2005.03.29, Автор: Сабина Ленц7844 прочтений

Синтетическая бумага: новинки и тенденции*

Теги: Бумага Бумага, картон Publish

Представьте образовательную конференцию Американской ассоциации водоподготовки: на информационном стенде два больших бака, но в них не рыба, а буклеты. Желающим "вылавливают" материалы, протирают и отдают.

Представьте образовательную конференцию Американской ассоциации водоподготовки: на информационном стенде два больших бака, но в них не рыба, а буклеты. Желающим «вылавливают» материалы, протирают и отдают. Пока это только фантазия (вдруг у ассоциации, кроме буклетов, появятся ещё и рыбки), но воплотить её не так уж и сложно. Столь необычные промо-акции возможны благодаря уникальным свойствам синтетической бумаги. Она не боится влаги, стойкая на разрыв, очень прочная и великолепно фальцуется, т. е. оптимально подходит для тех сегментов рынка, где вода или другие вещества могут повредить целлюлозные материалы. Синтетическую бумагу используют для карт, меню, книжных обложек, наружной рекламы, POS-материалов, пропусков, дисконтных карт и необычных рекламных акций.

Что такое синтетическая бумага?

Обычно так называют нецеллюлозные запечатываемые материалы, а именно — бумагу на основе пластика. Помимо основной составляющей (полипропилена или полиолефина), в состав входят неорганические наполнители, иногда диоксид кремния или каолин. Чтобы представить синтетическую бумагу, вспомните прочный конверт FedEx. Впрочем, новые синтетические материалы очень гладкие, на ощупь напоминают шёлк и великолепно подходят для воспроизведения текста и графики.

Список применений бесконечен: 80% синтетической бумаги потребляет этикеточная индустрия, остальное уходит в коммерческие типографии. Основные игроки — Hop-Syn, Polyart, Teslin и Yupo. Как и у мелованной бумаги, у каждого синтетического материала свои достоинства и недостатки. Правильный выбор предотвратит не только проблемы при печати и финишной обработке, но и лишние затраты.

Прочность на разрыв

Синтетическая бумага отличается длительным жизненным циклом за счёт высокой прочности на разрыв (максимального напряжения по оси, которое материал выдерживает, прежде чем рвётся). В процессе производства синтетическую бумагу вытягивают в двух направлениях — как и у любой бумаги, прочность и стойкость к разрыву будут выше в продольном. Для некоторых синтетических материалов направление волокон указывается, у других, по словам производителей, оно просто отсутствует, что очень удобно для фальцевания и послепечатной обработки.

Сопротивление надрыву у синтетической бумаги выше в поперечном направлении, поскольку так сложнее разорвать упорядоченные волокна или полимерные цепи. Yupo и некоторые сорта Hop-Syn считаются стойкими к надрыву в обоих направлениях, часть синтетических материалов — только в одном.

Время сушки

Помните: синтетическая бумага практически не впитывает краску. Если на обычной бумаге оттиск сохнет сравнительно быстро, то у синтетических материалов время сушки варьируется от 4 до 24 часов, в зависимости от типа бумаги и запечатанной площади. На некоторые марки синтетической бумаги (Polyart и некоторые сорта Hop-Syn) наносят мелованное покрытие, за счёт которого краска впитывается почти сразу, а время сушки уменьшается до нескольких часов. Но у покрытия есть и недостатки — пониженная стойкость к истиранию. Уникальный синтетический материал Teslin на 65% состоит из кремнезёма, поэтому впитывает краску, как «обычная» бумага.

Переработка

Современные фабрики чётко соблюдают требования к охране окружающей среды и минимизации отходов. Специалисты объясняют, что продукция из синтетической бумаги легко перерабатывается вместе с другими отходами пластика, но соответствующей документации до сих пор нет.

Печать на синтетической бумаге

Не забывайте, что печать на синтетических материалах требует определённой практики. Фабрики всегда предоставят подробную информацию по работе и специфике печати на том или ином сорте, некоторые консультируют по телефону. Один из поставщиков даже практикует звонки каждому заказавшему бумагу клиенту, отвечая на все возникшие вопросы. В зависимости от объёма заказа возможен выезд специалиста.

Вот несколько общих рекомендаций относительно печати на синтетической бумаге.

  • Оптимальная температура в печатном цехе 21–24 °С.
  • Оптимальная влажность 50%.
  • Скорость печати менее 7000 отт./ч.
  • Рекомендуются металлические,а не бумажные или полиэфирные формы — они переносят меньше воды.
  • При печати максимально сократите использование воды.

Поскольку «синтетика» практически не впитывает влагу, для баланса краска/вода объём воды в среднем наполовину меньше по сравнению с целлюлозными материалами. Все марки синтетической бумаги допускают водное и УФ-лакирование.

Краски. Есть универсальные составы для синтетических материалов, но лучше заказать краску для конкретного сорта бумаги, на котором вы планируете печатать. Как правило, это высоковязкие краски с низкой липкостью. Осторожнее с флуоресцентными и металлизированными системами — печатать ими по синтетической бумаге особенно сложно.

Зачастую для синтетической бумаги предпочитают УФ-краски, по принципу действия напоминающие жидкий пластик. При воздействии на краску потока УФ-излучения фотоинициаторы вступают в химическую реакцию, и красочные компоненты образуют сплошную плёнку. В формировании плёнки участвует весь объём краски, поэтому время сушки значительно сокращается.

Статическое электричество. Основная проблема при печати на синтетической бумаге — скапливающееся на листах статическое электричество. Справиться с ней поможет правильный режим температуры и влажности. Часто для этого прибегают к устройствам снятия статического электричества и повышения влажности.

Фальцовка. Тонкие сорта синтетической бумаги отлично сгибаются и фальцуются, для бумаги толщиной более 0,25 мм рекомендуется биговка.

Совместимость с лазером. Большая часть синтетической бумаги не подходит для устройств лазерной печати с термозакреплением и струйных принтеров, но два сорта Teslin предназначены специально для лазерной и струйной печати.

Цифровые печатные машины. Специальная линейка бумаги Digital 1000 от Teslin выдерживает даже высокотемпературную обработку, подходит для всех цифровых печатных устройств и сертифицирована для тонерных рулонных машин Xeikon.

Конверты, сэр!

Учитывая высокий интерес клиентов, Yupo упростила заказ конвертов из синтетической бумаги: раньше минимальная партия составляла 10 000 шт., теперь полупрозрачные и непрозрачные конверты пяти стандартных форматов отгружаются по 500 штук. Можно заказать и специальный формат, а партнёр Yupo предлагает услуги по нанесению полноцветной печати по макетам заказчика.

За прошедшие годы компания реализовала ещё несколько разработок — синтетический материал с защитой от вскрытия (с минимальным сопротивлением разрыву), бумагу для цифровых печатных машин. Постоянно обновляется линейка прозрачной бумаги и конвертов, а время сушки синтетических материалов продолжает сокращаться даже без мелованного покрытия. В этом развивающемся сегменте рынка каждый хочет поймать «большую рыбу», а синтетические марки бумаги перспективны для предприятий, дизайнеров, заказчиков и полиграфической индустрии, независимо от способа их применения.

Сабина Ленц (www.paperspecs.com), основатель PaperSpecs, Inc., бумажной базы данных онлайн и «Универсального справочника».


Вот это качество!

Недавно Heidelberg на 10-красочной (10+LX) Speedmaster CD 102 отпечатал 20 тысяч двусторонних рекламных плакатов формата 46x61 см на полупрозрачной синтетической бумаге Yupo плотностью 91,8 г/м2. 12 высококачественных фотографий иллюстрируют различные текстуры. Выбранный формат демонстрирует разнообразие технологий, доступных с машинами Heidelberg, — полноцветную УФ-печать, смесевые металлизированные оттенки, 4-цветный полутон, выборочное УФ- и глянцевое лакирование.

«Мы называем их Wow-плакатами. Изображения, текстуры и насыщенные цвета просто поразительны», — комментирует Марианн Уильямс, старший дизайнер Leo Burnett.


А где же Wally?

И победителем становится…

Как завоевать награду Wally? Креативность, оригинальность плюс синтетическая бумага Yupo. Ниже перечислены победители второго ежегодного конкурса, проведённого в 2004 г.:

Бриджет ДеСокио, директор SocioX и преподаватель при школе дизайна Parsons, за выпускной альбом 2003 г. (восьмиполосная сфальцованная

брошюра с портретами выпускников и 50-ю двусторонними фотографиями 11x15 см).

Лайминг Рао, архитектор и дизайнер, за многоразовый бумажный поднос из Yupo (270 г/м2).

Concrete Design Communications за годовой отчёт для клиента (6 стр.) на полупрозрачной Yupo (91,8 г/м2).


Мы дважды писали о синтетической бумаге: в 1999 г. («Экзотика: от синтетики до голографии», ? 1) и в 2001 г. («Синтетическая бумага: испытание на прочность», ? 6). Со времени последней публикации на российском рынке ситуация практически не изменилась — доступны мять марок (в алфавитном порядке): Polyart (Arjobex), Polylith (Granwell Products), Teslin (PPG Industries), Tyvek (DuPont), Yupo (OJI-YUKA Synthetic Paper). Как сообщил представитель по маркетингу отдела «Дюпон-Нетканные материалы» Алексей Тарасов, разовой поставкой Tyvek в 1999 г. для изготовления конвертов, история этого материала в России не закончилась: сейчас он регулярно завозится и используется для печати одёжных ярлычков, а также изготовления баннеров на стадионе (широкоформатная печать).

И. Т.


Что новенького

Yupo

Вот уже более 30 лет корпорация Yupo занимается исследованиями и разработкой в сфере синтетической бумаги. В её каталоге стандартная и полупрозрачная (единственная на рынке) различной плотности. Последняя разработка — стандартные и полупрозрачные конверты (раньше не выпускались) — пока не вошла в каталог, но информация скоро появится на www.yupo.com.

Polyart

Материал производит Arjobex — подразделение Arjo-Wiggins, одного из крупнейших европейских поставщиков бумаги. Впервые Polyart появился в Европе в середине 70-х. В начале 80-х синтетическую бумагу вывели на рынок Северной Америки, затем запустили производство Polyart в Северной Каролине (1992 г.). В каталоге Polyart множество сортов разной плотности, перечислены популярные области применения (ярлыки, этикетки, промышленность), даны советы, как получить оптимальный печатный результат.

Teslin

Выпускает PPG Industries — мировой производитель химикатов, стекла, стекловолокна и покрытий с предприятиями и представительствами в 23-х странах. В каталоге A different Animal («Странное животное») множество способов применения синтетической бумаги — меню, этикетки, водостойкие изделия, пропуска и т. д. Информация по наличию и характеристикам всех марок (от цифровой до лазерной печати) собрана в удобных таблицах, сзади приведены базовые рекомендации по печати.

Hop-Syn

Компания Hop Industries основана в 1977 г. для выпуска синтетической бумаги. Помимо широкого ассортиментного ряда, здесь предлагают дополнительные услуги — продольную резку рулонов, порезку на листы и подрезку. В каталоге представлены две марки — Hop-Syn и DuraLite (основные сорта и характеристики).


Tyvek («Тайвек») — уникальный нетканый материал; гораздо легче и прочнее бумаги и универсальнее, чем ткань. Изготовлен на 100% из чистых полиэтиленовых волокон, соединённых под давлением и температурой, создающих прочную основу для печати; идеален для областей, где важна долговечность. Успешно применяется для производства ярлыков, этикеток, баннеров, вывесок, упаковки, географических карт и т. д. В полиграфии и упаковке востребованы обладающие прекрасными печатными свойствами Tyvek 10, 30. Новая линия декоративного Tyvek 30 — «серебро» и «янтарь». В результате вакуумной металлизации алюминием белый Tyvek приобретает серебряный оттенок. Чтобы не допустить истирания покрытия, на него наносят лак методом глубокой ротационной печати. В ассортименте «Центра полимеров» есть рулонный Tyvek следующих типов: 1057D и 1082D (белый),3057D и 3082S (янтарь), 3057M и 3082 (серебро), 2082D (для струйной печати). Для полиграфии поставляется в Россию с 2002 г.; одна из типографий, имеющих опыт работы с ним — «Принт-экспресс» (Обнинск). Среди компаний, занимающихся широкоформатной печатью, Tyvek использовала We.R.Signs.

Иван Бакуменко,
менеджер ООО «Центр Полимеров»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     


comments powered by Disqus