101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Голь на выдумки хитра

  • 19 января 1998 г.
  • 2793

Так уж сложилось, что журнал "Publish" изобилует переводными материалами, рассказывающими о самых современных достижениях в области полиграфии. Материалы же с мест, из российской глубинки, редкость. О втором рождении технологии высокой печати в типографии райцентра Саратовской губернии города Петровска рассказывают сотрудники компании "Трайтек микросистемс".

С переходом к рыночной экономике производство, оснащенное машинами высокой печати 20-30-летней давности и не мечтавшее о внедрении офсетных технологий, стало испытывать затяжной кризис: снижение объема заказов, неплатежи, как следствие - сокращение штата... Практически не зарабатывая денег, нельзя было и думать о развитии.

Вот тогда петровские печатники и решили обратиться к специалистам, которые, изучив существующий производственный процесс, могли бы ответить на вопрос: как повысить качество высокой печати до конкурентоспособного уровня? В областном центре такая компания нашлась - саратовское НПО "Трайтек микросистемс", фирма, специализирующаяся на поставках издательского оборудования и технологий.

С их помощью определили "узкое место": низкое качество печатной формы, предопределяемое несовершенством технологии ее изготовления и неоднородностью линотипного сплава, содержащего около двадцати компонентов.

Для кардинального улучшения качества необходимо было перейти от горячего набора к формам, аналогичным тем, которые применяются при офсетной печати. Отливаемые на линотипах строчки и подверстываемые клише решили заменить гидрофотовыми пластинами. Используя магнитные подставки для крепления форм в печатных машинах, отрегулировали печатные барабаны с учетом толщины гидрофотовых пластин, ибо при горячем наборе толщина форм значительно больше.

Была построена следующая технологическая цепочка:

  • компьютерный набор с выводом оригиналов-макетов на пленку;
  • монтирование пленок и экологически чистых гидрофотовых пластин на монтажном столе;
  • засвечивание пластин на копировальной раме и их дальнейшая обработка на вымывной машине (при которой с пластин водой вымываются участки, не несущие элементов изображения).
  • В итоге получалась готовая печатная форма.

    При формировании редакционно-издательского комплекса (РИК), в состав которого вошли компьютер, сканер и лазерный принтер, особое внимание было уделено выбору печатающего устройства. Остановились на принтере GCC Elite XL608 формата A3, позволяющем выводить на пленку зеркальные негативы макетов при весьма хорошем качестве заполнения черным.

    Также были приобретены монтажный стол, копировальная рама, установка для просвечивания пластин и вымывная машина.

    Уже первые результаты впечатляли: разрешение полученных изображений составило 600 dpi, что по провинциальным меркам является вполне приемлемым показателем. Появилась возможность печатать и многоцветную продукцию. И даже несмотря на то, что гидрофотовая пластина отличается зерном от офсетной, петровские печатники надеются достичь качества и в 1200 dpi.

    Оценивая экономическую эффективность использования РИК в целом, помимо резко возросшего качества печатной продукции, приведем еще ряд показателей. С внедрением РИК из технологической цепочки выброшено целое звено - фотохимический процесс, а горячий набор заменен компьютерным. Линотипы стоят мертвым грузом, и нет нужды искать к ним супердефицитные запчасти: ремни, матрицы, шпац-клинья, звездочки и т.д.

    И хотя на первых порах себестоимость изготавливаемой бланочной продукции оказалась несколько выше, со временем затраты на техническое перевооружение окупятся. Тем более, что долговечность гидрофотовых пластин, выдерживающих до 850 тыс. экз. тиража, позволяет форме с отображенным на ней оригинал-макетом находиться в обороте несколько лет. Она может быть использвана по мере поступления новых аналогичных заказов.

    Благодаря компьютеру несравнимо расширились возможности дизайна (подбор шрифтов, линеек, библиотечных рисунков и т.д.). При этом время прохождения заказов до стадии получения печатных форм во многих случаях сокращено до 10-15 минут, что по прежним меркам является просто фантастикой. Как результат - рост числа разнообразных заказов.

