2009.09.11, Автор: Михаил Борисов972 прочтений

Электронные публикации - угроза или новые перспективы?

Теги: От редактора Publish

Ещё несколько лет назад книги и журналы у многих ассоциировались исключительно с бумажной печатной продукцией. Сейчас они всё шире распространяются в электронном виде как обычные компьютерные файлы, которые можно просматривать дома на ПК, в дороге на экране ноутбука или мобильном устройстве (специализированном или некоторых моделях телефонов). Их можно даже прослушивать, находясь, например, за рулём автомобиля.

Частая причина покупки книги в электронном виде — возможность потратить небольшую сумму, чтобы определиться — действительно ли издание заслуживает место в домашней библиотеке. Не секрет, что реклама не всегда оправдывает практическую ценность товара, к тому же книг по схожей тематике (например, программированию) бывает много, а отыскать «свою» по анонсам непросто.

Журналы покупают в электронном виде из-за существенной экономии денег (3-7 раз) по сравнению с бумажным изданием. Ограниченный срок жизни (пара недель/месяцев в зависимости от периодичности) и отсутствие затрат на дорогую бумагу и печать позволяют довести розничную цену до 50-70 центов. Зато аудитория расширяется.

Всё это серьёзно бьёт по интересам полиграфистов. Способны ли электронные версии вытеснить бумажные?

Начнём с книг. Опросы показывают: если электронный вариант понравится, только 36% читателей купят бумажную версию. Следовательно, 2/3 тиража теряется сразу. Поскольку не все взятые для ознакомления книги понравятся, объём покупок бумажных экземпляров будет и того меньше. Пока переход на e-book сдерживается ограниченным удобством чтения с мобильных телефонов и ценой специализированных устройств (Kindle, SonyReader), но, по сообщениям сторонних разработчиков, скоро появятся экономичные решения с большим экраном. Это должно заметно сказаться на продажах бумажных книг. Набирает силу и бизнес на печати книг по требованию — любители подержать в руках настоящие книги смогут это делать, даже когда издание давно закончилось на складах.

А журналы? Если учесть количество прочитываемых за год потребителем, например, в возрасте 20–40 лет, окажется, что на сэкономленные на интернет-версиях деньги можно себя побаловать чем-то очень существенным.

А вот с комфортом не всё однозначно. Одни предпочитают привычный способ чтения, получение тактильных ощущений от глянца и независимость (для чтения электронного аналога необходима связь с интернетом). Другим (особенно молодёжи) важно скоротать время при частых передвижениях. Да и рекламодатели ни за что не откажутся от доставки прямо в руки потенциального покупателя образцов продукции — от пробников шампуней до памперсов. Что будет через несколько лет? Показателен перевод документооборота в электронный вид — наряду с файлами продолжают использоваться бумажные дубликаты. Более того: количество отпечатанных в офисах листов неуклонно растёт.

В любом случае издательской братии новые технологии не помеха — меняется лишь канал распространения, а сущность — содержимое издания — как ценилась за полезность и подачу материала, так и будет цениться. А новые формы ведения бизнеса потребуют знаний из других областей. Ведь что мешает внедрять в PDF, например, SWF-анимацию (игровую, рекламную), добавлять звуковые дорожки? Это полностью изменит концепцию восприятия журналов, превращая их в полноценные мультимедийные приложения. В Adobe это давно поняли и успешно развивают технологию (AIR) для интеграции веб-программ в настольные ПК, попутно решая вопросы защиты авторских прав.


Совместный проект редакции Publish и представительства Adobe Systems в России и СНГ. ©Все права защищены, 2003–2009.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Мода, нишевая технология или революция?

    С момента широкого распространения офсета, забравшего корону основной полиграфической технологии у высокой печати во второй половине прошлого века, конструкторы продолжали работать над его усовершенствованием. Некоторые результаты этих работ можно сравнить с модой — многим понравилась, но через сезон-два оказалась забытой. Другие привели к созданию нишевых технологий, не перехвативших первенство у обычного офсета, но востребованных для определённых применений. Интересно, что в начале пути большинство подобных разработок претендовали — ни много, ни мало — на революцию в офсете. Но до сих пор настоящей революции в этой технологии пока не случилось. Давайте вспомним некоторые интересные вехи в развитии офсета, оказавшиеся модой или всё-таки отвоевавшие себе место под солнцем в узких нишах.

     

  • Ярко и празднично
     

    Мы хотели праздника! Юбилейный, 200-й номер Publish заслуживал «парадного костюма» — яркой обложки. Разумеется, нам также хотелось, чтобы сделано всё было по последнему слову техники — с помощью самых передовых цифровых решений, о которых мы так любим писать. Именно поэтому мы обратились в российский офис Konica Minolta.

     

  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     

  • Фотокниги: «блочные» тонкости
     

    В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

     


comments powered by Disqus