2005.02.03, Автор: Андрей Крылов2710 прочтений

Волшебство сюжетного растра

Теги: Допечатные процессы Publish

Нас окружают полутоновые изображения, созданные при помощи ставших привычными полиграфических растров. Разработанный автором метод сюжетного растрирования - попытка вернуть к жизни почти утраченный гравюрный стиль на новом уровне технологий.

Нас окружают полутоновые изображения, созданные при помощи ставших привычными полиграфических растров. Разработанный автором метод сюжетного растрирования — попытка вернуть к жизни почти утраченный гравюрный стиль на новом уровне технологий.

До середины XIX века изображения для печати создавались техникой гравирования. Так «полутоновое» произведение художника, состоящее из различимых глазом штрихов, с помощью резца гравёра становилось пригодным для тиражирования.

Изобретение растра ускорило перевод полутонового оригинала в полиграфический оттиск. Штрих превратился в растровую точку, стал неразличим, а иллюстрация максимально приблизилась к фотографическому оригиналу.

Человеческий глаз уже успел привыкнуть к таким изображениям. Только ценные бумаги продолжают оформляться в гравюрном, «гознаковском», стиле. Поэтому описываемый ниже метод сюжетного растрирования применим и в дизайне ценных бумаг.

В конце 80-х годов началась компьютеризация допечатных процессов, или DTP-революция. Как следствие, появилась возможность добиться стереоэффекта без специальных линз и очков, с помощью различимых глазом штриховых линий.

Рис. 1. Яблоко «сюжетно-растрированное»

Идея принадлежит доктору технических наук Юрию Валентиновичу Пономарёву, руководителю диссертации автора. Именно в ней и была разработана тема получения стереоэффекта с помощью штрихов на плоскости листа бумаги.

Вокруг контура яблока на рис. 1 при отсутствии искажения оптической плотности происходит сливание видимых штриховых линий.

Рис. 2. Увеличенный фрагмент изображения яблока. Зелёным цветом показаны границы околоконтурной зоны, различимые более зорким правым глазом; синим — различимые левым

В своих исследованиях мы исходили из того, что правый и левый глаз человека видит по-разному. Например, острота зрения правого выше, чем левого. Таким образом, правый глаз видит меньшую, чем левый, зону «слития» штрихов по ширине, т. е. глаза видят разное по ширине околоконтурное поле (рис. 2). Так, благодаря изменению линиатуры штриховки, появляется стереопара, необходимая для возникновения стереоэффекта.

К сожалению, идея не нашла понимания на кафедре обработки иллюстраций МГУП, но диссертационные наработки стали основой для метода, который автор назвал сюжетным растрированием. Ведь растровые структуры привязываются к сюжету изображения. В нашем примере — к контуру яблока.

Необходимую поддержку в разработке, патентовании и реализации метода оказал специалист в области защищённой полиграфии Владимир Николаевич Токарев.

Технология сюжетного растрирования

Рис. 3. Исходное полутоновое изображение

В начале выбирается полутоновый оригинал (рис. 3). В центре: разрезанный апельсин и цветок. С помощью метода сюжетного растрирования (деформация штриховки вокруг контуров) можно показать их объёмность.

Рис. 4

После чего готовится векторный файл-каркас, состоящий из линий постоянной толщины и совпадающий по размерам с полутоновым оригиналом (рис. 4). Поскольку каркас содержит сетку из прямых линий, его можно создать в любом пакете иллюстративной графики.

В иллюстрациях «Подсолнух», «Кремль», «Чайки» каркасы сложнее — они состоят из рельефных сеток и выполняются в специальной программе для вёрстки ценных бумаг. Когда каркас сделан, программа-фильтр (разработчики — Крылов и Пономарёв) считывает информацию об оптической плотности в определённой точке полутонового оригинала и, в зависимости от неё, корректирует толщину штриховых линий каркаса, а также деформирует сетку вокруг заданных контуров. В нашем примере это контуры цветка и апельсина (рис. 5).

Рис 5

Если изображение цветное, алгоритм повторяется для голубой, пурпурной и жёлтой красок. Потом в программе Photoshop происходит соединение (наложение) четырёх изображений, и файл готов для печати (рис. 5).

Если взять более сложное изображение «Подсолнуха», то естественно, в полутоновом оригинале никакой лестницы не было — идея лестницы возникла случайно (как и занавески в «Чайках»).

В Corel Draw с помощью штрихов автор «построил» лестницу и соединил в программе Photoshop с уже созданным гравюрным изображением подсолнуха.

В полутоновом растрировании такое сочетание лестницы и подсолнуха выглядит как обычная аппликация (коллаж) и неинтересно для глаза. Но гравюрный стиль позволяет соединять, казалось бы, несовместимые вещи, а (благодаря видимым штриховым линиям) зритель получает новую информацию о форме (объёме) изображаемого предмета, которая теряется при традиционных системах растрирования.

Конечно, у метода есть и недостатки: потеря информации о мелких деталях и искажение цветопередачи полутонового оригинала.

«Ночь» и «День»(серия «Морские гравюры»), 2004. А. Крылов

Но, на мой взгляд, они с лихвой компенсируются новыми открытиями в дизайне.

Об авторе: Андрей Крылов (krylow_a_y@goznak.ru) ведущий специалист полиграфического производства Объединения «Гознак».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus