2007.12.12, Автор: Игорь Кистенёв1840 прочтений

Альтернативные формы

Теги: От редактора От редактора FSP

Не собираюсь обижать представителей глубокой и трафаретной печати, но по уровню сложности и огромному числу переменных, влияющих на многостадийный формный процесс, флексография вполне могла бы претендовать на лидерство среди остальных...

Игорь Кистенёв

Не собираюсь обижать представителей глубокой и трафаретной печати, но по уровню сложности и огромному числу переменных, влияющих на многостадийный формный процесс, флексография вполне могла бы претендовать на лидерство среди остальных способов печати. Технология изготовления гибких трёхмерных фотополимерных печатных форм — больше, чем наука; успех каждого из шести её этапов во многом зависит от наработанного опыта, весомого количества не нормированных пока должным образом параметров.

Неудивительны проблемы, с которыми сталкиваются новые технологии, чья задача — сделать процесс изготовления форм производительнее и экологичнее, сократить число его этапов. Однако успехи есть, в т. ч. на российском рынке: не менее 10% (а по ряду оценок, и 20%) используемых отечественными производствами флексографских печатных форм изготавливаются с помощью термальных и водовымывных технологий. Временно достигнутое между ними равновесие, впрочем, долго не сохранится. Своё слово скажут и преимущества экономичных водовымывных процессов, всё чаще привлекающих руководителей средних и небольших этикеточных предприятий, желающих организовать свой формный участок и исключить проблемы сложного сольвентного производства.

О популярности и перспективах водовымывных технологий красноречиво говорят результаты только что прошедшей LabelExpo: условно говоря, на них базировались 9 из 10-ти представленных на выставке формных процессоров. Немаловажно, что водовымывные формные пластины постепенно завоёвывают рынок высококачественной печати, что подтвердил разговор с Виктором Сычёвым, главным технологом фирмы «9-й вал флексографии», ранее работавшей на сольвентновымывных формах.

Разумеется, процесс полного перехода на водные технологии был не прост — потребовалось перестроить цветовые профили печатающих УФ-красками машин (GiDue, Mark Andy, Nilpeter), переделать «под воду» сольвентный башенный процессор, приобрести ещё один широкоформатный. Возможно, для отечественных производств это не типично, но Сычёв крайне удовлетворён тем, что операторам формного участка больше не приходится работать в респираторах, в атмосфере крайне агрессивных испарений. Забыта и проблема утилизации отработанных растворителей. Безусловно, ради лишь одной экологии переход вряд ли бы состоялся, ведь предприятие позиционирует себя в роли производителя высококачественной этикеточной продукции.

Вовсе экзотична для отечественного флексографского рынка печатная технология, базирующаяся на рукавных формах. Хотя основная причина неприятия — их слишком высокая цена, некоторые отечественные эксперты считают, что эффективность может быть крайне высока. Востребованная в целом спектре специализированных приложений (конфетная и майонезная упаковка, рулонные гигиенические салфетки) технология исключает потерю печатных форм вследствие многочисленных переклеек на формном цилиндре, весьма частых в узкорулонной многокрасочной печати.

Разумеется, две рассматриваемые в тематических статьях номера «альтернативные» формные технологии не исчерпывают список интересных разработок в этой области. Сложность флексографского формного процесса — отличный стимул для развития перспективных направлений, одно из которых на LabelExpo-2007 представила Kodak GCG. Конкуренция технологий всегда была главным условием их «доведения до ума», не исключение и флексографский формный процесс.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     


comments powered by Disqus