2004.12.10, Автор: Игорь Кистенев3295 прочтений

Ремесло или искусство?

Теги: От редактора От редактора FSP

Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в ко-торой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты.

Игорь Кистенёв

Искусство — особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в ко-торой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам красоты.
Краткий словарь по эстетике. М., 1964.

Ремесло — работа и умение, коим добывают хлеб; занятие, требующее более телесного, чем умственного труда.
Даль В. Словарь живого великорусского языка.

С моей точки зрения, определения удачные, есть и более расплывчатые, вроде «Искусство — творческая художественная деятельность» из толкового словаря Ушакова. Но жизнь многограннее любых схоластических построений. Вряд ли кто упрекнёт художника, про-дающего картины, и не стоит называть ремесленником человека, добившегося непревзой-дённых высот в своей профессии.

С этой проблемой мне приходилось сталкиваться не раз и на собственном опыте, в т. ч. в «застойные годы», занимаясь системным программированием в оборонном КБ. Коллеги по прежней работе прекрасно поймут ощущения человека, способного с восторгом созер-цать две-три строчки кода, кажущихся ему произведением искусства. И бурю чувств, воз-никающую при сравнении его труда с разновидностью ремесла, пусть и высокооплачи-ваемого.

Так что разговор об искусстве в любой «прикладной» профессии — дело неблагодарное. Талант автора, равно как и достоинства любого произведения «настоящего искусства», поймёт лишь человек, тонко разбирающийся в технических аспектах. Воплощённые зако-ны красоты и образное познание жизни посредством отображения её не кистью, жестом, резцом, звуком или словом, а технологическим изделием, выполненным по всем законам «ремесленного жанра», — разве не путь к искусству?

Что бы сказал случайный человек, увидевший, как великий Леонардо часами просиживает перед корявой каменной стеной, пытаясь найти ключ к оригинальному решению в при-чудливой игре теней от заходящего солнца? Бездельник? Сумасшедший? И назовёте ли вы искусством его многомесячные монотонные прорисовки фрагментов теней сгибов че-ловеческого тела, в попытках добиться максимальной достоверности? Самое время вспомнить о телесном и умственном труде.

Не буду оригинальным, если скажу, что путь к любому искусству пролегает через ремес-ло, а всякая попытка отделить ремесло от искусства — адекватна желанию взорвать скры-тый под землёй, старый и грязный фундамент красивого, парящего в лучах света здания. И художник, слегка пренебрежительно говорящий о трудоёмкости и «скучности» тяжёло-го труда знаменитого американского мастера сериграфии, явно лукавит, пытаясь разде-лить неразделяемое, отгородить «высокое искусство» от «ремесленничества».

Наши визиты в российские типографии показали, что приобщение печатников к высотам шелкографии идёт полным ходом. Люди в постоянном поиске нового, оригинального, не-обычного. Разумеется, работают не бесплатно, не только ради чистого искусства. Но диа-лектика такова, что лучшим мастером становится тот, кто на начальном этапе нашёл в се-бе силы (и разум!) отказаться от сиюминутного, легкодоступного и, скажем честно, до-вольно скучного занятия, порой справедливо называемого ремесленничеством.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     


comments powered by Disqus