101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Adobe PageMaker: советы и секреты

  • Владимир Афанасьев
  • 9 января 2002 г.
  • 6504

Совет 1. Внесение правки

Если вам приходилось когда-нибудь вносить правку в уже сверстанную полосу и в совершенно невозможном количестве (я называю это «красный квадрат»), то вы, несомненно, знаете, какой это труд. Маленький совет: вносите правку начиная с хвоста текста. В этом случае вы найдете знак или слово, которые необходимо исправить, стоящими на своем месте (ведь текст «не плывет»).

Совет 2. Обтекание

Как делается обтекание текстового блока, знает каждый: рисуется рамка вокруг выбранного объекта, и ей назначается обтекание. Способ хорош, но обладает рядом недостатков, из которых главный — необходимость внимательного отслеживания поведения рамки и текста при многочисленных изменениях размера текстового блока. Чтобы уменьшить (если не свести на нет) подобные неприятности, поступайте проще — выделив тестовый блок… группируйте его с самим собой. И к этому сгруппированному блоку применяйте обтекание. В итоге решены две задачи: а) теперь нет нужды во вспомогательной рамке и б) поведение блока с таким обтеканием становится более естественным.

Совет 3. Обтравка в РМ

PageMaker, как известно, понимает и нормально работает с обтравочными контурами, созданными в Photoshop. Но всегда ли нам нужна снайперская точность? Чаще всего, нет. Если рисунок достаточно прост, рациональнее использовать имеющийся в РМ инструмент, предназначенный для рисования многоугольников. Этим инструментом можно нарисовать (по точкам, соединенным прямыми) контур вокруг изображения, применить маску и сгруппировать объекты. В результате получаем обтравленное изображение (на рис. 1 представлены этапы изготовления довольно сложных обтравленных изображений). Описанный способ лучше всего применять к геометрически простым изображениям. И помните: у вас нет возможности корректировки контура — при ошибке всю работу придется делать заново.

Совет 4. Сноски

К сожалению, в пакете PageMaker нет механизма для «изготовления» сносок и… все приходится делать руками. Предлагаемый способ, надеюсь, поможет ускорить этот процесс.

Сначала делаем два стиля. Оба — на основе стиля, которым набран основной текст, но чуть меньшими кеглем и, соответственно, интерлиньяжем. Первый отличается от второго только тем, что в нем устанавливается еще и линейка над абзацем. Длина линейки обычно 20 мм (своего рода стандарт «де факто»). И не забудьте «отлепить» ее от текста абзаца (где и как — показано на рис. 2). Первый стиль мы будем употреблять только для первой сноски, а второй — для всех остальных.

Следующий вопрос: где размещать сноски при наборе?

Если верстается газета или журнал, на мой взгляд, удобнее, чтобы все сноски были в конце текста. Это объясняется тем, что тексты по объему не слишком большие и, следовательно, всегда «под рукой». Их можно выставлять «по месту» уже на первом этапе верстки.

А при верстке книги я поступаю так: в тексте сразу же за знаком сноски помещаю некие знаки (например ##), а вслед за ними в угловых скобках собственно текст сноски. При этом я исхожу из следующих соображений:

  1. Первая верстка — это всегда определение размера публикации (техническому редактору невозможно учесть все абзацные отступы и прочие нюансы текста так, чтобы сверхточно рассчитать объем издания), и он, впоследствии, может быть существенно изменен. Следовательно, у нас нет никакой необходимости уже на первом этапе выставлять «по месту» все сноски.
  2. Корректор, читая первую верстку, обязательно пометит эти странные знаки, а я буду знать, куда они реально легли и где их искать.

После подгонки макета до заданного объема следует не забыть правильно оформить сноски. Перемещение текста сноски вниз полосы (к сожалению, только вручную), как правило, не приводит к каким-либо существенным изменениям в текстовых блоках.

Совет 5. Использование слоев

Вкратце перечислим несколько способов нетрадиционного использования слоев.

  1. Как блокнот для заметок, с помощью которого вы можете обмениваться сообщениями с редактором (рис. 3).
  2. Как маленький склад всего того, что мы обычно выставляем на поля или сбрасываем на дополнительные страницы в процессе верстки. Например, печатается статья с продолжением. Вам ее дали целиком. Если вы выставите хвост на другой слой этой же полосы (весь макет полосы уже в наличии), то редактору будет значительно проще найти место для «разрыва», а вы уже выполните часть работы для следующего номера. Единственное, о чем следует помнить, — для каждой страницы должен быть свой отдельный слой, т. е. мы как бы дублируем полосу (например, создаем слой для страницы 8 с именем «p8_more»).
  3. Как место для шаблонов страниц, если по каким-либо причинам вам не хочется создавать мастер-страницы. Способ удобен в газетном производстве, когда полоса регулярно меняет свой вид от номера к номеру. Мы просто меняем слой, на котором будет верстаться полоса, а все необходимые рубрики и оформительские элементы на ней уже есть. Такие слои удобно именовать: «7p_2n» и «7p_2n+1», где указаны номер полосы и четность или нечетность номера.
  4. Как место для хранения оформительских элементов. Их, конечно, удобнее хранить в библиотеке, но если хочется, то можно и так (правда, публикация увеличивается в объеме).
  5. Чтобы было проще создавать публикацию на нескольких языках при едином макете. Для каждого текстового файла создается свой слой, а все оформление лежит в слое «Default».

Совет 6. Сдвигаем колонки

Часто встречается ситуация, когда необходимо уменьшить ширину двух или трех колонок, но — чутьчуть (скажем, колонки необходимо отделить от соседней с помощью линейки, проведенной по межколоннику). Все переверстать? А можно сгруппировать (нажатием ) колонки и «сдвинуть» сразу все. К сожалению, в этом случае меняется и межколонник, но… столь мало (чем шире колонки, тем слабее в процентном отношении уменьшение межколонника), что этим можно пренебречь. Потом, естественно, все разгруппировываем. Этот способ хорошо себя зарекомендовал при межколоннике от 6 мм и шире.

Более корректное решение вопроса заключается либо в использовании стандартного скрипта Column breaker…, либо в небольшой переверстке, которую можно упростить, используя скрипт, написанный А. Макаренко, — guide.spt (на сайте www.spiker.ru в разделе «Как»).

Совет 7. Минимальный пробел

Как сделать минимальный пробел, который требует редактор? Подобные задачи возникают, например, при верстке формул, где cos от аргумента положено разделять тонкой шпацией, но она в некоторых шрифтах… уж очень большая, а редактору хочется видеть минимальный пробел.

В этом случае можно использовать такой прием: вставляем неразрывный пробел () и делаем из него верхний или нижний индекс. Он получается с тем размером (в процентах от основного кегля), который указан в меню Character Specification, Options... Как правило, редактора это вполне удовлетворяет.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Маркетплейсы без иллюзий

Для многих компаний маркетплейсы кажутся лёгким билетом в e-commerce: разместил товар — и заказы пошли. Но в реальности за яркой витриной скрываются непростые правила игры, постоянно меняющиеся алгоритмы и расходы, которые нередко оказываются выше ожидаемых.

ИИ: от хайпа к обыденности

Ещё каких-то пару лет назад разговоры об искусственном интеллекте в рекламно-производственной индустрии звучали как фантазия. Даже в профессиональной среде ИИ воспринимался скорее как атрибут хайпа: можно обсудить, интересно попробовать — и только.

Всё, что можно автоматизировать, будет автоматизировано

В современных условиях развития полиграфической отрасли послепечатное производство всё чаще становится узким местом в производственном процессе, ограничивающим общую эффективность предприятий.

ИСО против хаоса

Когда всё вокруг рушилось, только регламенты и продуманные процессы позволили нам сохранить клиентов, заказы, здравый смысл и пережить 2022 год, не оставив производство без работы, а клиентов без тиражей.

Пять метрик эффективности отдела дизайна в типографии

Типография — это производственное предприятие, нацеленное на выпуск физического продукта. И заказчик платит за конечное изделие, а не за идею. Оценить вклад дизайнеров типографии в этот продукт — непростая задача.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59