2009.10.271320 прочтений

Книги без рекламаций

Теги: Рабочий цех Publish

Частые проблемы в допечатной подготовке книг (по материалам семинара "Допечатная подготовка", проведённого Тверским полиграфическим комбинатом).

Не так давно допечатная подготовка и печать книг были единым процессом, за который несли ответственность типографии и полиграфкомбинаты. Сейчас большую часть допечатной подготовки осуществляют издательства, и соответствие материалов публикаций техническим требованиям полиграфических баз стали серьёзной проблемой.

В России нет двух книжных полиграфических баз с абсолютно одинаковым оборудованием и ПО. Поэтому требования к подготовке файлов в типографиях неизбежно отличаются. К сожалению, не все дизайнеры и другие сотрудники издательств это понимают, а большинство не знакомо со спецификой подготовки файлов для полиграфии, не владеет профессиональной терминологией. Нет даже понимания, что цвета оттиска и макета на экране монитора никогда не будут идентичными — к идеалу можно лишь приблизиться. Результат — многочисленные ошибки при подготовке файлов изданий к печати.

Как этого избежать? Соблюдать технические требования полиграфической базы. Нередко сотрудники дизайн-центров издательств считают, что это причуды сотрудников типографии. А ведь такие документы разрабатываются годами, в них учитывается специфика ПО, производственного оборудования, статистика по частым ошибкам заказчиков и т. д. Все положения технических требований направлены к единой цели — быстрому и качественному исполнению заказа.

Рассмотрим основные требования, рекомендации и частые ошибки в порядке важности. Многое может показаться само собой разумеющимся, но такова жизнь: самые простые ошибки — самые частые.

В чём сдавать и готовить файлы?

Для сдачи электронных макетов книжных изданий в типографию оптимален формат PDF версий 1.3 и 1.4. Элементы оформления следует создавать в наиболее подходящих для этого программах (векторные элементы — в Adobe Illustrator; растровые — в Adobe Photoshop). Любое масштабирование растровых изображений нужно выполнять в Adobe Photoshop, а не в программе вёрстки или векторном редакторе. Градиентные заливки, полученные в CorelDRAW, часто вызывают проблемы при цветоделении на растровом процессоре.

Что мы находим в файлах…

Проблемы книжных полиграфических баз при работе с издательскими файлами делятся на три группы.

Ошибки из-за невнимательности исполнителя: отсутствие страниц в файлах, некоторых составляющих (например, форзаца); несоответствие файлов подписанной корректуре, макетам; ошибки в тексте.

Технические недочёты: некорректная запись файлов; отсутствие информации в электронном виде при наличии макетов и технологических карт; обрезные метки в границах обрезного формата; запись полос разворотами; отсутствующие (не внедрённые в публикацию) шрифты.

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо перед передачей файлов в типографию проверить: соответствие электронного оригинал-макета формату, заявленному в спецификации; наличие выпуска под обрез (bleed) не менее 5 мм; наличие всех шрифтов, внедрены ли они; толщину линий (при использовании тонких линий минимальная толщина, воспроизводимая в печати, зависит от плотности растра); соответствие файла цветовой модели, предназначенной для полиграфии; отсутствие файлов низкого разрешения в иллюстрациях. Все страницы в файле должны быть расположены по порядку, иметь одинаковый размер и координату (х; у).

Рекомендуется не применять шрифты типа True Type, а также семейств Wingdings и Symbol. При создании публикации для книжной полиграфии лучше придерживаться шрифтов Adobe Туре 1, т. к. они являются профессиональными и имеют более сложное описание кривой символов. Если есть начертания «полужирное», «курсив», «полужирный курсив», «наклонное» (bold, italic, bold-italic, oblique), проверьте наличие отдельных шрифтовых файлов для каждого начертания. Пакеты вёрстки (Adobe PagеMaker и QuarkXPress) имитируют начертания с отсутствующими шрифтовыми файлами, а при выводе заменяются на «прямое» (plain). Системные или самостоятельно созданные шрифты обязательно преобразовывайте в кривые (outlines). Перед записью в PostScript- или PDF-файл убедитесь, что не потеряны связи (links).

Перед тем, как завёрстывать EPSфайл, убедитесь: в наличии всех объектов в нём; отсутствии дополнительных красок, не предполагаемых для печати издания; наличии треппинга и атрибутов «печать поверх» (overprint), на требующих этого элементах; иллюстрации и шрифты должны быть внедрены.

Качество иллюстрации: угадаете с одной попытки, на какой

Разрешение,надпечатки и треппинг

Третья и самая большая группа ошибок связана с непониманием особенностей подготовки файлов к офсетной печати и несоблюдением технических требований к файлам. Если чёрный текст записан в 4 краски (за исключением редких случаев, когда это действительно нужно) или разрешение иллюстраций 72 dpi, налицо недостаточная квалификация дизайнера.

