101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

А зачем нам кузнец?

  • Игорь Терентьев
  • 27 октября 2003 г.
  • 4737

Терентьев Игорь Посмотрим в глаза суровой правде: офсет нынче не в моде. Особенно листовой… Окинем взглядом ландшафт полиграфического рынка и технологий печати, по живости и разнообразию не уступающий богатству флоры и фауны джунглей Амазонки. Претендентов на кусочек от сладкого офсетного пирога — хоть отбавляй, и у каждого — свои уловки и хитрости. Поэтому и рост объёма продукции намного ниже, чем у конкурентов. У офсета — единицы процентов в год, у цифровых способов — десятки.

На рынок оперативной и рекламной полиграфии наступает легион цифровых видов печати. Это ч/б и цветная электрография на основе твёрдого тонера и жидких красок, здесь превалируют листовые лазерные и светодиодные устройства в форматах до А3+ и рулонные с шириной печати до 50 см. А ещё в наличии обильное поголовье ризографов, которые, благодаря дешевизне печати и простоте обслуживания, оттянули на себя немалый объём заказов на малотиражную продукцию с относительно невысокими требованиями к качеству (учебные пособия, бланки, документация и т. п.). Пока не сказали своего слова такие молодые технологии, как элкография, магнитография и др.

Продолжающий динамично развиваться сектор наружной рекламы, интерьерного оформления и, в некоторой степени, POS-материалов неумолимо пожирается широкоформатными рулонными и листовыми струйными устройствами с шириной печати до 5 м. Последний писк — планшетные модели с УФ-чернилами, способные запечатать практически любой материал, толщиной до нескольких сантиметров и шириной до нескольких метров. Неплохой темп в освоении упаковочной (к которой мы традиционно относим и этикетку) ниши набрала флексография. В её активе — отличная производительность, широкий диапазон гибких запечатываемых материалов и качество, вплотную приблизившееся к офсетному.

Да и темпы развития самой офсетной технологии, кажущейся старушкой на фоне более молодых и активных цифровых соперников, на первый взгляд, не впечатляют. Перелистайте новости в Publish: свежие модели офсетных машин — редкость, их объявляют единицы в год, и то, в основном, улучшенные модификации ранее выпускавшихся версий. Зато цифровые устройства появляются, как грибы после дождя.

Так что же, ответ на отнюдь нериторический вопрос в названии статьи: «Офсет нам не нужен!» Правильно? Предвидя бурные протесты многочисленных читателей, не мыслящих жизни без офсетной печати, тороплюсь их успокоить: куда ж мы без него…

Для начала — о долях рынка по способам печати.

Не смотря на всё многообразие технологий, офсетом (листовым и рулонным) в мире печатают, по разным данным, от 60 до 80% всей полиграфической продукции. Поэтому даже несколько процентов роста в год означают совсем другие абсолютные числа, чем те, что приходятся на долю цифровых альтернатив. Офсет остаётся и будет оставаться в обозримом будущем основной технологией печати.

Далее: превалирующий способ является эталоном качества печати. Именно этого качества заказчики ожидают (и далеко не всегда получают) от других технологий. У офсетной как базовой есть и другое преимущество — на неё в первую очередь ориентируются разработчики программных средств для допечатной подготовки (это касается алгоритмов цветоделения, цветовых библиотек и др.) и специалисты по «допечатке». Поэтому кадровые вопросы в компаниях, занимающихся флексографией или цифровой печатью, решить намного сложнее.

Хорошая офсетная машина служит годами, её ресурс рассчитан на десятки миллионов оттисков, и даже через несколько лет рыночная стоимость составляет весьма значительную сумму. Чего не скажешь о цифровых машинах, которые быстро устаревают не только физически, но и морально — новые, более производительные аппараты появляются слишком часто. Расходные материалы для офсета — самые массовые продукты на полиграфическом рынке, поэтому недороги, а их ассортимент необычайно широк (как и запечатываемых материалов). Никакому производителю офсетных машин не придёт в голову настоятельно рекомендовать заказчику использовать краски или формы только одной марки.

Но и на этом достоинства офсетной технологии не исчерпываются. Перечислять их можно долго, а вывод прост: всё-таки офсет нам нужен. Даже если кому-то кажется, что он не в моде…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Это достоверно?

Мы всё чаще говорим о будущем индустрии, технологиях, автоматизации, нейросетях. Но чем больше вокруг «умных» инструментов, тем сильнее ощущается дефицит настоящего — живых знаний и реальной экспертизы.

Когда шарики не помогут

В индустрии появился новый тренд: компании всё чаще пробуют делать собственные мероприятия.

Когда идея — это вещь

Идея становится по-настоящему заметной, когда у неё появляется форма. Ещё недавно Publish был только про тексты и бумагу, но постепенно мы вышли за рамки привычного. Теперь наши проекты можно не только прочитать, но и увидеть, потрогать, даже надеть.

Катализатор перемен

Недавно меня пригласил в экскурсионную поездку на Светогорский ЦБК знакомый владелец полиграфического предприятия. Когда я спросил, почему именно туда, он ответил просто: «Я прочитал об этом в новостях Publish». Именно так: текст из нашего журнала (на самом деле — новостной рассылки) стал для него поводом к действию. И вот почему это важно.

Маркетинг сильнее технологии

История Landa Digital Printing в сфере полиграфии превратилась в легенду. Не в смысле успеха, а по масштабу амбиций, размаху ожиданий и длительности пребывания в центре внимания без реально работающего продукта. Теперь, когда проект переживает по сути предбанкротное (или предпродажное) состояние, самое время извлечь полезные уроки — особенно российским производителям полиграфического оборудования.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59