2004.12.10, Автор: Игорь Кистенев3651 прочтений

Ремесло или искусство?

Теги: От редактора От редактора FSP

Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в ко-торой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты.

Игорь Кистенёв

Искусство — особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в ко-торой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты.
Краткий словарь по эстетике. М., 1964.

Ремесло — работа и умение, коим добывают хлеб; занятие, требующее более телесного, чем умственного труда.
Даль В. Словарь живого великорусского языка.

С моей точки зрения, определения удачные, есть и более расплывчатые, вроде «Искусство — творческая художественная деятельность» из толкового словаря Ушакова. Но жизнь многограннее любых схоластических построений. Вряд ли кто упрекнёт художника, про-дающего картины, и не стоит называть ремесленником человека, добившегося непревзой-дённых высот в своей профессии.

С этой проблемой мне приходилось сталкиваться не раз и на собственном опыте, в т. ч. в «застойные годы», занимаясь системным программированием в оборонном КБ. Коллеги по прежней работе прекрасно поймут ощущения человека, способного с восторгом созер-цать две-три строчки кода, кажущихся ему произведением искусства. И бурю чувств, воз-никающую при сравнении его труда с разновидностью ремесла, пусть и высокооплачи-ваемого.

Так что разговор об искусстве в любой «прикладной» профессии — дело неблагодарное. Талант автора, равно как и достоинства любого произведения «настоящего искусства», поймёт лишь человек, тонко разбирающийся в технических аспектах. Воплощённые зако-ны красоты и образное познание жизни посредством отображения её не кистью, жестом, резцом, звуком или словом, а технологическим изделием, выполненным по всем законам «ремесленного жанра», — разве не путь к искусству?

Что бы сказал случайный человек, увидевший, как великий Леонардо часами просиживает перед корявой каменной стеной, пытаясь найти ключ к оригинальному решению в при-чудливой игре теней от заходящего солнца? Бездельник? Сумасшедший? И назовёте ли вы искусством его многомесячные монотонные прорисовки фрагментов теней сгибов че-ловеческого тела, в попытках добиться максимальной достоверности? Самое время вспомнить о телесном и умственном труде.

Не буду оригинальным, если скажу, что путь к любому искусству пролегает через ремес-ло, а всякая попытка отделить ремесло от искусства — адекватна желанию взорвать скры-тый под землёй, старый и грязный фундамент красивого, парящего в лучах света здания. И художник, слегка пренебрежительно говорящий о трудоёмкости и «скучности» тяжёло-го труда знаменитого американского мастера сериграфии, явно лукавит, пытаясь разде-лить неразделяемое, отгородить «высокое искусство» от «ремесленничества».

Наши визиты в российские типографии показали, что приобщение печатников к высотам шелкографии идёт полным ходом. Люди в постоянном поиске нового, оригинального, не-обычного. Разумеется, работают не бесплатно, не только ради чистого искусства. Но диа-лектика такова, что лучшим мастером становится тот, кто на начальном этапе нашёл в се-бе силы (и разум!) отказаться от сиюминутного, легкодоступного и, скажем честно, до-вольно скучного занятия, порой справедливо называемого ремесленничеством.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     


comments powered by Disqus