2005.02.04, Автор: Евгений Кузнецов5467 прочтений

ДУПЛЕКСНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ в Photoshop: взгляд технолога

Теги: Рабочий цех Publish

Изображения, при печати которых используются две краски, получили название дуплексных, или двухцветных полутоновых, а цветовые модели для их хранения и обработки - Duotone.

Изображения, при печати которых используются две краски, получили название дуплексных, или двухцветных полутоновых, а цветовые модели для их хранения и обработки — Duotone.

Дизайнеры-профессионалы часто обращаются к подобным цветовым решениям для достижения особого эффекта, например, «старинной фотографии». Для дизайнера нестандартный подход к реализации макета — большой плюс, выделяющий его работу на фоне других. К сожалению, ощущается дефицит практических знаний о технологии подготовки дуплексных изображений в «классической» полиграфии. Задача статьи — проиллюстрировать специфику дуплексной печати примерами из жизни. Отличие от большинства публикаций в периодических изданиях и Интернете — затрагиваются не вопросы дизайна, а технологические тонкости допечатной подготовки изображений.

Советы пригодятся при создании дуплексных работ на основе различных оригиналов, например, при репродуцировании старинных изображений или стилизации современных графических работ под ретро; в ситуации, когда издание приходится печатать в две краски. Текст в нём, естественно, будет чёрным, а оформительские элементы (буквицы, колонтитулы, колонцифры) — отпечатаны дополнительной краской. Фотоизображения, использованные в буклете, можно отпечатать и ч/б, но такое решение неверно: при наличии второй заказной краски недальновидно её не использовать. Дизайнеру останется только преобразовать ч/б фотоизображения в Duotone и, подобрав необходимые градационные кривые для каждой краски, насладиться результатом.

Кандидаты в дуплексы

Изначально дуплексная печать была разработана полиграфистами-профессионалами для расширения тонового диапазона репродуцируемых монохромных оригиналов (например, старинных ч/б фотографий). Воспроизведение с использованием только чёрной краски «обедняет» их в градационном плане и делает малоинтересными для зрителя.

Изображения-кандидаты в дуплексы: удачные и неудачные

Если ч/б оригиналы, фотографии и рисунки — идеальные кандидаты в дуплексы, то с цветными изображениями дело сложнее. Какие подойдут для эффектных двухцветных работ?

Суждение о том, насколько удачно использование того или иного изображения в режиме Duotone, обычно субъективно и во многом зависит от вкусов дизайнера. Как известно, всем нравится только одна вещь — купюра номиналом сто долларов; в остальном у людей возникают споры. Я позволю себе дать несколько советов, которые помогут дизайнеру определиться с выбором и подготовкой дуплексных изображений и уберегут от откровенно «невыгодных» сюжетов.

Задумывались ли вы, почему в современном мире цветной фотографии многие профи по-прежнему используют только ч/б плёнки и фотобумагу? Дело вовсе не в безмерном консерватизме. В большинстве ч/б работ главный акцент делается на передачу ощущений художника зрителю. Сюжетно-важным элементом может быть изгиб тела, складки одежды, выражение лица, глаз. Цвет здесь вторичен и не определяет художественную ценность. Но и добавление цветовой вуали не повредит, а добавит изысканности — помимо удачной композиции, зрителю представляется ещё и нетрадиционное цветовое решение. «Полноцвет» уменьшит выразительность.

Но есть сюжеты, восприятие которых построено на ярких цветных «пятнах», иллюстрирующих предметы. Это виды ночного города в неоновом свете, закат или рассвет, фрукты, цветущие деревья. Без информации о цвете они становятся безжизненными и неинтересными. Понятно, что дуплексная печать тут не годится.

Настройки диалогового окна Duotone

Какие же исходные изображения следует использовать для изготовления дуплексов? Рассмотрим несколько стереотипных сюжетов, которые некий дизайнер планировал для дуплексной печати, и поймём, насколько это удачно получилось.

Идея сделать первые два изображения «основой» Duotone-картинок, как правило, неудачна. Они интересны зрителю как сюжеты, построенные на игре цветов, и при сужении цветового охвата (что неизбежно при переходе в Duotone) теряют привлекательность. Но третье фото в стиле «ретро» идеально для преобразования в Duotone. С ним мы и продолжим работу.

