансовые отчёты) и оперативная полиграфия (листовки, книги, брошюры, журналы, газеты).

Если нет никаких особых требований, имеет смысл учитывать только дешевизну решения. Но чем сложнее задача, чем больше нужно сделать перед отправкой на печать (собрать данные из нескольких источников, отформатировать, разместить на листе), тем важнее программные решения, которые предлагает поставщик. Персонализированные тиражи достигают десятков миллионов документов в месяц. Их нужно не только напечатать, но и автоматически контролировать целостность данных: если происходит сбой, это сразу становится известно, и можно перепечатать нужные задания.

Такие зависимые

Речь не просто об отдельном устройстве, а о сложной комбинации программных и аппаратных средств. А качество оценивается по количеству сервисных вызовов при круглосуточной работе (7 дней в неделю, в 3 смены) на протяжении всего нормативного срока эксплуатации. Такая статистика есть у поставщиков, только получить её непросто. И это касается всех неполадок, т. к. выход из строя даже элемента ПО может остановить или серьёзно замедлить работу всего комплекса.

Подобные машины требуют более ответственного отношения к обслуживанию. По мнению некоторых владельцев ЦПМ, в России создать идеальные условия производства практически невозможно, особенно в типографском секторе.

Стабильность работы зависит и от запечатываемых материалов. Простейший случай — бумага, содержащая некие примеси (например, мелованная), нагреваясь, может загрязнять внутренние части машины. Работа на специальной бумаге для цифровой печати значительно снижает количество проблем с машиной.

Большинство промышленных систем справляется с печатью на мелованной и офсетной бумаге. Бывает так, что машины, позиционирующиеся как промышленные, но изготовленные на более лёгкой базе (скорее МФУ, чем ЦПМ), не работают с мелованной бумагой. Возможность печати на фактурной, самоклеющейся бумаге или самокопирующейся нужно проверять заранее для каждой модели. Печать на различной меловке, металлизированных и глубокофактурных материалах — особенность машин Оce.

При работе с предварительно запечатанными офсетом бланками важно контролировать выполнение технологических требований партнёрской типографией, т. к. большинство заказов на персонализацию сильно ограничены по срокам выполнения, а не высохшая офсетная краска может привести к отмарыванию и загрязнению печатных узлов принтера. Проблема может оказаться и в самих офсетных красках: нужно следить, чтобы типография использовала только рекомендованные производителем ЦПМ. Не следует забывать о противоотмарывающем порошке — для ЦПМ он категорически противопоказан.

Как ни крути, чтобы снизить зависимость от внешних факторов, при покупке ЦПМ для печати больших и срочных тиражей необходимо учитывать, что для непрерывного выполнения заказов оптимальна установка не менее двух машин. Об этом свидетельствует зарубежный опыт: если одна ЦПМ выйдёт из строя (а такое случается с любой техникой), вся работа тут же прекращается. И пусть даже сервисный инженер приедет через 3 часа, остановить полностью производство на время ремонта невозможно. Дублирование оборудования позволяет типографии иметь запас мощности при выполнении срочных заказов, которые заранее в производственный план не попали.

Обслужить по-быстрому

Стоимость эксплуатации и техобслуживания ЦПМ часто рассчитывается «за клик-оттиск» (иногда включается и цена расходных материалов). Сумма обычно зависит от месячных объёмов — чем больше, тем затраты ниже. Большинство покопийных контрактов означает: чем больше печатаешь, тем дешевле каждая копия. Но тут важно точное планирование, поэтому внимательно проанализируйте структуру заказов, а не берите число с потолка. Заранее проясните все нюансы сервисного обслуживания: за что берутся дополнительные деньги, чтобы это не стало сюрпризом после покупки машины. Кто-то, возможно, захочет отказаться от фирменного сервиса и будет обслуживать машину сам. Это сильно сократит расходы компании, но тут надо быть абсолютно уверенным в своих силах, а лучше иметь опыт самостоятельного обслуживания.

В отличие от сегмента офсетных печатных машин, тонер или чернила, комплектующие для оборудования и сервис по большей части предоставляет исключительно поставщик. Здесь можно опереться только на свой или чужой опыт, попытаться прояснить вопрос у коллег. Даже машина по очень выгодной цене без достойного обслуживания принесёт лишь проблемы. Пусть это не самое важное, но лучше иметь полное представление обо всём, что касается послегарантийного обслуживания.

Ещё одно слабое место — цифровая машина живёт на расходных материалах: любая задержка может не просто повлечь упущенную прибыль в типографии, но и сильно ударить по клиентам. А расходные материалы могут быть уникальными, что, при несвоевременных поставках, однозначно поставит под удар всю работу.

Многое зависит и от сервис-инженера. Не все способны сразу решить любую проблему. Некоторые считают правильным иметь согласованный с сервисным парт-
нёром оперативный склад запчастей и расходников на территории производства. Это существенно сократит время на обслуживание машин.

Форматы и скорости

Промышленные листовые ЦПМ работают на бумаге формата большего, чем А3. И у некоторых машин это весьма значительная «прибавка», например, у новенькой серии Canon imageRUNNER ADVANCE 8000 — 330×483 мм, у Kodak Digimaster — 364×470 мм, а у Gestetner серии PRO — 330×488 мм. Рекордсмены здесь Xerox DocuTech 6180 и 155/180 HLC: в стандартной поставке формат у них не самый большой (363×432 мм), зато опционально он может достигать фантастических 363×488 мм.

Это позволяет печатать продукцию стандартного формата с полями, достаточными для последующей подрезки. Хотя скорость машин и рассчитывается в оттис-
ках А4, реально печатать можно, как минимум, на вдвое большем формате. Чтобы узнать производительность в листах А3, заявленную цифру можно делить пополам. Но оборудование промышленного класса обычно запечатывает А3 быстрее. Например, скорость Nuvera 100 EA при печати на А4 — 100 отт., а на А3 — 60. Это даёт дополнительное преимущество при полиграфическом производстве.

Скорости самых мощных листовых машин разных производителей, приведённые к формату А4, сравнимы: у Xerox Nuvera 288 EA — 288 стр./мин., у Kodak Digimaster EX 300 — 300 стр./мин.
Для повышения скорости Oce разработала для серии VarioPrint 6000 технологию ОСЕ Gemini. Благодаря двум печатным головкам друг напротив друга, лист сразу запечатывается с двух сторон, печать идёт без переворота с идеальным совмещением сторон. Самая быстрая модель Oce VarioPrint 6320 Ultra выдаёт 314 стр./мин., макс. месячная нагрузка 10 млн отт. А4, официально заявленный ресурс 1 млрд отт.

ПО

Обязательное условие для ЦПМ промышленного класса — использование технологий, обеспечивающих высокую скорость и надежность обработки данных. Примеры таких разработок: VIPP (Variable Information Postscript Printware – язык описания страниц, разработанный Xerox для печати переменных данных), IPDS (Intelligent Printer Data Stream (поток данных) — разработка IBM, переданная в InfoPrint), PPML (Personalized Print Mark-up Language — язык описания страниц на базе XML, созданный консорциумом 13-ти крупнейших производителей, сейчас объединяющим 400 компаний). Требование к софтверной части — дополнительный стимул для покупки ЦПМ определённого класса. У типографии может быть и не круглосуточная загрузка, но задания на печать формируются в одном из перечисленных форматов.

Тогда необходим промежуточный этап, на котором будет конвертироваться поток данных в понятный язык для обычного принтера, либо серьёзная система печати, изначально поддерживающая промышленные форматы передачи данных. Для эффективного производственного процесса нужны программные средства его автоматизации: управление очередью заданий печати, библиотеки материалов, программируемые вставки и исключения и т. п.

Офисные модели принтеров большую часть времени могут простоять, обрабатывая данные, для создания задания печати. Скорость при этом может упасть вдвое. Здесь поможет внешний контроллер печати. Но не всё так просто. С лёгкой печатной техникой внешний контроллер, как правило, в комплекте не поставляется. И вот почему: кроме высокой цены (софтверная часть занимает 10–40% в стоимости ЦПМ), он требует дополнительных усилий по наладке, установке, обеспечению нормальной работы. А для этого нужна развитая инфраструктура по поддержке, и не каждая компания это предоставит.

Оцените актуальность и возможность обновления ПО. Предлагает ли производитель обновления софта для модели предыдущего поколения? Это важная вещь: современные ЦПМ так устроены, что софт занимает центральное место в самой системе печати. И если стоит не самая современная версия ПО, скорее всего, какие-то функции машины будут недоступны или «железо» будет работать некорректно.

Послепечатная обработка

Как правило, это финишное оборудование, которое ставится в линию либо работает оффлайн. Поставщики оборудования, подобного монохромным ЦПМ, продают не столько одно устройство, сколько систему для решения определённых задач, поэтому важно их описать на самом раннем этапе проектирования. Поставщик предложит несколько вариантов. Бывает, что покупатель просто называет необходимое финишное оборудование, а поставщик связывается с названной компанией и берёт на себя труд и ответственность за подключение его в производственный процесс.

В итоге

Приняв принципиальное решение о покупке монохромной ЦПМ, за один день контракт не подпишешь: переговоры — процесс долгий. И у клиента есть шанс понять, с чем же на самом деле придётся столкнуться. Ведь успех и неуспех предприятия — вопрос не технический, а позиционирования. Аппаратная часть давно перестала быть конкурентным преимуществом, основное отличие в методах предоставления услуг и их качестве. При бюджете в не одну сотню тысяч долларов никто не приобретает оборудование по принципу «купим, а потом разберёмся». Многие компании покупают машину, только когда заключены контракты на печать и определены сроки и объёмы.

Но иногда бизнес-планы на загрузку и использование всей мощи ЦПМ с задачей не справляются. Простой примитивный бизнес — высоконкурентный. Желающие уйти от конкуренции будут искать свою нишу.

Основная проблема у людей, впервые столкнувшихся с цифровой техникой, — неразумная ценовая политика. Маркетинг по цене очень важен, от этого зависит ниша. Но делать ставку только на низкие расценки неразумно, и это многократно было доказано разорившимися типографиями.

Для ряда проектов принципиальна стоимость владения (цена машины, ликвидность, стоимость сервиса и оттиска). Отсюда и требования к машинам: экономичные, отказоустойчивые, работающие с повышенной нагрузкой. И есть категория заказчиков, которым важен сервис, а не цена. Это управленцы, которые отчитываются перед начальством не за потраченные деньги, а за качество результатов. Для них слова «качество» и «срок» — не пустой звук.

Часто покупатели руководствуются опытом друзей-коллег: их непредвзятое мнение может перевесить рулады продавцов. Но тут все поставщики в равных условиях. Если перед вами стоит такая задача, нужно быть уверенным, что в России у компании-поставщика есть специалисты соответствующей квалификации, обладающие знаниями, чтобы подобные решения предложить.


Надежды на перспективы

Простой печатью никого уже не удивишь. Многие полиграфисты надеются на новые направления в бизнесе. Развитие web-to-print для типографий-владельцев монохромных ЦПМ кажется обязательным и естественным. Ведь машины настолько производительные, что их постоянно нужно подкармливать заказами. Для этого и создан web-to-print — автоматизированная обработка множества заказов. Интернет — не только канал для приёма заказов, но и средство продвижения услуги.

В издательском бизнесе есть не охваченные сегменты, в которых цифровые типографии могут найти своё место. Например, в сложной цепочке розничной реализации, когда издательство взаимодействует с оптовиками, работающими с магазинами через свой склад. Любые шаги по её упрощению востребованы на рынке. Вариантов несколько. Разбивка тиражей на малые и печать по требованию для торговой сети, чтобы уйти от складского хранения вообще, — способ перестать замораживать средства в офсетных тиражах. Следующая ступень — реализация книг только через интернет, когда покупатель заказывает книгу и только потом она отправляется на печать. Это дело не ближайших пары лет, но чтобы достойно выступить на этом рынке, готовиться надо уже сейчас.

Нежно культивируемое производителями ЦПМ направление транспромо — печать документов, сочетающих финансовую и рекламную информацию — развивается на глазах. Новая технология маркетинговых коммуникаций интегрирует персонализированные рекламные материалы в финансовые документы. Например, размещение рекламы: кредитных карт в ежемесячных банковских выписках, проката автомобилей на посадочном талоне авиалиний, гарнитуры Bluetooth в квитанции на оплату мобильной связи. Для сектора транспромо популярнее цветные ЦПМ — цветная реклама работает намного эффективнее, а машины позиционируются для клиентов как существенный шаг вперёд относительно ч/б решений. Но для монохромных машин остаётся вариант нанесения персонализированной информации на документы, предварительно запечатанные офсетом.

История вопроса

В 70-е гг. компьютерные центры обработки данных требовали печати огромных объёмов. В 80-е были разработаны принтеры с рулонной подачей бумаги и шириной печати до 45 см. Для непрерывной печати на обеих сторонах полотна использовался второй, дуплексный модуль в тандемном построении. Между двумя модулями полотно автоматически переворачивалось. В большинстве современных машин два печатных модуля объединены в одну систему. Системы формулярной и непрерывной печати 80-х трансформировались в машины для транзакционной печати. Кредитные организации и телекоммуникационные компании — примеры потребителей таких услуг, которым необходимо ежемесячно печатать и рассылать миллионы документов. И большая часть работ выполняется именно на монохромных рулонных ЦПМ. Так делаются и прямые почтовые рассылки, когда на предварительно запечатанное офсетом цветное изображение наносится персонализированная информация в один цвет.

Модель бизнеса Print on Demand («печать по требованию») обязана своим появлением Xerox, выпустившей в начале 90-х гг. машину семейства Docutech, печатающую 180 А4 стр./мин., а потом в линию сшивающую или склеивающую брошюру. Машину в больших количествах стали использовать типографии для печати коротких и нерегулярных тиражей ч/б продукции дешевле и, главное, быстрее, чем большинство офсетных производств. Идею подхватила Kodak — модель Digimaster прочно удерживает позиции в первых рядах сегмента монохромных ЦПМ. Голландская Оce пошла другим путём, отличным от электрофотографии. Её оригинальная технология переноса изображения на бумагу CopyPress не использует для закрепления высокую температура печки. Вместо этого тонер фактически «вдавливается» в бумагу с помощью ремня переноса без электрических полей. Это обеспечивает работу на сложных и фактурных материалах, беспроблемную послепечатную обработку.

Благоденствие с Prosper

В конце прошлого года Kodak рапортовала об успешной работе в США на одном производстве Bertelsmann Arvato Offset Paperback Manufacturers (OPM) сразу двух своих новинок: струйной ЦПМ Prosper 1000 для монохромной печати и системы цветной печати Prosper 5000XL. Учитывая тему статьи, сосредоточимся на первой.

После того как OPM предложила рынку услугу струйной печати книг с большой скоростью, задачами типографии стали снижение издержек и отходов, повышение производительности труда и построение системы поставок. OPM работает с клиентами, для которых печатное производство — своеобразный виртуальный склад. Радует издателей, что технология снижает уровень макулатуры при производстве, — слова о заботе об окружающей среде для них не пустой звук.

Одновременно с этим для OPM увеличение числа коротких тиражей вылилось в большее количество заказов, а значит, в снижение операционных издержек на единицу продукции. И всё благодаря гибкой системе ведения заказов, разработанной в типографии. Работая в основном с короткими тиражами (целевые объёмы заказов составляют от 500 до 3000 книг), OPM Arvato обеспечила высокий уровень загрузки монохромной Prosper 1000: оценочно предполагается месячная нагрузка 80–125 млн отт. На ней изготавливают коммерческие тиражи книг (около 400 тыс. экз.), и с июля 2010 г. не было ни одного случая брака. Загрузки составила примерно 75% — от 4800 до 6000 книг в смену.

Из печатных мощностей OPM только чуть более 5% приходится на цифровой способ. До установки Prosper 1000 на производстве работало семь тонерных монохромных ЦПМ, три сразу были выведены из эксплуатации — мощности новой машины легко покрыли текущие потребности типографии. Оставшиеся ЦПМ служат только для резервирования, но не для печати тиражей.

В OPM Arvato отмечают, что сегодня издательства занимаются производством книг с тем же подходом к печати и хранению на складе. Хотя они ещё не готовы изменить систему сбыта, наступит день, когда совокупность сторонних логистических центров и производителей печати по требованию в качестве виртуального склада кардинально изменит рынок. И в типографии к этому готовятся.


Монохромные листовые ЦПМ

Монохромные рулонные ЦПМ

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

comments powered by Disqus