101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Последний рубеж

  • Игорь Терентьев
  • 13 ноября 2001 г.
  • 4655

Терентьев Игорь Шестивековое относительно неспешное развитие полиграфических технологий в последние пятнадцать лет стало просто взрывным. Все происходило на наших глазах: «цифра» буквально ворвалась сначала в препресс, а затем и в печать. Один за другим аналоговые этапы технологического процесса уступали под натиском прогрессивных цифровых решений.

Первую брешь пробило рождение «святой троицы» DTP — Macintosh, PostScript и PageMaker, — которое революционно изменило процесс подготовки макетов для печати. Логичным продолжением цифрового наступления стал легендарный Linotronic — фотонаборный автомат с поддержкой PostScript. Сканеры и программы для обработки растровой графики позволили отказаться от трудоемких аналоговых операций по подготовке к печати оригиналов. Появление цифровых фотоаппаратов и их совершенствование вселяет надежду на то, что доля аналоговых оригиналов для репродуцирования рано или поздно если и не сойдет на нет, то окажется пренебрежимо мала (например для редакции Publish — это уже свершившийся факт). И хотя внедрение «цифры» не привело к существенному улучшению качества печатной продукции (хорошо готовить к печати и печатать люди умели уже давно), оно позволило увеличить производительность труда (иногда многократно) и полностью отказаться от множества операций допечатного процесса.

Прогресс не стоит на месте: готовый макет уже можно напечатать, не создавая вещественной формы. К вашим услугам — многочисленные цифровые печатные устройства. В некоторых форма присутствует в виде заряда на барабане, в других ее не существует вовсе — ряд экспертов прочат струйной технологии печати прекрасное будущее. Здесь «цифра» уже победила, смяв на своем пути все преграды, — чаще весь процесс до момента нанесения изображения на запечатываемый материал является цифровым.

Однако, если речь идет о тиражах в десятки тысяч экземпляров и более, конкурентов у традиционных видов печати пока нет. А значит, нужны формы. Самый распространенный способ получения офсетных форм — «переконтакт» с пленок. Технология эта старая и проверенная, но аналоговая. Потери качества неминуемы (хотя и не всегда заметны). По сути, вывод пленок для получения с них форм — еще один промежуточный этап, от которого можно и нужно отказаться, используя возможности «цифры».

Технологически это не проблема. Практически все ведущие производители фотонаборных автоматов уже освоили выпуск систем Computer-to-Plate (CTP), обеспечивающих прямой вывод как металлических, так и полиэстровых офсетных форм. Внедрение таких устройств на Западе идет полным ходом. Например, большинство газетных типографий у «них» уже оснащены CtP. Выпускаются «газетные» CtP-системы производительностью до 240 форм в час, чего вполне достаточно даже для самой крупной типографии. Коммерческий офсет, где нужны формы более высокого разрешения, несколько отстает, но и здесь мало кто сомневается в необходимости отказа от пленки. Уже работают множество сервисных бюро, изготавливающих для заказчиков не комплекты пленок, а наборы форм. Вторая функция пленок — получение с них контрактных цветопроб — также не является препятствием, поскольку разработана масса цифровых цветопробных решений любого класса: выбирают то, под чем готов подписаться заказчик.

Такова перспектива. Но в России немедленного и повсеместного внедрения CtP пока ожидать не приходится. Единичные крупные проекты открытия новых типографий и модернизации старых — не в счет. Самое главное препятствие — нужны очень солидные инвестиции, причем не только в выводное устройство, но и в наладку полностью цифрового технологического процесса. Кроме того, у традиционного ФНА все-таки есть преимущество перед «чистым» CtP-устройством — универсальность: в некоторых типографиях, где используются разные виды печати (например, офсетная и флексо), для каждого из них потребуется «свой» CtP, зато можно обойтись всего одним фотонабором — лишь бы позволял формат. Поэтому момент преодоления «последнего рубежа» — отказа от пленок — откладывается на неопределенное время. Это значит, что вопросы выбора подходящего ФНА по-прежнему актуальны. Читайте тему номера на стр. 78.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Это достоверно?

Мы всё чаще говорим о будущем индустрии, технологиях, автоматизации, нейросетях. Но чем больше вокруг «умных» инструментов, тем сильнее ощущается дефицит настоящего — живых знаний и реальной экспертизы.

Когда шарики не помогут

В индустрии появился новый тренд: компании всё чаще пробуют делать собственные мероприятия.

Когда идея — это вещь

Идея становится по-настоящему заметной, когда у неё появляется форма. Ещё недавно Publish был только про тексты и бумагу, но постепенно мы вышли за рамки привычного. Теперь наши проекты можно не только прочитать, но и увидеть, потрогать, даже надеть.

Катализатор перемен

Недавно меня пригласил в экскурсионную поездку на Светогорский ЦБК знакомый владелец полиграфического предприятия. Когда я спросил, почему именно туда, он ответил просто: «Я прочитал об этом в новостях Publish». Именно так: текст из нашего журнала (на самом деле — новостной рассылки) стал для него поводом к действию. И вот почему это важно.

Маркетинг сильнее технологии

История Landa Digital Printing в сфере полиграфии превратилась в легенду. Не в смысле успеха, а по масштабу амбиций, размаху ожиданий и длительности пребывания в центре внимания без реально работающего продукта. Теперь, когда проект переживает по сути предбанкротное (или предпродажное) состояние, самое время извлечь полезные уроки — особенно российским производителям полиграфического оборудования.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59