Чтобы «навскидку» оценить привлекательность воспроизведения исходного изображения в Duotone, достаточно предварительно преобразовать его в Grayscale и оценить результат. Если ч/б вариант не покажется слишком «бедным» по художественной привлекательности — это неплохой кандидат на преобразование в Duotone. Если же при переходе в градации серого изюминка исчезнет, никакое преобразование в дуплекс не поможет.

Преднамеренно стилизующим изображения под ретро следует помнить, что общий тоновый диапазон после преобразований, в целом, значительно меньше оригинального цветного изображения. Но ч/б изображение, преобразованное в двухцветное, обычно смотрится эффектнее. В отличие от цветных сюжетов, тоновый диапазон исходной ч/б картинки можно расширить (к примеру, добавить цветную вуаль и достичь эффекта «сепии»).

Monotone, Duotone, Tritone, Quadrotone

Где «живет» Duotone

Что это за цветовые модели? Практически во всех учебниках по Photoshop упоминается, что они используются для расширения тонового диапазона ч/б изображений. Действительно, основа здесь — единственный монохромный канал изображения, получаемый после конвертирования цветного изображения в Grayscale. Цветовые модели доступны через пункт меню Duotone в Adobe Photoshop и, по сути, являются (соответственно) 1-, 2-, 3- и 4-цветными его подвидами.

Выпадающее меню Type позволяет выбрать подтип будущего дуплексного изображения (Monotone, Duotone, Tritone и Quadrotone), в котором будет использовано 1, 2, 3 и 4 краски.

В нашем примере задан популярный подвид дуплексного изображения — Duotone. Поля Ink 1– Ink 4 в окне позволяют указать в макете каждую из красок.

Давайте разберёмся со всеми пользовательскими настройками в диалоговом окне Duotone Options.

Дополнительное окно, возникающее при щелчке по кнопке Overprint colors, настраивает экранный вид всех цветов будущего дуплексного изображения в наложении друг на друга. C точки зрения системы управления цветом (Color Management System, CMS), это окно позволяет более точно, чем обеспечивают встроенные алгоритмы Photoshop, указать цвет нескольких красок в различных комбинациях (например, 1+2, 1+3, 2+3 и т. д.). Это необходимо для учёта «физики» производства, т. к. порядок наложения красок, толщины красочных слоёв, степень прозрачности красок и другие параметры печати могут варьироваться. При этом цвет красок при наложении может несколько отличаться от номинального, «исходного» цвета, предсказываемого встроенными средствами CMS.

Теперь поговорим о градационных кривых, доступных для редактирования. Они предназначены для модификации исходного изображения по «закону» той кривой, которую мы для него построили. С их помощью производится любая модификация исходного изображения — тоновая коррекция, осветление или затемнение, увеличение или уменьшение контраста и даже инверсия (преобразование в негатив).

Редактор кривых, использующийся для Duotone-изображений, отличается от привычного диалогового окна, вызываемого командой Image•Adjustments •Curves. Функциональность редактора кривых здесь несколько ниже (нельзя изменять положение крайних точек кривой — областей, определяющих плотности в 0 и 100%), но имеется ряд полей, позволяющих вручную указать необходимую плотность участков выходного растрового изображения по сравнению с исходной. Можно загрузить и кривую, построенную с помощью диалогового окна Curves и сохранённую в виде *.ACV-файла, сохранить её во внешний дисковый файл.

Умение правильно подобрать краски для дуплексной печати и выстроить градационные кривые, подобрав относительный контраст цветовых каналов, — настоящее искусство. И если рекомендации по выбору цвета зависят от предпочтений дизайнера, то работа с градационными кривыми подчиняется простым, почти математическим законам. Специалисты по цветокоррекции хорошо знают, как с помощью градационной кривой выделить теневые участки для использования на форме, с которой в печати будет накатываться более тёмная краска, и как получить форму, которая будет прорабатывать света будущего дуплексного изображения. На рисунке — пример преобразования исходного изображения в двухцветное, с указанием цветов и градационных кривых, применённых для каждого изображения. По ним проиллюстрированы два примера преобразования ч/б изображения в Duotone: неудачный и более взвешенный с лучшими результатами. Попробуйте самостоятельно выбрать вариант и сравните с выводами в тексте статьи.

По одному из изображений сразу заметны как минимум две ошибки, которых следует опасаться каждому дизайнеру. Попробуем разобраться.

Ошибка 1. Использование линейной градационной кривой

Она подразумевает, что воздействия на исходное изображение не проводятся. Возможно, если изображение ранее сбалансировано по соотношению светов/полутонов/теней, для него не требуется коррекция и при переходе в Duotone. Это особенно актуально для Monotone — изображений из одной краски. Но часто дизайнеры не используют градационную кривую по причине банальной «боязни» что-либо испортить или, как это ни прискорбно, ввиду полного отсутствия знаний о весьма полезной функции Photoshop. Здесь важно внять здравому смыслу и использовать градационные кривые, лишь если это необходимо для работы. Но ни в коем случае не бояться их применения.

Ошибка 2. Использование для Duotone нескольких красок с исходными (линейными) или одинаковыми градационными кривыми

Прямое следствие первой ошибки; даже при использовании более двух красок тональный диапазон изображения не увеличивается. Всё, чего достиг дизайнер в первом изображении (вверху), — добавил лёгкий рыжеватый оттенок сразу по всем градациям сюжета. Тот же результат даёт печать всего в одну краску. Для этого достаточно просто изменить в печати рецептуру чёрной краски, добавив некоторое количество необходимого коричневого красителя (в нашем случае — Pantone DS 21-1C).

Выборочность — использование разных красок для разных по градациям участков изображения — вот что обеспечивают нам градационные кривые. Во втором примере (внизу) к исходному ч/б изображению были применены две кривые. При этом в светах ими предусмотрено наличие более светлой краски, определяющей общую тональность изображения, а в тенях уже чёрной краской прорабатывается «скелет» изображения.

Соответствующие кривые, применённые к каждой версии красок наших дуплексных изображений, вместе с результатами их воздействия показаны на рисунке.

Duotone и CMS

При экранном отображении документов Duotone, Photoshop, как и для CMYK/Grayscale-изображений, проводит экранную имитацию растискивания, возникающего в печати. Как нетрудно догадаться, Photoshop корректирует их экранный вид в соответствии с уровнем растискивания печати, установленном для смесевых (spot) цветов.

Пример технологически неграмотного и технологически корректного преобразования ч/б изображения в Duotone

С этим связана небольшая путаница: поскольку Duotone-изображения преобразовываются из исходных Grayscale-картинок, при указании сильно отличающихся значений растискивания для grayscale и для смесевых цветов возможно заметное изменение изображения на экране при переходе из одной модели в другую. Поэтому до работы с Duotone, по возможности, следует указать равное значение предполагаемого растискивания печати в полях Dot gain окна Color Settings для Grayscale-изображений и смесевых цветов. Ориентировочное значение растискивания сильно варьируется в зависимости от условий печати (обычно в пределах от 15-18% до 25-30%).

Назначение углов наклона растра

Немного о технологии печати и растрировании. При традиционном 4-цветном синтезе для растровых элементов каждой из красок используется свой угол наклона растра. Проблемы начнутся при добавлении пятой или последующих красок — для них «не остаётся» свободного угла наклона растра, т. к. их одновременно может быть всего четыре. В этом случае для дуплексного изображения необходимо выбрать угол наклона растра той краски, с которой в изображении не происходит его непосредственного наложения. Это наверняка устранит муар на стадии печати.

В 2-цветных работах проблема выбора углов наклона растра так остро не стоит. Но это не значит, что для двух красок в качестве углов наклона растра можно использовать любые значения. Здесь следует назначать для более тёмных красок (близких к чёрной) традиционный для неё угол наклона растра — 45°, для других — углы, использующиеся для Cyan или Magenta (15° и 75°, соответственно).

Сохранение и экспорт

Если предполагается печать прямо из Photoshop, особых трудностей не возникнет. Но если потребуется использование другого ПО, подойдут форматы Photoshop EPS DCS 2.0. (в отличие от предшественника EPS DCS 1.0, поддерживает дополнительные краски) или Photoshop PDF. Первый удобен для репроцентров, где результат нужен в цветоделённом виде, второй — для композитной печати. Хорошие результаты также показывает предварительное преобразование Duotone-документа в цветовую модель Multichannel, как показывает практика, это больше подходит для использования в других программах.

Об авторе: Кузнецов Евгений, координатор проекта «Украинский полиграфический сервер».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus