2002.02.05, Автор: Кирилл Прохоцкий2838 прочтений

Фотография и фотопринтеры

Теги: Рабочий цех Publish

Последние модели струйных фотопринтеров позволяют получать фотографии, близкие по качеству к традиционным "аналоговым" фотоотпечаткам, но добиться предсказуемых результатов непросто.

Последние модели струйных фотопринтеров позволяют получать фотографии, близкие по качеству к традиционным «аналоговым» фотоотпечаткам, но добиться предсказуемых результатов непросто.

Цветные струйные принтеры появились давно. Года 3-4 назад фирмы-производители начали предлагать устройства, в названии которых присутствовало слово «фото». Отпечатки, сделанные на них, выглядели достаточно приятно, но сравнения с обычной фотографией не выдерживали. Технологии развиваются быстро. Последние модели струйных принтеров, специально предназначенные для фотопечати, выводят фотографии близкие по качеству к традиционным «аналоговым».

С другой стороны, требования к качеству не то чтобы снизились, а дифференцировались. Иногда важнее сегодня получить отпечаток приемлемого качества, чем шедевр, но завтра! Расширение потребительского рынка также изменяет критерии оценки. Производители приучают нас к тому, что уровень качества, который обеспечивают их устройства на данный момент, — это норма.

В свое время (середина 1999 г.) меня поразили иллюстрации в американском журнале PCPhoto. Фотографии авторов во многих статьях имитировали снимки, сделанные дешевыми цифровыми мыльницами. Недостаточное разрешение, ограниченный диапазон тонов, цветовые искажения на профессионала-фотографа (т. е. на меня) действовали как красная тряпка на быка. Но подтекст в таких иллюстрациях был глубокий. Потребителю внушали простую мысль: результаты работы тогда еще примитивных цифровых аппаратов — это именно то, что нужно.

Сейчас качество печати цветных струйных принтеров уже оценивается исходя из общих критериев качества изображений — без всяких поблажек. В большинстве случаев можно добиться результата лучшего, чем отпечаток из минилаба, даже взяв, как оригинал, тот же отпечаток. Photoshop позволяет творить чудеса, как продиктованные вашей творческой фантазией, так и в процессе оптимизации изображений для печати. Результат вы получаете практически сразу, что тоже немаловажно.

Как и любым другим устройством, принтером надо уметь пользоваться. Существуют определенные тонкости настройки драйверов и программ обработки изображений, позволяющие добиться лучшего качества. Часто людям просто не хватает квалификации для настройки параметров печати и оценки результата. Думаю, предлагаемая технология печати фотографий на струйном принтере будет интересна тем, кто хочет реализовать весь его потенциал.

Настройка системы

Стандартом в области обработки растровых изображений является программа Adobe Photoshop, версию 6.01 которой я и использую для печати фотографий. Помимо мощных ресурсов по работе с изображениями, выбор в пользу Photoshop определяется и тем, что вместе с основной программой на ваш компьютер устанавливается простая, но достаточно эффективная утилита калибровки монитора Adobe Gamma Loader.

Единственным дополнительным «устройством», которое я вам советую приобрести или взять на время настройки, является кодаковская серая карта. Абсолютное цветовое зрение развивается не сразу, так что она вам сильно поможет на первых порах. Набор из большой и малой карт Kodak Gray Cards продается в магазинах, торгующих профессиональной фототехникой (не спутайте с цветными и серыми шкалами для репродуцирования).

Первым делом настроим монитор. Большинство современных мониторов позволяет аппаратно выставить цветовую температуру. В фотографии белым светом считается так называемый средний полуденный солнечный свет, соответствующий свету солнца, находящегося в зените, с допуском на дополнительное воздействие синего неба, частично закрытого облаками. Цветовая температура такого света равна 5500 К. Фотопленки, предназначенные для съемок при естественном освещении, сбалансированы на эту же цветовую температуру. Просматривать готовые цветные фотографии и слайды рекомендуется именно при таком свете. Так что задать на мониторе цветовую температуру 5500 К (плюс-минус 500 К) — это первый обязательный шаг на пути к качественному отпечатку.

Рис.1

После установки Photoshop утилита Adobe Gamma Loader запускается автоматически при загрузке операционной системы. Настройка программы осуществляется из Control Panel. Необходимо вслед за Мастером выполнить все процедуры или задать их сразу, если открыть программу в виде окна с настройками. Для своего монитора Samsung с трубкой Hitachi я задал фосфор EBU/ITU. Контраст монитора надо аппаратно задать максимальным, а яркость подобрать так, чтобы более светлые квадратики были еле отличимы от более темных. Ползунки под цветными прямоугольниками надо поставить так, чтобы их середина и края не различались по тону. Все остальные параметры надо выставить, как на снимке экрана (рис. 1). Обращаю ваше внимание, что, даже работая в Windows, нужно выбрать настройку Macintosh. При этом сразу правильно задается 1,8. Значение гаммы 2,2 используется для просмотра изображений на экране, а 1,8 — для тех, что будут отпечатаны.

Настройку цвета ползунками удобно делать на фоне серого поля в Photoshop, одновременно контролируя нейтральность серого по серой карте. Разумеется, серую карту надо рассматривать при дневном освещении (см. выше). При щелчке по кнопке OК программа попросит сохранить ваш набор настроек в файле. Присвойте ему любое уникальное имя. Эта настройка не является окончательной, а будет служить отправной точкой при подстройке по отпечатку, полученному на принтере.

Рис.2

Первый шаг сделан, переходим ко второму — настройке цвета в Photoshop 6.01. От версии к версии способ установки цвета в программе менялся довольно существенно. В версии 6.01 все цветовые настройки осуществляются в окне Color Setting, которое вызывается через меню Edit (рис. 2). Настоятельно рекомендую задать в Photoshop все точно так же, как на снимке экрана, и не забыть сохранить эти настройки под уникальным именем. Я не буду подробно описывать, почему тот или иной параметр определен именно так, но в одном случае комментарий необходим.

Скажу сразу и резко: цветовое пространство sRGB решительно не подходит для работы с изображениями, предназначенными для вывода на печать! В описании, приведенном разработчиками Adobe во всплывающей подсказке, говорится, что sRGB отражает характеристики среднего (читай — плохого) монитора и является идеальным для Web-публикаций, но не рекомендуется для допечатных работ из-за ограниченного цветового охвата. Исходя из своей практики, я определил, что отпечаток воспроизводится на экране наиболее адекватно в пространстве Color Match RGB.

Рис.3

Эффект воздействия различных цветовых пространств можно увидеть сразу. Надо открыть сначала какой-нибудь тестовый файл (я использую стандартную «эдобовскую» женщину с фруктами на голове) (рис. 3), а потом, зайдя в настройки цвета, выбирать различные цветовые пространства. Изменения в отображении файла на экране будут происходить моментально. Впоследствии вы можете сами поэкспериментировать с выбором наиболее подходящего цветового пространства. Стоит попробовать поставить галочку напротив Desaturate Monitor Colors и «поиграться» с числовым значением этого параметра.

Принципы предсказуемой печати

С предварительными настройками покончено — можно переходить к принтерам. Работа с принтером осуществляется через драйвер. Упрощая, скажем, что каждый драйвер содержит три функциональные части: оптимизатор изображения, растеризатор (представляет изображение капельками краски) и программу контроля и обслуживания устройства. Без двух последних не обойтись, а первую, как правило, включенную по умолчанию, можно и нужно отключить. Почему? А потому, что она обходится слишком дорого — в прямом смысле. Результат-то мы видим только на бумаге, а примерная себестоимость отпечатка формата А4 на специальной фотобумаге в зависимости от модели принтера и расхода чернил составляет от 0,8 до 1,5 североамериканских денег.

Вы можете спросить: как же так, ведь оптимизатор рассчитан на работу с конкретным принтером и должен обеспечивать наилучший результат? Он его и обеспечивает, но только с точки зрения человека, который разрабатывал программу. Практически любая достаточно развитая программа обработки изображений, не говоря уж о Photoshop, позволяет подготовить изображение гораздо лучше, чем штатные средства драйвера. Если это верно (а так оно и есть), то главной задачей драйвера надо считать передачу изображения на бумагу без изменений относительно изображения на мониторе.

При таком подходе необходимость в пробных отпечатках существенно уменьшается, если не исчезает совсем. Конечно, остаются тонкости воспроизведения некоторых цветов и самых темных или самых светлых тонов (изображение на мониторе и на бумаге формируется принципиально по-разному), но, тем не менее, я уже несколько лет печатаю на принтере практически без проб. Разумеется, оборотная сторона медали тоже существует. Грамотно подготовить файл надо уметь. Литература на эту тему вполне доступна. Придется немножко поучиться, но результат ручной работы будет явно лучше, чем при автоматической оптимизации.

Тема подготовки файла к печати обширна и требует, как минимум, отдельной статьи, а лучше — серии статей. Но пару слов сказать надо. Разрешение файла, предназначенного для печати на современных фотопринтерах, должно лежать в диапазоне от 200 до 600 dpi. Если нет мелких деталей, то допустимо разрешение порядка 200 dpi. При большом числе мелких деталей повышение разрешения улучшит их проработку, не влияя на передачу полутонов. Обычно я сканирую оригиналы с разрешением, кратным оптическому разрешению сканера, а потом без ресемплирования, влияющего на качество, просто изменяю размеры изображения так, чтобы окончательное разрешение лежало как раз в диапазоне 200–600 dpi. Для печати на струйных принтерах нет необходимости точно задавать разрешение. Вполне допустимо использовать какие-нибудь 437,45 dpi. Тональный диапазон подготовленного файла должен быть полным, контраст по всему кадру и в сюжетно важных местах необходимым, цветовых искажений во всех областях тонового диапазона быть не должно.

Печать из Photoshop

При калибровке системы на печать лучше выводить хорошо подготовленный тестовый файл, например, стандартную женщину с фруктами. Цветовая модель CMYK позволяет более точно настроить изображение перед печатью, но в 99,99% случаев вам будет достаточно RGB. Поэтому тестовый файл тоже должен быть RGB.

Рис.4

При печати из Photoshop профилем пространства печати в Print Options надо выбрать цветовой профиль вашего принтера (рис. 4), который устанавливается при инсталляции драйвера. Выбрав команды Page Setup, Properties, попадаем в настройки параметров печати принтера. Интерфейсы разных драйверов могут отличаться очень сильно, но все они позволяют отключить режим оптимизации изображения перед печатью и задать печать через профиль ICM. Также надо правильно задать тип бумаги и разрешение печати. Иногда, выбирая тип, не соответствующий фактически используемому, можно тонко влиять на цветовые оттенки изображения, не прибегая к оптимизаторам. Это понадобится, например, при печати черно-белых фотографий.

Еще раз о главном — надо использовать опцию ICM, чтобы избежать обработки изображения в драйвере. Автоматические улучшатели нам не нужны, но, повторюсь, это справедливо только для правильно подготовленных файлов фотографий. Печать из другой программы, да еще и смешанной растрово-векторной графики с текстом, вполне вероятно потребует использовать режим с оптимизацией изображения.

Вместо заключения

После получения отпечатка тестового файла надо окончательно откалибровать изображение на мониторе с помощью Adobe Gamma Loader. Ползунками в окне настройки необходимо добиться максимального соответствия одного другому. Рассматривать отпечаток нужно при дневном свете. Необходимо учитывать, что добиться точного соответствия в цвето- и тонопередаче темных, средних и светлых тонов между отпечатком на бумаге и изображением на экране практически невозможно. Разумно будет откалибровать монитор по средним тонам. Проработка деталей в тенях на бумаге, как правило, бывает лучше, чем на экране. Идеальное совпадение вы вряд ли получите. Ничего страшного. Главное, чтобы у вас получался предсказуемый результат.

Именно этим, на мой взгляд, отличается профессионал от любителя — стопроцентным попаданием в десятку. В этом смысле, драйверы принтеров с установками по умолчанию подобны любителям: то здорово получится, а то непонятно что — хотелось совсем другого. Чтобы получать профессиональный, т. е. предсказуемый результат, необходимо отобрать часть работы у драйвера и проделать ее самому.

По-хорошему, фирмам-производителям следовало бы выпускать к каждому принтеру брошюру, описывающую приемы работы на конкретном аппарате. Обычно в описаниях говорится только о настройках самого принтера и драйвера, а ведь они только часть сложного программно-аппаратного комплекса, который называется «Ваш компьютер». Конечно, все случаи учесть нельзя, но про печать из основных программ и специфику работы в различных режимах желательно было бы рассказать.

Современные фотопринтеры уже позволяют получать удовольствие и от работы с ними, и от качества отпечатков. Разница между фотографией, сделанной с помощью традиционных методов, и изображением, отпечатанным на принтере, существует, но сейчас она определяется, в основном, программной реализацией алгоритмов печати. Если еще немного уменьшить долю автоматизации процесса, то качество только вырастет. Вам придется за это заплатить — своим временем, которое уйдет на подготовку файлов к печати. Зато, нажав кнопку Print, вы не будете гадать, насколько хорош будет отпечаток. На выходе получится именно то, что вы хотели.

Об авторе: Кирилл Прохоцкий (prokirill@chat.ru ) — независимый автор.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus