2009.09.11, Автор: Игорь Терентьев1374 прочтений

Чукотская песнь об Agfa

Теги: Последняя страница Publish

Почему пластины Agfa Graphics такие хорошие и дорогие? Ответы на эти и другие вопросы - в подробном репортаже с завода.

Есть такой журналистский жанр, который я не очень люблю и называю «чукотской песней». Что вижу — то пою… Это подробный репортаж, в котором основное место отводится фактам и совсем мало — аналитике. Жанр незатейливый, но иной раз неизбежный. Особенно когда факты важнее всего, а подходящим изобразительным рядом текст не сопроводишь (снимать на заводе запрещено — большинство снимков в статье предоставлены коллегами из Agfa). И приходится почти всё объяснять на пальцах. Но вы уж поверьте: я там был и всё описанное видел!

Agfa Graphics входит в большую тройку крупнейших производителей офсетных пластин, имеет 8 заводов — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, США, Бразилии, Китае и Южной Корее. Это разумно — производства расположены в основных регионах сбыта. Но полный ассортимент на каждом заводе не выпустишь, поэтому пластины всё равно путешествуют между континентами.

С производством нас знакомил директор Хорст Венгенрот, а PR-менеджер Пол Адриаенсен (справа) был так любезен, что специально для нас на следующий день вернулся на завод и сделал несколько снимковМы в составе небольшой делегации — представители «Терем» (официального дистрибьютора Agfa в России), типографии «Алмаз-Пресс» и главные редакторы двух полиграфических журналов — ознакомились с производством в Висбадене (Германия), где расположен и Центр компетенции. На территории большой промышленной зоны Калле-Альберт выпускается 10 наименований CTP-пластин: «обычные» термальные Elite и P970; термальные свободные от химии по технологии Termofuse — Azura, Azura TS, Amigo и Amigo 2; фотополимерные N91, N91v, N92v и N93v. Плюс два вида аналоговых: P51 и N555 (их доля в общем производстве за восемь лет упала с 50% до 1%). Общая мощность производства — до 50 млн м2 в год.

Местоположение имеет свои достоинства — можно сэкономить на общей инфраструктуре (очистные сооружения, что весьма существенно в условиях жёстких экологических требований Германии; охрана территории и т. п.) и даже на логистике, поскольку один из поставщиков сырья находится тут же — буквально через улицу. На производстве, работающем по непрерывному циклу 24/7, занято 456 рабочих. Его история восходит к 1863 г., тогда начали с лекарств и красок. Печатные офсетные пластины здесь появились намного позже — 60 лет назад. Важная для завода веха — в 1976 г. запустили первую поточную линию для выпуска пластин. А в 1990-м дали старт первой пластине для CTP — N90. В 1995-м производство сертифицировали по ISO 9001, а ещё через год его приобрела Agfa Gevaert. 5 лет назад освоили технологию Azura — пластины, свободные от химии. А в 2006 г. начали внедрение Agfa Production System (APS) — системы бережливого производства, о пользе которого в Publish не устаёт писать Олег Давидович. На этом покончим с историей и вернёмся в наши дни…

Примерно половина линии, резка и упаковка — за стенкой, там только красный светМесто действия — платформа на входе в цех с поточными линиями, вдоль края которой выстроены рулоны алюминиевого проката. Он поступает от 4-х тщательно отобранных европейских поставщиков. Это основа для пластин, напрямую влияющая на их качество. При переработке толщина основы уменьшается, а на поверхность наносятся слои, количество и состав которых зависят от марки пластины. С платформы рулон подаётся на зарядку линии — их на заводе три, но нас провели вдоль одной, длиной около 200 м. Процесс состоит из трёх этапов: предварительная обработка поверхности, нанесение покрытия, резка. Большинство операций автоматизировано, рабочие в основном их контролируют. Параметры для настройки каждой части линии вызываются из АСУ ТП с помощью считывателя штрих-кода. Рабочий лишь следит, чтобы содержание совпадало с распечаткой задания на смену. Но иногда приходится и руки приложить — например, новый рулон нужно довести к зарядке и подготовить к автосклейке (да-да, всё как на рулонном офсете).

Большая часть секций линии в первой половине линии герметично закрыта, что требуется для нормального течения электрохимических процессов. Одно из самых тонких мест — секция «полива», где нужны идеальная чистота и точность нанесения слоя или слоёв на основу. Далее следует буфер, компенсирующий разность в скоростях на двух первых этапах (до 80 м/мин) и на этапе резки. Но перед началом резки вся поверхность полотна исследуется 24-мя ПЗС-камерами. Все пластины с дефектами выбраковываются (сбрасываются в специальный ящик), но утилизируются не сразу. Если конфигурация дефектов позволяет, из отрезанных, но выбракованных пластин можно «добыть» годные на участке ручной подрезки — ведь места и размеры дефектов точно известны.

От полотна отрезаются пластины, собираются стопками и — в промежуточную упаковку. На каждой штрих-код для дальнейшей обработки. Пока мы наблюдали за подборкой очередной пачки, мимо невозмутимо проследовал погрузчик-робот, подмигивая многочисленными красными и жёлтыми лампочками на контрольном пульте.

Основных вариантов упаковки — три. Коробки, ящики и огромные деревянные паллеты для газетных типографий, где помещаются до 3000 пластин, разделённых лишь прокладочными листами.Нам показали методику определения чувствительности пластины: вывод специальной шкалы, проявка, измерение с помощью Techkon SpectroPlate с занесением результатов в таблицу и построением графика Большая часть (70% всей продукции) коробок и ящиков формируется на полностью автоматической линии Bielomatik. Управляется с ней один оператор. Есть ещё один большой цех с линиями по упаковке в ящики и паллеты, станциями обмотки в стретч-плёнку, ручными резаками и промышленным аппаратом для резки фанеры нестандартных форматов.

