101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вёрстка: идеи, советы и секреты

  • Михаил Иванюшин
  • October 2, 2006
  • 9348
Все советы этого выпуска посвящены InDesign

Избавляемся от желтизны | Если помечена ячейка H&J Violations (окно Preferences, меню Composition), иногда некоторые строки текста в вёрстке окрашены жёлтым цветом. Это сигнал ? программе не удаётся в рамках заданных параметров разместить текст. Предусмотрены три оттенка жёлтого, а степень яркости говорит о величине отступления от заданных условий. Они видны в меню Justification описания символа или по нажатию клавиш <Alt+Ctl+Shift+J>. В нижней строке Composer обычно выбран многострочный компоновщик (Adobe Paragraph Composer). Эта установка должна стать стандартом ? не надо менять её без нужды на однострочный компоновщик (Adobe Single-Line Composer). Диапазон масштабирования глифов (Glyph Scaling) не делает погоды в вёрстке (они мало используются), поэтому оставьте во всех позициях 100%.

Со стандартными настройками строки часто окрашены жёлтым ? признак, что программа не может разместить текст в рамках заданных условий и назначает свои значения межсловного и межбуквенного пробелов

А вот межсловный (Word Spacing) и межбуквенный (Letter Spacing) интервалы достойны пристального внимания. По умолчанию, значения минимума, оптимума и максимума межбуквенного интервала одинаковы и равны 0%, а для межсловного ? 80%, 100%, 133%. Такие установки и обусловливают появление жёлтого цвета на узких колонках вёрстки. Из опыта: надо разрешить программе изменять межбуквенный интервал: минимум ? 5%, оптимум ? 0%, максимум ? 10%. Раз уж с нулевыми значениями этих параметров вёрстка не всегда получается, и жёлтый цвет ? индикатор, что программа назначает свои значения межбуквенным интервалам, лучше самому определить границы диапазона, а не отдавать их на откуп алгоритму компоновки.

С параметром Word Spacing тоже не всё благополучно. Возможно, значения 80-100-133 оптимальны для латинских букв, но русские шире, и с таким значением минимума межсловного интервала при вёрстке с выключкой на формат были случаи, когда пробел исчезал, и слова в строке слипались (при флаговой вёрстке этой проблемы нет). Гарнитуры отличаются по результатам, но в качестве отправной точки для русского текста можно взять значения 95%, 100%, 125%. Обратите внимание, меньший в сравнении со стандартным (133%) максимум при использовании ненулевого допуска на изменение межбуквенного интервала даёт программе достаточно свободы для получения плотной вёрстки, в которой почти не будет ?жёлтых? строк.

Ещё один инструмент управления видом вёрстки размещён в окне Hyphenation Setting ? линейка Better Spacing/Fewer Hyphens (наилучший интервал/меньше переносов). На линейке 11 делений, по умолчанию ползунок стоит посередине. Смещение влево ? указание программе отдавать предпочтение равномерности интервалов перед ростом переносов; вправо ? команда минимизировать количество переносов даже за счёт увеличения выше допустимого межсловных интервалов.

О скользящих колонтитулах | В InDesign пока нет стандартной возможности их делать. Но если макет выполнен так, что на левом колонтитуле размещено название книги, а на правом требуется повторять название текущей главы, это ограничение можно обойти. В XPress 4.11 для каждой главы надо создавать отдельный мастер, а тут всё в одном для всех страниц.

Суть идеи: группировать страницы в секции и для каждой указывать свой текстовый маркер. В программе есть знак маркера секции (ставится в один из текстовых фреймов) и поле для ввода текстового маркера. Почему бы не делать начало новой секции на той странице, где начинается глава, и не указывать название главы в качестве текстового маркера?

Итак, в мастере делаем фрейм для колонтитула. Создаём стиль для этого текста. Во фрейме ставим маркер секции: Type • Insert Special Character • Section Marker. На экране появляется слово ?Section?, назначаем ему стиль колонтитула. На странице, где начинается очередная глава, делаем новую секцию. До инструмента работы с секциями доберёмся так: палитра миниатюр страниц (F12), щёлкаем правой кнопкой по миниатюре страницы с новой главой, выбираем из выпадающего меню строку Number & Section Options ? открывается одноименное окно. Помечаем ячейку Start Section и вводим в поле Section Marker название главы. Оно будет повторяться на всех страницах, для которых в мастере был создан фрейм, содержащий знак маркера секции. Длина колонтитула ограничена одной строкой.

Более того: на русских форумах в Интернете можно найти скрипты, позволяющие делать колонтитулы для обеих страниц разворота.

Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (m_ivanyushin@hotmail.ru)


У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка ? дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.


Спонсор рубрики ? компания Apple IMC (Россия). Авторы опубликованных советов получат сувениры от Apple.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 26