101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

В "Новых Известиях" работают по-новому

  • Алексей Ильин
  • 26 августа 1998 г.
  • 6085

За докризисный год-полтора рынок отечественной прессы развился чрезвычайно. Количество изданий не просто возросло, печатные СМИ вышли на новый уровень качества. Но если финская полиграфия полноцветных журналов со временем перестала вызывать былое восхищение, газетная цветная печать выглядела вполне свежо и современно. В пору всеобщего денежного дефицита она уже почти шокирует.

ЭКСКЛЮЗИВ

И.Н. Голембиовского, пожалуй, можно назвать самым известным главным редактором. С момента появления первых сообщений о создании "Новых Известий" его имя твердо ассоциируется с названием газеты. О своем видении перемен на мировом рынке печатных СМИ, влиянии качества полиграфии на успех издания у читателей и рекламодателей он рассказал журналу Publish.

- Игорь Несторович, газета "Известия", которой Вы долгое время руководили, была черно-белой. "Новые известия"- цветное издание, заметно отличающееся по качеству печати. Изменилось ли что-то в работе редакции с выходом на новый уровень полиграфии?

- Честно говоря, практически ничего не изменилось, за исключением, может быть, работы фотокорреспондентов - теперь существенно качество предоставляемого ими оригинала. А редакция, в смысле журналисты, работают по-прежнему. Изменилась работа в нашем компьютерном центре и с типографиями.

- "Новые Известия" прекрасно оборудованы. Сильно влияет на работу журналистов качество технического оснащения?

- Безусловно. Вы знаете, я в прессе с 1958 года - 40 лет. Сначала работал в провинциальной "Русской газете" в Тбилиси, потом 31 год в "Известиях". Прошел горячий набор и так далее. В свое время поставить за 20 минут до подписания в печать в номер небольшую заметочку считалось огромным достижением. Это при том, что для своего времени Аджубей (гл. редактор "Известий" - Publish) создал лучшую типографию в Союзе.

Раньше "Известия" складывались так - утром на планерку приносили 6 практически готовых полос. Оставались небольшие дырочки, куда последняя информация должна была попасть. Это, правда, не только из-за технических возможностей закладывалось - вся пресса была подцензурной, все ее долго читали, начиная от дежурного по отделу до главного редактора.

Сегодня мы приходим и начинаем с чистого листа. Сначала проходит утренняя планерка общередакционная, потом рабочая в час, потом с трех начинается окончательная работа над номером. И очень часто бывает, что мы меняем всю газету. И здесь все зависит от журналистов, а не от техники. Это, конечно, просто революция.

- То есть требования к журналистам с появлением современной техники только повысились?

- Повысились в смысле интенсивности работы. В "Известиях" работало на газету человек 200. У нас сейчас 64 корреспондента, а объем тот же.

Потом, возросла оперативность. Большую часть, процентов 70, приходится делать "с колес", в номер, причем в тисках очень короткого времени, а конкуренция сильная, поэтому качество не должно теряться.

- Насколько сильно, на ваш взгляд, сказывается качество печати, оформление газеты на формировании аудитории?

- Когда мы решили делать "Новые Известия" в цвете, очень многие вокруг, включая тех, кто с нами собирался работать, отнеслись к этому настороженно. Они считали, что газета должна быть черно-белой - это не журнал. Цветная газета будет вызывать отторжение у людей, не будет ассоциироваться с оперативной, ежедневной информацией. Но вся мировая практика свидетельствует о том, что скоро просто не останется черно-белых газет, в том числе и в России. Если даже такое консервативное издание, как The New York Times, перешло на цвет... Я уже не говорю о Times английской - вообще практически все английские газеты цветные. Тот же процесс идет во Франции, во всей Европе.

- То есть это не более чем эволюция?

- Да, только рынок прессы у нас очень тяжелый. На западе это бизнес хорошей доходности. У нас этот бизнес убыточен и зависит целиком от рекламодателя. Скажем, когда бюджет газеты на 80-90% складывается из рекламы, очень трудно развиваться.

- Многое ли теряют регионы, в которых Ваша газета выходит в черно-белом варианте?

- Много. Мы сразу поняли, как важно было бы нам, как новой газете, выходить в цвете везде. В Москве, мы знаем, "Новые Известия" привлекли внимание, а там, где газета выходит в черно-белом варианте, она теряется среди всех остальных. Наш черно-белый вариант разительно отличается внешне. Тексты, как вы понимаете, те же самые. Но "товарное" впечатление в цветном варианте в несколько раз выше. И эту проблему достаточно сложно решить. Мы хотели сразу печататься в Петербурге в цвете и даже уже выпустили нулевой номер, но возникли проблемы с передачей макета. Потом, печать цветного тиража в Петербурге стоит в три раза дороже, чем в Москве. Поэтому газета там еще достаточно долго, возможно, год, будет черно-белой.

- Если сравнить вашу газету с зарубежными аналогами, не говоря уже о российских цветных еженедельниках, бросается в глаза высокое качество печати. Стоило ли об этом так заботиться или, может быть, лучше было увеличить количество полос?

- А выбор был простой. Цветная печать сейчас примерно в 2 раза дороже. Но объем расходов не такой, чтобы позволил нам сегодня газету выпускать в увеличенном объеме в 2 раза. То есть часть расходов, связанных с печатью тиража, хотя и велика, но составляет с бумагой процентов 30. И мы все-таки решили начать с цветной газеты.

- Имеет ли цветная газета при работе с рекламодателями объективные преимущества перед черно-белой?

- Преимущества есть, но они несколько абстрактны. Мы рассчитывали, что привлечем к себе рекламодателя на первых порах хотя бы цветом - газета так запланирована, что шестая цветная полоса отводится под рекламу, но не скажу, что цвет многое решил. Рекламный рынок уже сложился и, к сожалению, не расширяется из-за состояния нашего общества вообще и экономики в частности. Поэтому один и тот же пирог делится между растущим количеством претендентов - газет, журналов и т.д.

С другой стороны, "Известия", например, не могли никогда заполучить рекламу, связанную с модой, косметикой, одеждой, массовыми товарами - она вся уходила в цветные журналы. Здесь у нас есть некоторый сдвиг - на первой полосе уже долгое время рекламируются часы, 27 октября мы должны выпустить 8-полосное приложение, связанное с автомобилями, а чуть позже приложение "Хорошие вещи" - то есть как раз реклама товаров массового потребления.

Но в основном рынок как бы идет по накатанным рельсам - бюджеты уже распределены. Все же главное - тираж, авторитет и имидж газеты

Среди обилия цветных еженедельников газета "Новые Известия" вот уже больше года остается единственным цветным ежедневным изданием. Сотрудники редакции любезно согласились показать Publish, как устроена жизнь газеты "изнутри", пригласив в свой четырехэтажный особняк на Долгоруковской, 19.

О конфликте в "Известиях", повлекшем за собой решение части редакции создать новую газету, много писали. Тогда еще не вполне было понятно, когда появятся и что будут из себя представлять "Новые Известия". Технический персонал вспоминает те дни с содроганием. Сложно поверить - с момента принятия решения о создании газеты до выхода пилотного номера прошло чуть больше двух месяцев. Это практически равно времени поставки крупного оборудования (такого, как фотонаборные автоматы, RIP и hi-end сканеры), без которого немыслимо полноценное издательство. Александр Тепленко, руководитель компьютерного центра "Новых Известий", непосредственно занимавшийся проектированием редакции, считает самым большим достижением за прошедший год именно выпуск нулевого номера: "Поставки оборудования начались буквально за две недели. В здании еще ремонт не закончился, та техника, что уже пришла, стояла в коробках. С ходу начали работать, как только успели все установить. Первым, что вывели на фотонаборе, были пленки сигнального номера - его настроили буквально за день".

На вопрос, трудно ли делать единственное ежедневное цветное издание, Александр отвечает с меньшим энтузиазмом: "Нет. Все с самого начала было спроектировано под цветную газету. Специально набирались опытные люди". Однако, несмотря на отсутствие конкуренции, напряженная борьба за качество ведется. Газета уже успела сменить типографию - перешла из "Прессы" в "Молодую гвардию". Повышается и опыт издателей - изменения в лучшую сторону видны невооруженным глазом, достаточно сравнить первый номер с последними выпусками. Правда, о секретах растрирования и особенностях обращения с цветом при печати на газетной бумаге в "Новых Известиях" говорить отказываются: "Все достаточно стандартно. Со временем были подобраны нужные параметры". Уверяют даже, что практически не отслеживают цвет. Тепленко поясняет: "А зачем? Тот номер, который я покупаю, когда еду утром на работу, и тот, который беру в редакции, принципиально отличаются по цвету. Когда мы печатались на "Прессе", количество Magenta-составляющей внутри одного тиража колебалось до 40%. В "Молодой гвардии" печатают получше, но о точных ежедневных калибровках мониторов, не говоря уже о цветопробе, речь не идет. А потом, мы ведь делаем газету, которая живет один день, а не толстый дорогой журнал".

