101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Бабочки над лотосом, или Не "Кварком" единым...

  • Михаил Иванюшин
  • 6 декабря 2004 г.
  • 3156
Новый инструмент — Adobe InDesign — заслуживает пристального внимания верстальщиков и дизайнеров, даже если они не собираются немедленно и навсегда распрощаться с привычным QuarkXPress.

За более чем десятилетнюю практику работы с QuarkXPress моим основным руководством была отличная книга на английском языке Дэвида Блатнера и Эрика Тауба о версии 3.3 этой замечательной программы. Но примерно год назад Блатнер высказал мнение, что InDesign по возможностям уже превосходит QuarkXPress. Точка зрения известного знатока «Кварка» внушает уважение — чем не повод попробовать «альтернативу» в деле? Впрочем, автор не ставил целью призвать всех к немедленному и бесповоротному отказу от XPress — просто «новичок» удобнее при решении ряда задач.

Итак, задано: ОС Windows 2000, Adobe InDesign CS, тексты готовим в Microsoft Word 2002 SP-2. Конечно, в чём-то все верстальные пакеты похожи. И любому, кто знает QuarkXPress, не составит труда найти и освоить сходные возможности в пакете от Adobe. Сложнее с теми моментами, которые реализованы иначе, нежели в привычных PageMaker или QuarkXPress. Если воспринимать новый инструмент как «улучшенный Кварк» и пользоваться только знакомыми функциями, проку от перехода будет мало. Статья поможет сделать первые шаги и разобраться с концептуальными отличиями в подходе к вёрстке в Adobe InDesign CS.

Подготовка текста

InDesign версии CE позволяет работать более чем с десятью языками, среди них есть и русский. Язык выбирается в поле Language раздела Advanced Character Formats окна Paragraph Style (TypeёParagraph Styles F11). Также «Russian» должно быть в поле Language раздела Dictionary окна Preferences (EditёPreferences).

Принимаются файлы из MS Word в форматах RTF, DOC и обычные TXT. Опыт подсказывает, что работу по разметке текста лучше сделать в редакторе текста, т. к. стилевая разметка переносится в InDesign, и это упрощает вёрстку. Но иногда InDesign не загружает обычные RTF-файлы. Тогда помогает сохранение файлов в формате word 97-2002 & 6.0-95-RTF (*.doc).

Текст и фреймы

Инструменты для рисования боксов (их называют фреймы) в InDesign — это Type Tool, Recntangle Frame Tool и Rectangle Tool (рис. 1). Можно размещать текст и картинки в незамкнутые контуры, созданные пером (Pen Tool) или карандашом (Pencil Tool).

Рис. 1. Инструменты создания фреймов и контуров

Чёткого различия в назначениях фреймов и контуров нет, любой может в дальнейшем хранить и текст, и иллюстрацию. Это совершенно не похоже на привычный QuarkXPress, но мы пытаемся уловить различия в подходах к организации работы с текстом и изображениями.

Создадим новый файл: FileёNewёDocument… (или клавишами ). В открывшемся окне сбросьте галочки для полей Master Text Frame и Facing Pages. На странице-шаблоне A-Master нарисуйте три бокса и два контура и обозначьте их цифрами 1–5. Назовём фрейм, созданный инструментом Type Tool, текстовым, а остальные — иллюстрационными. Перейдите на первую страницу. Нарисуйте теми же инструментами похожие фреймы на полях страницы.Размещение текста начинается с выбора командой FileёPlace… () текстового файла. В книге Сэнди Коэн «InDesign для Windows и Macintosh. Быстрый старт» процедура удачно названа «взять текст в курсор». В InDesign придумано много видов курсоров — только для работы с текстом их шесть (рис. 2), — и поначалу это сбивает с толку. После выбора текста на экране появится курсор «Текст загружен», и щелчок мышкой (при таком активном курсоре) приведёт к появлению на экране прямоугольного текстового фрейма, в котором разместится текущий выбранный текст. Интересно, что, когда курсор расположен вблизи направляющих, чёрная стрелка становится белой, и, если щёлкнуть мышкой, созданный фрейм будет притянут к направляющим. И ещё: если при выборе текста оказался выделенным любой фрейм или контур, текст будет загружен именно туда.

Рис. 2. Виды текстовых курсоров:
1 — текст загружен (Loaded text);
2 — заполнить фрейм (Over frame);
3 — курсор связи (Threading);
4 — полуавтоматическое заполнение (Semi-autoflow);
5 — автоматическое заполнение (Autoflow);
6 — заполнить страницы;
а — курсор за пределами фрейма;
б — курсор в пределах фрейма.
Обратите внимание: когда курсор выглядит взятым в скобки, это значит, что он в пространстве фрейма или контура.

Как же InDesign работает с текстом, «взятым в курсор»? Вид курсора зависит от того, где он находится в макете вёрстки. Если за пределами текстового фрейма, полученного из мастера, то на экране курсор «Текст загружен». Иллюстрационные фреймы и контуры, созданные на странице-шаблоне, для размещения текста недоступны. Как только курсор попадает в пространство доступного для размещения текста фрейма или контура, он меняется на «Заполнить фрейм». При щелчке мышкой по этому фрейму или контуру он заполнится текстом. После заполнения текстом первого фрейма или контура, при выборе следующих текстовых фреймов (как полученных из мастера, так и нарисованных), будет появляться «Курсор связи», для всех остальных курсор будет «Заполнить фрейм». В правом нижнем углу заполненного текстом фрейма появляется красный квадратик с крестиком (индикатор переполнения) — признак того, что поместился не весь текст. Щелчок мышкой на нём изменит вид квадратика, а курсор вновь превратится в «Текст загружен». Конечно, можно в каждом фрейме сначала размещать текст, а затем щёлкать на индикаторе переполнения, но есть средства ускорить процесс. В QuarkXPress — инструменты, автоматизирующие размещение текста в боксах, подобное заложено и в InDesign, но реализовано иначе.

При удержании клавиши курсор изменяется на «Полуавтоматическое заполнение». Щелчок на фрейме разместит в нём текст, но квадратик в нижнем правом углу фрейма теперь будет с синим треугольником: это значит, что можно выбирать очередной фрейм для размещения текста. Нажатие вызывает курсор «Автоматическое заполнение». Тогда программа сама добавит необходимое количество страниц для размещения всего текста.Иногда надо заполнить текстом сразу несколько страниц, но запретить программе добавлять новые полосы для размещения текста, например, под статью в журнале отведено пять страниц, а шестая будет содержать уже другой материал. Добавляем пять страниц и размещаем текст на первой полосе. Если затем нажать , курсор примет вид «Заполнить все страницы». После щелчка на фрейме текст разместится на оставшихся четырёх полосах. Индикатором наличия непоместившегося текста будет вид значка переполнения: если он пуст, весь текст вошёл. При работе с этим курсором важно понимать, что он заполняет все свободные страницы в макете.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68