Как бы ни было организовано производство, на нём всегда есть место браку… Вопрос в том, как с ним борются и насколько часто некондиционной продукции удаётся просочиться сквозь сито контроля качества. Отношение к качеству на заводе лучше всего выражается слоганом на входе в отдел контроля: Almost is not good enough (Почти — это ещё недостаточно хорошо). Пограничных рубежей на заводе несколько. Первый обеспечивает входной контроль сырья — от алюминия до химии для покрытий. Камеры на линиях изучают 100% поверхности пластин на предмет дефектов. Хорошо оснащённый отдел контроля качества проверяет 180 образцов в день. Проверяют вес покрытий, количество оксида, делают спектрофотометрический анализ (оценивая цвет покрытия) и изучают найденные дефекты, сравнивая их с имеющейся обширной библиотекой. В распоряжении отдела — термальное и фиолетовое CTP для экспонирования плюс устройства проявки.

Руководство хорошо понимает роль персонала в эффективной организации производства. Как объяснил Хорст Венгенрот, ещё до введения APS была система денежного поощрения работников за рацпредложения. Размеры зависят от эффекта внедрения. А вот штрафов за ошибки нет. Вторая серьёзная — и ты уволен. На этаже администрации — стенд APS во всю стену с множеством графиков, информирующих работников об их ежедневной производительности. На одном мы заметили диаграмму с процентом рекламаций за последний год. Пиковые цифры — в районе 0,5%. Впрочем, далеко не во всех случаях вина завода. Значительная часть проблем с пластинами возникает на этапе доставки.

Эксперименты с балансом краска/вода проводятся на этой машине, оснащённой дополнительными регулировками увлажнениемЧтобы загрузка производства была равномерной, менеджеры Agfa каждый месяц опрашивают партнёров по всему миру, собирая заказы на два месяца вперёд. Информация обрабатывается, и формируется производственный план для каждого завода.

Помимо отдела контроля качества на территории завода организован также Центр компетенции, экскурсию по которому проводил его менеджер Рудольф Зертани. Это настоящий исследовательский центр с очень солидной инструментальной и методической базой. Помимо вполне ожидаемых пяти устройств CTP и проявок к ним, мы увидели настоящий печатных цех с 6-ю малоформатными машинами Heidelberg и MAN Roland. Сюда обязательно попадают все новые разработки. Их проверяют на качество изображения, поведение при проявке и печатные свойства, проводят механические тесты покрытия и подложки. В специальных камерах пластины находятся при повышенных температуре и влажности. Специалисты центра привлекаются для разбора рекламаций, проводят контрольные тесты с учётом содержания претензии.

На печатных машинах также проводится множество тестов: изучается скорость достижения баланса краска/вода и выхода на тираж, тиражестойкость. Все результаты протоколируются с типично немецкой дотошностью. Нам показали многочисленные альбомы с результатами экспериментов.

Конечно, возможности такой базы стараются использовать и для сравнения собственной продукции с конкурентами. Для подобных случаев на машины устанавливаются наборные формы, склеенные скотчем из разных пластин. Коллега из «Алмаз-Пресс» был буквально потрясён увиденным, признавшись, что таких исследовательских центров на производствах пластин других компаний он ещё не видел. Похожее впечатление сложилось и у меня, хотя возможности сравнить с другими пока не представилось. Увижу — спою новую песню…

Российская делегация у входа в святая святых – Центр компетенции

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Корпоративные папки: дорогое удовольствие
     

    В последнее время много пишут о важности корпоративного стиля. Мы уже публиковали список обязательных пунктов менеджера по продажам на встречах с заказчиком (Ирина Паялина «Точки контакта. Встречи с клиентами». Часть 8. Publish № 3, 2017 http://www.publish.ru/articles/201703_20013687). Помимо визитных карточек, блокнота и ручки, у менеджера должна быть с собой фирменная папка с документами. Её изготовление мы и решили посчитать. Делаем запрос «Печать папок А4» в поисковых системах Google и «Яндекс». Рассылка запросов проводилась в июле 2017 г. Считаем самый типичный вариант: папка А4 цельнокроенная с 2-мя клапанами (нижним и боковым), печать 4+0, картон — 300 г/м2 двухстороннего мелования, тираж — 100 и 500 экз. Штамп — стандартный, типографии. Просим указать сроки и способ печати.

     

  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Маленький прямоугольный кусочек плотной бумаги
     

    Неожиданно перед майскими праздниками мне понадобились визитки. Выручила знакомая. 50 односторонних цветных визиток на обычной белой бумаге обошлись в 350 руб. Решили посмотреть, дорого это или нет, и заодно сравнить, а как это было в сентябре 2015 г. (Publish № 9, 2015, https://www.publish.ru/articles/201509_20013463).

    Запрашиваем «Цифровая типография визитки» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Визитные карточки 4+0, бумага матовая 300 г/м2, тиражи 100 и 300 шт. Есть макет. Просим указать сроки.

     

  • Прогресс в печати флаеров
     

    На этот раз мы решили повторить запрос прошлого года (https://www.publish.ru/articles/201605_20013586) и посмотреть, что изменилось. Сравниваем цены и сроки на флаеры в марте 2016 г. с апрелем 2017 г.

    Запрашиваем «Печать флаеров» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Флаеры 10×21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2 мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки изготовления и способ печати.

     

  • Газетная специфика
     

    На этот раз типографии побили рекорд ошибок в ценах. Помимо банальной невнимательности, вскрылась ещё одна проблема. Менеджеры явно не понимают запроса, но при этом мало кто что-то уточняет. И по ответному письму с ценами нельзя понять, что именно тебе посчитали.

     


comments powered by Disqus