1997.02.24, Автор: Юлия ВойтецкаяСергей Чурусов4439 прочтений

Современная бумага

Теги: Бумага Бумага, картон Publish

Для правильного выбора необходимо четко представлять назначение того или иного сорта бумаги.

В этой публикации мы попробуем дать ответ на один-единственный вопрос: что такое современная бумага для высококачественной печати. Мы не будем рекомендовать конкретные сорта бумаги, давать оценки их производителям и поставщикам, вместо этого мы попытаемся на основе простой и доступной информации о бумаге дать читателям инструмент, с помощью которого они смогли бы профессионально решать проблемы создания рекламно-полиграфической продукции.

Современный рынок бумаги способен предложить потребителю такое разнообразие, в котором неспециалисту разобраться достаточно трудно. Бумага для печати включает самые разные виды и сорта, и ориентироваться во всем этом многообразии непросто. Для правильного выбора, прежде всего, необходимо четко представлять назначение того или иного сорта бумаги и учитывать это при изготовлении конкретной полиграфической продукции.

Для заказчиков печатной продукции, пожалуй, наиболее важным является качество бумаги и ее внешний вид, так как именно верный выбор бумаги придает любой полиграфической продукции солидность и респектабельность.

По потребительской стоимости существующий ассортимент бумаг можно условно разделить следующим образом:

1. Бумага с большим содержанием древмассы и низкой белизной. Самые тонкие бумаги этой группы (в диапазоне 45-51 г/кв. м) применяются в основном для печати газет. Сейчас на рынке доминируют газетные бумаги российского производства из Кондопоги, Сыктывкара, Балахны (до остановки комбината в январе 1997 года). Бумаги такого класса поступают к потребителю как непосредственно от производителей, так и через оптовиков или посредников.

Более плотная бумага (55-70 г/кв. м) используется для печати книг, инструкций, информационных листков. Эти бумаги могут быть облагорожены - пигментированы или покрыты одним слоем мелования. Некоторые производители (например, финский "ЭНСО") предлагают гамму таких бумаг ("Энсобук" и "Энсобалки") с одинаковой массой, но разной пухлостью. Они могут использоваться, например, при печати многотомных изданий для визуального выравнивания отдельных томов по толщине.

Кроме того, специально для справочников и газетных вкладок выпускаются бумаги, тонированные в массе (мягких, пастельных тонов: желтого, розового, голубого и др. цветов), которые также могут быть облагорожены. Подобные бумаги под наименованием "Ньюс" и "Директори", в частности, выпускают фабрика "Варкаус" концерна "ЭНСО", и шведский "Хольмен Пейпер".

Такие бумаги относительно дешевы, однако, за дешевизну нужно расплачиваться - эта бумага пригодна лишь для печати текстов и несложных (обычно черно-белых) иллюстраций и схем.

2. Чистоцеллюлозные бумаги без покрытия. Как правило, это каландрированные чистоцеллюлозные (или с небольшим, до 10%, содержанием древмассы) бумаги с достаточно большой степенью белизны (86-97% ISO) в диапазоне 60-120 г/кв. м, используемые для изданий длительного срока службы. Эти бумаги очень незначительно подвержены старению ("пожелтению"), хорошо передают цветовую гамму и могут использоваться для печати изданий длительного срока службы с большим количеством цветных иллюстраций.

Бумаги этой группы (особенно высококачественные сорта, такие как финские "КюмУльтраОфсет", "Лумисет", "КангасОфсет", шведская "Скандия", немецкая "ТауроОфсет" и целая группа под общим названием "WF Офсет") лишь ненамного дешевле бумаг с мелованным покрытием.

Чистоцеллюлозные бумаги без покрытия широко используются как бумага-основа для производства мелованных и самокопирующих бумаг.

О мелованных бумагах мы поговорим ниже, а сейчас упомянем недавно вошедшие в наш обиход бумаги для изготовления бланков, позволяющие получать при печати на ударных принтерах 7-10 копий без использования "копирки".

Для изготовления бланков используется, как правило, бумага трех типов: CB - для первого слоя, CFB - для средних слоев и CF - для последнего листа бланка. Принцип действия основан на взаимодействии химреагента в микрокапсулах, нанесенных на нижнюю поверхность бумаги, с каолиновым покрытием лицевой стороны следующего листа. В результате взаимодействия на лицевой стороне нижних слоев остается устойчивый след. Кроме того, существует бумага типа SC, позволяющая использовать в качестве второго слоя обычную бумагу, однако она существенно дороже названных типов. Ее особенность в том, что на нижнюю сторону листа наносится одновременно и микрокапсульный и "проявочный" слой.

Самокопирующая бумага позволяет осуществлять многокрасочную офсетную печать как на лицевой, так и на нижней стороне листа. На сегодняшний день самокопирующие бумаги на российский рынок поставляют фирмы "Келлер" (марка "Реакто"), "Цандерс" ("Аутокопи"), "Стора" ("Жироформ"), "Ниротек" (одноименная бумага) и в небольших количествах "Арьо Виджинс" ("Идем Супрайор").

3. Бумаги с мелованным покрытием.

В рекламной полиграфии для печати плакатов, буклетов, каталогов, листовок и другой представительской продукции в основном используется мелованная чистоцеллюлозная (WF) бумага. Такая бумага позволяет качественно передавать заданную цветовую гамму, что особенно важно для печати многокрасочных иллюстраций, которые придают изданию привлекательность.

Основной объем мелованных бумаг, представленных на нашем рынке, составляют бумаги, поставляемые крупнейшими европейскими производителями - финскими концернами "Мется Серла", "ЭНСО" и "ЮПМ-Кюммене", шведским "МоДо", австрийской "КНП Лейкам", итальянской "Гарда Картье", немецкими "Цандерс" и "Шойфелен". Полиграфисты со стажем вспомнят бумаги производства Корюковской и Слонимской фабрик, московской фабрики "Юнион", доминировавшие на рынке до 1994 года и почти полностью вытесненные сегодня скандинавскими и немецкими бумагами.

Европейские производители выпускают бумагу с различным количеством слоев мелования. Бумага с многослойным покрытием изготавливается с глянцевым и матовым покрытием, в диапазоне 90-350 г/кв. м (а с вводом в мае 1997 года новой бумагоделательной машины в г. Оулу (Финляндия) этот диапазон расширится и достигнет 80-400 г/кв. м). Технология и порядок нанесения покрытий на различных фабриках существенно отличаются, поэтому иногда, говоря об одной и той же бумаге, различные источники указывают разное количество слоев мелования.

С недавнего времени ряд шведских производителей стали вносить в состав бумаги синтетические компоненты, намереваясь со временем довести их содержание до 50%. Это позволит существенно улучшить оптические характеристики бумаги, исключить проблему разрушения мелованного слоя при фальцовке (складывании), однако одновременно создает определенные трудности при печати: потребуется применение специальных красок для невпитывающих поверхностей (применяемых сейчас при печати на высокоглянцевых и фольгированных бумагах).

Группу мелованных бумаг можно подразделить на ряд подгрупп:

Двусторонне мелованные бумаги, применяемые в основном для изготовления рекламной и представительской продукции, дорогих книг, буклетов, художественных альбомов и т.п. Такая бумага может быть как белой, так и цветной.

Для листовок, информационных листков прямой почтовой рассылки обычно используется легкая бумага в диапазоне 50-90 г/кв. м, что позволяет получить продукцию с достаточно низкой себестоимостью, а также снизить вес почтового отправления. Эти бумаги имеют преимущественно одно- или двухслойное покрытие и древесную массу в основе.

Проспекты и буклеты чаще всего печатаются на бумаге с массой 80-150 г/кв. м (обложки - на бумаге с массой 200-250 г/кв. м), имеющей многослойное мелованное покрытие. Новейшие тенденции в полиграфии предполагают использование глянцевой бумаги для обложки и матовой для внутренней "тетради". Наибольшей популярностью у наших полиграфистов пользуются финские бумаги "ВелАрт", "Галери Арт", шведский "Сильверблейд", немецкие "Иконофикс" и "Мега", австрийские "МагноПринт", "Магностар", "Магномат". Некоторые производители предлагают подобные бумаги с тиснением (например, "Магнолюкс" фирмы "КНП Лейкам", "БВС Плюс" фирмы "Шойфелен").

Визитные карточки, рекламные папки, карманные календари и т.п. обычно печатаются на мелованных бумагах с массой 200- 450 г/кв. м или на коллекционных бумагах (речь о них пойдет ниже). При выборе следует учитывать, что бумаги с одинаковой массой квадратного метра могут иметь разную толщину листа.

Кроме того, нужно выделить высокоглянцевые бумаги "литого" мелования, такие, как "Хромолюкс" фирмы "Цандерс", "Биндакот" производства итальянской "Бинда Картье", "Люстралюкс" английской "Туллис Рассел". Наибольшее применение эти бумаги нашли при изготовлении визитных карточек, папок, обложек буклетов. Такая бумага выпускается в диапазоне 70-450 г/кв.м, кроме того, помимо "стандартной" белой бумаги программа поставки включает широкую цветовую гамму: от различных оттенков белого и нежных пастельных тонов до интенсивных темных тонов, а также бумаги с тонированным фоном ("Хромолюкс Варио").

Еще одна подгруппа - односторонне мелованные бумаги. При массе 70-120 г/кв. м они используются для изготовления разнообразных этикеток и мягкой упаковки, а 100-150 г/кв. м - для изготовления плакатов, постеров и афиш (так называемые афишные бумаги), где рабочей является только одна сторона листа.

Долгое время афишная бумага в России ассоциировалась с невзрачной продукцией отечественной целлюлозно-бумажной промышленности, на которой печаталась, например, программа кинотеатров. В настоящее время ряд фирм предлагают специализированную одностороннюю бумагу массой - 115-150 г/кв. м с мелованным покрытием, обработкой на влагостойкость, непрозрачность и прочность приклеивания, а некоторые из них уже имеют нанесенный сухой клеевой слой. Это, в первую очередь, французские бумаги "Шантафиш" и "Шантопак", австрийская "Никлалук". Эти бумаги сочетают высокую точность передачи изображения, присущую мелованным бумагам со специфическими свойствами материалов для наружной рекламы. Их разновидностью являются цветные (флюоресцентные) афишные бумаги, например французская бумага "Изоматик".

Кроме того, подобные бумаги используются для изготовления рабочего (запечатываемого) слоя при производстве самоклейких бумаг, наибольшая доля российского рынка которых принадлежит финской фабрике "Рафлатак".

Более плотные бумаги (до 450 г/кв. м) используются для производства представительской продукции (визиток, обложек буклетов) и для изготовления упаковки.

Следует также упомянуть картоны с мелованным покрытием на основе первичных волокон: их основой является древесная или макулатурная масса, покрытая слоем целлюлозы, на которую и наносится мелованный слой. Если мелование осуществляется только с одной стороны (или на лицевую и тыльную стороны наносится разное количество слоев мелования), то такой картон принято относить к упаковочному сектору - он используется для производства коробок для промышленных и пищевых товаров. Причем для последних органы санитарного надзора не разрешают применение макулатурных картонов. В России наибольшее признание получили финские картоны "Такопак", переименованные с конца 1996 года в "Аванта Прима", выпускаемые концерном "Мется Серла", а также "Стромпак" концерна "Стромсдал".

При двустороннем меловании такие картоны используются для изготовления обложек буклетов, визитных карточек, папок. Они могут быть как с глянцевой поверхностью, так и с различными вариантами тиснения (например, картон "ГалериКард" концерна "Мется Серла").

4. Коллекционные бумаги. Это разнообразная эксклюзивная (иногда ручного отлива) бумага, которая может быть стилизована "под старину", пергамент, иметь микровключения, различные виды тиснения или покрытия. Существуют также так называемые креативные системы, где заказчик может создать "свою" бумагу из предлагаемого набора плотностей, тиснений и цветов. Часто такие бумаги содержат в своей композиции вторичную массу, хлопок. Такие бумаги выпускаются, как правило, небольшими партиями и по цене могут превосходить обычные сорта в несколько раз. Известны бумаги, имитирующие структуру ткани, камня, табачного листа и пр.

В рамках "коллекций", или малосерийных бумаг, существует несколько особых подгрупп, о которых стоит сказать отдельно. Во-первых, это бумаги с покрытием типа "жемчуг" и различными видами тиснения (например, "Бриллианс" фирмы "Гмунд" (Германия) и "Констеллейшн Джэйд" фирмы "Федригони" (Италия).

Другая подгруппа - полиграфические кальки различной плотности, используемые как разделители в каталогах и буклетах, интересное применение они могут также найти в качестве обложек и декоративных вставок. Это, например, калька Т2000RO, выпускаемая немецким концерном "Цандерс".

Особое внимание многие фирмы-производители уделяют разработке имиджа таких бумаг, их "легенде". Так, в конце прошлого года немецкой фабрикой "Гмунд" была представлена коллекция "Татьяна". Ее появление в России ожидается в середине 1997 года. Эта коллекция продолжает "тканевую" тему, открытую для России два года назад бумагой "Кашемир" (стилизованной под плотную шерстяную ткань).

"Татьяна" - это глянцевые и матовые бумаги, по цвету и тиснению напоминающие ткани широчайшей гаммы от крепдешина и фланели до батиста и шифона. Коллекция включает бумаги плотностью 100, 200, 300 г/кв. м (матовые) и 310 г/кв. м (глянцевые). Эпиграфом к коллекции, с которого начинается представление каталога, выполненного в традиционном для фабрики "Гмунд" стиле, стали строки из дневника молодой русской девушки:

"Я живу жизнью кутюрье. Я без ума от окружающих меня тканей. Я смогу сделать из них все - от повседневного костюма до прекрасного ансамбля для романтического рандеву. И если я могу еще о чем-то мечтать, так это о том, кто сможет разделить со мной мою любовь. Татьяна".

До недавнего времени подобные бумаги были известны лишь узкому кругу дизайнеров. Благодаря усилиям нескольких крупных оптовиков такие производители, как "Гмунд", "Арьо Виджинс", "Федригони", "КНП Меерсен", "Ван Хотум" оказались на слуху у многих полиграфистов. Разнообразие коллекций позволяет даже при ограниченных печатных и послепечатных возможностях типографий придавать эксклюзивной рекламно-полиграфической продукции благородный вид, способный удовлетворить самого взыскательного заказчика, а также выработать для него свой, неповторимый стиль.


Юлия Войтецкая - руководитель отдела рекламы компании "Регент", Сергей Чурусов - технический эксперт компании "Регент".

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus