2005.02.03, Автор: Андрей Крылов3495 прочтений

Волшебство сюжетного растра

Теги: Допечатные процессы Publish

Нас окружают полутоновые изображения, созданные при помощи ставших привычными полиграфических растров. Разработанный автором метод сюжетного растрирования - попытка вернуть к жизни почти утраченный гравюрный стиль на новом уровне технологий.

Нас окружают полутоновые изображения, созданные при помощи ставших привычными полиграфических растров. Разработанный автором метод сюжетного растрирования — попытка вернуть к жизни почти утраченный гравюрный стиль на новом уровне технологий.

До середины XIX века изображения для печати создавались техникой гравирования. Так «полутоновое» произведение художника, состоящее из различимых глазом штрихов, с помощью резца гравёра становилось пригодным для тиражирования.

Изобретение растра ускорило перевод полутонового оригинала в полиграфический оттиск. Штрих превратился в растровую точку, стал неразличим, а иллюстрация максимально приблизилась к фотографическому оригиналу.

Человеческий глаз уже успел привыкнуть к таким изображениям. Только ценные бумаги продолжают оформляться в гравюрном, «гознаковском», стиле. Поэтому описываемый ниже метод сюжетного растрирования применим и в дизайне ценных бумаг.

В конце 80-х годов началась компьютеризация допечатных процессов, или DTP-революция. Как следствие, появилась возможность добиться стереоэффекта без специальных линз и очков, с помощью различимых глазом штриховых линий.

Рис. 1. Яблоко «сюжетно-растрированное»

Идея принадлежит доктору технических наук Юрию Валентиновичу Пономарёву, руководителю диссертации автора. Именно в ней и была разработана тема получения стереоэффекта с помощью штрихов на плоскости листа бумаги.

Вокруг контура яблока на рис. 1 при отсутствии искажения оптической плотности происходит сливание видимых штриховых линий.

Рис. 2. Увеличенный фрагмент изображения яблока. Зелёным цветом показаны границы околоконтурной зоны, различимые более зорким правым глазом; синим — различимые левым

В своих исследованиях мы исходили из того, что правый и левый глаз человека видит по-разному. Например, острота зрения правого выше, чем левого. Таким образом, правый глаз видит меньшую, чем левый, зону «слития» штрихов по ширине, т. е. глаза видят разное по ширине околоконтурное поле (рис. 2). Так, благодаря изменению линиатуры штриховки, появляется стереопара, необходимая для возникновения стереоэффекта.

К сожалению, идея не нашла понимания на кафедре обработки иллюстраций МГУП, но диссертационные наработки стали основой для метода, который автор назвал сюжетным растрированием. Ведь растровые структуры привязываются к сюжету изображения. В нашем примере — к контуру яблока.

Необходимую поддержку в разработке, патентовании и реализации метода оказал специалист в области защищённой полиграфии Владимир Николаевич Токарев.

Технология сюжетного растрирования

Рис. 3. Исходное полутоновое изображение

В начале выбирается полутоновый оригинал (рис. 3). В центре: разрезанный апельсин и цветок. С помощью метода сюжетного растрирования (деформация штриховки вокруг контуров) можно показать их объёмность.

Рис. 4

После чего готовится векторный файл-каркас, состоящий из линий постоянной толщины и совпадающий по размерам с полутоновым оригиналом (рис. 4). Поскольку каркас содержит сетку из прямых линий, его можно создать в любом пакете иллюстративной графики.

В иллюстрациях «Подсолнух», «Кремль», «Чайки» каркасы сложнее — они состоят из рельефных сеток и выполняются в специальной программе для вёрстки ценных бумаг. Когда каркас сделан, программа-фильтр (разработчики — Крылов и Пономарёв) считывает информацию об оптической плотности в определённой точке полутонового оригинала и, в зависимости от неё, корректирует толщину штриховых линий каркаса, а также деформирует сетку вокруг заданных контуров. В нашем примере это контуры цветка и апельсина (рис. 5).

Рис 5

Если изображение цветное, алгоритм повторяется для голубой, пурпурной и жёлтой красок. Потом в программе Photoshop происходит соединение (наложение) четырёх изображений, и файл готов для печати (рис. 5).

Если взять более сложное изображение «Подсолнуха», то естественно, в полутоновом оригинале никакой лестницы не было — идея лестницы возникла случайно (как и занавески в «Чайках»).

В Corel Draw с помощью штрихов автор «построил» лестницу и соединил в программе Photoshop с уже созданным гравюрным изображением подсолнуха.

В полутоновом растрировании такое сочетание лестницы и подсолнуха выглядит как обычная аппликация (коллаж) и неинтересно для глаза. Но гравюрный стиль позволяет соединять, казалось бы, несовместимые вещи, а (благодаря видимым штриховым линиям) зритель получает новую информацию о форме (объёме) изображаемого предмета, которая теряется при традиционных системах растрирования.

Конечно, у метода есть и недостатки: потеря информации о мелких деталях и искажение цветопередачи полутонового оригинала.

«Ночь» и «День»(серия «Морские гравюры»), 2004. А. Крылов

Но, на мой взгляд, они с лихвой компенсируются новыми открытиями в дизайне.

Об авторе: Андрей Крылов (krylow_a_y@goznak.ru) ведущий специалист полиграфического производства Объединения «Гознак».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • К вопросу об автоматизации техпроцессов и не только…

    В течение лета 2019 г. были интересные встречи и разговоры. И в них, к некоторому моему удивлению, почти всегда затрагивался вопрос, как управлять производством — процессом от заказа до отгрузки и участвующих в процессе сотрудников. Причем эта тема актуальна не только в больших компаниях, а во всех, кому удаётся быть успешными в сегодняшних непростых условиях. То есть понимание, что залог выживания — это оптимизация процесса управления и контроля выполнения заказов с точки снижения затрат.

     

  • Рисуем шоколад или Когда искусственное лучше натурального

    Иногда вместо фотографии реального продукта на упаковке лучше поместить его рисованное изображение.

     

  • Допечатные процессы как фундамент

    Полиграфическая компания «МДМ-Печать» с момента своего основания сделала ставку на допечатные решения Kodak, ставшие залогом стабильности качества и своеобразным фундаментом эффективности и надёжности производства.

     

  • Напечатал? Оживи!

    Главная претензия современных маркетологов к печати — её «нединамичность». Мол, если вы это даже напечатали «цифрой», где интерактивность, анимация и прочие прелести цифрового века? Этой проблемой озаботились многие, но в Konica Minolta создали одно из самых дружественных решений — genARate.

     

  • Трудности упаковочного перевода

    Менеджер по инновационным проектам «Флексикон РУС» Кристина Ведяшкина рассказала нам про особенности такого специфического бизнеса, как централизованный препресс, и объяснила, почему в России подобные услуги пока ценят только большие транснациональные корпорации. 

     

  • 9 причин для допечатной проверки PDF

    Всё ещё полагаетесь на зоркий глаз и авось? Есть способ проще.

     


comments powered by Disqus