2006.06.13, Автор: Игорь Кистенев2147 прочтений

Удобный ультрафиолет

Теги: От редактора От редактора FSP

Отверждаемые ультрафиолетом краски внедряются повсеместно, в стороне пока лишь глубокая печать: достичь требуемой вязкости не представляется возможным, существующие разработки белых красок пока не получили практического завершения.

Игорь Кистенёв

Отверждаемые ультрафиолетом краски внедряются повсеместно, в стороне пока лишь глубокая печать: достичь требуемой вязкости не представляется возможным, существующие разработки белых красок пока не получили практического завершения. Для остальных УФ-печать — технология не самая дешёвая, но удобная и высококачественная. Оговорки, безусловно, есть: цена запечатываемых во флексографии материалов; ограничения при работе с пищевой упаковкой; термостойкость красочного слоя; невысокая кроющая способность, не позволяющая трафаретчикам печатать на тёмном текстиле.

Для, казалось бы, существенных недостатков находятся контраргументы. Краски в два-три раза дороже? Верно, но эксплуатационные особенности сокращают её расход: в трафаретной печати благодаря более тонким сеткам (по шелкографским понятиям краски чрезвычайно жидкие); во флексографии из-за высокой вязкости и 100% отверждения. Бесспорны затраты на дополнительное оборудование — специализированные сушки для трафаретных производств и лампы. Но первые единовременны и при эффективной работе окупаются в разумные сроки.

А лампы при ресурсе 1000 часов меняют, в среднем, раз в два месяца (при круглосуточной работе), темпы падения характеристик зависят от цвета отверждаемых красок. Специалисты всех работающих по данной технологии флексографских производств подтверждают: некритичное удорожание компенсируется качеством продукции.

В узкорулонных флексографских типографиях, изготавливающих высококачественную самоклеящуюся этикетку, технология становится доминирующей. На рынок выходят специализированные печатные машины, оснащаемые исключительно УФ-сушками. Технологические преимущества работы с УФ-красками известны любому технологу: краска не сохнет на форме и в красочном ящике; машину можно оставлять на ночь без смывки; высокая вязкость (во флексографии) способствует низкому растискиванию; большая текучесть (в шелкографии) позволяет печатать высоколиниатурные работы; заметно выше цветовая насыщенность. Высокий уровень глянца УФ-лаков — причина активного вторжения технологии в область сплошной и выборочной лакировки.

Как всегда, степень отдачи перспективной технологии определяют квалификация специалистов, накопленный опыт, передовые методы работы. Один из них — непрерывный учёт уровня УФ-излучения, контроль его постепенного падения. В передовых флексографских типографиях активно внедряются измерительные зонды (радиометры). О них — статья в одном из следующих номеров. Технология УФ-печати молода и специфична, потому ломает привычные стандарты: иным становится характер взаимодействия краски с материалом, другие расчёты идут в ход при выборе анилоксов.

У полностью перешедших на УФ-печать флексографских технологов нет ностальгии по спиртовым и водным краскам. Тем более, возможность «свидания» с ними остаётся. Например, специалисты типографии «Девятый вал Флексография» применяют их при печати этикеток, имитирующих неброский дизайн работ советского периода.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     


comments powered by Disqus