2007.02.12, Автор: Игорь Кистенев2016 прочтений

Символ флексографии

Теги: От редактора От редактора FSP

Уникальность метода флексографской печати, "умудрившегося" соединить технологии высокой и глубокой печати, общеизвестна.

Игорь Кистенёв

Уникальность метода флексографской печати, «умудрившегося» соединить технологии высокой и глубокой печати, общеизвестна. Два сотрудника Mosstype Corporation, авторы эпохального изобретения, объединившего эластичную печатную форму с гравированным валом, как водится, не подозревали, какую кашу заварили. Прагматичное использование технологии для печати на мешках и бумажных пакетах после появления на рынке высоколиниатурных печатных форм ушло в прошлое. Отвечая запросам времени, стартовали интенсивные разработки износостойких покрытий растровых валов, активно развивается лазерное гравирование.

Неразлучная пара «печатная форма—анилокс» затеяла технологическую гонку, изо всех сил стараясь не отстать друг от друга. К разработке «золотой анилоксовой жилы» приступила группа специализированных фирм, названия которых на слуху у каждого технолога. Анилокс стал символом и центральным звеном флексографии, а его подбор — важнейшим методом регулирования интенсивности цвета и расхода краски.

Поскольку, в силу особенностей печатного процесса, важнейшей задачей стало сохранить исходные технические характеристики анилоксовых валов, чрезвычайно активно развивается рынок систем очистки. А регулярное и правильное техобслуживание растровых валов превратилось в один из основных показателей культуры флексографского производства.

Восстановление валов — не менее интересная часть анилоксовой индустрии, по экономическим или технологическим причинам не всегда способная предложить альтернативу приобретению нового анилокса взамен испорченного. Среди нестандартных решений проблемы — предложения по гравировке и напылению керамики от отечественных производителей.

Специфика работ и тип красок заставляют технологов по-разному решать общие проблемы. Вероятно, в более выгодном положении находятся печатающие УФ-красками типографии, и вряд ли кто позавидует сторонникам использования водных. Заметно «подсаживают» ресурс анилокса крупнопигментные металлизированные краски (опыт некоторых производств показывает, что он не превышает года), другой критичный фактор — неправильный подбор толщины, формы и давления ракельной кромки. Тем не менее, подчеркнул Алексей Коротков из «Данафлекс», срок годности растрового вала при правильной эксплуатации условно можно считать неограниченным: один из гравированных валов фирмы недавно отметил 6-летие. Рекорды выносливости ставят валы с керамическим покрытием, разумеется, при надлежащем к ним отношении.

Бережное отношение к растровым валам — дань не только технологическим изыскам. Затраты на них (стандартный диапазон цен 1500–6000 долл.) формируют существенную статью расхода. Главные ценовые критерии — тип покрытия, площадь поверхности вала, линиатура (большинство производителей при ценообразовании не учитывают тип растра и суммарный объём ячеек). Размер издержек ещё очевиднее при разнообразном парке машин: конструктивное исполнение вала разнится в зависимости от модели и года её выпуска (хороший повод вспомнить о корпоративной солидарности поставщиков флексотехники).

Заслуженно превратившийся в символ флексографии анилокс ежедневно принимает от печатников и технологов должные внимание и почести. И столь же заслуженно карает отступников за своё непочитание.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     


comments powered by Disqus