2000.08.25, Автор: Ольга Варнавская6047 прочтений

Спуск полос своими руками, или Курсы высшего пилотажа для пользователей QuarkXPress

Теги: Допечатные процессы Publish

Хочу предупредить сразу: всё нижесказанное касается только тех дизайнеров, кто УМЕЕТ и ЛЮБИТ работать в QuarkXPress.

Хочу предупредить сразу: всё нижесказанное касается только тех дизайнеров, кто УМЕЕТ и ЛЮБИТ работать в QuarkXPress. Всех остальных прошу не беспокоиться. Хотя и они могут почерпнуть здесь массу полезной информации.

Практически все операции, которые выполняются в типографии, можно схематично воспроизвести вручную: отпечатать на принтере макет, сфальцевать, обрезать по меткам, сшить на скрепку и приклеить обложку, при необходимости, сделать на обложке фигурную вырезку или золотым фломастером обозначить место тиснения фольгой. Именно так поступают художники-асы, когда готовят оригинал-макет для типографии. И только такой оригинал-макет принимают в работу типографии с большим опытом и давними традициями. Это даёт возможность избежать многих проблем при монтаже, печати тиража и послепечатной обработки, а также достоверно убедиться в том, что заказчик сам понимает, чего он хочет получить от типографии.

С чего начать

Для того, что сделать безупречный оригинал-макет необходимо понимать суть некоторых процессов в полиграфии.

Самая первая стадия при работе типографии с плёнками заказчика – проверка качества фотоформ: плотность плашки, линейность фотовывода, совмещаемость по краскам. И если один из параметров не соответсвует принятым стандартам, типография за качество будущей продукции не ручается, особенно, если отсутствует аналоговая цветопроба, то есть та, которая изготовлена конкретно с этих плёнок.

Вторая операция – монтаж фотоформ. В зависимости от формата продукции, печатной машины и размера бумажного листа на печатной форме может располагаться несколько страниц или сюжетов. Задача монтажа – не только совместить фотоформы, выведенные «внарезку», для последующего изготовления печатных форм, но и сделать спуск полос. В чём состоит эта процедура? Страницы издания в пределах печатного листа располагаются в определенном порядке, который позволяет впоследствии сфальцевать лист в один или несколько сгибов и получить готовую для шитья тетрадку. Для этого монтажисту необходимо разместить страницы на листе так, чтобы после фальцовки была возможность обработать полученную тетрадь:

  • при комплектовке вкладкой и шитье на ВШРА на скрепку у тетради должен быть шлейф;
  • при комплектовке подборкой и шитье на клей в корешке должно быть поле для торшонирования;
  • и в том и в другом случае с трёх сторон тетради должно быть поле для подрезки;
  • при спуске полос на сложно-фальцованные буклеты необходимо учесть, что ширина внутренних страниц должна быть меньше на 1–2 мм (в зависимости от плотности бумаг) ширины наружных. Это, кстати, должен знать и дизайнер;
  • при изготовлении спуска для обложки необходимо заложить толщину биговок на корешке и учесть расположение рубчика на передней сторонке;

И так далее. То есть, чем сложнее в послепечатной обработке издание – тем точнее должен быть монтаж и спуск полос.

Несмотря (или даже вопреки) бурному развитию допечатных технологий в наше время в большинстве типографий монтаж – сугубо ручная операция. А следовательно и точность монтажа весьма приблизительная (в пределах 0,05–0,1 мм). И это зависит не только от аккуратности исполнителя, но и от чисто физических факторов: у приводочных крестов есть определённая ширина, у астролона, на котором собираются плёнки есть толщина, у плёнок тоже есть своя толщина. Каждая их этих толщин – оптическая среда со своим светорассеянием и преломлением, и, следовательно, монтаж – это слоёный пирог из пяти оптических сред (миллиметровка, астролон, фотоформа, астролон, фотоформа), толщина которого не позволяет добиться такой же точности совмещения, что и на фотонаборе. Вот и получается – чем больше сюжетов необходимо смонтировать на форме, тем больше может быть погрешность. Добавьте сюда монтаж с маской если есть необходимость точного стыка по растру двух страниц в корешке; простой печатной машины, если на форме неприжим из-за пылинки, попавшей в пространство плёнка–форма. Вывод напрашивается один: для работы на монтажно-копировальном участке требуется огромная концентрация внимания, так как цена ошибки – приладка и простой печатной машины.

Самое современное средствo улучшения качества и ускорения этого технологического этапа производства офсетной полиграфической продукции – использование полноформатных ФНА (размер фотоформы соответствует формату печатной машины), изготовление печатных форм на аппаратах системы Computer-to-Plate, и запись информации прямо на формную секцию печатной машины системы Computer-to-Press. Использование каждого из этих способов может быть обусловлено конкретным технологическим процессом, но в любом из этих случаев процедура спуска полос должна быть сделана на стадии до вывода. Здесь тоже могут быть варианты.

Наиболее продвинутый – спуск полос на RIP выводного устройства. Эту возможность предлагают почти все производители современных растровых процессоров. Она может быть встроенной (как правило в системах Computer-to-Plate, Computer-to-Press) или идти опционом за дополнительные деньги для обычных ФНА. Для подготовки спуска могут использоваться как PostScript-файлы, так и PDF.

Следующий способ – изготовление спуска с помощью специализированных программ (например Impostrip) или расширений для QuarkXPress (например, Imposer).

И самая крайняя мера – спуск полос «вручную», то есть в программе вёрстки.

У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки, но если опуститься с заоблачных технологических высот в условия конкретной типографии, которая печатает всё: от визиток и листовок до упаковки и многостраничных изданий, то окажется, что именно спуск полос «вручную» способен решить большинство производственных задач. Проблема только в том, что иногда это кажется практически невозможным.

Житейский опыт подсказывает, что самые изящные технологические решения рождаются только по причине полной безвыходности ситуации. Например такой, как необходимость расставить в пределах одного листа печати пять визиток, свёрстанных каждая в своём документе с притягиванием к базовой линии, старт которой имеет соответственно пять разных значений. Это не может присниться даже в страшном сне, а все попытки упорядочить такую чудо-вёрстку обычным способом – вручную – оказываются бесплодны: строчки расползутся вверх и вниз, и будет совершенно непонятно, где надо ставить разметку на резы.

Точно также муторно и долго разрывать связи между текстовыми окнами многостраничного документа и переназначать нумерацию вручную (иначе все страницы в пределах одного спуска будут иметь одинаковый номер).

Но не зря QuarkXPress самая популярная среди дизайнеров программа. Её возможности ограничены только способностями её же пользователя.

Шаг за шагом

Рис. 1

В нашей типографии установлен и вот уже три года успешно работает ФНА DTR-3075 фирмы Dainippon Screen. Замечательный алгоритм растрирования, высокая скорость записи на всех значениях разрешения, надежность и стабильность работы, а главное, формат плёнки и пробивка штифтов точно под нашу печатную машину MAN Rоland 304L. То есть ручной монтаж при полноформатном выводе исключён, и печатные формы делаются сразу же. Минус только один – неразвитый RIP, который не позволяет сделать с PS-файлом ничего, кроме проверки на Preview или непосредственно посыла на печать. Но мы нашли выход.

QuarkXPress даже младших версий давал возможность записи EPS-файлов с каждой страницы документа. С появлением 4-й версии эта возможность дополнилась записью Bleed – информации за пределами страницы (вылета). Используя эту функцию, легко можно изготовить спуск полос в QuarkXPress своими руками.

Рис. 2

Для того, чтобы сделать спуск на формат А2 с 8-страничного документа А4, для брошюры, которая шьётся на скрепку, можно использовать следующий алгоритм:

1. Открыть файл вёрстки и проверить статус шрифтов и иллюстраций.

2. Проверить палитру цветов и убедиться, что нет Spot colours в СМYК-публикации или наоборот, все плашечные цвета (например, Pantone) отмечены как неделённые.

3. Поочерёдно записать EPS-файлы с каждой страницы (1.eps – 8.eps). При этом необходимо соблюдать некоторые условия:

Рис. 3
  • если публикация печатается в одну краску – Black и именно так она и свёрстана (весь текст Black, все иллюстрации – GrayScale), то формат записи цвета в EPS-файле может быть B&W; (рис. 1)
  • если издание – СМYК, в документе ни одного лишнего цвета, а все иллюстрационные файлы СМYК.tif или СМYК.eps, то формат записи цвета может быть Colour (рис. 2);
  • если продукция должна быть отпечатана хотя бы с одним плашечным цветом и его статус в палитре Edit Colours – Spot, то файл необходимо записать в формате DCS 2.0 (рис. 3);
    Рис. 4
  • если при завёрстке иллюстраций использовался OPI-процессор, то ко всему вышеперечисленному надо добавить опцию OPI-Omit Tiff & Eps (хотя тут могут быть варианты в зависимости от модели и возможностей конкретного OPI) (рис. 4).

4. Создать новый документ для спуска, размер которого будет следующим:

Ws = Hdх2 + g
Hs = Wdх2,

где Ws и Hs – ширина и высота спусковой полосы,
Wd и Hd – ширина и высота исходного документа,
g – расстояние между страницами в головке тетради. Оно может зависеть от соотношения размеров бумажного листа и обрезного формата издания, но, как правило, 10 мм – минимально-достаточное значение.

Для нашего примера А4 на А2

Ws = 297х2 + 10 мм = 604 мм
Hs = 210х2 = 420 мм

Причем вычислять ничего не нужно. QuarkXPress сам рассчитает всё за вас, используя для этого арифметические правила: сначала умножение/деление, а затем сложение/вычитание. Вычислительный аппарат этой программы позволяет даже к миллиметрам прибавить пункты, если после каждого из числовых значений будут указаны единицы измерения на английском языке. Это относится и к толщине линеек и к размеру шрифта. Нет нужды вычислять какого кегля будет шрифт высотой 4 сантиметра или сколько пунктов нужно задать для линейки толщиной 2,5 миллиметра.

5. В Master Page нового документа нужно нарисовать окно для иллюстрации размером

Wp = Wd+b
Hp = Hd+2b,

где Wd и Hd – ширина и высота исходного документа,
b – значение bleed, которое необходимо для спуска

Для нашего примера

Wp = 210+5 мм = 215 мм
Hs = 297+2х5 мм = 307 мм

Затем это окно для иллюстрации необходимо развернуть на –90 градусов и поставить на спуске с координатами y = – 5 мм , x = 302 мм . После этого операцией Step & Repeat сдублировать это окно вниз по вертикали с шагом 215 мм . Выделить оба полученных окна вместе и сдублировать их вправо по горизонтали с шагом 307 мм . Не снимая выделения, задать угол поворота + 90 градусов.

В результате на шаблоне документа будет стоять 4 иллюстрационных окна голова к голове с координатами:

Рис. 5

Добавьте 2 метки на рез головки тетради: нарисуйте вертикальную линейку толщиной 0,1 мм цветом Registration и задайте ей координаты у = – 10, х = 297, длина этой линейки 210х2 + 20 мм . Сдублируйте её по горизонтали на 10 мм .

Вот и всё. Спусковой шаблон готов. Если кого-то напрягает работа с координатами, то можно сделать ещё проще: перенести ноль исчисления из верхнего левого угла точно на середину документа, где будут стыковаться боксы-страницы.

Рис. 6

6. В нашем случае в документе должно быть 2 страницы: 1– лицо печати (рис. 6), 2 – оборот (рис. 7). EPS-файлы расставляются следующим образом:

Рис. 7

Так как QuarkXPress записывает bleed одинаковый во все стороны (если нет расширения Custom Bleeds), то иллюстрации с нечётными страницами необходимо сдвинуть в корешок на величину bleed. В нашем случае х-координата иллюстраций внутри окон со страницами 1, 3, 5, 7 должна быть минус 5 мм .

7. Теперь полученный документ можно распечатать на принтер (с необходимым уменьшением) с крестами (Registration ON) и с вылетом по печати 10 мм (чтобы вошли рукотворные метки обреза головки тетради). Скрепить лицо с оборотом и сложить сначала пополам по широкой стороне, затем ещё раз пополам по узкой. В результате получится тетрадка из 8 полос. После необходимой проверки правильности расстановки страниц можно писать PS-файлы и выводить плёнки.

В чём же фишка?

Самое узкое место в этом способе – запись EPS-файлов со страниц. Если в вёрстке полно масштабированных иллюстраций или картинок на две соседние полосы, то этот подготовительный этап может затянуться. Но даже в самом запущенном случае, когда вместо добрых слов дизайнеру хочется поставить диагноз, выигрыш во времени и качестве, по сравнению с ручным монтажом из мелкой «нарезки», очевиден. Теперь о достоинствах (само-собой, не сравнивая с другими способами):

1. В пределах одного спуска могут быть собраны EPS-файлы любых приложений.

2. Если после распечатки на принтер обнаружится, что надо внести изменения только в одну страницу – вы исправляете, переписываете заново только эту полосу и через Picture Usage делаете ей Update. При этом не трогая остальные, а следовательно, не задерживая вывод всей работы.

3. Если речь идёт о периодическом издании с постоянным объёмом, то спуск надо подготовить лишь один раз. Каждый последующий номер можно делать на базе первого: поместить спусковой документ QuarkXPress в папку с новыми EPS-страницами и через Picture Usage сделать Update этих страниц.

4. Нет нужды разрывать связи в текстовых боксах или вручную переназначать нумерацию. Исходный документ вёрстки всегда останется неизменным.

5. Даже такая «засада», как притягивание к базовой линии – не проблема. По той же самой причине.

6. Если вдруг из соображений экономии бумаги придётся уменьшить вылет или обрезной формат издания, то ничего не придётся перевёрстывать: с EPS-страницами в QuarkXPress можно работать также, как с обычными иллюстрациями: изменив координаты картинки внутри Picture Box – изменить вылет или, сделав меньше масштаб, уменьшить размер страниц.

7. Спуск для комплектовки подборкой и шитья на клей можно подготовить тем же способом, что описано выше, только добавить несколько миллиметров в корешке между страницами (расстояние, необходимое для фрезерования).

Рис. 8

8. При подготовке спуска для комплектовки вкладкой можно учесть компенсацию роспуска (выдвигание внутренних листов по отношению к наружным за пределы обрезного формата обложки). Если заранее, при подготовке спуска, сдвинуть страницы в корешок в каждом листе печати, начиная со второго, на величину толщины бумажного листа, то можно избежать уменьшения внешнего (переднего) поля на внутренних страницах, и неравномерного зарезания элементов вёрстки по ширине полосы во всём блоке. Вы просто меняете х-координату страницы-иллюстрации: у чётных от внешнего листа к внутреннему – увеличиваете, у нечётных – уменьшаете (в минус). Если есть QuarkXPress Extensis Item Style, то эту рутинную операцию легко можно автоматизировать (рис 8).

9. И самое главное. Таким способом можно сделать любой спуск полос: книжный или альбомный, для шитья на скрепку, КБС или нитками, для фигурной высечки и сложной фальцовки, со «своим» или «чужим» оборотом, с обычным переворотом или «через голову», учесть раскат краски по зонам печати и подставить любую электронную шкалу оперативного контроля.

10. В самом сложном случае можно воспользоваться консультацией технолога в типографии. Репроцентр «Альфа-Дизайн» по запросу своих клиентов готовит спуски для работ, которые будут печататься у нас, и даже отсылает их по e-mail, если клиент хочет сам записать PostScript или вывести плёнки.

Ольга ВАРНАВСКАЯ, руководитель препресс бюро типографии «Альфа-Дизайн», аспирантка кафедры допечатных процессов МГУП.


Литература, с которой полезно ознакомиться:

  1. Трубникова Г.Т. «Технология брошюровочно-переплётных процессов» М.: Книга, 1987 г.
  2. Гиленсон П.Г. «Справочник художественного и технического редакторов» М.: Книга, 1988 г.
  3. Петров К.Е. «Справочник по полиграфии» М. Кроу, 1997 г. Особенно рекомендую страницы 99–119.
  4. Альспах Тед (Ted Alspach) «Руководство по QuarkXPress для полных идиотов» Пер. с англ. М.: PC Project 866, 1995 г.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     


comments powered by Disqus