2004.12.10, Автор: Игорь Кистенев3118 прочтений

Ремесло или искусство?

Теги: От редактора От редактора FSP

Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в ко-торой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты.

Игорь Кистенёв

Искусство — особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в ко-торой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты.
Краткий словарь по эстетике. М., 1964.

Ремесло — работа и умение, коим добывают хлеб; занятие, требующее более телесного, чем умственного труда.
Даль В. Словарь живого великорусского языка.

С моей точки зрения, определения удачные, есть и более расплывчатые, вроде «Искусство — творческая художественная деятельность» из толкового словаря Ушакова. Но жизнь многограннее любых схоластических построений. Вряд ли кто упрекнёт художника, про-дающего картины, и не стоит называть ремесленником человека, добившегося непревзой-дённых высот в своей профессии.

С этой проблемой мне приходилось сталкиваться не раз и на собственном опыте, в т. ч. в «застойные годы», занимаясь системным программированием в оборонном КБ. Коллеги по прежней работе прекрасно поймут ощущения человека, способного с восторгом созер-цать две-три строчки кода, кажущихся ему произведением искусства. И бурю чувств, воз-никающую при сравнении его труда с разновидностью ремесла, пусть и высокооплачи-ваемого.

Так что разговор об искусстве в любой «прикладной» профессии — дело неблагодарное. Талант автора, равно как и достоинства любого произведения «настоящего искусства», поймёт лишь человек, тонко разбирающийся в технических аспектах. Воплощённые зако-ны красоты и образное познание жизни посредством отображения её не кистью, жестом, резцом, звуком или словом, а технологическим изделием, выполненным по всем законам «ремесленного жанра», — разве не путь к искусству?

Что бы сказал случайный человек, увидевший, как великий Леонардо часами просиживает перед корявой каменной стеной, пытаясь найти ключ к оригинальному решению в при-чудливой игре теней от заходящего солнца? Бездельник? Сумасшедший? И назовёте ли вы искусством его многомесячные монотонные прорисовки фрагментов теней сгибов че-ловеческого тела, в попытках добиться максимальной достоверности? Самое время вспомнить о телесном и умственном труде.

Не буду оригинальным, если скажу, что путь к любому искусству пролегает через ремес-ло, а всякая попытка отделить ремесло от искусства — адекватна желанию взорвать скры-тый под землёй, старый и грязный фундамент красивого, парящего в лучах света здания. И художник, слегка пренебрежительно говорящий о трудоёмкости и «скучности» тяжёло-го труда знаменитого американского мастера сериграфии, явно лукавит, пытаясь разде-лить неразделяемое, отгородить «высокое искусство» от «ремесленничества».

Наши визиты в российские типографии показали, что приобщение печатников к высотам шелкографии идёт полным ходом. Люди в постоянном поиске нового, оригинального, не-обычного. Разумеется, работают не бесплатно, не только ради чистого искусства. Но диа-лектика такова, что лучшим мастером становится тот, кто на начальном этапе нашёл в се-бе силы (и разум!) отказаться от сиюминутного, легкодоступного и, скажем честно, до-вольно скучного занятия, порой справедливо называемого ремесленничеством.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     


comments powered by Disqus