Причиной низкого разрешения может стать потерянная ссылка при записи в PDF или PostScript из программы вёрстки. Избежать этого просто: перед записью файлов убедитесь, что все ссылки правильные и не нуждаются в обновлении.

Для высококачественной многокрасочной печати разрешение растровых объектов должно быть в 1,5-2 раза больше линиатуры вывода и, желательно, кратно разрешению вывода. Для вывода с линиатурой 175 lpi оптимально разрешение TIFF 240–350 dpi.

Важный вопрос — совмещение красок. «Печать поверх» (overprint) возможна, когда отклонения в цветопередаче малозаметны или несущественны. Например, для мелких чёрных объектов «пускать чёрный в наложение» (all black overprint) — обычная практика. Отклонение в цветопередаче (цветовой сдвиг) есть, но практически незаметно. Для полноценной цепочки допечатной подготовки (overprint + trapping) рекомендуются следующие установки для надпечатки чёрного: для текста не более 14 кегля; контуров (stroke) и заливок (fill) толщиной не более 1 мм (около 3 пунктов). Если же продукция невысокого класса и треппинг выполняться не будет, текст должен быть не более 24 кегля, а параметры stroke и fill не должны превышать 2 мм (около 6 пунктов).

Обязательно применение атрибутов надпечатки к векторным объектам и тексту (до 14 пунктов), для которых задано СМYК 0/0/0/100. Применение атрибута надпечатки к чёрным объектам с большой запечатываемой площадью может вызвать «проявление» объектов, лежащих на заднем плане. А надпечатка для белых объектов фатальна — они исчезнут!

Рекомендуются стандартные параметры треппинга — 0,15 пунктов (0,05 мм). Если издание предназначено для листовой печати, суммарное наложение (total ink coverage) красок не должно превышать 280% для офсетной бумаги и 350% для мелованной. Задавать параметры треппинга и надпечатки желательно на стадии подготовки файлов, контролируя
каждый элемент.

Прозрачность и цветовая модель

Во многих типографиях возникают проблемы с прозрачностью из-за особенностей программ электронного спуска полос и растровых процессоров. Дело в том, что функции прозрачности в файлах поддерживаются, только начиная с версии PDF 1.4, а RIP и пакеты для спуска полос появились раньше. Каждая программа рассчитана на определённые типы файлов. Если она не обновлена для совместимости с PDF 1.4, из-за некорректной обработки объекты с прозрачностью «слетают». Решение: производить запись PostScript из программ вёрстки, а затем «прогонять» полученный файл через Acrobat Distiller.

Дизайнерское решение обложки издания (слева). Она же со

В качестве цветовых моделей подходят только триадная (СМYК), однокрасочная полутоновая (Gгayscale), штриховая (bitmap). Модель RGB приведёт к искажению в цветопередаче. Разрешение растровых полутоновых изображений, имеющих цветовую модель СМYК, Grayscale, должно быть 150–350 dpi. Идеальное разрешение высчитывается, исходя из выбранной линиатуры растра, умноженной на 1,5 (максимум на 2). Разрешение штриховых однобитовых изображений (bitmap) должно быть 900–1200 dpi.

Ещё одна проблема — подготовка иллюстраций для печати изданий в одну краску, во всех каналах CMYK. Это недопустимо, т. к. детали таких изображений теряются — для печати (как положено по спецификации) будет использована только форма чёрной краски, а для полноценного воспроизведения необходимы 4 печатные формы.

Иллюстрация, подготовленная в 4-х каналах CMYK и отпечатанная с использованием 4-х форм (слева). Она же при печати с одной печатной формы — детали, попавшие на цветные формы CMY, утеряны

Углубим и расширим

В последние годы наметился прогресс во взаимодействии издательств и полиграфических баз в вопросах допечатной подготовки изданий. Надеемся, статья поможет взаимопониманию сторон.

Технические требования Тверского полиграфического комбината можно запросить по адресу: photoout@tverpk.ru.


Тонкости УФ-лакирования

Сепарация для лака должна записываться со значением плотности растра 100%. При подготовке рекомендуется векторный формат. Если это невозможно, растровая графика подготавливается в bitmap с разрешением не менее 1200 dpi. Изображение для лакирования должно быть на 0,5 мм больше, чем изображение на обложке. Если после УФ-лакирования предполагается тиснение металлизированной фольгой с совмещением лакированного изображения, то расстояние от оттиска фольгой до оттиска УФ-лаком должно быть не менее 1 мм с каждой стороны, т. к. фольга не ложится на УФ-лак.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus