2000.07.192139 прочтений

Девятый иллюстратор

Теги: Допечатные процессы Publish

Д овольно долго Adobe Illustrator практически топтался на месте, ограничиваясь лишь незначительными улучшениями, в то время как его основные конкуренты уходили все дальше в отрыв.

ADOBE ВОССТАНАВЛИВАЕТ STATUS QUO

Довольно долго Adobe Illustrator практически топтался на месте, ограничиваясь лишь незначительными улучшениями, в то время как его основные конкуренты уходили все дальше в отрыв. Однако с выходом очередной, девятой, версии положение вещей должно измениться кардинально: программа полностью восстанавливает утраченные позиции на рынке подготовки графики для печати. Кроме того, теперь она позиционируется как универсальный инструмент для создания графики для мультимедиа-приложений и web и станет прекрасным дополнением для web-дизайнеров. Девятая версия – одна из самых богатых новыми возможностями за всю историю существования программы. Многое из того, что реализовано в Illustrator 9.0, не имеет аналогов. В своей новой реинкарнации Illustrator производит неизгладимое впечатление и выходит в бесспорные лидеры среди векторных редакторов.

Дополнений и изменений в Illustrator 9 столько, что можно говорить о принципиально новом продукте: не зря же руководство Adobe, желая подчеркнуть этот факт, обновило даже изображение боттичеллиевской Венеры на заставке программы. Чем обусловлен такой мощный рывок? С моей точки зрения, все дело в применении новой концепции построения программ. (По всей видимости, именно трудности, связанные с ее воплощением, и объясняют пребывание Illustrator в тени на протяжении нескольких лет). Столкнувшись с проблемой поддержки большого количества уже разработанных приложений, специалисты из Adobe создали модель, которая предполагает неограниченную наращиваемость программ за счет модулей, подключаемых из других пакетов.

У такого подхода несколько плюсов: во-первых, модуль, выпущенный для одного приложения, может использоваться всеми остальными, поддерживающими общий механизм обмена. Это дает возможность применять, например, один и тот же стандартный модуль отображения текста на экране в Adobe Photoshop, Adobe InDesign и Аdobe Illustrator (да и в других пакетах, которые еще появятся) без каких-либо дополнительных усилий. Во-вторых, экономится время на отладку и тестирование модулей с одновременным повышением надежности их работы – поскольку они уже прошли обкатку в других приложениях.

Недостатки тоже очевидны: широкое внедрение технологии дополнительных модулей обостряет проблему нехватки мощности ПК. В самом деле, нынешняя версия Illustrator настолько прожорлива, что, имея на компьютере 32 Мбайт памяти, с программой работать практически невозможно – она моментально «съедает» все ресурсы и переходит в режим Preview, выход из которого только один – перезапуск приложения. Утешает то, что быстродействие у нее не деградировало до степени того же InDesign и лишь незначительно отличается от прежнего уровня.

Все новшества полностью обновленного пакета условно можно разделить на две группы: расширяющие его возможности как профессионального векторного редактора и те, которые предназначены для web-дизайнеров. Несмотря на внимание, уделяемое разработчиками web-сфере, обзор наш начнем все-таки с возможностей для издательской деятельности.

Прозрачность

Одно из самых принципиальных отличий Illustrator 9 от его предыдущей версии – гораздо более широкие возможности для реализации творческих замыслов. Одним из основных инструментов, предназначенных для этой цели, должна стать поддержка прозрачности векторных объектов, текста, растровых изображений и даже целых слоев, что позволит создавать в программе макеты публикаций практически любой степени сложности. Этому способствуют легкость установки степени применения эффекта при помощи известной по Photoshop палитры прозрачности Transparency, равно как и различные способы наложения прозрачности (blend) – Multiply, Screen, Overlay, Soft Light и другие. Дополнительную гибкость работе придают специальные режимы использования прозрачности: Knockout Group создает для всех нижележащих объектов маску прозрачности по форме верхнего объекта (аналог макетирующией группы в Photoshop), а в режиме Isolate Blend прозрачность воздействует только на объекты из выбранной группы и не затрагивает остальные.

Предусмотрено и быстрое инвертирование маскирующей области (Invert Mask), позволяющее избежать многих рутинных операций. Что же касается текста, то прозрачными могут быть как весь текст, так и только некоторые символы, при этом он остается полностью редактируемым.

Более того, теперь Illustrator поддерживает даже маски прозрачности. Это ощутимо повышает его рейтинг среди остальных конкурентов – ведь такой возможности нет ни у какого векторного редактора! Создание и редактирование масок практически не отличаются от аналогичных действий в Photoshop, что упрощает работу с ними. В качестве маски может выступать любой объект, например, pattern, gradient или даже gradient mesh, причем его цвет, переведенный в градации серого, задает степень прозрачности объекта. Таким образом, можно создать объект со сколь угодно сложной формой и, например, использовать blend, чтобы получить плавное изменение прозрачности – при этом работа с прозрачностью становится даже более удобной, чем в Photoshop. Кроме того, в отличие от конкурирующих продуктов, степень прозрачности в Illustrator воздействует как на заливку, так и на абрис объекта, что часто является более предпочтительным.

Единственное, что омрачает ситуацию – несмотря на отсутствие абриса, при наложении прозрачности Illustrator тем не менее оставляет на экране тонкую окантовку вокруг объекта в тех местах, где под ним расположен другой объект. Такие«издержки» – еще одно подтверждение тому, что использование«наворотов» в векторных редакторах требует особой осторожности и тщательной проверки перед отправкой на фотонабор – иначе можно получить совсем не тот эффект, на который рассчитываешь. Именно поэтому разработчики настоятельно рекомендуют ознакомиться с документацией, поставляемой на компакт-диске вместе с программой. В ней детально описаны возможные проблемы, а также даны рекомендации по их устранению. Например, важную роль в получении качественного результата при печати играют настройки как прозрачности, так и печати/экспорта документа (Document Setup/Transparency и Document Setup/Print/Export) – они определяют, что при растрировании на фотонаборе будет конвертироваться в растровую графику, а что останется векторным. Немаловажную роль в достижении компромисса между качеством и скоростью работы (последним, как известно, программа традиционно не может похвастать) играют установки Print Setup/Properties. С другой стороны, такое«свободомыслие» вряд ли будет способствовать получению гарантированно качественного результата – как и раньше, самым надежным остается конвертация потенциально опасных эффектов в растровые изображения.

Ну а теперь о хорошем. Разработчики обеспечили полную поддержку прозрачности Photoshop и Illustrator на уровне слоев и масок. В качестве способа обмена между приложениями используется формат PSD, позволяющий сочетать преимущества как той, так и другой программы на любой стадии выполнения работы, сохраняя при этом контроль за каждым примененным эффектом. Таким образом, тесная интеграция с Photoshop помогает более рационально планировать работу, используя максимум функций каждого редактора, и дает в руки дизайнерам мощный инструмент для воплощения самых сложных макетов.

Динамические эффекты

Второе по важности (с моей точки зрения) событие – наконец-то в программе появилась поддержка динамических эффектов. В то время, как конкуренты уже давно предлагают подобные возможности, Illustrator в своем стандартном наборе долгое время имел лишь самый минимум средств. Не секрет, что именно поэтому он часто использовался лишь как инструмент для создания файлов EPS эталонного качества, а вся предварительная работа выполнялась в Macromedia FreeHand или CorelDRAW.

С выходом девятой версии положение вещей должно существенно измениться. Во-первых, многие фильтры (Filter) стали динамическими (неразрушающими операциями) – все они собраны в новом меню Effects. Во-вторых, в их состав, кроме уже знакомых операций (Distort), вошли и совершенно новые, такие как Path (offset path, outline object/stroke), Pathfinder (логические операции объединения/разъединения), Rasterize (растрирование) и Stylize. На последней, которая наверняка будет наиболее востребованной, хочется остановиться подробнее. В состав этой группы входят Add Arrowheads, Feather, Round Corners и «джентельменский набор» от Photoshop – Drop Shadow (добавить тень) и Inner/outer glow (внутреннее/внешнее свечение). По всей видимости, в Photoshop 6 операция Feather (распушивание краев) тоже должна стать динамической – вообще это уникальная ситуация, когда возможности, которые, по логике вещей, должны были появиться сначала в растровом редакторе, появляются в векторном. Названия этих эффектов говорят сами за себя, а возможности практически идентичны. Правда, в программе имеются некоторые ограничения, как, например, невозможность наложения тени от картинки, но будем надеяться, что в следующих версиях их уже не будет. При работе с эффектами нужно помнить и о некоторых не всегда очевидных ограничениях: так, например, в результате обработки, к которой был применен эффект Arrowheads средствами Offset Stroke, стрелки почему-то исчезают. Если не брать во внимание эти моменты, то появление динамических операций – значительный шаг в расширении функциональных возможностей программы, который ставит Illustrator, хоть и со значительным запозданием, на один уровень с другими векторными редакторами.

Appearance

Не менее важная особенность девятой версии, отличающая ее от предыдущих, – новая модель представления объектов в документе. Если раньше каждый объект мог иметь только одну заливку и абрис, то сейчас дизайнеры получили новые, практически неограниченные возможности оформления объектов. Дело в том, что теперь Illustrator поддерживает«многослойную» модель объектов. Это значит, что каждый объект может состоять из множества собственных независимых«слоев», каждый из которых имеет свою заливку и абрис. Слои могут быть полупрозрачными, со знакомыми по Photoshop способами их смешения; кроме того, на них может распространяться действие любых динамических эффектов, имеющихся в программе. При помощи специальной палитры Appearance можно менять порядок наложения этих мини-слоев, а также редактировать уже наложенные эффекты, которые продолжают оставаться динамическими. Это позволяет непосредственно в Illustrator 9 создавать уникальные заливки объектов.

Особо следует отметить и то, что при наложении сразу нескольких эффектов результат их работы аккумулируется. Например, если вначале был применен Path offset, а затем Roughen, то при изменении параметров Path offset результат Roughen изменится автоматически в соответствии с новой формой объекта. Мини-слоев может быть сколь угодно много, при этом«сложный» объект на экране ведет себя как один объект, что облегчает работу с насыщенными макетами. Примеры заливок и объектов, созданных по новой технологии, поставляются с программой. Эти примеры помогут вам понять принцип их разработки и вполне возможно, вдохновят на создание собственных творений.

Надо сказать, что хотя подобный механизм уже давно реализован в конкурирующих продуктах, по размаху возможностей и гибкости его использования нынешнему Illustrator нет равных. Однако не следует забывать о том, что использование новшеств серьезно сказывается на производительности ПК: программа стала гораздо более требовательной к ресурсам, и даже наличие большого объема памяти (векторные объекты занимают небольшой объем в оперативной памяти) не избавит компьютер от постоянных подтормаживаний в процессе работы – во всяком случае, при работе с программой целесообразнее использовать более быстрый процессор, нежели наращивать память.

При создании инструментов для реализации творческих возможностей, разработчики учли и сугубо технические вопросы. Теперь Illustrator может показывать результат применения Preview overprint (показать области с перекрывающимися цветами), чего не делает ни один из конкурирующих продуктов. Тем самым программа в очередной раз подтвердила свой статус профессионального пакета для допечатной подготовки.

Web-возможности

С ростом популярности Internet значительным спросом стали пользоваться редакторы для создания web-страничек. Этим не преминули воспользоваться практически все, кто имел какие-либо наработки в данной области – ведь армия потенциальных покупателей web-ориентированных продуктов несравненно больше, чем пользователей пакетов, предназначенных исключительно для полиграфии. Эта тенденция не обошла стороной и Illustrator: в его новой версии появилось множество возможностей, предназначенных специально для создания web-графики. Учитывая то, что некоторые операции в векторном редакторе можно сделать быстрее, чем в растровом, имеет смысл остановиться на них более подробно – наверняка пользователи, профессионально работающие с Illustrator, предпочтут применять эту же программу и для web-дизайна.

Во-первых, теперь в программе имеется режим Pixel preview, в котором объекты отображаются в таком же виде, как в обычном растровом редакторе (с разрешением экрана). Это позволит точно позиционировать объекты на странице с учетом сглаживания краев (antialiasing), потери мелких деталей и, таким образом, избежать дополнительной корректировочной работы в Photoshop.

Во-вторых, один из динамических эффектов, появившихся в программе, найдет широкое применение в web-дизайне. Convert to Shape позволяет создать вокруг текста примитив, который будет менять свои размеры в соответствии с изменением размеров текста. Это позволяет автоматизировать процесс создания различных кнопок, сведя количество рутинных операций к минимуму (кстати говоря, первоначально такие возможности появились в другом продукте компании – Adobe Image Styler). Набор примитивов невелик (прямоугольник, прямоугольник со скругленными краями, эллипс), однако достаточен для большинства случаев. Кстати, теперь текст, созданный в Illustrator, открывается как редактируемый в Photoshop, что тоже достаточно удобно.

Кроме всех перечисленных новаций, Illustrator стал поддерживать продвигаемый W3C новый формат передачи векторных объектов – SVG (Scalable Vector Graphics, инициатива его создания принадлежит Adobe). Трудно сказать что-либо определенное в отношении нового формата, однако ему будет крайне трудно конкурировать с Flash, который уже обрел достаточную популярность во всем мире. Его преимущества должны проявиться позже, когда широкое распространение получит XML – ведь SVG основан на нем.

Illustrator позволяет назначать java-скрипты различным объектам для придания им интерактивности, среди встроенных скриптов – стандартные действия типа OnMouseOver.

Пока же Adobe подстраховалась поддержкой Flash, экспорт в который происходит путем преобразования каждого слоя в отдельный кадр ролика. Разумеется, такой подход серьезно затрудняет создание даже простой анимации и уступает специализированным программам, использующим для управления динамикой панель сценариев (timeline). Можно предположить, что разработчики сознательно не стали создавать конкуренцию своему же Adobe LiveMotion, который предназначен именно для этих целей и, к тому же, напрямую открывает документы формата AI. Что же касается экспорта растровой графики, то в Illustrator перекочевала из Photoshop операция Save for Web – с теми же настройками и возможностями. Таким образом, в девятой версии можно решать большинство вопросов, связанных с web-дизаном – начиная от подготовки макета сайта и заканчивая созданием полностью готовых для размещения в Internet растровых изображений (форматы GIF, JPEG, PNG-8, PNG-24).

Выводы

Подведем итоги. То, что Illustrator 9 сильно отличается от своего предшественника – факт очевидный. Новые инструменты позволят дизайнерам реализовать самые смелые творческие идеи, а прозрачная работа программы с другими приложениями Adobe дает возможность выполнять работу в гораздо более короткие сроки, чем прежде. Несмотря на явное движение в сторону web, Illustrator продолжает оставаться стандартом де-факто в своей отрасли, и теперь программу можно всерьез рассматривать как конкурента FreeHand и CorelDRAW – более того, по ряду возможностей они начинают ему уже проигрывать. Оставшееся наследство от предыдущих версий – медлительность работы и добавившаяся в новой версии требовательность к ресурсам компьютера – пока еще остаются больным вопросом для пользователей Illustrator.

Интеграция, в результате которой Adobe начинает планомерно завоевывать все стратегические высоты на рынке подготовки графики для печати, в самом скором будущем должна принести корпорации существенные дивиденды. Во-первых, новая модель построения программ позволяет в кратчайшие сроки и с надлежащим качеством выпускать очередные версии продуктов – разработчики могут действовать сразу во многих направлениях и по мере готовности включать готовые модули во все остальные приложения. Выдержат ли такой темп конкуренты – вопрос отнюдь не праздный. Во-вторых, значительно возрастает роль PDF не только как межплатформенного стандарта для обмена документов, но и как стандарта при передаче файлов для высококачественной печати. А то, что Adobe стремится сделать его внутренним форматом для своих приложений (его полная поддержка уже реализована в InDesign и Illustrator 9), позволит и в дальнейшем, с усложнением функций, встраиваемых в ее новые разработки, сохранять высокое качество выходных файлов и надежность при цветоделении. Более того, как заявляет руководство компании, следующая версия Adobe Reader будет полностью понимать формат AI, который базируется на PDF.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus