101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Легко ли быть творцом?

  • 3 декабря 2002 г.
  • 3434
Несмотря на огромное количество материала во всевозможнейших библиотеках изображений, перед каждым дизайнером рано или поздно встает проблема поиска сюжетов со специфическими природными явлениями — молнией, свечением, искрами. Найти готовые картинки удается далеко не всегда. И тогда на помощь приходят специализированные программы, с различной степенью реалистичности их имитирующие.

Все подобные программы можно разбить на две группы:

1) Фильтры (plug-in) — модули расширения для популярных редакторов (в дальнейшем речь пойдет только о растровых — рассмотрение модулей для 3D-редакторов и After Effects выходит за рамки статьи). Они представлены как простыми модулями, реализующими единичный эффект (например, вспышка света, ореол, облака), так и продвинутыми разработками, создающими практически готовый ландшафт с различными природными явлениями.

2) Отдельные приложения, нацеленные на создание ландшафтов, не нуждающихся в дальнейшей доработке. Характерная черта — богатый арсенал средств создания пейзажей (поскольку это, по сути, специализированные версии 3D-редакторов).

Мы поговорим о первой группе «софта», где в последнее время разработки заметно активизировались. Совсем недавно основными игроками на рынке считались заслуженные ветераны, но с недавних пор тон начали задавать продукты от коллективов, прошедших закалку на 3D-решениях. Итак, начнем по старшинству.

Adobe

Компания не занимается разработкой фильтров, полностью отдав это направление на откуп сторонним производителям. Если мне не изменяет память, единственный ее модуль — Lens flare (световые эффекты), присутствовавший уже в Photoshop 2.5. Его назначение — создавать эффект прохождения лучей через оптическую систему. Настройки фильтра очень скудны — выбор фокусного расстояния линзы, через которую проходит свет (лишь 3 варианта), и коэффициент усиления эффекта (Brightness). Ничего другого не предусмотрено. Результат применения фильтра вполне натуралистичный. Единственное, что затрудняет работу, — центр эффекта предлагается указывать на глаз в довольно маленьком окошке, к тому же отсутствует предварительный просмотр. Чтобы добиться приемлемого результата, приходится делать несколько попыток.

В связи с алгоритмическими ограничениями употребление Lens Flare довольно специфично. Сначала надо создать слой с черным фоном, применить фильтр, а затем для слоя установить режим Lighten (осветление). В результате черные области становятся прозрачными, и видимым остается только эффект от фильтра. Перед конвертацией в CMYK оба слоя нужно слить в один с режимом наложения Normal (обычный), иначе результат будет совершенно иным.

В коллекции Photoshop есть еще Clouds (облака), однако он по прямому назначению не используется, служа исходной точкой для более сложных эффектов.

Alien Skin Software

Электрический разряд от Alien Skin
Компания хорошо известна всем, кто занимается компьютерным дизайном. Из ее наработок отметим коллекцию Eye Candy 4000 (170 долл.) — 23 фильтра, создающие реалистичный эффект огня (fire) и дыма (smoke); Glass (изображение сквозь стекло); Glow (эффект свечения); Water drops (эффект мокрой поверхности).

Вторая интересующая нас коллекция — Xenofex (130 долл.): 16 фильтров, с различной степенью достоверности моделирующие разнообразные природные явления и материалы. Наиболее интересны Baked Earth (потрескавшаяся земля), Constellation (звездное небо), Electrify и Lightning (электростатический разряд и молния).

Чтобы получить более-менее правдоподобную картинку, потребуется приложить немало усилий (хотя все равно результат будет несколько искусственен). В общем, коллекция откровенно слаба (если не учитывать последние два эффекта), а стоимость и потенциал явно не соответствуют друг другу.

Andromeda Software

Создание звездоподобных вспышек — конек Andromeda
Фирма долго и плодотворно работает над созданием разнообразных фильтров, объединяя их в тематические коллекции. Для нас представляет интерес самая ранняя — Photography Filters (80 долл.): 10 фильтров, порождающие такие оптические эффекты, как свечение (glow), отражение (reflection), радуга (rainbow), калейдоскоп (с-multi, s-multi) и расфокусировка (prism). Ничего особенного эти модули собой не представляют, за исключением разве что фильтра Star. Большое количество настроек поможет в создании разнообразных по размеру, форме и насыщенности световых эффектов. Из доступных параметров отметим регулировку ореола, длины лучей засветки (просто тянете их вершины на необходимое расстояние), их цвета, интенсивности, а также отблесков лучей. Именно это и определило широкое применение фильтра компьютерными художниками для имитации оптических эффектов камеры, яркого светового источника (например, солнца) и бликов света. Жаль, что просмотр конечного результата для всего изображения невозможен (только для рабочего слоя).

Digital Element

Aurora — бесспорный фаворит среди фильтров подобной направленности
До недавних пор была известна в основном выпуском новых версий генератора ландшафтов World Builder, приобретенного у Animatek (AWB), но теперь расширяет сферу своих интересов. То, что разработчики имели достаточный опыт по моделированию природных процессов, и объясняет несвойственное большинству пилотных версий высокое качество работы ее фильтра Aurora (130 долл.). Среди остальных дополнительных модулей подобной направленности Aurora выделяется неиссякаемыми возможностями и легионом настроек, что во многих случаях позволит вам отказаться от готовых картинок из библиотек.

Для нужного эффекта фильтр берет информацию из слоев — источник света можно разместить между двумя слоями (например, между слоем с облаками и изображением земли), и он будет освещать только землю, не затрагивая остальные слои. Применяя различные маски для слоя с изображением, можно получить красивый эффект прохождения лучей через разрывы в облаках. Панель управления состоит из 7 закладок — Stars, Clouds Layer, Sun, Gradient, Light Beams, Water и Haze. Каждый эффект имеет базовый набор параметров, а доступ к более глубоким настройкам — через режим Advanced Interface.

Фильтр умеет многое: создавать реалистичное небо, эффект прохождения лучей света в пространстве, водную поверхность с отражениями от близлежащих объектов, туман и дымку. Имитация природных явлений — на уровне специализированных 3D-программ. Подробное руководство детально знакомит со всеми настройками модуля. Если с ними разобраться, можно создавать прекрасные фоновые изображения. А относительно невысокая скорость просчета сцены с лихвой компенсируется красотой создаваемого пейзажа.

Digital Film Tools

Солнечные зайчики — детище Light!
Этот разработчик известен фильтрами для After Effects, но в последнее время стал уделять внимание и «статике». Основное предназначение его фильтра Light! (75 долл.) — имитация прохождения лучей света через различные объекты (жалюзи, двери, окна, ветки и др.), создающая интересную игру темных и светлых пятен. Разумеется, фильтр не чувствует геометрии (объема) предметов, а потому искажения световых пятен происходят одинаково для всех объектов, попадающих под его действие. Дополнительные модификации распределения световых пятен можно получить, используя информацию отдельно из каждого канала, составляющего изображение (при этом создается маска прозрачности, которую можно определять и по яркости, насыщенности.)

Для имитации расположения источника освещения доступны различные трансформации с маской (аналогично Free Transform в Photoshop). Вместе с Light! идет набор шаблонов, применяемых как маски прозрачности для имитируемого препятствия. Они разнятся по содержанию и качеству, но вполне подходят для повседневных задач. Несмотря на некоторую ограниченность потенциала, фильтр можно рекомендовать включить в коллекцию каждому дизайнеру.

Corel

Фоновое изображение — результат работы SkyEffects
Этот производитель ПО до недавнего времени разрабатывал фильтры только в рамках продвижения своего редактора PhotoPAINT. Но в результате приобретения подразделения MetaСreation, занимающегося выпуском модулей, Corel достались широко известные фильтры KPT. Появившись еще во времена Photoshop 2.5, они активно развивались, однако теперь их судьба неизвестна — по всей видимости, у нового хозяина просто руки не доходят до их дальнейшего продвижения.

Несмотря на творческую плодотворность (известны серии фильтров 3, 5 и 6), разработчики обратились к имитации природных явлений только в последней KPT 6 (199 долл.). В нее вошли десять фильтров; для нас интересны лишь два. Lens Flare, по сравнению с аналогичным от Photoshop, предлагает дизайнерам гораздо более продвинутые возможности за счет тонкой настройки множества параметров вспышки, бликов и лучей засветки (streaks) — регулируются 5 параметров для свечения (glow) и 4 для ореола (halo). Фильтр SkyEffects — логичное развитие MetaСreation Bryce и RayDream — создает разное время суток, имитируя солнце и луну посредством шести слоев с атмосферными эффектами: дымки, тумана и облаков (4 слоя). Пользоваться им довольно просто (передвигая, например, Солнце в нужное место горизонта), куда сложнее управлять формированием облаков посредством пиктограмм с не очень понятным смыслом, воздействующих на изображение каким-то труднообъяснимым образом. Сочетание внутренней мощи SkyEffects со скудостью средств для управления прозрачностью вряд ли сделает вас поклонником этого модуля. Но если вы все-таки сможете проникнуться внутренней логикой фильтра, то создадите весьма оригинальные пейзажи.

Panopticum LLC

Под непрезентабельным интерфейсом кроются богатые возможности Lens Pro
Основной конек — имитация различных оптических эффектов. Большинство ее фильтров создают изображения, практически неотличимые от реальных физических явлений. Обширные настройки у всех модулей также засчитаем в актив. Но не все так гладко с Fire 2.0, создающим эффект полыхающего пламени: излишек настроек затрудняет ориентацию, поэтому реалистичное изображение пламени получить не так-то просто.

Гораздо более будет полезен Panopticum Lens Pro 2 (60 долл.), совместимый с Adobe After Effects и Premiere. Он состоит из двух частей — Panopticum Lens II и Universal Lens II. Первая создает эффект просмотра изображения через призмы и кристаллы правильной геометрической формы (очень красиво!). Обилие параметров позволяет варьировать свойства предметов (форму, оптические свойства, положение и интенсивность источника света). Появившийся в новой версии параметр Array управляет распределением множества частиц в пространстве. Интересно, что этот фильтр имитирует даже такой редко учитываемый эффект, как зависимость коэффициента преломления от цвета, проходящего через предмет.

Фильтр Universal Lens II создает микрокристаллы треугольной формы (пригодится для фоновых изображений). Параметр Gradient Lens управляет картой рельефности линзы, имитируя объемные стеклянные объекты.

Несмотря на то, что идеи для интерфейса были заимствованы из KPT, он оставляет удручающее впечатление.

На сайте (http://www.panopticum.com/download.shtml) есть демо-версия программы, позволяющая оценить целесообразность ее приобретения.

U-lead

Компания разработала много разных интересных продуктов, из которых в наш обзор попал только GIF-X (40 долл.), создающий интересные атмосферные эффекты. И хотя фильтры из GIF-X позиционируются как анимационные, при определенной сноровке они подойдут и для статичных изображений.

Наибольший интерес представляет категория Light: уникальные в своем роде эффекты разряда молнии (Lightning), более похожие на настоящую, чем, скажем, Lightning от Andromeda; праздничный салют (Fireworks); Lens Flare (солнечные блики на линзах); Light Bulb (расходящиеся лучи света); halо (ореол вокруг светящейся области); Spotlight (аналог Lightning Effects, но с большими настройками); Flashlight, Meteor (падающий метеор); Comet (хвостатая комета); Laser. Эффекты можно накладывать друг на друга, подобно слоям в Photoshop. Фильтры из коллекции GIF-X станут неплохим подспорьем для компьютерных дизайнеров.

Мир можно создать быстрее, чем за шесть дней?

Итак, общая картина в лагере модулей имитации природных явлений для Photoshop ясна. Среди «старичков» неплохо себя зарекомендовали разработки Alien Skin, Andromeda. Молодая плеяда разработчиков, закаленная в боях за место под солнцем среди настоящих 3D-редакторов, с успехом конкурирует с ними. Предлагая за достаточно небольшие деньги свой фильтр, Digital Element имеет все шансы на успех (сравните его потенциал с продукцией Alien Skin, которая и стоит куда дороже). Рекомендую обратить внимание на этот модуль — весьма интересная разработка. Начало многообещающее, будем с нетерпением ждать следующих версий.

А тем, кто не хочет ограничиваться возможностями отдельных фильтров, имеет смысл обратить внимание на специализированные 3D-редакторы: Animatek World Builder (Digital Element, стандартная версия — 400 долл.), Vue d'Esprit (разработчик E-on, 200 долл.), Bryce (разработчик Corel, 150 долл.) — набор средств в них явно побогаче.

И самое главное — не полагайтесь во всем на фильтры: никакой самый продвинутый программный продукт не сможет заменить отсутствие художественного вкуса. Помните, что любой модуль — всего лишь инструмент. Только от ваших рук зависит, будет творение красивым или совершенно безвкусным. p

Об авторе: Михаил Борисов (mborisovv@yahoo.com) — пишет для Publish обзоры программного обеспечения и полезные советы по допечатной подготовке и web-дизайну.


Работаем с фильтрами

  1. Если вы хотите использовать модули, установленные на диске в каталоге, отличном от заданного в Photoshop для фильтров по умолчанию, зайдите в Preferences/plug-ins and scratch disk и укажите альтернативный каталог.
  2. Нужно иметь в виду, что фильтры очень прожорливы к аппаратным ресурсам: для нормальной работы часто требуется объем свободной памяти в 3-5 раз больше, чем объем самого раскрытого изображения. Поэтому часто применяют фильтры отдельно к каждому каналу - в случае со CMYK это приводит к четырехкратному снижению требований. Перед использованием фильтра советую выполнить команду Purge (Очистить).
  3. Некоторые фильтры работают только в определенной цветовой модели. Например, Lens Flare и Lightning Effects обрабатывают изображение только в RGB-палитре, а значит, при преобразовании в CMYK могут быть потери.
  4. Часто эффекты от применения фильтров достигаются не только в палитре RGB, но и в определенном режиме наложения слоев (color blending), например, Lighten, Multiply. Соответственно, при механической конвертации изображения из RGB в CMYK получается совершенно непредсказуемый результат. Выход - применять операцию Merge к задействованным слоям и лишь потом изменять цветовую модель.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Женский взгляд на цвет

В преддверии международного женского дня прилично вспомнить о вкладе прекрасной половины человечества в историю цвета. И мы поговорим о женщинах, которые написали прекрасные книги, посвящённые цвету, которые по каким-то причинам до сих пор не переведены на русский язык. Взглянем на цвет и его историю с позиции историка-прозаика, практика работы с цветом, исследователя цвета в моде и химика.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29