2004.12.10, Автор: Игорь Кистенев4129 прочтений

Ремесло или искусство?

Теги: От редактора От редактора FSP

Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в ко-торой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты.

Игорь Кистенёв

Искусство — особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в ко-торой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты.
Краткий словарь по эстетике. М., 1964.

Ремесло — работа и умение, коим добывают хлеб; занятие, требующее более телесного, чем умственного труда.
Даль В. Словарь живого великорусского языка.

С моей точки зрения, определения удачные, есть и более расплывчатые, вроде «Искусство — творческая художественная деятельность» из толкового словаря Ушакова. Но жизнь многограннее любых схоластических построений. Вряд ли кто упрекнёт художника, про-дающего картины, и не стоит называть ремесленником человека, добившегося непревзой-дённых высот в своей профессии.

С этой проблемой мне приходилось сталкиваться не раз и на собственном опыте, в т. ч. в «застойные годы», занимаясь системным программированием в оборонном КБ. Коллеги по прежней работе прекрасно поймут ощущения человека, способного с восторгом созер-цать две-три строчки кода, кажущихся ему произведением искусства. И бурю чувств, воз-никающую при сравнении его труда с разновидностью ремесла, пусть и высокооплачи-ваемого.

Так что разговор об искусстве в любой «прикладной» профессии — дело неблагодарное. Талант автора, равно как и достоинства любого произведения «настоящего искусства», поймёт лишь человек, тонко разбирающийся в технических аспектах. Воплощённые зако-ны красоты и образное познание жизни посредством отображения её не кистью, жестом, резцом, звуком или словом, а технологическим изделием, выполненным по всем законам «ремесленного жанра», — разве не путь к искусству?

Что бы сказал случайный человек, увидевший, как великий Леонардо часами просиживает перед корявой каменной стеной, пытаясь найти ключ к оригинальному решению в при-чудливой игре теней от заходящего солнца? Бездельник? Сумасшедший? И назовёте ли вы искусством его многомесячные монотонные прорисовки фрагментов теней сгибов че-ловеческого тела, в попытках добиться максимальной достоверности? Самое время вспомнить о телесном и умственном труде.

Не буду оригинальным, если скажу, что путь к любому искусству пролегает через ремес-ло, а всякая попытка отделить ремесло от искусства — адекватна желанию взорвать скры-тый под землёй, старый и грязный фундамент красивого, парящего в лучах света здания. И художник, слегка пренебрежительно говорящий о трудоёмкости и «скучности» тяжёло-го труда знаменитого американского мастера сериграфии, явно лукавит, пытаясь разде-лить неразделяемое, отгородить «высокое искусство» от «ремесленничества».

Наши визиты в российские типографии показали, что приобщение печатников к высотам шелкографии идёт полным ходом. Люди в постоянном поиске нового, оригинального, не-обычного. Разумеется, работают не бесплатно, не только ради чистого искусства. Но диа-лектика такова, что лучшим мастером становится тот, кто на начальном этапе нашёл в се-бе силы (и разум!) отказаться от сиюминутного, легкодоступного и, скажем честно, до-вольно скучного занятия, порой справедливо называемого ремесленничеством.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Перспективы в широком формате

    Хотя читатели Publish в нашем опросе на сайте, прямо скажем, крайне пессимистичны по поводу перспектив покупки широкоформатных принтеров, заметно оживившаяся и подросшая в размерах выставка «Реклама 2019» всё-таки внушает надежду на лучшее. Конечно, если вспомнить FESPA 2019, то до главной российской широкоформатной выставки всё ещё не доехало множество интересных новинок. Но хотелось бы больше о позитивном. Есть, есть хорошие новости!

     

  • Такая разная цифровая этикетка

    Под «цифровой этикеткой» мы обычно подразумеваем цифровой способ её печати и отделки. Именно поэтому в заглавной статье номера речь идёт о новинках в области цифровой печати — ЦПМ и гибридных машинах с цифровыми секциями, а также решениях для отделки с использованием цифровых технологий. Кстати, из заметных новостей с недавней Labelexpo — появление флексомашин со встроенными цифровыми секциями нанесения белого и лака, но без многокрасочной цифровой печати. Жизнь — штука богатая, вероятно, перед кем-то стоят задачи, требующие и таких конфигураций.

     

  • Обложка с клапаном, защита и цифровая печать…

    Выпуская журнал для полиграфистов, мы сами никогда не упускаем случая попробовать что-то новое. На этот раз такую возможность нам предоставили коллеги из «Европапир» вместе со своими партнёрами из Konica Minolta Business Solutions Russia. Хотя в тот момент, когда пишутся эти строки, обложка ещё не напечатана, будем надеяться, что всё получится, как задумано.

     

  • Взгляд Терминатора

    Это был вызов — визуализировать такую сложную тему. «Цифровая трансформация в офсетной типографии» — как это вообще может представить себе дизайнер? К счастью, к моменту выдачи задания Ане Бурлакиной у нас была не только тема номера, но и готовая статья по итогам нашей конференции на выставке Printech 2019. Это помогло Ане, что называется, «войти в тему». Результат вы можете увидеть на обложке этого номера…

     

  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     


comments powered by Disqus