2004.11.03, Автор: Георгий Кнабе5195 прочтений

Путь в дизайн

Теги: Карьера Карьера Publish

Меня часто спрашивают: "Как стать дизайнером?" Есть море литературы о графических пакетах, программах вёрстки и курсах, где учат ими пользоваться.

Меня часто спрашивают: «Как стать дизайнером?» Есть море литературы о графических пакетах, программах вёрстки и курсах, где учат ими пользоваться. Но одного хорошего знания «матчасти» недостаточно…

Давайте определимся, кого считать дизайнером. Прежде всего, это творец. Он не воспроизводит вещи, как ремесленник, он их создаёт. Дизайнером надо родиться. Необязательно (хотя и настоятельно рекомендуется) художественное образование — зачастую профессией овладевают инженеры, программисты, архитекторы; главное — творческий потенциал.

Поскольку дизайн — средство визуальной коммуникации, использующее некие технологии, недостаточно интуитивного чувства гармонии; нужны соответствующие знания и умение всё делать своими руками. В силу сужающейся специализации, даже непосредственные разработчики не всегда могут оценить новый товар в целом. А создание полиграфической продукции и электронных документов — одна из немногих областей, где почти всю работу выполняет один человек.

В самом простом случае (рекламный плакат, буклет или обложка журнала) он компонует из заготовок (фотографий, рисунков, текстов, идей) готовый продукт, имеющий не только коммерческую, но и художественную ценность.

Сложился стереотип: современный дизайнер — эксцентричная личность, всячески стремящаяся выделиться при помощи одежды, пирсинга, татуировок и неадекватного поведения. Это не совсем так. Конечно, как и в других профессиях, люди здесь встречаются разные, но далеко не всегда талантливый дизайнер выглядит или ведёт себя как-то особенно. Индивидуальность не в том, чтобы выделяться любой ценой, — просто нужно быть самим собой.

Нынешний уровень техники даёт дизайнеру практически безграничную свободу в реализации творческих замыслов, но предъявляет высокие требования к уровню знаний. Профессионал глубоко разбирается в разных областях и постоянно совершенствуется. Его основные качества:

Готовность и способность учиться. Дизайн не стоит на месте, равно как и технологии. Новые знания необходимо черпать отовсюду — в специальной литературе, Интернете, природе, у заказчиков и партнёров. Гонорары оправдают затраты времени и сил.

Знание современных графических пакетов. Большинство работ передаётся заказчику в цифровом виде, будь то оригинал-макет печатного издания или сайт. Без профессионального владения компьютером на высокие доходы рассчитывать нельзя. Проблема в том, что нужных программ уйма, и все весьма сложные.

Знание технологий, реализующих дизайн. Дизайн — часть производственного процесса. Мастерство — в достижении предсказуемого результата при производстве, тиражировании и публикации продукта. Для печатного издания надо учесть технологии печати, а для сайта — особенности размещения в Сети.

Умение рисовать. Хотя большинство работ выполняется на компьютере (особенно для полиграфии и Интернета), это всегда даёт преимущество. Необязательно писать картины маслом, вполне достаточно навыков карандашных набросков. Это поможет в начале проекта, а эскиз, выполненный уже на переговорах, всегда производит благоприятное впечатление на заказчика.

Умение общаться с людьми. Не менее полезно, чем два предыдущих качества. Нередко образ продукта у заказчика сильно расходится с вашими представлениями. Дизайн — всегда компромисс, и нужно приложить немало усилий, чтобы прийти к взаимовыгодному решению.

Базовые знания маркетинга и экономики. Дизайнеру часто приходится выполнять функции маркетолога: придумывать название марки или рекламный слоган, помогать правильно сформулировать текст рекламного объявления и т. д. При разработке фирменного стиля компании без знания основ экономики не обойтись. Когда вы с заказчиком говорите на одном языке, возрастает вероятность долговременного сотрудничества.

Желание творить. Самое главное. Всему остальному можно научиться, но творческое начало должно быть в крови. Даже приходящие в дизайн из других областей его имеют (иначе этот вид деятельности их бы не привлёк).

Как стать дизайнером

Дизайн — выгодное, интересное и приятное занятие. В условиях экономического роста постоянно создаются новые продукты, которые надо оформлять, рекламировать и упаковывать. На каждом этапе без дизайнера не обойтись. Даже связанному только с одним заказчиком или фирмой приходится выполнять разноплановые работы (в ходе рекламной кампании разрабатывать рекламный буклет, широкоформатный плакат для выставки и баннер для рекламы в Интернете).

Дизайн идеально подходит для ценящих свободу и готовых учиться, любящих творить и избегающих рутины, амбициозных и жаждущих оставить что-то после себя. Идеи, грамотно воплощённые в готовых продуктах, могут иметь долгую жизнь. Неудивительно, что овладеть профессией хотят многие. Но, чтобы хорошо зарабатывать и получать удовольствие, нужна соответствующая подготовка. Надеющиеся получить её на полугодовых компьютерных курсах глубоко заблуждаются.

Конечно, основной инструмент — это компьютер. Но основа его потенциала — ОС и графические пакеты; от уровня владения ими прямо зависит производительность труда. Необходимо в совершенстве владеть как минимум двумя графическими пакетами: для растровой графики стандарт де-факто — Adobe Photoshop, для векторной — Adobe Illustrator или CorelDraw. Помимо этого — программой для вёрстки (QuarkXPress или Adobe InDesign). Знания одного инструмента недостаточно, ведь программы не конкурируют, а друг друга дополняют. Хороший дизайнер владеет всеми популярными графическими пакетами, знает специфику каждого и всегда выбирает наилучший инструмент; следит за новинками, читает специальную литературу и постоянно ищет новые решения. На изучение даже двух пакетов уйдёт немало времени — это сложные профессиональные инструменты, подразумевающие определённый уровень подготовки. Но лучше не пожалеть труда, чем браться за многочисленные аналоги, ориентированные на любителей и начинающих.

По семилетнему опыту преподавания компьютерной графики могу сказать, что эффективнее именно индивидуальные занятия с опытным преподавателем. Самообучение требует гораздо большего времени (я потратил несколько лет, чтобы самостоятельно овладеть знаниями, входящими в месячный индивидуальный курс). Не помешает и хорошая книга. Наличие компьютера обязательно, чтобы закреплять навыки на практике.

На курсы обычно идут ради дипломов и сертификатов. Считается, что с ними легче устроиться на работу… Но стандартное тестирование заключается в том, что после собеседования, в ходе которого выясняется общий уровень подготовки, и просмотра портфолио (при наличии оного) вам даётся определённое задание (сверстать полосу или обработать фото). Результат — лакмусовая бумажка профессионализма. А бумага с печатью — дополнительный, но никак не основной аргумент для работодателя.

Как устроиться на работу?

Трудоустройство начинающих — отдельная тема, поэтому здесь мы рассмотрим только основные факторы. Решающее значение имеет уровень владения пакетами компьютерной графики и опыт соискателя. Немаловажно хорошо подобранное и красиво оформленное портфолио. Но оно набирается годами; у кого есть, без работы не маются… Главное для соискателя — уверенность в себе и готовность трудиться.

Идя на собеседование, хороший дизайнер думает не о том, что предложить работодателю; его интересуют предлагаемые условия. Поэтому вопросы о специализации фирмы, продолжительности рабочего дня, бонусах и вознаграждениях вполне уместны. Обстановка в фирме, оборудование, наличие кондиционеров, туалета, освещение и другие бытовые условия весьма значимы. Как и удобство дороги до офиса (ведь придётся задерживаться и до поздней ночи). Перспектива добираться в потёмках до ближайшей станции метро может оказаться решающим фактором в принятии решения (особенно для женщин).

Хорошо и плохо

В чём же критерий качества? Есть ли объективный признак, отличающий плохой дизайн от хорошего?

Дизайн, в отличие от «чистого» искусства, — сугубо прикладная дисциплина. Главное — донести до потребителя идею, передать информацию. Требуется сделать объект (интерьер, мебель, автомобиль, рекламное объявление) максимально привлекательным, вызвать в душах положительный отклик, облегчить восприятие. Дизайн всегда утилитарен (утюг должен не только стильно выглядеть, но и хорошо гладить, быть удобным и безопасным). Единственный критерий: насколько хорошо он выполняет основную функцию — коммуникативную.

Каждый человек с раннего детства изучает дизайн, осваивая окружающий мир: узнаёт, что красный цвет обычно означает опасность, винт закручивается вправо, а дверную ручку надо нажимать, чтобы дверь открылась… Благодаря врождённому ощущению гармонии, людям нравятся красивые, гармоничные вещи. Фальшь в визуальном образе ощущается на подсознательном уровне и вызывает отторжение.

Среди начинающих особо популярно мнение: если работа так или иначе производит впечатление на зрителя, задевает его, не оставляет равнодушным — дизайн удачен, а шансы товара быть проданным возрастают (при прочих равных условиях). С этим нельзя не согласиться, если дело касается рекламного плаката или художественной фотографии. Но часто хорошим дизайном оказывается тот, которого не замечаешь: приборный щиток автомобиля должен быть оформлен так, чтобы с одного взгляда схватить всю информацию, а если от него глаз не оторвёшь, то и до аварии недалеко. Корпуса компьютерных мониторов и бытовых телевизоров неспроста имеют нейтральную, даже ахроматическую гамму, а их форма не отличается разнообразием. Ведь главное — изображение, а всё мешающее его восприятию — лишнее.

Есть печатные издания, которые рассматривают (журналы мод или детская литература), а есть те, что читают. Для первых важна свежая идея, мощный визуальный элемент, притягивающий взгляд, а для вторых — комфорт и лёгкость восприятия содержания.

Каждый дизайнер стремится сделать что-то оригинальное, непохожее на существующие образцы. Желание похвальное, но нужен тонкий вкус, чутьё, чтобы не получить обратный эффект. Присмотритесь, как люди реагируют на калек! Бомжи, нищие, сумасшедшие на улице — явление для современной жизни вполне обыденное, но окружающие отводят глаза и стараются как можно быстрее пройти мимо, не обращать внимание на такую «оригинальность», выбросить неприглядную картину из памяти. Мозг нормального человека ориентирован на позитивное восприятие мира, и всё, что нарушает гармонию, подсознательно отбрасывается. Дизайнер должен помнить, что мало создать необычную работу, надо в первую очередь думать о её цели — о впечатлении зрителя.

Один из популярных методов оценки дизайна — фокус-группы: образцы дизайна демонстрируются специально отобранным людям, на основе их мнений выбирается оптимальный вариант. Многие дизайнеры относятся к этому негативно, полагая, что непрофессионалы не смогут по достоинству оценить их работу. Но если продукт предназначен для домохозяек, важно, чтобы он произвёл впечатление именно на них. Поэтому способ вполне оправдан, т. к. позволяет заранее протестировать образцы дизайна и избежать финансовых потерь после запуска продукта в серию. Другое дело соблюдение условий: соответствие группы потенциальным потребителям по возрасту, социальному положению, национальности, полу и т. д. Наряду с оцениваемым дизайном берутся один-два альтернативных (больше нежелательно — члены группы могут запутаться и не сделать выбор). Не рекомендуется и один вариант — без сравнения оценка необъективна.

Ещё одно требование к дизайну — жёсткое соответствие представлениям, характерным для данного исторического периода, иначе говоря, моде. Дизайн всегда современен… на момент его создания, но может быстро устареть и потерять актуальность.

Он не существует вне социума и зеркально отражает общественное мнение о том, как должна выглядеть та или иная вещь. Яркий пример — дизайн автомобилей. Промышленные возможности и уровень технологий уже в 60-х гг. позволяли делать кузова, аналогичные современным. Но как же сильно отличаются модели даже одной фирмы от нынешних!

Основная задача дизайнера — создать работу, удовлетворяющую заказчика. Следовательно, необходимо чёткое представление о его желаниях. Иногда заказчик отдаёт инициативу дизайнеру, полагаясь на его опыт и художественный вкус. Это верный подход — профессионал лучше знает технологический процесс и квалифицированнее выполнит подготовку, не теряя время на объяснение банальных истин несведущему человеку. Но иногда участие заказчика в подготовке макета весьма полезно. Во-первых, происходит распределение ответственности (заказчик видит макет на стадии разработки, и, если в дальнейшем его что-то не устроит, претензии придётся предъявлять себе). Во-вторых, если заказчик чётко представляет результат, дизайнеру гораздо проще реализовать замысел. Многие заказчики сами достаточно квалифицированны в области допечатной подготовки (например, работники рекламных агентств или просто клиенты, которым часто приходится иметь дело с полиграфией). Работать с ними легко и приятно, а значит, эффективнее.

В любом случае, дизайнер (в отличие от художника) — наёмник, реализующий идею клиента. Если великолепная во всех отношениях работа заказчиком не принята — это дизайн плохой; а посредственная, но одобренная и оплаченная — хороший. Увы, такова правда жизни…

Дизайнерское мышление

Что же отличает хорошего дизайнера от специалиста по допечатной подготовке, т. е. инженера препресса? Образ мышления. Первый видит обычные вещи под необычным углом зрения, обладает чувством композиции, баланса и цвета, быстро создавая грамотный макет (ведь почти всегда приходится работать при жёстком лимите времени).

Одна из распространённых ошибок начинающих дизайнеров, не имеющих художественного образования, — склонность к бесконечному перебору цветов, размеров и расположения объектов на полосе (современные графические программы предоставляют для этого полную свободу). Новички часами вдохновенно подбирают шрифты (которых на их машинах прорва), изменяют толщину линий или настройки эффектов, ориентируясь на монитор и не думая, на каком оборудовании будет выводиться тираж, что зачастую приводит к неточностям при печати или явному браку. Метод проб и ошибок, безусловно, множит опыт, но производительность труда резко падает.

Хороший дизайнер стремится сначала создать образ законченного макета, а потом реализовать его как можно быстрее, используя минимум средств. Он легко ориентируется в шрифтах, т. к. на его машине их необходимый минимум. Работая с цветом, не полагается исключительно на монитор, а оперирует цифровыми составляющими в цветовой модели CMYK и каталогами с образцами цветов, зная, как и где будет печататься тираж. Неудивительно, что потери времени невелики, а от этого впрямую зависит заработок.

Нужные материалы не всегда предоставляются заказчиком — их приходится искать самому. Конечно, есть библиотеки изображений на компакт-дисках, но их использование — не выход из положения. Во-первых, они должны быть куплены в соответствии с законодательством об авторском праве, а это дорого, и заказчик не всегда согласен на дополнительные расходы. Если дизайнер использует незаконно полученные изображения (с пиратского компакт-диска или отсканированные из журнала), его могут привлечь к финансовой ответственности. Во-вторых, количество готовых изображений ограничено, и подходящее не всегда подберёшь. Многие фото известны и кочуют по изданиям. Да и поиск нужного требует значительного времени.

Опытный дизайнер старается использовать то, что под рукой (для текстуры джинсовой ткани сканирует собственные джинсы). Так получают изображения всего, что разместится на предметном стекле планшетного сканера, причём оригинальные и бесплатные. При наличии цифрового фотоаппарата возможности дизайнера значительно расширяются — он сам снимает и практически мгновенно использует материал.

Ещё один распространенный приём — обыграть уже имеющиеся в дизайне символы и объекты, например, логотип. Достаточно увеличить его, применить эффект прозрачности, изменить режим наложения или выполнить другую обработку — и логотип (или его часть) уместен в качестве фонового изображения. То же относится к шрифтам и графическим элементам.Хорошо, если дизайнер владеет карандашом и умеет рисовать нужные элементы, что придаёт работе индивидуальность и неповторимый стиль.

Дизайнер, умеющий представить работу в законченном виде, всегда создаст макет с помощью минимума средств и в разумные сроки. Иногда достаточно просто расположить цветные плашки или фигуры, чтобы полоса «заиграла». Эту способность можно развивать. Один из классических путей — постоянное изучение чужих работ. Образцы дизайна окружают нас повсюду — это и наружная реклама, и оформление магазинов, и печатные издания, и телевидение, и компьютерные игры. Любой дизайнер должен постоянно обращать внимание на обыденные предметы, анализируя их, выделяя удачные и неудачные решения. Уже через некоторое время возникает эффект «насмотренности»: человек неосознанно видит работу в законченном виде.

Разумеется, важно изучать специальную литературу, особенно по композиции, цветоведению, шрифтам и другим дисциплинам, которые проходят в художественных учебных заведениях. Обладая даже общими представлениями о цветовой гармонии, сочетании цветов и взаимном влиянии цветов фона и объекта, дизайнер уже не сделает грубых ошибок и не будет долго гадать, какие цвета использовать.

По мере накопления опыта работать становится легче. Появляются стандартные решения, ориентиры в шрифтах и библиотеках изображений, знания особенностей печатных устройств и погрешности используемого оборудования. Аккуратный дизайнер всегда тщательно следит за порядком на винчестере, удаляя варианты и периодически выполняя архивирование на компакт-дисках, чтобы не перегружать хард балластом. Каждый компакт-диск следует снабжать наклейкой и записывать на него файл с описанием хранящейся информации — это облегчает поиск и экономит время. На досуге имеет смысл создавать заготовки распространённых макетов (календарей, плакатов, поздравительных открыток и буклетов). Такой набор позволит сразу предложить заказчику приемлемый вариант и выполнить доработку в соответствии с его пожеланиями.

Дизайн — интересное и увлекательное занятие, симбиоз работы и удовольствия. Пределов совершенству нет — всё зависит от желания учиться и готовности к труду.

Георгий Кнабе (georgy_knabe@mail.ru), восьмилетний опыт работы в области дизайна, полиграфии и цифровых технологий, пять лет преподаёт компьютерную графику, автор семи книг по данной тематике (в статье использованы материалы из готовящейся к печати книги «Энциклопедия дизайна»).


Usability

Об этом понятии, пришедшем из web-дизайна, нельзя не упомянуть, говоря о «незаметном» дизайне. Близкий перевод — «удобство использования», применимо обычно к электронным документам и сайтам, в то время как родственное понятие эргономика используется для характеристики предметов (например, мебели). Работа, сделанная с учётом usability, всегда в выигрыше. Люди по природе ленивы, привыкли к тому, что самый короткий путь — прямая, и не любят, когда их лишний раз заставляют ломать голову, выбирая телеканал на пульте ДУ или программу для стиральной машины. Графический дизайн не исключение — читателю гораздо легче воспринимать материал, и удовольствия куда больше, если при разработке макета usability уделено должное внимание.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Слушать и смотреть
     

    Как становятся продавцами в типографии? Самый прямой путь у выпускников профильных полиграфических учебных заведений: за годы учебы они старались (я надеюсь) постичь суть работы типографии, её специфику. Полюбить свою профессию, как часто бывает, получается не у всех, поэтому какая-то заметная часть выпускников и не собирается работать в полиграфии. А те, кто идут, имеют хорошие шансы очень быстро сделать карьеру или, как минимум, заслужить благодарность начальства. Ведь этим специалистам не нужно тратить время на освоение специфических знаний, можно сразу влиться в процесс. Если с вами одновременно в типографию устроился на работу такой, учтите, соревноваться с ним бесполезно, лучше — дружить.

     

  • Первый день в типографии
     

    Моя работа в полиграфии началась тогда, когда большинство художников думали, что Photoshop — это фотомагазин в переводе с английского. А я, в то время студент исторического факультета, уже был в курсе, что это программа для обработки картинок, и, не имея никаких талантов и навыков, смог получить разовую работу: меня попросили сверстать и сдать в типографию листовку на формате А2.

     

  • You're in the army now
    "Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять", - сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина.
  • Как правильно мотивировать сотрудников? Зажги их!
    Человеческим существам нравится, когда им говорят, что следует делать, однако ещё больше им нравится сопротивляться и не делать того, о чём им говорят.
  • 10 "кадровых" правил
    Рекомендации по взаимодействию типографии с кадровым агентством.
  • 10 "кадровых" правил
    Рекомендации по взаимодействию типографии с кадровым агентством.

comments powered by Disqus