2000.07.19, Автор: Денис Самсонов1874 прочтений

Папа

Теги: От редактора От редактора Publish

Гутенберг первым организовал производственный процесс, позволивший получать предсказуемые и повторяемые результаты

Самсонов Денис

Гутенберг первым организовал производственный процесс, позволивший получать предсказуемые и повторяемые результаты

Дошедшие до нас сведения о его жизни отрывочны и не всегда достоверны. С этого заявления начинается каждое честное описание его биографии. Скудость информации о Гутенберге, которой мы обладаем, – лишнее подтверждение того, что величайшее изобретение в истории человечества не принесло его создателю ни особых денег, ни признания современников. Хроники тех лет заполнены сведениями о фигурах, с точки зрения современников, гораздо более значительных.

Основные источники, из которых мы черпаем свои знания о Гутенберге, – судебные архивы, которые уже в 15 веке велись в Германии со всей необходимой для этого дела тщательностью.

В кривом зеркале этих специфических источников, главным событием в биографии Гутенберга может показаться тяжба, проигранная Иоганну Фусту, его партнеру по бизнесу. Вложивший 2000 гульденов в предприятие Гутенберга, Фуст в 1455 году потребовал через суд вернуть эту сумму и причитающиеся ему проценты. Гутенберг был объявлен банкротом. По решению суда Фусту отошло все имущество типографии, включая наборный шрифт знаменитой «42-строчной» библии. Судя по всему, туда же вошел уже готовый наборный шрифт для псалтыря. Последний интересен тем, что при его печати (уже Фустом) впервые были использованы шрифты двух различных кеглей, а также цветные буквицы.

Истории, в которых талантливый изобретатель обманом, подлогом или хитростью лишается плодов своего труда, случаются сплошь и рядом. К счастью, в жизни Гутенберга это происшествие осталось лишь эпизодом. Он еще отольет не один шрифт и издаст не одну книгу. И вроде бы закончит жизнь, ни в чем особо не нуждаясь, в свите архиепископа Нассау Адольфа. А это уже неплохо.

Человечество движется маленькими шажками. Практически все, что необходимо для того, чтобы начать печатать книги, у Гутенберга уже было. С инженерной точки зрения основное изобретение Гутенберга – наборный шрифт и технология его отливки. Кроме этого, он внес усовершенствования в состав красок для печати. Однако, по утверждению ряда исследователей, на авторство этих изобретений могут претендовать и ряд других изобретателей-современников Гутенберга. Важнее, с моей точки зрения, то, что Гутенберг первым организовал производственный процесс, позволивший ему получать предсказуемые и повторяемые результаты. Кроме того, у нас есть данные, позволяющие считать, что Гутенберг создал школу. Большинство из европейских печатников того времени были выходцами из Германии. Большинство из последних из Майнца – родины Гутенберга. Как минимум о четырех учениках Гутенберга мы имеем достоверные сведения.

Влияние начала книгопечатания на европейскую цивилизацию огромно. Печатная книга изменила представление европейцев о науке и образовании, привела к усилению роли светского государства. Прямым следствием книгопечатания явилась Реформация и прокатившиеся по континенту религиозные войны. В этом году журнал Time назвал Гутенберга Человеком Тысячелетия. Понадобилось шестьсот лет, чтобы понять — главную роль в истории последнего тысячелетия сыграли не полководцы, герои или ученые, а ювелир из города Майнца, первым начавший отливать буквы из металла. Человек, достоверными сведениями о жизни которого мы почти не располагаем.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     


comments powered by Disqus