2005.03.29, Автор: Сабина Ленц8948 прочтений
Представьте образовательную конференцию Американской ассоциации водоподготовки: на информационном стенде два больших бака, но в них не рыба, а буклеты. Желающим «вылавливают» материалы, протирают и отдают. Пока это только фантазия (вдруг у ассоциации, кроме буклетов, появятся ещё и рыбки), но воплотить её не так уж и сложно. Столь необычные промо-акции возможны благодаря уникальным свойствам синтетической бумаги. Она не боится влаги, стойкая на разрыв, очень прочная и великолепно фальцуется, т. е. оптимально подходит для тех сегментов рынка, где вода или другие вещества могут повредить целлюлозные материалы. Синтетическую бумагу используют для карт, меню, книжных обложек, наружной рекламы, POS-материалов, пропусков, дисконтных карт и необычных рекламных акций.
Обычно так называют нецеллюлозные запечатываемые материалы, а именно — бумагу на основе пластика. Помимо основной составляющей (полипропилена или полиолефина), в состав входят неорганические наполнители, иногда диоксид кремния или каолин. Чтобы представить синтетическую бумагу, вспомните прочный конверт FedEx. Впрочем, новые синтетические материалы очень гладкие, на ощупь напоминают шёлк и великолепно подходят для воспроизведения текста и графики.
Список применений бесконечен: 80% синтетической бумаги потребляет этикеточная индустрия, остальное уходит в коммерческие типографии. Основные игроки — Hop-Syn, Polyart, Teslin и Yupo. Как и у мелованной бумаги, у каждого синтетического материала свои достоинства и недостатки. Правильный выбор предотвратит не только проблемы при печати и финишной обработке, но и лишние затраты.
Синтетическая бумага отличается длительным жизненным циклом за счёт высокой прочности на разрыв (максимального напряжения по оси, которое материал выдерживает, прежде чем рвётся). В процессе производства синтетическую бумагу вытягивают в двух направлениях — как и у любой бумаги, прочность и стойкость к разрыву будут выше в продольном. Для некоторых синтетических материалов направление волокон указывается, у других, по словам производителей, оно просто отсутствует, что очень удобно для фальцевания и послепечатной обработки.
Сопротивление надрыву у синтетической бумаги выше в поперечном направлении, поскольку так сложнее разорвать упорядоченные волокна или полимерные цепи. Yupo и некоторые сорта Hop-Syn считаются стойкими к надрыву в обоих направлениях, часть синтетических материалов — только в одном.
Помните: синтетическая бумага практически не впитывает краску. Если на обычной бумаге оттиск сохнет сравнительно быстро, то у синтетических материалов время сушки варьируется от 4 до 24 часов, в зависимости от типа бумаги и запечатанной площади. На некоторые марки синтетической бумаги (Polyart и некоторые сорта Hop-Syn) наносят мелованное покрытие, за счёт которого краска впитывается почти сразу, а время сушки уменьшается до нескольких часов. Но у покрытия есть и недостатки — пониженная стойкость к истиранию. Уникальный синтетический материал Teslin на 65% состоит из кремнезёма, поэтому впитывает краску, как «обычная» бумага.
Современные фабрики чётко соблюдают требования к охране окружающей среды и минимизации отходов. Специалисты объясняют, что продукция из синтетической бумаги легко перерабатывается вместе с другими отходами пластика, но соответствующей документации до сих пор нет.
Не забывайте, что печать на синтетических материалах требует определённой практики. Фабрики всегда предоставят подробную информацию по работе и специфике печати на том или ином сорте, некоторые консультируют по телефону. Один из поставщиков даже практикует звонки каждому заказавшему бумагу клиенту, отвечая на все возникшие вопросы. В зависимости от объёма заказа возможен выезд специалиста.
Вот несколько общих рекомендаций относительно печати на синтетической бумаге.
Поскольку «синтетика» практически не впитывает влагу, для баланса краска/вода объём воды в среднем наполовину меньше по сравнению с целлюлозными материалами. Все марки синтетической бумаги допускают водное и УФ-лакирование.
Краски. Есть универсальные составы для синтетических материалов, но лучше заказать краску для конкретного сорта бумаги, на котором вы планируете печатать. Как правило, это высоковязкие краски с низкой липкостью. Осторожнее с флуоресцентными и металлизированными системами — печатать ими по синтетической бумаге особенно сложно.
