2002.05.06, Автор: Михаил Остреров18403 прочтений

Бумага для печати: классификация и выбор

Теги: Бумага Бумага, картон Publish

Не вся бумага, попадающая в распоряжение печатников, укладывается в узкие рамки ГОСТов и ОСТов - жизнь богаче. В этой статье предпринята попытка классификации бумаги для печати.

Не вся бумага, попадающая в распоряжение печатников, укладывается в узкие рамки ГОСТов и ОСТов — жизнь богаче. В этой статье предпринята попытка классификации бумаги для печати.

В мире производится свыше 300 млн тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50 кг на каждого жителя Земли. Наиболее общее деление бумаги по назначению выглядит так:

  • для письма и печати (графические виды);
  • газетная (традиционно выделяется в отдельный сектор из-за существенного объема производства и значения для общества);
  • бумага и картон для упаковки;
  • санитарно-гигиеническая;
  • техническая.

Самый крупный потребитель бумаги — полиграфия. Из всего производимого в мире объема бумаги и картона около 30% составляют (как называют немцы) графические виды, т. е. бумага для печати, письма, рисовальная, для копировально-множительной и цифровой печатной техники.

Полиграфическое производство, потребляющее ежегодно более 1,5 млн вагонов (это число увеличивается в среднем на 2-2,5%) включает не только традиционную полиграфию (печать газет, книг, журналов), но еще и возникшую в 50-х годах прошлого века, постоянно прогрессирующую печать без использования вещественной печатной формы: ксерографию (электрофотографию), электростатику (электрографию), струйную печать, магнитографию, ионографию, термографию, фотографию.

В объеме бумаги для печати не учтена полиграфия, использующая «непечатную бумагу». Такой термин применен для бумаги, отличающейся по своему основному функциональному назначению от обычной бумаги для печати (книг, журналов, газет и т. п.). «Непечатная бумага», на которую, тем не менее, наносится печать, по своему основному назначению должна обладать, кроме печатных, еще и другими функциональными свойствами, определяющимися ее назначением. Это, прежде всего, бумага для быстро развивающейся области производства жесткой и мягкой упаковки пищевой и промышленной продукции — т. н. упаковочной полиграфии. Для печати упаковки, этикеток, ярлыков и прочих атрибутов оформления товаров используются разнообразные материалы — картон, виды бумаги с разной отделкой и обработкой поверхности, с различными функциональными свойствами (жиро-влагонепроницаемые, влагопрочные, воздухонепроницаемые и пр.).

Собственное направление формируется и в производстве различных видов рекламной продукции. Здесь применяется множество видов декоративной, самоклеящейся и специальной бумаги для струйной печати. Наряду с бумагой со специальными свойствами, отличающими ее от бумаги для печати (такими как устойчивость к воздействию влаги и солнца, повышенная механическая прочность и пр.), применяется и обычная печатная бумага (например, афишная в наружной рекламе).

Особенности назначения и функциональных свойств, отличающих их от бумаги для печати, имеет производство изделий на самокопировальной и самоклеящейся бумаге, используемой для бланков, этикеток, идентификационных знаков и пр.

Особняком стоит и бумага для широкой гаммы изделий, в производстве которых задействован полиграфический процесс. К ним относятся стеновые материалы — обои, различные плиты на основе слоистых пластиков. Их печатные свойства должны сочетаться со способностью поглощать составы, применяемые при их переработке и приклеивании, износоустойчивостью, долговечностью, способностью скрывать стеновые неровности.

По данным из различных источников, соотношение видов печатной продукции в России таково:

Доля рекламной продукции постоянно увеличивается. В Западной Европе до 70% бумаги для печати идет на рекламу.

И хотя многоотраслевая полиграфия знает много различных материалов для печати (полимерных пленок, металлизированных и других композиционных материалов), основным материалом остается бумага.

Классификация и стандарты

Классификация бумаги для печати в разных странах имеет свои особенности. У нас долгое время сохранялась приверженность государственным стандартам — ГОСТам. Вся бумага должна была им строго соответствовать. К примеру, офсетная бумага от Калининграда до Сахалина на всех бумагоделательных фабриках должна была быть одинакового качества и укладываться в требования ГОСТ 9094 «Бумага для печати офсетная».

Это, на первый взгляд, благое требование, которое должно было устранить проблемы при переработке бумаги, стабилизировать качество бумажной и полиграфической продукции, на деле приводило к необходимости для предприятий бумажной промышленности вписываться в рамки стандарта ценой неоправданных материальных затрат (представьте, какова разница в составе воды — основы бумажного производства, или в древесине на берегах Немана и Амура). Излишне жесткая формализация требований к бумаге в стандартах подавляла индивидуальность предприятий. На практике это приводило к тому, что изготовитель мало интересовался нуждами полиграфии, стремясь не отступить от стандарта. Со стороны полиграфистов существовало постоянное стремление внести «более жесткие» требования. Под ними понимались ничем не обоснованные повышения механической прочности, белизны, гладкости и др. показателей.

Полиграфисты недостаточно занимались изучением влияния условий печати на качество оттисков и изделий. Им казалось, что при достаточно высоком уровне требований к бумаге, который будет вот-вот достигнут, можно, не занимаясь совершенствованием технологии, без проблем печатать на бумаге в любых условиях. В результате, тратиться на поддержание нормативных климатических условий в печатных цехах считалось не нужным — кондиционеры и увлажнители воздуха в типографиях стали появляться только сейчас.

Безусловно, были и положительные моменты. Ведь на почве стандартов возникала дискуссия между производителями, потребителями бумаги и научными учреждениями (отраслевыми институтами и Госстандартом), поддерживавшая определенный тонус в вопросах качества. В России пока еще предстоит выработать цивилизованный, не ведомственный, основанный на разумной защите прав потребителя и государственных интересов подход к стандартизации бумаги.

За рубежом существует несколько регламентирующих требований. Есть классификация продукции без указания подробных показателей ее качества. Например, в США градация по качеству печатной бумаги от Premium и до ? 6 производится по уровню белизны. Есть стандарты, регламентирующие требования государственных органов к бумаге, которую они сами и приобретают. Чаще всего для бумаги открыто заявляются ее основные характеристики, отражающие «публичные» показатели качества. А все остальное — это закрытая информация изготовителя, его «ноу-хау». Оно-то и придает продукции индивидуальность.

В этой статье автор предпринял попытку классифицировать бумагу для печати. Пользуясь этой классификацией, можно идентифицировать большинство присутствующих на рынке марок.

Попытка общей классификации

Традиционно бумага для печати классифицируется по назначению исходя из основных способов печати. Известна бумага для высокой, офсетной и глубокой печати. Эти виды используются и для «производных» способов печати — флексографского, трафаретного, типоофсета, сухого офсета и др.

Существуют специальные виды бумаги, применяемые в печати без вещественной печатной формы (электрофотографические, электростатические, струйные, термографические и другие способы).

Кроме назначения по способам печати, бумага различается по содержанию в композиции волокнистых полуфабрикатов. Это не всегда важно для потребителя — определяющими для него являются качество и цена. Но в ряде случаев необходимо знать соотношение в бумаге целлюлозы и древесной массы или учесть, что бумага изготовлена из макулатуры.

Третий условный уровень предлагаемой классификации состоит в различиях по виду поверхностной обработки. В зависимости от нее печатные и функциональные свойства бумаги могут существенно различаться.

Наконец, четвертый уровень определяет отделку бумаги в диапазоне от наиболее гладкой и сомкнутой ее поверхности при суперкаландрировании до наиболее рельефной у тисненой бумаги.

Схематически предлагаемая классификация выглядит следующим образом (см. табл. 1).

В Западной Европе принята система условных обозначений марок бумаги для печати в зависимости от композиции: по виду используемых полуфабрикатов, обработки и отделки поверхности (табл. 2). Классификации в табл. 1 и 2 хорошо согласуются между собой.

Выбирая бумагу

Рассматривая назначение бумаги или ее пригодность для конкретной задачи, можно исходить из двух обстоятельств:

качества изображения, которое может воспроизвести бумага;
функциональных и потребительских свойств изделия, которое из нее может быть изготовлено.

Такой классификации придерживались отечественные стандарты на типографскую, офсетную и мелованную бумагу.

Исходя из срока службы изданий, сложности и количества иллюстраций, ГОСТ 9095 «Бумага для печати типографская» рекомендует следующую градацию назначения бумаги:

  1. Издания длительного срока службы, содержащие текст и штриховые иллюстрации до 15% полос.
  2. Издания длительного срока службы, содержащие текст, штриховые (15-40% полос) и полутоновые иллюстрации с линиатурой растра до 34 лин./см (до 15% полос).
  3. Издания длительного срока службы, содержащие текст, штриховые и полутоновые иллюстрации с линиатурой растра 40-48 лин./см (до 20% полос).
  4. Издания длительного срока службы, содержащие текст, штриховые иллюстрации (до 5% полос).
  5. Издания длительного срока службы, содержащие текст, штриховые иллюстрации (до 5-15% полос) и полутоновые иллюстрации с линиатурой растра до 34 лин./см (до 10% полос).
  6. Книжно-журнальные издания среднего срока службы, содержащие текст и штриховые иллюстрации (до 5% полос).
  7. Книжно-журнальные издания среднего срока службы, содержащие штриховые (5-15% полос) и полутоновые иллюстрации линиатурой растра 30 лин./см.
  8. Книжно-журнальные издания малого срока службы, содержащие штриховые (до 15% полос) и полутоновые иллюстрации с линиатурой растра до 30 лин./см (до 10% полос).
  9. Издания малого срока службы, содержащие текст и штриховые иллюстрации (до 5% полос).
  10. Издания малого срока службы, содержащие текст, штриховые (5-10% полос) и полутоновые иллюстрации с линиатурой растра до 30 лин./см (до 5% полос).

Для изданий длительного срока службы рекомендуется чистоцеллюлозная бумага, для изданий среднего и малого срока — с содержанием древесной массы от 50 до 75%. При усложнении печати за счет увеличения требуемого разрешения на оттисках необходимо использовать бумагу с более высокой гладкостью.

По ГОСТ 9094 «Бумага для печати офсетная» рекомендуется такая градация:

  1. Иллюстрационно-текстовые многокрасочные издания длительного срока службы, содержащие сложные полутоновые иллюстрации.
  2. Художественные многокрасочные открытки, содержащие сложные полутоновые иллюстрации.
  3. Иллюстрационно-текстовые одно- и многокрасочные издания длительного срока службы, содержащие простые полутоновые иллюстрации.
  4. Художественные одно- и многокрасочные открытки, содержащие простые и полутоновые иллюстрации.
  5. Иллюстрационно-текстовые одно- и многокрасочные издания среднего срока службы, содержащие простые полутоновые иллюстрации (до 50% полос).
  6. Иллюстрационно-текстовые одно- и многокрасочные издания малого срока службы, содержащие простые полутоновые иллюстрации с несложным цветоделением и пониженным яркостным интервалом (до 15% полос).

Здесь, как и для типографской бумаги, срок службы определяется содержанием в композиции древесной массы, а качество изображения — не только гладкостью, но и прочностью поверхности к выщипыванию.

Рекомендуемое ГОСТ 21444 «Бумага мелованная» назначение бумаги приведено в табл. 3 (переработана с учетом современного положения).

Современные технологии позволяют производить мелованную бумагу с четырехкратной поверхностной обработкой, включающей поверхностную проклейку или пигментирование и мелование на бумагоделательной машине, нанесение двух мелованных покрытий на отдельно стоящей меловальной установке. Такие виды способствуют высокохудожественной печати с качеством, близким к фотореалистическому.

Бумага для глубокой печати, как правило, вся предназначена для многокрасочных иллюстрационно-текстовых изданий и иллюстрационной изобразительной продукции.

Виды бумаги для печати, встречающиеся на рынке России, объединены в две таблицы по композиции волокон, из которых они сделаны. В каждой таблице обобщение дано по виду печатной продукции, для которого преимущественно предназначена бумага, указаны основные способы печати и показатели качества, приведен вид поверхностной обработки бумаги.

Пользуясь этими таблицами, удобно искать подходящую бумагу, исходя из особенностей печатного оборудования и вида издания.

Непечатные виды бумаги с печатью

Несколько неуклюжее (за неимением иного общепринятого) наименование использовано для бумаги, которая применяется в упаковочной полиграфии, для бумаги декоративной, отделочной для книг, журналов, дизайнерских работ, самокопировальной и самоклеящейся, наконец, для обоев и других стеновых материалов. Для нее важнее функциональные и потребительские характеристики, определяющие свойства изделий из нее производимых.

Не заключение

Попытка обобщенного подхода к самому массовому виду бумаги — бумаги для печати — позволяет, на наш взгляд, систематизировать марки, присутствующие на рынке России. Использование предложенной классификации облегчает подбор их для конкретных печатных изданий. Но работа по систематизации на этом никоим образом не закончена и обязательно должна продолжаться.

Автор будет благодарен за отклики, присланные по адресу: mikhail@ostrerov.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus