101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Последний рубеж

  • Игорь Терентьев
  • 13 ноября 2001 г.
  • 2717

Терентьев Игорь Шестивековое относительно неспешное развитие полиграфических технологий в последние пятнадцать лет стало просто взрывным. Все происходило на наших глазах: «цифра» буквально ворвалась сначала в препресс, а затем и в печать. Один за другим аналоговые этапы технологического процесса уступали под натиском прогрессивных цифровых решений.

Первую брешь пробило рождение «святой троицы» DTP — Macintosh, PostScript и PageMaker, — которое революционно изменило процесс подготовки макетов для печати. Логичным продолжением цифрового наступления стал легендарный Linotronic — фотонаборный автомат с поддержкой PostScript. Сканеры и программы для обработки растровой графики позволили отказаться от трудоемких аналоговых операций по подготовке к печати оригиналов. Появление цифровых фотоаппаратов и их совершенствование вселяет надежду на то, что доля аналоговых оригиналов для репродуцирования рано или поздно если и не сойдет на нет, то окажется пренебрежимо мала (например для редакции Publish — это уже свершившийся факт). И хотя внедрение «цифры» не привело к существенному улучшению качества печатной продукции (хорошо готовить к печати и печатать люди умели уже давно), оно позволило увеличить производительность труда (иногда многократно) и полностью отказаться от множества операций допечатного процесса.

Прогресс не стоит на месте: готовый макет уже можно напечатать, не создавая вещественной формы. К вашим услугам — многочисленные цифровые печатные устройства. В некоторых форма присутствует в виде заряда на барабане, в других ее не существует вовсе — ряд экспертов прочат струйной технологии печати прекрасное будущее. Здесь «цифра» уже победила, смяв на своем пути все преграды, — чаще весь процесс до момента нанесения изображения на запечатываемый материал является цифровым.

Однако, если речь идет о тиражах в десятки тысяч экземпляров и более, конкурентов у традиционных видов печати пока нет. А значит, нужны формы. Самый распространенный способ получения офсетных форм — «переконтакт» с пленок. Технология эта старая и проверенная, но аналоговая. Потери качества неминуемы (хотя и не всегда заметны). По сути, вывод пленок для получения с них форм — еще один промежуточный этап, от которого можно и нужно отказаться, используя возможности «цифры».

Технологически это не проблема. Практически все ведущие производители фотонаборных автоматов уже освоили выпуск систем Computer-to-Plate (CTP), обеспечивающих прямой вывод как металлических, так и полиэстровых офсетных форм. Внедрение таких устройств на Западе идет полным ходом. Например, большинство газетных типографий у «них» уже оснащены CtP. Выпускаются «газетные» CtP-системы производительностью до 240 форм в час, чего вполне достаточно даже для самой крупной типографии. Коммерческий офсет, где нужны формы более высокого разрешения, несколько отстает, но и здесь мало кто сомневается в необходимости отказа от пленки. Уже работают множество сервисных бюро, изготавливающих для заказчиков не комплекты пленок, а наборы форм. Вторая функция пленок — получение с них контрактных цветопроб — также не является препятствием, поскольку разработана масса цифровых цветопробных решений любого класса: выбирают то, под чем готов подписаться заказчик.

Такова перспектива. Но в России немедленного и повсеместного внедрения CtP пока ожидать не приходится. Единичные крупные проекты открытия новых типографий и модернизации старых — не в счет. Самое главное препятствие — нужны очень солидные инвестиции, причем не только в выводное устройство, но и в наладку полностью цифрового технологического процесса. Кроме того, у традиционного ФНА все-таки есть преимущество перед «чистым» CtP-устройством — универсальность: в некоторых типографиях, где используются разные виды печати (например, офсетная и флексо), для каждого из них потребуется «свой» CtP, зато можно обойтись всего одним фотонабором — лишь бы позволял формат. Поэтому момент преодоления «последнего рубежа» — отказа от пленок — откладывается на неопределенное время. Это значит, что вопросы выбора подходящего ФНА по-прежнему актуальны. Читайте тему номера на стр. 78.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68