101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

В поисках идентичности

  • Иван Ильин
  • 26 июля 2025 г.
  • 687
18 июня 2025 года в рамках деловой программы выставки RosUpack/Printech 2025 прошла специальная сессия, организованная совместно Publish и Printech, «Упаковка, этикетка, гофра: новые технологии для новых рынков». О чём на ней шла речь — читайте прямо сейчас.

РОП для типографий: что делать и с чего начать?

 

Мероприятие началось выступлением руководителя Центра исследований Eco Techlab Ольги Стадник. Группа компаний Eco Techlab уже 20 лет занимается переработкой отходов пластиковой упаковки. Об упаковке сегодня нельзя говорить, не принимая во внимание институт расширенной ответственности производителя (РОП). Что это, собственно, такое? РОП — это ответственность производителя и импортёра упаковки за то, что после того, как упаковка станет отходом, её соберут и утилизируют.

В законодательстве за последние годы произошли существенные изменения, а именно — перенос ответственности за утилизацию упаковки с производителя или импортёра товара в упаковке на непосредственного производителя упаковки или импортёра упаковки. Несмотря на ясность формулировок, на практике иногда существует формальное несоответствие ответственности производителя товара, например, в зависимости от того, в какой тип упаковки, жёсткий или гибкий, он упаковывает свой товар. В результате часто возникает неопределённость, несёт ли производитель ответственность в рамках РОП, и наиболее остро эта проблема стоит перед типографиями, которые выполняют одну или несколько операций в процессе общего производства упаковки. И поэтому надо начинать с изучения утверждённого Перечня конкретных товаров и упаковки, которые должны быть утилизированы после утраты потребительских свойств, актуального на текущий год. Далее выяснить, какие коды ОКПД2 у выпускаемой продукции. И соотнести эти коды с Перечнем, чтобы было ясно, по каким позициям механизм ответственности в рамках РОП. И, конечно, необходимо отслеживать обновления в Перечне, которые могут появляться и в текущем году.

Следующие изменения, которые надо учитывать в механизме РОП, это изменение ставки экологического сбора. Каждой группе товаров или упаковки присваивается «коэффициент экологичности», который рассчитывается из четырёх критериев: сложности извлечения, технологической возможности утилизации, цикличности и востребованности вторичного сырья.

И если на сегодняшний момент эти коэффициенты понижены, то уже к 2027 году планируется, что они станут полноценными, а для некоторых видов товаров увеличатся в пять раз. Кроме того, скорее всего будут увеличены и сами базовые ставки, к которым применяется коэффициент экологичности. То есть надо внимательно отслеживать эту информацию, чтобы она не стала «как снег на голову» и было время для анализа и коррекции производственных планов.

Отдельно надо изучать опции сокращения размеров экосбора и выяснять, к критериям какого понижающего коэффициента относятся: будет ли товар полностью или частично вывозиться за пределы РФ? Используется ли вторичное сырьё, подходящее для применения понижающего коэффициента? Возможно ли осуществить «самостоятельную утилизацию»?

Ну и «вишенка на торте» — это отчётность, которую надо правильно оформить и вовремя сдать: три вида отчётности по основному механизму РОП и особый порядок отчётности для товаров и упаковки, вошедших в «эксперимент» импортёра.

За всеми этими хитросплетениями, происходящими в нормативном законодательстве, надо внимательно следить, от новостей из Росприроднадзора и изменений отраслевого законодательства до ТГ-каналов, журналов и вебинаров, освещающих ситуацию.

В поисках идентичности

Опыт инсталляций гофропринтеров

 

Менеджер «РУССКОМ» Андрей Казаков представил обзор инсталляций за последние месяцы струйных однопроходных и многопроходных принтеров для прямой печати по гофрокартону торговой марки G!Digital. Эти машины условно можно разделить на три сегмента: старший сегмент, со скоростью загрузки 10000+ кв. м/ч, средний сегмент (до 1000 кв. м/ч) и малый сегмент (до 500 кв. м/ч). Осенью прошлого года «РУССКОМ» анонсировал на российском рынке линейку принтеров под этой маркой: SC300, SC600 mini, SC900. Цифровые значения в моделях означают ширину печатного поля. Эти машины уже снискали популярность, были инсталлированы и получили отзывы.

В среднем и малом сегменте область применения подобных принтеров довольно широка: обёрточная, самосборная и быстросборная гофротара, дой-паки, крафт-пакеты и др. И чтобы обеспечивать процесс полноцветной печати в этих сегментах, принтеры G!DIGITAL SC обладают соответствующими возможностями: макс. скоростью печати 30 м/мин, шириной печати от 300 мм до 1800 мм, шириной запечатываемого материала от 680 мм до 2500 мм, толщиной запечатываемого материала от 1 до 80 мм.

Весной 2024 года был объявлен старт продаж, и первым покупателем принтера G!DIGITAL SC300 стала саратовская компания Color Pack, печатающая пакеты, конверты, пищевую упаковку для производителей фастфуда и маркетплейсов с небольшими тиражами упаковки. Потом был инсталлирован струйный принтер G!DIGITAL SC600 mini в екатеринбургской типографии «Минт Принт», затем были инсталляции в Новосибирске, в Тюмени… И везде по данным машинам нет никаких нареканий. На сегодняшний день на разных российских предприятиях компанией инсталлировано десять машин G!DIGITAL SC.

Одним выстрелом — двух зайцев

 

Начальник отдела стратегического развития НПО «Криптен» Елена Попова рассказала о защитных элементах комбинированной этикетки. Для производителей сегодня два ключевых вызова: это, во-первых, защита от подделок, и, во-вторых, усиление узнаваемости бренда. Эти две задачи одновременно решает комбинированная этикетка.

В защитную функцию комбинированной этикетки входит комплекс технологических решений. Одно из самых простых решений усиления защиты — фольга горячего тиснения, и такая фольга с уникальным голографическим элементом сегодня является единственным вариантом, который невозможно подделать. Другой уровень защиты — это технологии скрытой защиты, когда микротексты и коды нанесены с помощью, например, ультрафиолетовой краски, которая не видна при обычном осмотре и не нарушает дизайна этикетки, но будет видна с помощью УФ-ламп или фонариков. А также латентные изображения, муаровый дизайн, которые видны при помощи специальных идентификаторов. Здесь надо сказать, что компания Криптен создаёт такую скрытую защиту, для обнаружения которой не нужно специальных приборов, а достаточно, например, фонарика мобильного телефона. Такую этикетку компания пока не делала в России, но уже есть предзаказы, и скоро такая этикетка будет анонсирована на рынке.

В итоге использование такой комбинированной этикетки не только делает подделку экономически невыгодной и легко обнаруживаемой, но и повышает статус продукта, его узнаваемость. Опросы заказчиков, использующих, например, голографические элементы, повышают продажи на 20–25%, потому что такая этикетка сразу выделяет товар на фоне присутствующего на рынке контрафакта.

Когда печать не кормит

 

Следующими спикерами был дуэт из калиниградской типографии «Артель-Т»: управляющий партнёр Анастасия Курышева и генеральный директор Денис Горябин. Они рассказали о своём региональном опыте выживания в жёстких экономических реалиях российского анклава. Своё выступление они провели в режиме интерактива, рассказывая историю своего успеха на красочных примерах последних трёх лет.

Ни для кого не секрет, что бизнес в Калининграде сейчас вести очень сложно, прежде всего из-за проблем с логистикой. Ещё несколько лет назад полиграфический бизнес процветал: в регионе работало 36 типографий. Но в одночасье, образно говоря, типографий осталось только восемь, а количество клиентов уменьшилось раз в двадцать. Выход в такой экстремальной ситуации всегда связан с такими моментами, как расширение рынка, отношения с клиентами и удорожание продаваемого продукта.

Типография «Артель-Т» начала свою экспансию рынка с ответа на вопрос: кто на самом деле покупает этикетку? Ответ — тот, кто покупает продукт клиента, — сформировал новую концепцию развития компании: надо ориентироваться не столько на клиента с его желаниями и возможностями, а на его продукцию и потенциал этой продукции. То есть, изучая непосредственно продукт, для которого нужна этикетка, вникая в специфику рынка этого продукта, его производства, можно прокачивать потенциал рынка этикетки, а также повышать чек своей этикетки.

А причём тут яблоки? С ними связан отдельный кейс презентации, когда на примере можно увидеть, как можно создавать рынок там, где его никогда не было. Таких кейсов в презентации, уже с другими идеями, есть несколько, и все они иллюстрируют основные правила стратегии «Артель-Т»: узнай продукт своего клиента, найди рынок для своего клиента, найди клиента для своего клиента.

И, конечно, должны быть свои скрытые возможности и резервы, чтобы быть готовыми к любым вызовам. Дизайнеры, инженеры, менеджеры, та команда, которая составляет главный секрет любого успеха.

Комплексные решения

 

Похожими вопросами задавалась и в ГК «Смарт -Т». И ответы отчасти были схожими, но с учётом других масштабов и другой специфики бизнеса, о чём рассказал руководитель направления полиграфии и упаковки «Смарт-Т» Алексей Кашицкий.

Полтора года назад «Смарт-Т» вышла на рынок поставщиков оборудования этикетки и в 2024 году инсталлировала восемь промышленных машин для её производства. Были проанализированы типовые клиенты на этом рынке, выделена приоритетная группа клиентов, которые заинтересованы в цифровом оборудовании, и отдел продаж провёл среди них опрос на тему уже более конкретных предпочтений и пожеланий. Кроме того, есть анализ рынка печати этикетки, его развития в ближайший год-два. И на основе этих данных компания предлагает линейку оборудования для высечки и вырубки этикетки от ведущих китайских производителей.

Среди предлагаемых машин, например, скоростная ЦПМ для печати этикеток и гибкой упаковки Arojet iHEM-330. Это модульная машина: в стандартной комплектации три секции: размотка, печатный модуль и приёмка. Но есть возможность добавить флексосекцию, дополнительный модуль, который будет делать холодное фольгирование, и ещё дополнительные секции, в зависимости от задач. И таким образом превратить машину в высокопроизводительный гибрид. Также от этого производителя есть УФ-принтер Arojet E6 для печати переменных данных.

От компании Darui предлагается тонерный принтер с белым цветом Darui K1 и станки для лазерной и механической высечки этикетки Darui D-J3/D-J5 и Darui D-S7, D-S8, D-S9. Конечно же, есть предложения от iECHO — режущие плоттеры iECHO PK и промышленные раскройные комплексы.

Рынок картона: тренды и триггеры

 

Ещё одна группа компаний, представленная на сессии, — «Тайга Групп» — является одним из главных в России производителей картона, и её директор по продажам в РФ и СНГ Наталья Шамина рассказала о тенденциях в лесопромышленной отрасли, а также в производстве целлюлозы и картона.

Все три объединённых предприятия группы находятся в Республике Коми, объединение произошло совсем недавно, но на рынке уже узнаваемы название и дизайн нового бренда. Под маркой «Тайга», а также под зонтичным брендом Коmi реализуется большой ассортимент товара: целлюлоза, два вида тарных картонов, три вида потребительских картонов и линейка полиграфических сортов бумаги.

В 2024 году на российском рынке было продано 850 тыс. тонн потребительского картона, из которого 660 тыс. тонн занимал мелованный картон. В компании сделали приблизительный прогноз развития рынка потребительских картонов до 2028 года, на основе которого ожидается рост в 20–25%, но почти весь этот рост будет за счёт импортного сырья, поскольку отечественных мощностей для производства высококачественного картона недостаточно.

По тарному картону основные потребители это производители гофропродукции, и рост объёмов производства 7% за прошлый год коррелирует именно с производством гофры, но основной рост за счёт макулатурных картонов.

И по целлюлозному картону, увы, никакого роста не ожидается, потому что на рынке образовался профицит предложения целлюлозных тарных картонов. В 2024 году 746 тыс. тонн целлюлозных лайнеров было экспортировано из РФ в Китай, и эта динамика, похоже, сохранится.

На фоне замедления спроса на российском рынке целлюлозного картона, в конце прошлого года было решено приступить к выпуску нового продукта: белёной крафт-бумаги, применяемой в самых различных потребительских сегментах.

Строить успешное предприятие. Как?

 

Генеральный директор «Промис» Евгений Слиняков в рамках презентации цифровой платформы «Оригинал Макет Про» успел коснуться самых разных аспектов бизнеса и рынка, от разработки стратегии и анализа демографической ситуации до конкретного руководства по профориентации новых кадров из поколения «зумеров».

Надо сказать, что цифры о «Промис» говорят сами за себя: доля на рынке фармупаковки — 16%; выручка за 2024 г. — 4,2 млрд рублей. И очевидно, что слова руководителя такой компании подкреплены соответствующими результатами.

Шесть лет назад была создана цифровая платформа «Оригинал Макет Про», и в 2026 году планируется выпуск её третьей версии. Четыре года Евгений занимается разработкой стратегии: постановкой базовых вопросов, методологией прогноза трендов и исследованиями сценариев будущего. Много аналитического материала, слайдов, на которых графики перемежаются тест-анализами — в общем, за десять минут даже поверхностно обо всём рассказать невозможно. Поэтому Евгений отдельно пригласил на специализированные полуторачасовые презентации по темам: «Как построить свою производственную систему» и «Что надо сделать, чтобы удержать свой персонал и привлечь новый».

Разрешите представиться

 

В следующей презентации Михаил Нестеренко рассказал о своей компании «ИНТЕРМИКРО», поставляющей станки для производства картонной упаковки, этикетки и других отраслей по всей РФ и в страны Таможенного Союза. В профессиональном сообществе Михаил человек не новый, и среди присутствовавших в зале многие знают его лично.

Итак, что нового в ассортименте? Боксмейкеры Anypack с новыми опциями плоттерной резки и нанесения горячего и холодного клея, с производительностью до 3000 коробок в час. Планшетный режущий плоттер индустриального класса ECHOCUT SL: популярная машина по соотношению цена/качество — у неё десятки инсталляций от Калининграда до Владивостока.

В другой ценовой категории свой лидер: планшетный режущий плоттер со встроенной автоподачей SINAJET DF MT — у этой машины есть ещё опция ультрафиолетового струйного лака, которая позволяет практически на любой продукции делать выборочный лак.

По-прежнему востребованы прессы для высечки и тиснения, фальцевально-склеивающие линии известного шанхайского бренда YAWA.

Флекса или офсет для этикеток?

 

Руководитель отдела этикетки и гибкой упаковки компании YAM International Фархад Юзикаев рассказал об оборудовании, предлагаемом для двух разных сегментов полиграфического рынка.

Компания существует уже 36 лет на рынке, и за это время накоплен огромный опыт работы с брендами и поставок самого разного полиграфического оборудования. Как следует из названия презентации, есть некоторое противопоставление флексографии и офсетной печати — это разные технологии печати с использованием совершенно разного оборудования. Фархад сам является флексографом, но начал свой обзор с офсетной машины — полуротационной HUADA. Она имеет три модификации, в зависимости от ширины печатаемого рулона: HD-350, HD-450 и HD-550. Максимальная скорость — 50 м/мин. Толщина запечатываемого слоя — 0,1–0,3 мм. Преимущества этой машины в неком условном противопоставлении с флексо: офсетное качество печати, недостижимое для флексографии; низкая себестоимость оттиска (дешёвые формы, экономия на краске и отсутствие затрат на дополнительную оснастку); быстрый переход с тиража на тираж. А по сравнению с ЦПМ выигрыш в возможности производить лакирование и высечку в линию.

Но, повторимся, это противопоставление весьма условно, и офсетная печать имеет свои недостатки в таком противопоставлении: она проигрывает в печати больших тиражей и не предназначена для печати на тянущихся материалах. И тогда надо выбирать другой продукт: например, флексомашину LABEL KING S5 и S6, а также другие машины от этого бренда — машины отделки продукции для печати логистических этикеток и гибридную цифровую машину с встроенным полноцветным цифровым модулем. И, разумеется, YAM International поставляет весь спектр постпечатного оборудования, а также полный комплекс инженерной поддержки 24/7.

Креативность в упаковочной типографии

 

В следующей презентации была представлена питерская офсетная типография «РоСК», в лице конструктора упаковки и менеджера по связям с общественностью Елены Никоноровой. По её словам, ком проблем, обрушившихся на типографии в последнее время, можно разделить на три основных: нестабильность качества материалов, устаревающее оборудование и кадровый кризис.

Каждая из этих проблем непростая, требует отдельного подхода и своих креативных решений, порой на уровне лайфхаков и хитроумных ухищрений. По материалам приходится признать, что качество материалов заметно упало, но это только часть проблемы: качество бывает не просто плохо, а нестабильно плохо. Самая востребованная на производстве связка сейчас — это связка «технолог — препрессер», поиски альтернативных решений часто превращаются в мозговые штурмы. Один из таких примеров: учёт дисторции на плоском штампе, когда качество российского картона не выдерживает многослойности печати, происходит неравномерная усадка по листу, и на вырубке приходится двигать ножи, чтобы спасти тираж.

По оборудованию решение часто выглядит так: «допилить» старые зарекомендовавшие себя станки, заменив, скажем, устаревшие электромеханические реле на современное программирование — иногда подобное решение в три раза дешевле покупки нового оборудования. Запчасти часто покупаются на «Али-Экспресс». А чтобы закупить какое-нибудь б/ушное оборудование из Европы, надо включаться уже в авантюрные схемы, когда наши партнёры привозят такое оборудование через третьи страны, скрывая нас как конечных получателей.

И по кадровому кризису: главная проблема в выгорании. Дело не только в поиске новых кадров, но и в удержании старых специалистов, которые выгорели от рутины и авралов. От этого выгорают все, вне зависимости от принадлежности к тому или иному поколению. Какой выход? Искать баланс между работой и жизнью, например, создавать творческий креативный проект внутри коллектива, будь то проект своего календаря или коллаборация с коллегами на основе некой литературной игры — это всегда зажигает, это отвлекает от рутины, и это сближает.

Решения по инспекции и автоматизации

 

Продукт-менеджер направления «Упаковка» «ХД РУС» Роман Фролов выступил с презентацией инспекционных систем полиграфической продукции в сфере фармупаковки. Совместно с Masterwork ХД РУС предлагают четыре инспекционных решения: в виде отдельно установленных станций оффлайн; встроенных в фальцевально-склеивающие линии; в виде приставных станций к фальцевально-склеивающим линиям и встроенных непосредственно в печать, будь то офсетная листовая или рулонная на высоких скоростях, а также и узкорулонная.

Номенклатура инспектируемых дефектов Diana Eye: дефекты материала, вкрапления краски, отклонения и пятна в печати, плохое горячее тиснение, позиция «качество голограмм», трещины и швы, вздутия, позиция и дефекты кода, отсутствие фольги, истирания. Также были представлены системы iGuard и линии с автоматической приёмкой и фасовкой продукции.

Гофрокороб по требованию

 

И завершал сессию директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов размышлениями о будущем упаковки, которое он видит в неком предсказательном хрустальном шаре опыта и анализа. Взгляд этот отталкивается от такого момента, как проникновение цифровых технологий в разные виды производства упаковки, и выглядит это так: этикетка — десятки процентов, гибкая упаковка и гофра — единицы процентов, складная картонная коробка — доли процента.

Как видно, гофра и гибкая упаковка сейчас находятся на промежуточной позиции, и не совсем понятно, как будут меняться эти позиции, но Михаил обращает внимание на гофру. По его мнению, в гофру будет масштабное проникновение цифры в самое ближайшее время. На это указывают сразу несколько причин: она защищена от импорта логистическим барьером, есть сильные отечественные производства, на рынке доступно соответствующее оборудование и технологии, есть повышающийся спрос в малых и средних тиражах. И кстати, в Китае уже прямо сейчас наблюдается бум в этом смысле — это ведь тоже своеобразный показатель.

Одно из предложений в этом направлении — боксмейкер Anypack AB2500. Наверное, главные преимущества этой машины в производительности — 500–600 коробок в час и в скорости переналадки — она составляет всего три секунды. Ещё можно отметить наличие в предустановках машины больше ста позиций из каталога FEFCO. И машина эта была доступна для демонстрации прямо на выставке RosUpack/Printech 2025.

***

Сессия «Упаковка, этикетка, гофра: новые технологии для новых рынков» на RosUpack/Printech 2025 показала, насколько стремительно трансформируется рынок: меняются требования к отчётности, усиливается фокус на устойчивость и экономическую эффективность, растёт интерес к цифровым решениям и гибридным технологиям, развиваются направления защиты от подделок и автоматизации. Вместе с этим меняются и подходы: успешными становятся не только те, кто инвестирует в оборудование, но и те, кто умеет стратегически мыслить, находить ниши, выстраивать связи и адаптироваться к новой реальности, опираясь на знание продукта, потребителя и контекста.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Правильный гибрид

С лета этого года ГК «РУССКОМ» предлагает двухметровый гибридный принтер G!Digital HUV-2000S.

Выставка перемен

В этом году 32-я выставка технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама 2025» прошла на новом месте с 21 по 24 октября. Поскольку «Экспоцентра» больше нет, устроители выбрали в качестве места проведения павильоны ВДНХ — 55 и 57.

Печать без промаха

На столичной выставке «Реклама-2025» представительство южнокорейской InkTec в России впервые показало в работе компактный планшетный УФ-принтер UV 6090 с системой автоматического распознавания и визуального позиционирования запечатываемых изделий.

Технология как магия

Обычно в рубрике «Практика производства» мы рассказываем о типографиях. Но сегодня — о компании из другой сферы, где цифровая печать по-прежнему кажется настоящим волшебством.

Техника, сервис, доверие: «Передовые системы печати» представила шоурум Ricoh в Екатеринбурге

9 октября 2025 года компания «Передовые системы печати» («ПСП») провела презентацию в своём екатеринбургском офисе. Формат события оказался символичным: оно объединило знакомство с обновлённым шоурумом и рассказ о пути и перспективах компании.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59