Сложно не согласиться. Подтверждение тому - аналоговая цветопроба DuPont Cromalin, приобретенная "для разрешения споров с рекламодателями" и по-настоящему не загруженная. Видимо, рекламаций пока не было. Хотя в помещении операторов по цветокоррекции все равно производится оттиск изображений, полученных от информационных агентств или собственных фотокорреспондентов на одном из двух цветных копиров Canon Color Laser Copier 700 формата А3.

Вообще, оснащению "Новых Известий" можно позавидовать. При проектировании выбор был сделан в пользу платформы Apple Macintosh. Александр объясняет это, в первую очередь, соображениями практичности: "Вы мне расскажите, какие другие компьютеры мы смогли бы так быстро заставить работать. У нас до сих пор техническим обслуживанием 150 машин занимаются 2 человека, включая меня". К надежности техники апеллирует огромный надувной молоток, расположенный на стене серверной комнаты - видимо, на случай, если что-то все-таки забарахлит.

Основу составляют компьютеры Power Macintosh 5400 и 5500, установленные преимущественно на местах журналистов. Помещение верстки оборудовано Power Macintosh 8600/250. Материалы и сверстанные полосы распечатываются на сетевых принтерах QMS. Цветокоррекция выполняется на Power Macintosh 9600/300 (старшая машина на момент покупки). Все компьютеры, за исключением моделей, выполненных в корпусе "моноблок", оснащены мониторами Radius 17 и 21 дюйм. Материалы фотокорреспондентов обрабатываются на собственной проявочной машине и сканируются на Linotype Topaz или одном из слайд-сканеров Nikon (для 35-мм пленки). Есть в редакции и несколько небольших планшетных Linotype Saphir, которые используются при сканировании с бумажных носителей.

С точки зрения поставщика

На вопросы журнала Publish отвечает генеральный директор компании DPI Евгений Бутман.

Что отличает "Новые Известия" от других комплексов, созданных за последние годы?

"Новые Известия" - последний по времени и наиболее совершенный из отечественных издательских комплексов. Думаю, в ближайшее время аналогов у нас не появится. Большое впечатление производит проработанность проекта, основная заслуга в этом безусловно принадлежит тандему Тепленко-Струков. Благодаря огромной работе, проделанной на стадии разработки, поставку и наладку комплекса удалось провести в удивительно короткие сроки: от подписания контракта до выхода пилотного номера прошло меньше двух месяцев. Дополнительная сложность была связана с тем, что монтаж оборудования шел одновременно с ремонтом помещения и прокладкой сети. Облегчило задачу хорошее отношение руководства "Новых Известий" - председателя совета директоров О.Л. Митволя и главного редактора И.Н. Голембиовского. Перед нами были поставлены основные задачи - уложиться в определенные сроки и бюджет, при этом компания была полностью избавлена от мелочной опеки.

Можно выделить наиболее интересную в технологическом плане часть проекта?

Сеть. В проектировании сети активно участвовали специалисты DPI, но основная идея - двойной сети была сформулирована заказчиком. В числе наших предложений, которые впоследствии были воплощены, - использование параллельно с продукцией CISCO сетевого оборудования Asante, а также AIX-серверов Apple. Сеть "Новых Известий" объединяет порядка 90 компьютеров, несколько фотонаборных автоматов, принтеры. Комплекс работает уже почти год и каких-то узких мест до сих пор не выявлено.

Кто еще принимал участие в поставке оборудования?

В проекте "Новые Известия" компания DPI выступала в качестве генерального подрядчика. Это значит, что часть заказов мы передали третьим фирмам: фотонаборное оборудование и сканеры производства Heidelberg (Linotype-Hell), а также цветные копиры Canon поставила компания "Терем", цветопробу - "Центр ХГС", установку кабельной системы выполнила фирма "АТ Инвест". О последней компании хочется сказать особо. По ряду причин они подключились к проекту буквально в последний момент и выполнили взятые на себя обязательства с ответственностью и пунктуальностью, которые заслуживают уважения.

Можно ли сказать, что на опыте "Новых Известий" DPI научилась ставить комплексы для цветной газеты?

Это может звучать нескромно, но мы всегда считали, что умеем ставить решения такого масштаба. А работа с "Новыми Известиями" позволила нам это доказать. Доказать самим себе, потенциальным заказчикам, конкурентам. А кроме того, при выполнении этого заказа, а также поставках в "Комсомольскую правду" сформировался коллектив, составивший костяк нашей новой компании PrintHouse, которая в отличие от чисто дистрибуторской компании DPI, будет и впредь заниматься системной интеграцией в области издательских систем

Вывод пленок производится на двух фотонаборных автоматах Linotype Hercules Pro под управлением RIP Linotype Delta. "В ежедневной газете всего должно быть по два, - поясняет Тепленко. - Так показывает практика отказов". На вопрос, успела ли уже подтвердиться практика отказов в "Новых Известиях", он лукаво отвечает: "А как же!".

Все компьютеры и выводные устройства организованы в сеть Ethernet на витой паре пропускной способностью 10 Мбит (120 машин) и 100 Мбит (24 машины). Сеть обслуживают 2 сервера Apple Network Server 700/200 под управлением AIX. О них Тепленко отзывается сочувственно: "Мне, вообще, по-человечески жалко, что у них так судьба не сложилась - рано сняли с производства. По железу это отличные серверы. Материнскую плату можно поменять за минуту. Потом, это же UNIX, все-таки посерьезней, чем Windows NT". По его словам, сеть проектировалась со всей ответственностью: "Можно к этому отнестись чисто формально, а можно все проработать: и по нагрузке, и потоку данных, и чисто геометрически, учесть расстановку компьютеров внутри здания, дальность". Александр уверяет, что серверы вполне справятся с увеличением нагрузки. Так что если все 8 полос газеты будут цветными - не проблема. Проблемы с загруженностью сети начнутся, если существенно возрастет объем газеты.

Работа редакции с ресурсами организована простым распределением прав доступа. О покупке полноценной системы подготовки публикаций в "Новых Известиях" пока не задумываются. Формально объясняется это спецификой работы редакции: "Мы заранее никогда не планируем номер, часто за день номер переделывается несколько раз, так как у нас нет макета с жесткой модульной сеткой. Верстальщиков восемь человек, как и полос - проблем обычно не возникает". Важно и то, что основу редакции составляют журналисты, проработавшие вместе в "Известиях" много лет. Им так привычней.

Кроме того, в газете есть свои наработки по автоматизации редакционного труда. В "Новых Известиях" организована сеть intranet, в которую в режиме online попадают сообщения информационных агентств. Александр Струков, главный инженер компьютерного центра, охотно рассказывает о своем детище: "Самая большая проблема, что все сообщения приходят в разных кодировках. Мы написали специальные программы, которые их конвертируют в формат Mac, индексируют по времени и рубрике и создают html-файл, который сразу попадает на сервер". Кроме текстов, в online попадают и изображения, распространяемые информационными агентствами. Здесь, по словам Александра, пришлось повозиться с Reuters, который присылает векторные картинки в формате Adobe Illustrator: "Чтобы они были доступны через браузер, приходится конвертировать их в формат pdf. Мы это делаем с помощью Luminous OPEN".

Сеть intranet - распределенная. Серверы - это, в основном, Apple 9650 Internet Solution на WebStar 2.0. Кроме него, под управлением бесплатного web-сервера Apache работают машины, на которые непосредственно приходят сообщения информационных агентств - "они все равно большую часть времени без дела стоят". С точки зрения пользователей, система достаточно простая. Ее главная цель - обеспечить доставку информации всем членам редакции, а не организовывать их работу.

Сейчас в редакции идет активная работа по подготовке к увеличению объема издания. Да и работы для технического персонала, хватит еще надолго. Только сейчас, например, редакцию подключают к Internet, не мешало бы получше организовать работу с региональными типографиями. Александр Тепленко утверждает, что сегодня спрос на Internet-публикации традиционных СМИ растет экспонециально, а значит еще есть над чем поработать.  

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30