101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Бумага для цифровой печати

  • Игорь Терентьев
  • 14 июня 1999 г.
  • 13615

Таблица 1: Бумага для цифровой печати

С появлением все большего количества устройств цветной цифровой печати вопрос правильного выбора бумаги для них становится все острее.

Несмотря на бурное развитие информационных технологий, наступление эры безбумажного документооборота постоянно откладывается. Более того, общий объем напечатанных документов растет пропорционально количеству проданных офисных принтеров и мощных систем малотиражной цифровой печати. Особенно значительный рост за последние два-три года наблюдается в секторе полноцветных печатающих устройств. Подобные устройства, объединенные общим методом печати — электрографическим, когда для печати каждого экземпляра на фоточувствительном барабане создается новая форма, условно можно разделить на несколько классов. Прежде всего это цифровые офсетные машины серии Indigo E-Print с жидкими чернилами и их разновидности, а также системы малотиражной печати компании Xeikon серии DCP и созданные на их базе системы Agfa Chromapress, IBM InfoColor 70, Xerox DocuColor 70 и др., они стоят, в зависимости от модели и конфигурации, от 300 до 800 тыс. долл. Производительность этих систем составляет не менее 35 полноцветных отпечатков А4 в минуту; продукты компании Indigo работают с бумагой формата до 320Ё450 мм, а в моделях на базе механизма Xeikon используется ролевая подача бумаги шириной 32 см (DCP/32D и DCP/32S) и 50 см (DCP/50D), причем возможна одновременная печать на обеих сторонах носителя. Отпечатки, полученные с этих систем, невооруженным глазом практически нельзя отличить от офсетных.

Промежуточное положение между этими устройствами и цветными копирами занимают высокопроизводительные системы Xerox DocuColor 40 и Scitex Spontane (40 страниц в минуту, около 130 тыс. долл.), а также Canon CLC 1000 (31 страница в минуту, около 75 тыс. долл.) и его модификации формата А3+.

Вслед за ними следует обширный класс цветных копиров (формат А3 и А3+) производительностью от 6 до 24 страниц в минуту производства Canon, МВ, Minolta, Ricoh, Xerox и других стоимостью от 6 до 50 тыс. долл.

И, наконец, нижнюю часть пирамиды занимает наиболее обширная группа цветных лазерных принтеров форматов А4 и А3 производительностью до 12 цветных страниц в минуту и стоимостью от 1,5 до 10 тыс. долл.

Очевидно, что все это многочисленное «стадо» нужно кормить, и желательно хорошо, а себестоимость цветного отпечатка А4 (только с учетом расхода тонера или краски) для разных классов электрографических систем в настоящее время составляет не менее 0,2 долл. Поэтому при изготовлении высококачественной малотиражной продукции «губить» неподходящей бумагой дорогостоящие цветные отпечатки просто глупо.

О ролях, листах и форматах

Ситуация с бумагой для цифровой печати довольно необычна — эти материалы разрабатывались производителями специально для известных типов печатающих устройств с точно определенными характеристиками. Поскольку перенос тонера на бумагу — это электростатический процесс, наиболее важными свойствами носителя для качества печати является оптимальный уровень влажности и электрического сопротивления. Не менее существенна для равномерного распределения тонера по поверхности и такая характеристика, как гладкость бумаги. А наиболее ярких и насыщенных цветов можно добиться на бумаге с высокой белизной.

Если заглянуть на узел Web компании Xeikon (www.xeikon. com), то там можно найти обширный список разных видов бумаги (на 21 странице!), сертифицированных центром Paper Qualification Centre для использования на системах DCP/32D, DCP/50D и DCP/32S. Поэтому сейчас проблемы поиска подходящей ролевой бумаги для подобных систем не существует.

Интересно, что в новой серии бумаги Xerox Colotech Plus, которая разработана для замены бумаги Colotech, кроме обычных офисных форматов присутствует еще и А3+ — 305Ё457 мм, чего нет у других производителей. Преимущество данного формата в том, что после печати, фальцовки и обрезки краев можно получить брошюру А4.

Большинство производителей, судя по форматам предлагаемых ими марок, четко разграничивают бумагу для устройств высшего класса — типа Indigo и Xeikon — и для цветных копиров или цветных лазерных принтеров. Например, компания MoDo Paper предлагает матовую и глянцевую бумагу Silverblade Digital в рулонах шириной 32 см (под механизм DCP/32) и 50 см (под механизм DCP/50) и глянцевую в листах формата — 320Ё460 мм для Indigo E-Print.

При этом MoDo Paper предлагает и две более универсальные серии — DataCopy Digital и DataCopy Option, выпускаемые как в офисных и полиграфических форматах (450Ё640 мм), так и в рулонах. DataCopy Digital и DataCopy Option можно использовать для цветного копирования, цветной лазерной печати, офсетной печати. DataCopy Digital также используется для печати на цветных струйных принтерах. К таким же «универсальным» сериям можно отнести и бумагу 4СС производства StoraEnso, а также Galilei компании Metsa-Serla.

Выбирая плотности

Цифровые печатные машины высшего класса позволяют работать с наиболее широким диапазоном плотностей запечатываемых материалов. Согласно спецификациям, для систем компании Xeikon и созданных на их базе устройств других производителей этот диапазон составляет от 60 до 250 г/м2, для Indigo — от 80 до 250 г/м2. Самый широкий диапазон доступных плотностей среди рассматриваемых типов бумаги — у nopaColor Digiprint компании UPM-Kymmene: от 60 до 250 г/м2. Верхний предел плотности для ролевой бумаги, как и следовало ожидать, составляет максимально допустимые 250 г/м2 — у бумаги серии Galilei Art компании Metsa-Serla. При этом производители цифровых устройств печати и поставщики бумаги предупреждают, что при печати на материале максимальной плотности могут возникать определенные проблемы, в частности, при воспроизведении плашек большой площади. Тем не менее листовая и ролевая бумага серии Silverblade Digital в формате 320Ё460 мм предлагается с плотностью вплоть до 300 г/м2.

Будущее уже здесь: Future Colortech компании UPM-Kymmene

Вообще говоря, по утверждению разработчиков, системы Indigo наименее «разборчивы» к запечатываемым материалам. Это связано с тем, что в таких машинах, справедливо называемых «цифровыми офсетными», фоточувствительный барабан не контактирует непосредственно с бумагой, а переносит изображение на резиновое офсетное полотно, играющее роль промежуточного носителя. К тому же вместо твердого тонера здесь используются разработанные Indigo жидкие краски типа ElectroInk.

Максимальная допустимая плотность бумаги для цветных копиров и лазерных принтеров несколько ниже и обычно не превышает 220 г/м2, поэтому и плотность бумаги офисных форматов для данных классов систем печати находится в диапазоне от 80 до 220 г/м2. Здесь выделяются бумага DataCopy Digital компании MoDo Paper — от 80 до 250 г/м2, предлагаемая в самом широком диапазоне плотностей, а также Xerox Colotech Plus — от 90 до 250 г/м2.

От мелования к суперкаландру

Как уже отмечалось выше, для обеспечения высококачественных цветных изображений электрографическим способом необходима высокая гладкость запечатываемого материала. Поэтому для повышения гладкости производители применяют обычные способы: мелование или суперкаландрирование для бумаги без покрытия.

Мелование может выполняться непосредственно в бумагоделательной машине — машинное мелование либо — для нанесения более качественного покрытия — по иной технологии, тогда получится бумага литого мелования. Покрытие может быть многослойным, а после нанесения каждого слоя он подвергается дополнительной обработке. Поэтому, как правило, чем больше слоев — тем выше качество бумаги и тем она дороже.

Мелованная бумага не всегда бывает глянцевой — почти все производители предлагают на выбор глянцевую или матовую бумагу, причем прочие характеристики этих материалов, как правило, совпадают. Разумеется, одно и то же изображение на глянцевой и матовой бумаге с одинаковой белизной выглядит по-разному. Глянцевая бумага позволяет получить более яркие, а матовая — более естественные отпечатки, к тому же на матовой бумаге текст читается лучше.

Другой, менее дорогой, способ получения бумаги высокой гладкости — суперекаландрирование. Бумажное полотно пропускается через несколько пар отполированных металлических валиков — каландров. Такая бумага обычно несколько дешевле мелованной. К тому же изготовить суперкаландрированную бумагу меньшей удельной плотности проще, чем мелованную. Поэтому неудивительно, что в продуктовых линиях материалов для цифровой печати минимальными плотностями обладает суперкаландрированная бумага. Именно она пользуется наибольшей популярностью у российских потребителей.

Не только белая, и не только бумага

Компания Xerox, кроме привычной белой, поставляет на российский рынок и уникальную тонированную в массе бумагу для цифровой печати — Hightech. Это суперкаландрированная бумага четырех пастельных оттенков плотностью 100 г/м2 форматов А4 и А3. Ее возможные применения — в качестве обложек брошюр, разделителей документов и т. д. — ограничивающим фактором здесь является лишь фантазия дизайнера.

DataCopy Digital концерна MoDo Papers: в рулонах и листах

К сожалению, не все разновидности бумаги для цифровой печати представлены на российском рынке. Например, компания Intermills выпускает серию IvoLaser Digital Antique с тиснением. Эта бумага с плотностями 135, 190 и 240 г/м2 сертифицирована для систем на базе механизма печати Xeikon. Компания Arjo Wiggins предлагает бумагу с водяными знаками Conqueror Laid (150 и 220 г/м2) и Conqueror Laid Text (100 г/м2). Фирма Zanders выпускает бумагу литого мелования с односторонним покрытием Aussedat Rey Zanders Imaging Supergloss с плотностями 80, 135 и 180 г/м2. В ассортимент бумаги компании Fedrigoni входит сертифицированный для цифровой печати пергамент Marina Conchiglia плотностью 175 г/м2.

Существуют еще более экзотические виды «цифровых» материалов: копировальная бумага Zanders Autocopy плотностью 80, 82 и 86 г/м2, бумага для термопереноса CopyFantasy (113 г/м2) компании Messerli, пленки серии Digiprint (120, 140 и 180 г/м2) компании Folex, материал на текстильной основе с покрытием DigiTex (160 г/м2) компании ICG.

Целый ряд производителей, включая Avery Dennison, MACtac и Raflatac, производят самоклеящуюся бумагу и пленку для цифровой печати. Они поставляются и в Россию. Но, поскольку в одном из следующих номеров Publish самоклеящимся материалам для полиграфии будет посвящена отдельная публикация, здесь мы не будем останавливаться на них подробно.

Рынок есть — его не может не быть...

Замена в команде Xerox: вместо Colotech «играет» Colotech+

Первые образцы бумаги для цифровой печати были разработаны около пяти лет назад, когда только начались массовые поставки соответствующих устройств и появилась потребность в специальных запечатываемых материалах для них.

Цифровая печать как искусство: 4CCArt компании StoraEnso

К моменту сдачи публикации в печать в России было установлено 12 цифровых офсетных машин Indigo (в основном листовые Indigo E-Print 1000+), 6 систем печати разных производителей на базе механизма Xeikon, более десятка высокопроизводительных устройств Xerox DocuColor 40, неизвестное количество Canon CLC 1000 и около двух тысяч цветных копиров разных марок. Значительно сложнее оценить парк установленных цветных принтеров, но, вероятно, их количество измеряется несколькими тысячами штук. Следовательно, хотя потребности в бумаге для цифровой печати в России пока несравнимы с объемами заказов на бумагу для традиционных печатных машин, рынок для такой продукции существует и имеет тенденцию к расширению. Что касается общемировых тенденций, то, по некоторым оценкам, к 2000 г. объем производства бумаги для цифровой печати достигнет 100—150 тыс. тонн в год.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников российских представительств компаний Metsa-Serla (http://www.metsa-serla.com), MoDo Paper Moscow (http://www.modopaper.ru), StoraEnso (http://www.storaenso.com), UPM-Kymmene (http://www.upm-kymmene.com), Xerox (http://www.xerox.ru), а также российских компаний FastPrint (http://www.fastprint.ru), Nissa (http://www.nissa.ru), Yam International (www.yam.ru), «Александр Браун» (www.abraun.ru), «Комус» (www.komus.ru), «МВ» (www.MB.ru), «Регент» (www.REGENTgroup.ru).

На чем печатаем?

В печатном салоне FastPrint установлена одна из 12 поставленных в Россию цифровых офсетных машин Indigo E-Print 1000+. По признанию директора компании Александра Коломийцева, опыта работы с какой-либо из специальных типов бумаги для цифровой печати до настоящего времени у них не было. Перепробовали довольно много разных марок, но в конечном счете оптимальным выбором была признана мелованная Gallery Art компании Metsa-Serla. Печатали на бумаге плотностью от 80 до 300 (!) г/м2. Что касается недостаточной пропечатки больших плашек, то это явление может наблюдаться на бумаге любой плотности, не только высокой. Поэтому, чтобы обеспечить высокое качество печати плашек, к некоторым из них в FastPrint добавляют шум.

В компании Yam International, где установлена система цифровой печати Xeikon DCP/32D, для печати используется в основном мелованная глянцевая бумага Silverblade Digital Art компании MoDo Paper. Иногда печатают также на бумаге nopaColor Digital производства UPM-Kymmene. Однако эта бумага не мелованная, а суперкаландрированная, что не всегда нравится заказчикам.

В фирме «AсКон» уже около года эксплуатируется система Xerox DocuColor 40. Наиболее подходящим типом бумаги для этой машины разработчики Xerox считают Colotech+. Специалисты «АсКон», опробовавшие более десятка различных типов бумаги, в конечном итоге также выбрали Colotech+, несмотря на ее относительную дороговизну.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29