101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Вёрстка: идеи, советы и секреты

  • Михаил Иванюшин
  • 2 октября 2006 г.
  • 7451
Все советы этого выпуска посвящены InDesign

Избавляемся от желтизны | Если помечена ячейка H&J Violations (окно Preferences, меню Composition), иногда некоторые строки текста в вёрстке окрашены жёлтым цветом. Это сигнал ? программе не удаётся в рамках заданных параметров разместить текст. Предусмотрены три оттенка жёлтого, а степень яркости говорит о величине отступления от заданных условий. Они видны в меню Justification описания символа или по нажатию клавиш <Alt+Ctl+Shift+J>. В нижней строке Composer обычно выбран многострочный компоновщик (Adobe Paragraph Composer). Эта установка должна стать стандартом ? не надо менять её без нужды на однострочный компоновщик (Adobe Single-Line Composer). Диапазон масштабирования глифов (Glyph Scaling) не делает погоды в вёрстке (они мало используются), поэтому оставьте во всех позициях 100%.

Со стандартными настройками строки часто окрашены жёлтым ? признак, что программа не может разместить текст в рамках заданных условий и назначает свои значения межсловного и межбуквенного пробелов

А вот межсловный (Word Spacing) и межбуквенный (Letter Spacing) интервалы достойны пристального внимания. По умолчанию, значения минимума, оптимума и максимума межбуквенного интервала одинаковы и равны 0%, а для межсловного ? 80%, 100%, 133%. Такие установки и обусловливают появление жёлтого цвета на узких колонках вёрстки. Из опыта: надо разрешить программе изменять межбуквенный интервал: минимум ? 5%, оптимум ? 0%, максимум ? 10%. Раз уж с нулевыми значениями этих параметров вёрстка не всегда получается, и жёлтый цвет ? индикатор, что программа назначает свои значения межбуквенным интервалам, лучше самому определить границы диапазона, а не отдавать их на откуп алгоритму компоновки.

С параметром Word Spacing тоже не всё благополучно. Возможно, значения 80-100-133 оптимальны для латинских букв, но русские шире, и с таким значением минимума межсловного интервала при вёрстке с выключкой на формат были случаи, когда пробел исчезал, и слова в строке слипались (при флаговой вёрстке этой проблемы нет). Гарнитуры отличаются по результатам, но в качестве отправной точки для русского текста можно взять значения 95%, 100%, 125%. Обратите внимание, меньший в сравнении со стандартным (133%) максимум при использовании ненулевого допуска на изменение межбуквенного интервала даёт программе достаточно свободы для получения плотной вёрстки, в которой почти не будет ?жёлтых? строк.

Ещё один инструмент управления видом вёрстки размещён в окне Hyphenation Setting ? линейка Better Spacing/Fewer Hyphens (наилучший интервал/меньше переносов). На линейке 11 делений, по умолчанию ползунок стоит посередине. Смещение влево ? указание программе отдавать предпочтение равномерности интервалов перед ростом переносов; вправо ? команда минимизировать количество переносов даже за счёт увеличения выше допустимого межсловных интервалов.

О скользящих колонтитулах | В InDesign пока нет стандартной возможности их делать. Но если макет выполнен так, что на левом колонтитуле размещено название книги, а на правом требуется повторять название текущей главы, это ограничение можно обойти. В XPress 4.11 для каждой главы надо создавать отдельный мастер, а тут всё в одном для всех страниц.

Суть идеи: группировать страницы в секции и для каждой указывать свой текстовый маркер. В программе есть знак маркера секции (ставится в один из текстовых фреймов) и поле для ввода текстового маркера. Почему бы не делать начало новой секции на той странице, где начинается глава, и не указывать название главы в качестве текстового маркера?

Итак, в мастере делаем фрейм для колонтитула. Создаём стиль для этого текста. Во фрейме ставим маркер секции: Type • Insert Special Character • Section Marker. На экране появляется слово ?Section?, назначаем ему стиль колонтитула. На странице, где начинается очередная глава, делаем новую секцию. До инструмента работы с секциями доберёмся так: палитра миниатюр страниц (F12), щёлкаем правой кнопкой по миниатюре страницы с новой главой, выбираем из выпадающего меню строку Number & Section Options ? открывается одноименное окно. Помечаем ячейку Start Section и вводим в поле Section Marker название главы. Оно будет повторяться на всех страницах, для которых в мастере был создан фрейм, содержащий знак маркера секции. Длина колонтитула ограничена одной строкой.

Более того: на русских форумах в Интернете можно найти скрипты, позволяющие делать колонтитулы для обеих страниц разворота.

Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (m_ivanyushin@hotmail.ru)


У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка ? дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.


Спонсор рубрики ? компания Apple IMC (Россия). Авторы опубликованных советов получат сувениры от Apple.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41