    Реальные же денежные затраты на модернизацию производства составили порядка 10 000 долл., что в рублевом эквиваленте сопоставимо с одним-двумя месячными фондами заработной платы.


    Комментарий

    Авторы статьи "Голь на выдумки хитра" описывают технологию изготовления фотополимерных печатных форм для высокого способа печати. Особенность предлагаемой технологии состоит в изготовлении бессеребряных негативных фотоформ на лазерном принтере. Эта технология известна и была широко распространена в самом начале появления классического (побуквенного) фотонабора текста - в период бурного внедрения и развития офсетного способа печати. Горячий набор был убран из цехов, а фотоформы, полученные на побуквенном фотонаборном автомате, применяли для изготовления фотополимерных печатных форм для высокой печати.

    Появление 10 лет назад настольно-издательских систем дало новую жизнь технологии изготовления фотоформ (диапозитивов) для офсетной печати на лазерном принтере с использованием прозрачных пленок.

    Описанный в статье способ является симбиозом двух технологий: изготовление фотоформ на лазерном принтере и использование фотонаборных фотоформ для изготовления печатных фотополимерных форм для высокого способа печати.

    Можно сказать, что технология, предлагаемая авторами статьи, является рациональным выходом для многих районных типографий, у которых еще сохранился горячий металлический набор. В дальнейшем она может служить базой для внедрения офсетного способа печати.

    По качественным показателям и с экономической точки зрения (меньше затрат катриджа для принтера) выгоднее в качестве фотоформ использовать диапозитивы и применять фотополимерные формные пластины для изготовления печатных форм. Правда, эта технология имеет один, но довольно существенный недостаток: вымывание экспонированных формных пластин позитивного копирования проводят не теплой водой, а органическими растворителями. Этот процесс создает проблемы с запахом и генерацией отработанных расходов.

    Стефан Стефанов - к.т.н.,
    сотрудник компании "Центр-ХГС".
    ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
    «Надо работать на себя»

    Эта мысль 15 лет назад не давала покоя молодому полиграфисту Виктору Хныченко. Он работал после окончания института в старейшей новосибирской типографии, которая вдруг неожиданно закрылась. Благо, к тому времени уже был накоплен богатый опыт в сфере полиграфии, что немаловажно, список постоянных клиентов, которым по-прежнему нужно печатать свои тиражи. А почему бы не повернуть эту ситуацию в свою пользу? Может, это шанс для собственного развития? Но как говорится, не попробуешь — не узнаешь.

    Как делают MerchDna

    Редакционное задание написать о Kirill Karavaev Store не предвещало ничего сверхъестественного. Мне выдали контакты, ссылку на сайт — всё как обычно. Прежде чем договариваться о разговоре, я зашла на сайт компании посмотреть, чем они занимаются. И тут-то, как это сказать по-русски, «ошеломилась». Так это же те самые ребята, чьи мемы в виде словарных статей я вечно пересылаю друзьям!

    Ответственный «Минт Принт»

    Каковы преимущества у типографии с уникальным оборудованием, почему пять коробочек — это хороший тираж и кому нужна цифровая гофроупаковка, рассказывает директор екатеринбургской цифровой типографии «Минт Принт» Алексей Кузнецов.

    «Аврора» в Твери

    Тверская типография «Люксупак» работает на рынке производства картонной упаковки уже более 20 лет. Это огромное предприятие со штатом сотрудников в 250 человек занимает одно из ведущих мест в своей упаковочной нише в таком большом городе, как Тверь. Компания оказывает полный спектр полиграфических услуг и успешно развивается в этой области. В том числе за счёт автоматизированного высокотехнологичного оборудования от лучших мировых производителей, которое постоянно оптимизируется под современные тенденции рынка упаковки.

    Два принтера для «Двух слонов»

    Рекламная группа «Два слона» из Ярославля работает на полиграфическом рынке 15 лет. На сегодняшний день она предлагает своим клиентам полный спектр услуг: оперативную полиграфию, сувенирную продукцию, разные виды широкоформатной печати.



    Новый номер

    Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



    Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
      Проголосовало: 29