2003.03.06, Автор: Михаил Диков2399 прочтений

Автоматический спуск

Теги: Рабочий цех Publish

Итак, книга сверстана. Что дальше? Допечатная подготовка, которая предполагает вывод сверстанных полос на фотопленку с последующим копированием на печатную форму или прямое экспонирование с помощью CtP. В первом случае есть два пути.

Итак, книга сверстана. Что дальше? Допечатная подготовка, которая предполагает вывод сверстанных полос на фотопленку с последующим копированием на печатную форму или прямое экспонирование с помощью CtP. В первом случае есть два пути. Если ФНА небольшого формата, выводить приходится пополосно, с последующим ручным монтажом. Когда же характеристики ФНА позволяют (мы будем рассматривать именно этот вариант), можно вывести полосы спуском.

Подготовка спуска — вряд ли ее можно назвать творческим процессом, скорее, это рутина. А где скука, там возможны и ошибки. Зато очень «любит» рутинные операции компьютер. Нужны лишь специальные программы для автоматизации процесса. И они, конечно, есть. Их главный «недостаток» в том, что они коммерческие, т. е. дорого стоят.

Так что же, опять корпеть над спуском «вручную»? И снова снимать «плохую» форму с машины из-за наложения «человеческого фактора» на «технические трудности». Или, все-таки, автоматизировать спуск полос самостоятельно, подручными средствами?

Инструмент

Предположим, книга была сверстана в программе QuarkXPress для Macintosh. К великому сожалению, до сих пор в столь мощной программе отсутствуют средства автоматизации (такие как Actions в Photoshop). Но! Мы же работаем на Macintosh (хотя и PC уважаем не меньше). А операционная система Mac OS уже с 1992 г. поставляется со встроенным языком программирования под названием AppleScript.

И, вот удача! QuarkXPress, оказывается, почти с момента своего «рождения» является «скриптуемой» программой, т. е. практически все, что обычно делается вручную, можно запрограммировать с помощью AppleScript. По «их» терминологии, процесс написания программ на этом языке называется Apple Events Scripting, а сами программы — «скриптами» (русский эквивалент — сценарий, прим. ред.). Компания Quark даже выпустила книжку под названием A Guide to Apple Events Scripting with QuarkXPress, где подробно, с примерами расписано, как c помощью программ, написанных на AppleScript, автоматизировать ряд задач.

Итак, у нас есть инструмент и руководство к действию (на английском языке, но пусть вас это не смущает: чтобы разобраться в приводимых здесь примерах, быть «программистом со стажем» не требуется). Попробуем упростить и ускорить наш труд, написав несколько «скриптов».

Разработка

Для начала кратко опишем процесс подготовки спуска полос, разбив его на небольшие этапы.

Этап первый. В отдельном документе QuarkXPress «рисуется» спусковой макет в соответствии с техническими возможностями фотонаборного, формного и печатного оборудования.

Этап второй. Образы всех полос публикации сохраняются в виде EPS-файлов.

Этап третий. EPS-файлы с образами полос издания заверстываются и должным образом позиционируются в иллюстрационных окнах (боксах) спускового макета.

Реализация

Автоматизировать будем только второй и третий этапы. Первый, дабы не усложнять статью, сделаем вручную. Как правило, времени на это уходит ненамного больше, чем ввод всех необходимых для генерации спуска параметров издания в коммерческих программах.

Рассмотрим конкретный пример. Будем готовить спуск полос для книжного издания формата 60x84/8 для печатной машины с форматом листа 50x70 см или близкого к этому. На каждом спуске будет располагаться по 4 полосы. Наша задача — разместить на них страницы так, чтобы после печати, фальцовки в два сгиба бумажных листов и комплектовки получившихся тетрадей «в подбор» получился книжный блок с последовательно расположенными страницами.

Этап первый

Допустим, объем книги 64 страниц. Формат издания после обрезки — 205x290 мм. Учтем, что на отдельных страницах могут присутствовать элементы оформления, выходящие за обрез. Спусковой макет готовим следующим образом:

О порядковых номерах иллюстрационных окон на спусковом макете
Программа QuarkXPress все объекты, в т. ч. иллюстрационные окна, индексирует в зависимости от того уровня, на котором объект находится. Индекс 1 всегда имеет объект, находящийся на самом верхнем уровне относительно других объектов того же типа.
В процессе работы программных сценариев, тексты которых приводятся в статье, обход иллюстрационных боксов ведется по часовой стрелке начиная от левого верхнего. При этом предполагается, что левый верхний бокс имеет порядковый номер (индекс) 1, правый верхний — 2 и т. д. Для правильной работы скриптов необходимо, после размещения всех элементов спускового макета на мастер-странице с помощью команды «Bring to Front» (клавиша F5), проиндексировать все окна на мастер-странице начиная с последнего (на рисунке это окно номер 5, в котором находится контрольная шкала).
  1. Создаем новый документ QuarkXPress, установив параметры Document Setup, достаточные для размещения 4 полос издания и вспомогательных элементов (в примере Document Setup равен 640x510 мм).
  2. На мастер-странице размещаем 4 иллюстрационных окна размером 210x300 мм (по 5 мм с трех сторон добавляем на поля под обрезной формат), контрольные шкалы, приводочные кресты, метки в корешке и в головке для подборки и т. п. Для удобства последующего контроля положения полос в боксах можно разметить макет с помощью направляющих (guides). Созданная мастер-страница будет основой для создания лицевых спусков.
  3. Дублируем мастер-страницу. Ее копия будет основой для оборотных спусков. Удаляем вспомогательные элементы, которых не должно быть на обороте.
  4. На основе мастер-страниц создаем в документе N страниц для лицевых и N страниц для оборотных спусков, где N - объем издания в бумажных листах. В нашем случае N равно 64/8 = 8. Для удобства последующей навигации переименовываем страницы на спусковом макете с помощью панели Section (Section Start), добавив префиксы "л" и "о" к именам страниц. Всего в документе получится 16 страниц, причем первые 8 будут иметь имена "л1"…"л8" (лицевые спуски), последующие 8 - "о1"…"о8" (оборотные спуски).
Экранные копии лицевой и оборотной сторон первого бумажного листа после завершения работы сценария

Этап второй

Запускаем ScriptEditor (как правило, находится в папке AppleExtras:AppleScript) и копируем в него текст программы, приведенной ниже в програмном окне.

Сохраняем этот код как программу для последующего использования. Открываем файл с версткой книги и запускаем программу кнопкой «Run» в окне ScriptEditor. После ответа на вопрос, в какое место на диске следует поместить EPS-файлы, программа сохранит образы всех страниц в выбранной папке.

Этап третий

Копируем в ScriptEditor текст программы во врезке. Пусть вас не пугает обилие кода — в основном это арифметические операции.

Сохраняем код как программу. Открываем подготовленный ранее документ со спусковым макетом и запускаем программу. После ответа на вопрос, в какой папке находятся созданные EPS-файлы, программа автоматически сверстает и позиционирует образы полос книги на спусковом макете. Спуск полос готов.

Заключение

Используя общедоступные средства, можно заметно облегчить свой труд. На закономерный вопрос поклонников PC — «Как автоматизировать спуск в QuarkXPress для Windows?», могу ответить, что в последних версиях Windows также появились программные среды для написания сценариев (JScript, VBScript), но, к сожалению, QuarkXPress их «не понимает». Однако кое-что все-таки возможно. Но это уже тема другой статьи.

Автор благодарит своих коллег Михаила Иванюшина и Алексея Кузьмина за высказанные советы и замечания.

Об авторе: Михаил Диков, независимый автор.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus