2006.03.06, Автор: Игорь Терентьев2516 прочтений

Стандарты для нестандартной индустрии

Теги: От редактора От редактора Publish

Не без гордости за некоторую причастность родного издания отмечу: полиграфия уникальна! В какой ещё современной отрасли промышленности такая гибкость производственных процессов?

Терентьев Игорь Не без гордости за некоторую причастность родного издания отмечу: полиграфия уникальна! В какой ещё современной отрасли промышленности такая гибкость производственных процессов? (Ах, как непросто её втиснуть в прокрустово ложе стандартов.) Где ещё за одну рабочую смену выпускают десяток-другой серий совершенно несхожих изделий, и каждое — серьёзным тиражом? Попробуйте-ка сказать директору автозавода, что ему в течение дня с одной производственной линии нужно выдать на-гора сразу несколько разных (!) моделей машин. И не забудьте проследить за тем, как меняется выражение его лица…

Возможно, именно фантастическая гибкость и кажущаяся простота превращения незатейливых белых листов бумаги в красочные издания плюс революция на рынке настольных издательских систем привлекли в полиграфию в 90-х годах прошлого века так много людей из других отраслей. Жизнь в молодых коммерческих типографиях забурлила, а наработанные годами технологические и другие стандарты оказались забыты. Какие-то — поделом (устарели, не успев за прогрессом), а иные пострадали ни за что: о существовании регламентирующих документов большинство «пришельцев» просто не подозревали. Так на свет появлялись детские книжки, набранные 8 кеглем, и прочие печатные продукты, изобилующие «детскими» ошибками. Симптомы болезни проявляются до сих пор, хотя, на мой взгляд, их количество постепенно снижается. Вчерашние новички уже набрались опыта. Издательства придают всё большее значение, во-первых, наличию в штатных расписаниях позиций технических редакторов и директоров по производству, а во-вторых — тому, кто эти должности занимает. Типографии понимают, что без внятного описания технических требований к макетам, чётких технологических инструкций печатникам и прочих документов споры по поводу качества и неизбежны, и беспредметны. И всё острее становится нехватка современных стандартов…

К счастью, есть международные организации и компании, разрабатывающие необходимые документы. Есть фирменные стандарты, которые годами практики доказали свою полезность и приняты как стандарты де-факто. Самые известные достались нам от Adobe Systems — PostScript и PDF. Международная организация CIP4, объединяющая на момент публикации 309 членов, создала формат описания заданий (Job Definition Format, JPF). Именно на него ориентируются ведущие производители решений для полиграфии, стремясь добиться интеграции аппаратных и программных продуктов в единую систему. Похоже, время закрытых специализированных решений прошло — во многом благодаря стандарту JDF.

Но для повседневной работы офсетных типографий главный законодатель — Международная организация по стандартам, разработавшая ISO 12647 «Полиграфические технологии. Управление процессами цветоделения, изготовления проб и тиражных оттисков». Но он не является ГОСТом, поэтому типографии сами решают, выстраивать ли технологический процесс на его основе. Теоретически, заказчик может не согласиться и потребовать выполнить работу в соответствии с ранее принятыми (и устаревшими в сравнении с ISO) российскими отраслевыми стандартами. Но на практике требование не кажется разумным: зачем (и как?) заставлять частные типографии, внедрившие передовой стандарт, следовать устаревшим технологическим нормам? Ждать принятия ISO 12647 в качестве ГОСТа бесперспективно — это может не случиться никогда. А внедрение даст желанный фундамент для стройного здания печатного процесса со всеми его прелестями — чёткими техническими требованиями для заказчиков, внутренними технологическими инструкциями, стабильным и предсказуемым качеством оттисков. Не буду уточнять, где (не уверен, что переводившие и размещавшие документ люди сделали это полностью законно), но вы легко найдёте в Интернете полный текст стандарта ISO 12647: 2004 на русском языке. И тогда у каждой маленькой типографии появится реальный шанс превратиться в большую (в терминологии Александра Шнайдера). Не в смысле масштаба, а по организации производства и управлению качеством. Впрочем, последнее, скорее, по части ISO 9001…

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     


comments powered by Disqus