Зачастую для синтетической бумаги предпочитают УФ-краски, по принципу действия напоминающие жидкий пластик. При воздействии на краску потока УФ-излучения фотоинициаторы вступают в химическую реакцию, и красочные компоненты образуют сплошную плёнку. В формировании плёнки участвует весь объём краски, поэтому время сушки значительно сокращается.
Статическое электричество. Основная проблема при печати на синтетической бумаге — скапливающееся на листах статическое электричество. Справиться с ней поможет правильный режим температуры и влажности. Часто для этого прибегают к устройствам снятия статического электричества и повышения влажности.
Фальцовка. Тонкие сорта синтетической бумаги отлично сгибаются и фальцуются, для бумаги толщиной более 0,25 мм рекомендуется биговка.
Совместимость с лазером. Большая часть синтетической бумаги не подходит для устройств лазерной печати с термозакреплением и струйных принтеров, но два сорта Teslin предназначены специально для лазерной и струйной печати.
Цифровые печатные машины. Специальная линейка бумаги Digital 1000 от Teslin выдерживает даже высокотемпературную обработку, подходит для всех цифровых печатных устройств и сертифицирована для тонерных рулонных машин Xeikon.
Учитывая высокий интерес клиентов, Yupo упростила заказ конвертов из синтетической бумаги: раньше минимальная партия составляла 10 000 шт., теперь полупрозрачные и непрозрачные конверты пяти стандартных форматов отгружаются по 500 штук. Можно заказать и специальный формат, а партнёр Yupo предлагает услуги по нанесению полноцветной печати по макетам заказчика.
За прошедшие годы компания реализовала ещё несколько разработок — синтетический материал с защитой от вскрытия (с минимальным сопротивлением разрыву), бумагу для цифровых печатных машин. Постоянно обновляется линейка прозрачной бумаги и конвертов, а время сушки синтетических материалов продолжает сокращаться даже без мелованного покрытия. В этом развивающемся сегменте рынка каждый хочет поймать «большую рыбу», а синтетические марки бумаги перспективны для предприятий, дизайнеров, заказчиков и полиграфической индустрии, независимо от способа их применения.
Сабина Ленц (www.paperspecs.com), основатель PaperSpecs, Inc., бумажной базы данных онлайн и «Универсального справочника».
Недавно Heidelberg на 10-красочной (10+LX) Speedmaster CD 102 отпечатал 20 тысяч двусторонних рекламных плакатов формата 46x61 см на полупрозрачной синтетической бумаге Yupo плотностью 91,8 г/м2. 12 высококачественных фотографий иллюстрируют различные текстуры. Выбранный формат демонстрирует разнообразие технологий, доступных с машинами Heidelberg, — полноцветную УФ-печать, смесевые металлизированные оттенки, 4-цветный полутон, выборочное УФ- и глянцевое лакирование.
«Мы называем их Wow-плакатами. Изображения, текстуры и насыщенные цвета просто поразительны», — комментирует Марианн Уильямс, старший дизайнер Leo Burnett.
И победителем становится…
Как завоевать награду Wally? Креативность, оригинальность плюс синтетическая бумага Yupo. Ниже перечислены победители второго ежегодного конкурса, проведённого в 2004 г.:
Бриджет ДеСокио, директор SocioX и преподаватель при школе дизайна Parsons, за выпускной альбом 2003 г. (восьмиполосная сфальцованная
брошюра с портретами выпускников и 50-ю двусторонними фотографиями 11x15 см).
Лайминг Рао, архитектор и дизайнер, за многоразовый бумажный поднос из Yupo (270 г/м2).
Concrete Design Communications за годовой отчёт для клиента (6 стр.) на полупрозрачной Yupo (91,8 г/м2).
Мы дважды писали о синтетической бумаге: в 1999 г. («Экзотика: от синтетики до голографии», ? 1) и в 2001 г. («Синтетическая бумага: испытание на прочность», ? 6). Со времени последней публикации на российском рынке ситуация практически не изменилась — доступны мять марок (в алфавитном порядке): Polyart (Arjobex), Polylith (Granwell Products), Teslin (PPG Industries), Tyvek (DuPont), Yupo (OJI-YUKA Synthetic Paper). Как сообщил представитель по маркетингу отдела «Дюпон-Нетканные материалы» Алексей Тарасов, разовой поставкой Tyvek в 1999 г. для изготовления конвертов, история этого материала в России не закончилась: сейчас он регулярно завозится и используется для печати одёжных ярлычков, а также изготовления баннеров на стадионе (широкоформатная печать).
И. Т.
Вот уже более 30 лет корпорация Yupo занимается исследованиями и разработкой в сфере синтетической бумаги. В её каталоге стандартная и полупрозрачная (единственная на рынке) различной плотности. Последняя разработка — стандартные и полупрозрачные конверты (раньше не выпускались) — пока не вошла в каталог, но информация скоро появится на www.yupo.com.
Материал производит Arjobex — подразделение Arjo-Wiggins, одного из крупнейших европейских поставщиков бумаги. Впервые Polyart появился в Европе в середине 70-х. В начале 80-х синтетическую бумагу вывели на рынок Северной Америки, затем запустили производство Polyart в Северной Каролине (1992 г.). В каталоге Polyart множество сортов разной плотности, перечислены популярные области применения (ярлыки, этикетки, промышленность), даны советы, как получить оптимальный печатный результат.
Выпускает PPG Industries — мировой производитель химикатов, стекла, стекловолокна и покрытий с предприятиями и представительствами в 23-х странах. В каталоге A different Animal («Странное животное») множество способов применения синтетической бумаги — меню, этикетки, водостойкие изделия, пропуска и т. д. Информация по наличию и характеристикам всех марок (от цифровой до лазерной печати) собрана в удобных таблицах, сзади приведены базовые рекомендации по печати.
Компания Hop Industries основана в 1977 г. для выпуска синтетической бумаги. Помимо широкого ассортиментного ряда, здесь предлагают дополнительные услуги — продольную резку рулонов, порезку на листы и подрезку. В каталоге представлены две марки — Hop-Syn и DuraLite (основные сорта и характеристики).
Tyvek («Тайвек») — уникальный нетканый материал; гораздо легче и прочнее бумаги и универсальнее, чем ткань. Изготовлен на 100% из чистых полиэтиленовых волокон, соединённых под давлением и температурой, создающих прочную основу для печати; идеален для областей, где важна долговечность. Успешно применяется для производства ярлыков, этикеток, баннеров, вывесок, упаковки, географических карт и т. д. В полиграфии и упаковке востребованы обладающие прекрасными печатными свойствами Tyvek 10, 30. Новая линия декоративного Tyvek 30 — «серебро» и «янтарь». В результате вакуумной металлизации алюминием белый Tyvek приобретает серебряный оттенок. Чтобы не допустить истирания покрытия, на него наносят лак методом глубокой ротационной печати. В ассортименте «Центра полимеров» есть рулонный Tyvek следующих типов: 1057D и 1082D (белый),3057D и 3082S (янтарь), 3057M и 3082 (серебро), 2082D (для струйной печати). Для полиграфии поставляется в Россию с 2002 г.; одна из типографий, имеющих опыт работы с ним — «Принт-экспресс» (Обнинск). Среди компаний, занимающихся широкоформатной печатью, Tyvek использовала We.R.Signs.
Иван Бакуменко,
менеджер ООО «Центр Полимеров»
Архив журналов в свободном доступе.
Что такое инженерная бумага и зачем она нужна? А усадка <1% — это много или мало? Об этом и другом вы можете узнать из теста, подготовленного Publish совместно с Xerox. Или проверить свои знания, если эта тема вам знакома.
Московская Hardcore Studio сделала ставку на выпуск эксклюзивной полиграфии, активно используя уже ставшую винтажной в отрасли высокую печать, послепечатные изыски и высококачественную дизайнерскую бумагу.
«Монди СЛПК» — одно из самых современных и динамично развивающихся предприятий лесопромышленного комплекса России. Юбилей комбината стал поводом для демонстрации успехов, построения амбициозных планов и высокой оценки усилий трудового коллектива.
Хотя весна не особенно торопится, а мы никак не можем дождаться нового бума на рынке дизайнерской бумаги, show must go on: производители придумывают, а поставщики — предлагают новые, интересные коллекции.
Третий Всероссийский форум полиграфистов прошёл под лозунгом «Полиграфия будущего». Но будущего не бывает без прошлого и настоящего, поэтому анализ происходящих не только в индустрии, но и в обществе процессов позволяет лучше подготовиться к вызовам завтрашнего дня.
Синтетическая бумага создавалась для того, чтобы типографии могли получить материалы со свойствами плёнок, но более «дружественные» к полиграфическим процессам. В России потребление таких материалов постепенно растёт. Впрочем, наибольшего роста стоит ожидать, когда преимущества СБ наконец оценят отечественные заказчики упаковки и этикетки.