2007.05.14, Автор: Игорь Кистенев1930 прочтений

Технология побед

Теги: От редактора От редактора FSP

Российские печатники, подобно западноевропейским экспертам, могут, конечно, пожаловаться на инновационный спад в сфере УФ-флексографии. Но уж вряд ли на перепроизводство и сокращение спроса на высококачественную этикетку.

Игорь Кистенёв

Российские печатники, подобно западноевропейским экспертам, могут, конечно, пожаловаться на инновационный спад в сфере УФ-флексографии. Но уж вряд ли на перепроизводство и сокращение спроса на высококачественную этикетку. О неуклонном росте продаж печатных машин в узкорулонном сегменте говорят все крупные отечественные поставщики, причём главная его составляющая — техника, оснащённая УФ-сушками. Представитель российского Gallus на вопрос о её доле в общем объёме продаж, не долго думая, назвал 100%. Но и не столь категоричные конкуренты единодушны: на рынке узкорулонной печати ведущую роль играет «ультрафиолет». Всё больше производств дооснащает свои печатные машины — редакционные визиты в типографии, перешедшие с печати водными красками на УФ, стали привычным делом.

Свежий пример — «Мегафлекс М», о которой шла речь в рубрике «Например» прошлого номера. Технолог Александр Гришин счёл причины «перестройки» весомыми: более высокие линиатура и цветовая насыщенность оттисков. Не менее важна стабильность цвета в процессе тиража: печатникам больше не нужно ловить отклонения вязкости красок в пределах 2-3 секунд. А современные УФ-лампы с температурой 80 °С (не 160 °С, как раньше) за 500-600 часов непрерывной работы не создают проблем с нагревом. Хотя себестоимость печати выросла, отсутствие разбавителей, меньшие потери краски (не нужно промывать печатную секцию после каждого тиража) и отходы на приладке (выход на заданную красочную плотность, по словам Гришина, в  пределах шага печати) компенсируют заметную часть прибавки.

Зрелая и отлаженная технология контролирует существенную часть этикеточного рынка, неохваченными остались лишь парфюмерная, табачная и пищевая промышленность. Причина известна — недопустимый запах, порождаемый содержащей фотоинициаторы красочной плёнкой. Как говорит исполнительный директор воронежской «Рикон» Станислав Афанасенко, это единственная причина, по которой фирма продолжает работать на водных красках. Даже если положить на определённое время рядом с творогом или маслом запечатанный УФ-красками материал, легко впитывающая запахи пористая влажная масса станет непригодна к употреблению.

Широта остальных, уже захваченных УФ-флексографией, плацдармов вызывает уважение. Очередное наступление идёт на динамично растущем рынке термоусадочной упаковки и этикетки, для которого жёстко конкурирующие производители красок представили несколько интересных решений. Одно из них активно осваивают в казанской «Тафлекс», где объём выпуска подобной продукции достиг 10% общего числа УФ-работ. Как всякая новинка, технология пока зрелости не обрела: по словам директора Андрея Жуйкова, ограничен выбор запечатываемых материалов, которые далеко не всегда можно найти в ассортименте отечественных поставщиков.

Однако сомневающиеся в очередной победе УФ-технологий вряд ли найдутся. Определённое беспокойство их ярых приверженцев может вызвать подрастающий конкурент в лице красок электронного отверждения, активно заявляющих о себе в широкорулонной флексографии. Но говорить о грядущей революции в стане поставщиков флексокрасок рано: разработка «электронных» красителей с «офсетным» принципом последовательного нанесения лишь отчётливо продемонстрировала глубину пока нереализованных возможностей. Так что упомянутое автором тематической статьи номера падение темпов развития УФ-флексографии — не более чем долговременное затишье перед грядущим штурмом.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     


comments powered by Disqus