2003.02.03, Автор: Михаил Иванюшин4395 прочтений

Бегущие по цепи

Теги: Рабочий цех Publish

Сноска - помещаемые внизу полосы примечание, перевод, библиографическая ссылка, перевод иноязычного текста, связанные с основным текстом знаком сноски..."Издательский словарь-справочник"

Сноска — помещаемые внизу полосы примечание, перевод, библиографическая ссылка, перевод иноязычного текста, связанные с основным текстом знаком сноски
«Издательский словарь-справочник»

Что такое сноска, знают все читатели. Но если для них она — просто справочная информация внизу страницы или в конце книги, то для технических редакторов это элемент издания, требующий надлежащего оформления. Понимание этого важно и для верстальщиков, на которых часто возлагаются функции разметки текста. Статья, посвященная важности правильного оформления сносок, уже публиковалась в Publish ? 2, 2002.

Сегодня мы остановимся на том, как воплощать в жизнь требования к сноскам, как быстро готовить публикации с большим их количеством. Хотя будет изложен опыт верстки в QuarkXPress, не исключено, что он пригодится и при работе в других программах.

Проще — не значит лучше

В редакторе Microsoft Word работа со сносками настолько проста, что не вызывает затруднений. Понимание, что кто-то хорошо поработал, избавив пользователей от мороки с компоновкой на странице текста и сносок, приходит, когда пытаешься проделать это самостоятельно в программе профессиональной верстки. К сожалению, в QuarkXPress нет средств для работы со сносками. Первое, что приходит в голову — сделать текстовое окно («бокс») внизу страницы, на которой встретилась сноска, и поместить в него текст. Если на странице несколько сносок, то окно побольше, чтобы вошли все сноски страницы.

Каковы плюсы и минусы такого способа? Плюс один — это просто; минус тоже один — если в публикации будет правка или изменится формат полосы, наверняка, сноски «поползут» и окажутся на других страницах. А это значит — переверстка. Опыт показывает, что минус перевешивает: слишком часто автор, увидев свое творение сверстанным, вносит в него правку, улучшающую (на его взгляд) текст. После водворения «сбежавших» сносок на места верстальщик пребывает в состоянии неприятного ожидания: неужели опять что-нибудь будет добавлено, переставлено, вычеркнуто? Верстка — процесс творческий, а такое положение губит на корню всякое желание сделать издание красивым, удобным для чтения. Поскольку верстальщик не может влиять на автора, нужно найти такой способ организации работы, который не зависит от числа правок и объема исправлений.

По цепочке

Очевидно, чтобы устранить повторную верстку текстовых боксов со сносками, нужно найти механизм связи номеров сносок в тексте с самими сносками. И такой механизм (правда, не столь изящный, как в Microsoft Word) был нами придуман. Может, эта связь несколько искусственна, но она помогает сэкономить время и не зависеть от ситуации.

Для сносок была создана цепь связанных боксов. Вкратце суть технологии такова. Текстовый файл перед версткой готовится в Microsoft Word и сохраняется в формате «только текст» (text only) — это важно (подробнее см. Publish ? 10, 2002). В процессе подготовки слова, отмеченные сносками, выделяются красным цветом — это делается автоматически при помощи макропрограммы (ее текст приведен во врезке). Выделяются именно слова, а не только знаки сноски, т. к. при просмотре разворота книги или журнала даже на 20-дюймовом мониторе трудно будет рассмотреть отдельные буквы, а красные слова четко видны при любом масштабе отображения. После импорта текста в нем отыскиваются все знаки сносок и оформляются в соответствии с полиграфическими требованиями. Когда работа с оформлением сносок в тексте завершена, начинается работа с их содержимым.

При сохранении в формате «только текст» сноски помещаются в конец файла в том порядке, в каком идут в исходном варианте. (При использовании формата RTF они расставляются в обратном порядке, что неудобно.) Эта цепочка идущих одна за другой сносок и навела на мысль, как упростить с ними работу.

На полях рисуется текстовое окно нужной ширины. Его высота произвольна, достаточно, чтобы в нем поместилось несколько строк текста. Затем оно дублируется столько раз, сколько сносок в публикации. Образованные боксы связываются в цепочку, и в первый из них помещается текст всех сносок. Поскольку окна связаны, в них разместятся одна за другой все сноски. Весь текст в цепочке форматируется стилем оформления сносок.

Дальше просто: вы находите страницу с первой сноской и перетаскиваете в ее нижнюю часть окно с текстом этой сноски. Изменяете его высоту так, чтобы поместились тексты всех сносок, находящихся на странице. Затем переходите к следующей, на которой есть одна или несколько сносок, и помещаете внизу бокс с соответствующими текстами. И так далее.

Чем хорош этот путь?

Тем, что, отказавшись от отдельных окон в пользу связанных, мы получили новое качество работы со сносками! Если в результате правки на одной странице вместо одной сноски станет две, не надо вручную перетаскивать текст из одного бокса в другой — достаточно увеличить его размер, чтобы в нем поместился текст обеих. Цепь связанных окон дает возможность перемещать тексты со страницы на страницу простым изменением высоты одного из них. Это намного проще, чем переоформлять все окна со сносками после внесения правки. В процессе верстки знаки сносок в тексте выделены красным цветом. Это позволяет легко их находить и размещать внизу страницы бокс с нужным текстом. Как только публикация готова к печати, цвет сноски заменяется на черный. Это делается изменением стиля цвета «Сноска».

Автор благодарит Михаила Дикова за сотрудничество и поддержку при написании этой статьи.

Об авторе: Михаил Иванюшин, независимый автор (m_ivanyushin@hotmail.com).


Верстайте с нами, верстайте, как мы, верстайте лучше нас

В статье была изложена сама идея, а ниже приведена ее пошаговая реализация.

  1. Подготовьте текст к верстке. Наш способ — использовать макропрограммы расстановки тэгов определения стилей. Методика была описана в Publish ? 10, 2002
    В качестве дополнения к этому материалу приводится макропрограмма, при запуске размечающая сноски тэгами в окне редактора Microsoft Word.

    Sub Footnotes_Colored()
    Dim NP As Integer
    Dim I As Integer
    NP = ActiveDocument.Paragraphs.Count
    Selection.HomeKey Unit:=wdStory
    For I = 1 To NP
    Selection.find.ClearFormatting
    Selection.find.Forward = True
    Selection.find.Text = "^f"
    ' "^f" — код сноски в тексте WinWord
    If Selection.find.Execute = True Then
    ' сноска найдена
    Selection.MoveRight Unit:=wdCharacter, Count:=1
    Selection.TypeText Text:="<@$p>"
    ' сразу после сноски ставится тэг завершения изменения стиля символов
    Selection.MoveLeft Unit:=wdWord, Count:=4, Extend:=wdExtend
    Selection.MoveLeft Unit:=wdCharacter, Count:=1
    ' возврат назад на одно слово
    Selection.TypeText Text:="<@ch>"
    ' ставится тэг начала присвоению символам стиля ch
    Selection.MoveRight Unit:=wdWord, Count:=5, Extend:=wdExtend
    Selection.MoveRight Unit:=wdCharacter, Count:=1
    ' переход дальше по тексту за последнюю найденную сноску
    End If
    Next I
    End Sub

  2. В программе QuarkXPress, до экспорта текста, создайте цвет «Сноска» — C-M-Y-K: 0-100-100-0, а также стиль символов ch для маркировки знаков сносок в тексте: название шрифта и размер, как у основного текста, цвет — «Сноска». Чтобы не переделывать макроc, тоже назовите этот стиль «ch».
  3. Определите стиль оформления «Текст сносок». Рекомендации по соотношению параметров текста и сносок изложены в статье «Примечания разные нужны, примечания разные важны» (Publish ? 2, 2002).
  4. На основе этого стиля создайте «Стиль первой сноски» в боксе. По правилам оформления, сноски должны отбиваться от основного текста линией, длиной 18 мм. Линия должна оформляться стилем первой сноски — над абзацем; отступ справа = ширина полосы набора — 18 мм; толщина 0,5 пт.; Offset (сдвиг) = 50%.
  5. Ширина бокса для сносок при верстке книг должна быть равна ширине полосы, Runaround (Обтеканиe) = 1 пт., Vertical Alignment (Вертикальное выравнивание) = Bottom (по низу).
  6. Создайте боксы в соответствии с количеством сносок, свяжите их в цепочку, поместите туда текст и отформатируйте его стилем «Текст сносок».
  7. Последовательно найдите в тексте все цветные метки сносок. Для каждой метки внизу страницы установите бокс с текстом сноски. Первый абзац ее текста сформатируйте стилем «Стиль первой сноски».
  8. Измените цвет «Сноска» на C-M-Y-K: 0-0-0-100. Метки сносок в основном тексте станут черными.

Так текст выглядит в программе Winword, когда он готов к верстке

Так выглядит этот текст после выполнения макропрограммы. Cлова со сносками отмечены тэгами

Так выглядит этот текст в текстовом боксе программы QuarkXPress. Слова, отмеченные в исходном тексте сносками, теперь красного цвета, их легко видеть в тексте.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus