Все мы помним «чудесную» весну 2022 года, когда мы получили письма счастья от наших надёжных европейских партнёров. И что было самым ценным ресурсом в этот период, кроме запасов сырья у нас на складах? Конечно, время! И вот не тратить эту главную драгоценность мне помогла внедрённая система менеджмента качества на основе стандартов ИСО* (см. Сальникова М. Слово из трёх букв // Publish № 7, 2025).
Как часто в жизни происходит? От постановки задачи до её реализации сначала надо долго и упорно совещаться со всеми участниками процесса. Часто мы забываем кого-то очень важного позвать на очередное совещание, потом долго ждём, когда этот ценный товарищ сможет нас посетить. А у него — руки по локоть в масле, ждите! И так проходят ценные часы, дни…
Потом, насовещавшись вдоволь, надо идти реализовать задуманное. И на этом этапе мы тоже часто тратим драгоценное время, потому что один сотрудник понял задачу так, другой — по-другому, а третий — упс! — не понял вообще, что он должен был итоговый отчёт написать, и теперь «ну имейте совесть, дайте ему хотя бы пару рабочих дней, чтобы собраться с мыслями и выдать наконец результат».
.jpg)
А когда реально работает система менеджмента качества по ИСО 9001, в компании всё давно зарегламентировано (в хорошем смысле): понятно, кто за какую часть процесса отвечает, как и кто должен заполнять отчёты и по каким формам. И надо просто запустить процесс согласно этим регламентам, и все причастные побежали без всякого броуновского движения выполнять — каждый свою задачу.
Бац! Пока ты срочно деньги искал (потому что это твоя задача), тебе уже скинули результаты тестирования нового картона или краски, договор согласовали, переговоры проведены. Осталось только свою задачу выполнить и заказ новому поставщику разместить.
В эту же тему — обязательно наличие запасных поставщиков всего и вся. И если по основным материалам это правило выполняется почти у всех, то вот по всяким вспомогательным часто мы долго и упорно работаем с одним поставщиком. И своя логика в этом есть: поставщик проверенный, материал качественный, цена персональная. Зачем что-то менять и тратить время сотрудников на поиски нового? Но вот как оно может повернуться: была офсетная резина (пример условный) из Европы и сплыла. И проверенный поставщик не мычит, не телится: сложности у него какие-то и всё такое. А у «Васи» за забором в типографии всё прекрасно: его поставщик — ООО «Резина» — оказался шустрее и притащил волшебными тропами материал из Индии. И в целом ерунда, скажете, но ведь реально производство целой типографии может остановиться из-за такой «мелочи». Потому что с ООО «Резина» мы не знакомы: договора нет, условия не согласованы. И из-за этого мы опять теряем драгоценность нашу — время.
Про трату денег, думаю, и так всем понятно: новые поставщики — это всегда только предоплата — деньги, которые типографии придётся изымать из оборота. А много ли заказчиков поддержали нас в 2022 году и перешли на предоплату, пусть и временно? Думаю, что единицы. Так что эти затраты тоже нужно как-то покрывать.
Ну и что, скажете вы: по факту все всё нашли, и 2022 был на удивление прибыльный год для полиграфии. Но наш мозг ленивый, мы быстро забываем плохое. А я считаю, что стоит помнить, сколько нервных клеток потратил каждый из нас в тот ох какой непростой период, и учиться на своих ошибках. И если вы не готовы полноценно, по-честному, не для заказчиков, а для себя и своей команды внедрять стандарты ИСО, то хотя бы начните применять главные принципы этой системы. Они, честное слово, в разы облегчат вашу работу. И помогут сэкономить самое ценное.
Вот семь основных принципов менеджмента качества, на которых основан международный стандарт ISO 9001 (актуальная версия — ISO 9001:2015):
Ориентация на потребителя
- Главная цель — удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей, а также стремление превзойти их.
- Организация должна понимать требования клиентов (явные и неявные).
- Постоянно работать над повышением их удовлетворённости.
Лидерство
- Руководство должно задавать чёткие цели, направление и создавать культуру вовлечённости.
- Лидеры формируют миссию, видение и ценности.
- Создают среду, в которой люди вовлечены в достижение целей организации.
Вовлеченность персонала
- Все сотрудники на всех уровнях должны быть вовлечены в процесс улучшения качества.
- Компетентный, уполномоченный и вовлечённый персонал необходим для создания ценности.
- Сотрудников поощряют к инициативности и ответственности.
Процессный подход
- Эффективные результаты достигаются, когда деятельность и ресурсы управляются как процессы.
- Понимание взаимосвязи между процессами помогает добиваться стабильных результатов.
- Облегчает оптимизацию и контроль.
Улучшение
- Постоянное улучшение — ключ к устойчивому успеху.
- Это должно быть постоянной целью.
- Включает как корректирующие действия, так и систематическое развитие.
Принятие решений, основанных на фактах
- Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
- Решения должны быть обоснованными, а не интуитивными.
- Аналитика, метрики и измерения имеют важное значение.
Управление взаимоотношениями
- Успех организации зависит от её отношений с заинтересованными сторонами.
- Важно развивать доверие и стабильные партнёрские отношения с поставщиками, инвесторами, обществом и др.
- Цель — создание устойчивой ценности для всех сторон.
Об авторе: Мария Сальникова, заместитель генерального директора «Полипап», эксперт по производству комбинированной упаковки.
* ИСО (англ. ISO — International Organization for Standardization) — Международная организация по стандартизации.