101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Не боги горшки обжигают!

  • Георгий Зыков
  • 23 июня 2008 г.
  • 3972
Бренд (англ. brand, [brænd]) (также товарный знак, торговая марка) — термин в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы). Слово происходит, как считают, от латинского brand (клеймо, тавро) или скандинавского brandr (жечь, выжигать). С древних времён клейма (бренда) удостаивался только высококачественный товар. Технология по созданию и внедрению бренда получила название брендинг («Энциклопедия дизайна»).

Современный разговор на бульваре города Черноморска:

— Как вы думаете: Дэкберри — это бренд? Какой это бренд?! Вот «Жгелка» — это бренд!

— Да, — задумавшись и почесав лысину, — «Жгелка» — это всем брендам бренд, но «Камель» тоже — не детский сад!

Да, камель — не детский сад. Это верблюд, парнокопытное с двумя (одним) горбами, живёт в пустыне, питается колючками. Но спросите любого прохожего: «Простите, уважаемый, мы проводим маркетинговое исследование, и у нас к вам вопрос: что такое Кэмел?» — «А, это сигареты в жёлтой пачке с верблюдом!» — ответит респондент, будь то крашеная блондинка или седобородый алкоголик (неважно, курящие или нет). Примерно такой же чёткий ответ случится при упоминании «Кока-колы», «Мерседеса» и Хьюго Босс.

Итак, я о бренде — потому что тема актуальная! Все об этом пишут, но мало кто в курсе его родословной.

«Куда ж ты, родной, в Лувр с упаковкой? Чай, не маркетолог какой?» — спросите вы. Отвечу: нет, не маркетолог, только тема сия меня и моих коллег дизайнеров касается чаще, чем кого-либо. Потому что бренд как понятие появилось именно с упаковки. Если неглубоко копать (в пределах 200-300 лет), это клеймо, которое американские конезаводчики ставили лошадям на круп. Но если копнуть глубже (на пару тысяч лет), то обнаружим его в Древней Греции в несколько ином виде. Там были не лошади, а вино.

Греция тогда состояла из множества городов-государств, которые вели между собой оживлённую торговлю. Например, вином. И было его у греков — хоть залейся. То есть существовал развитый рынок алкогольной продукции. А где развитый рынок, там и конкуренция, и производство, и посредники. А где посредники — там и торговая марка, которая со временем становится брендом. Красное вино — оно ж всё красное: и плохое, и хорошее… Как отличить? Посреднику всё равно, каким торговать. Вот и стали сначала разные кувшины под разное вино делать, а потом и рисунки индивидуальные на них помещать.

Вот афинянин Сократос посылал на македонский базар вино с изображением виноградной кисти на кувшине. Полгода его покупали, потом продажи сократились… Выяснилось, что с Крита другой грек по имени Докукис тоже присылает вино с виноградной кистью на кувшине. Кувшины другие, и кисть не красная, а зелёная, но всё равно путаница! Тогда мудрый Сократос стал пририсовывать к кисти богиню Афину, чтоб понятно было — вино из Афин. А потом решил расширить линейку товаров и сделал вино специально для воинов. Другой сорт — покрепче и подешевле. Со скидкой. На период войны. Короче, на македонском базаре появился новый товар: кувшин вина с изображением богини Афины, красной виноградной кисти и Ахилла со зверским выражением лица. Солдаты неплохо покупали перед походом, а через 10 лет после войны на базаре можно было услышать фразу: «Мне афинского, нашего, ветеранского — пару кувшинчиков дайте!» И невдомёк ветерану троянских войн, что умер старый Сократос, а сын его давно продал виноградники и раба-художника тому самому критянину Докукису, который так и продаёт свою кислятину с зелёной кистью на кувшине, хотя богатство нажил на афинском нектаре.

Ничего не напоминает? Бренд — давно уже не торговая марка, сообщающая о товаре. Он образ, который может коммуницировать, а не только продавать любой товар и даже идеологию. Вспоминаем Древнюю Грецию, и сразу перед глазами разрисованный кувшин с вином. Вспоминаем Америку — перед внутренним взором Микки Маус. А Санта Клаус? Кто сейчас вспомнит, что это рекламный персонаж «Кока-колы»…

А с чего всё начинается? Официально — заказчик должен пойти в брендинговое агентство и заплатить много североамериканских брендов в качестве предоплаты. Потом маркетологи проведут серьёзное исследование, креаторы придумают сногсшибательную историю, дизайнеры её нарисуют, а печатники напечатают. Но это — официально. Так делают иностранные производители с миллионными бюджетами.

А в натуре — приходит ко мне, бедному художнику, какой-нибудь Сократос из города Тула и говорит: «Я тут купил машину, обливающую пряники шоколадом! Придумай мне, чтоб эти пряники были, скажем, американские, а то у нас тульских — завались». Я рисую ему на упаковку морпеха и пишу на чистом английском: «Американ армии чоколат бред». И этот бред отправляется на рынок. Через полгода он снова приходит и заявляет: «Хочу расширить линейку. Выпустить пряники с сыром!» Я добавляю на ту же упаковку фразу: «От ветеранов вьетнамской войны — с хошиминовским сыром!» А ещё через полгода его фабрику покупает крупная американская фирма и обращается в «серьёзное» брендинговое агентство…

Как видите, за тысячу лет ничего не изменилось. И знак «Найку» нарисовала бедная студентка за 38 баксов, а «Ночной дозор» Рембрандта был рекламным плакатом общества голландских ветеранов.

Не боги горшки обжигают!

Об авторе: Георгий Зыков, арт-директор дизайн-студии Geoz

.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 47