101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вологодские традиции печатной графики

  • Ирина Паялина
  • 21 мая 2025 г.
  • 1148
С 2022 года в Вологде на набережной одноимённой реки под открытым небом проходит ежегодный фестиваль печатной графики «БурмагинФест», вдохновлённый творчеством семейной пары художников-графиков — Николая и Генриетты Бурмагиных. В преддверии четвёртого фестиваля, который запланирован на 11-13 июля 2025 года, организатор и куратор Валерия Церцвадзе рассказывает об этом мероприятии.

Фото: «БурмагинФест»

С чего всё началось

Одновременно совпало несколько факторов. В постковидный период у людей возник запрос на объединение, а государственная поддержка креативных индустрий способствовала появлению новых сообществ. В это время Валерия закончила магистратуру по культурологии, вернулась в Вологду и решила организовать социокультурный проект.

Вологда — один из немногих региональных центров России с давней традицией печатной графики, берущей начало в ХХ веке. Основы заложило культурно-просветительское общество «Северный кружок любителей изящных искусств» (1906), превратив город в центр изобразительного искусства. Позже открылся Вологодский художественный техникум — первый на Севере, чьи преподаватели и ученики с 1920-х развивали ксилографию и линогравюру. Следующий этап связан с Семёном Ивенским — искусствоведом, художником и коллекционером, который в 1953–1973 гг. возглавлял Вологодскую картинную галерею и сделал город столицей экслибриса*.

Будущий куратор фестиваля Валерия Церцвадзе работала в Вологодской областной галерее, где хранится обширная коллекция печатной графики и экслибрисов, собранная Ивенским и Владимиром Воропановым. Кроме того, с 2004 по 2017 год в Вологде проходили Всероссийские конгрессы экслибриса, а в 2016-м — XXXVI Всемирный конгресс. Так сошлись личные интересы Валерии, история галереи и поддержка города.

Куратор Валерия Церцвадзе и Елена Уханова

Семья Бурмагиных

Супруги Николай и Генриетта Бурмагины — выдающиеся вологодские художники-графики, мастера ксилографии. Первый фестиваль печатной графики во многом был посвящён возрождению интереса к их творчеству. Николай Бурмагин (1932–1974) окончил ремесленное училище, служил на флоте, затем преподавал рисование. Генриетта Бурмагина (1939–1984) закончила Ярославское художественное училище, работала учителем и художником в газете «Вологодский комсомолец». В 1965 году они дебютировали на выставке «Вологодская графика», а в 1968 оба вступили в Союз художников СССР.

Искусствовед Любовь Соснина отмечает: «Творчество Бурмагиных стало визитной карточкой вологодской графики второй половины XX века. Работая в соавторстве, они раскрывали традиции родного края, выражая идеи своих современников — художников, поэтов и писателей Вологодчины»**. В основе их творчества — интерес к наследию народной культуры и родной земле, а форма выражения — ксилография. Они оформляли книги, создавали гравюры, посвящённые вологодскому фольклору и памятникам архитектуры Вологды. Уже после смерти мужа Генриетта Николаевна осваивает литографию, а в последние годы жизни перешла на акварель и гуашь.

Вологодские традиции печатной графики

Первый фестиваль

Планирование фестиваля и его обсуждение начали в январе 2022 года, в феврале уже смотрели площадку. Первый «БурмагинФест» прошёл в 2022 году в год празднования 90-летия Николая Бурмагина 25–26 июня. Вологда празднует день города в последнюю субботу июня. И первый фестиваль совпал с городским праздником.

Организатором выступил Центр развития предпринимательства Администрации города Вологды, который очень быстро откликнулся на инициативу проекта, способствующего развитию креативных индустрий в области. Сложились все благоприятные факторы.

Вологодские традиции печатной графики

Как растёт фестиваль

Фестиваль проходит в течение двух дней на улице Бурмагиных — это живописное и уютное пространство на набережной реки Вологды. Мастер-классы проходят в уличных шатрах. С каждым годом растёт количество архитектурных объектов на площадке фестиваля: это камера-обскура, деревянный куб с гравюрами Бурмагиных, арт-объект «Лабиринт» — входная зона фестиваля. В 2024 году построили мастерскую из дерева в виде печатного пресса, где художники из разных городов проводили мастер-классы по различным техникам печатной графики.

В зоне лектория в режиме нон-стоп проходят лекции, дискуссии об искусстве эстампа, философии искусства и культуры. В отдельной зоне работает музыкальная мастерская с лекциями и интерактивами для гостей фестиваля, организованы уличные выставочные пространства с работами художников-графиков.

Гости фестиваля осваивают ксилографию, гравюру на пластике, линогравюру, разные виды офорта, монотипию, цианотипию, трафаретную печать, а также гравюру на картоне и другие экспериментальные печатные техники. Например, Printwalk — формат, объединяющий краеведение и линогравюру, когда участники создают коллективную работу по итогам прогулки по району города. Проходят мастер-классы по созданию зина о городе, мастерские анимированной графики, по созданию эскиза книги в технике диатипии, по созданию нетканого отпечатка с помощью ткани и ниток, перформанс «Оттиск города» — создание полотен монотипии под звуки электронной музыки.

За три года фестиваля прошло более 100 лекций, 50 мастер-классов, 12 музыкальных концертов, 5 модных показов, 6 фильмов, 7 спецпроектов помимо дней фестиваля, более 50 участников арт-маркета записали 6 подкастов. В «БурмагинФест» участвовало более 300 экспертов. Большая часть мероприятий фестиваля бесплатная.

Первый фестиваль создавали силами шести человек: руководитель Елена Уханова, куратор Валерия Церцвадзе, архитектор/продюсер Михаил Приемышев, научный сотрудник картинной галереи и организатор конгрессов экслибриса в Вологде Сергей Птухин, куратор музыкальной площадки Антон Разумов, строители арт-объектов. Помогали волонтёры: графическим дизайнером выступила Светлана Разумова и студенты Вологодского колледжа технологии и дизайна. А в 2025 году работу ведёт команда из более 20 человек и дополнительная часть команды — сотрудники Вологодской областной картинной галереи.

Вологодские традиции печатной графики

Город и фестиваль

В Вологде работает проект «Фестивальное лето», в рамках которого проводится большое количество фестивальных мероприятий: фестиваль молодого кино VOICES, «Город ремёсел», «Книг-пикник», «Блюз на веранде», «Вологодские дворики», театральный фестиваль «Голоса истории» и другие. У каждого своя специфика и аудитория. И одна общая цель: чтобы у жителей было позитивное чувство принадлежности к городу, в котором интересно жить.

Организаторы «БурмагинФест» хотят возродить традиции печатной графики. Сейчас, к сожалению, нет учебных заведений, где её можно было бы освоить, кроме детской художественной школы им. В. Н. Корбакова. При этом в коллекции Вологодской областной картинной галерее 70% фондов — это графика, более 13 000 единиц экслибрисов.

Фестиваль объединяет несколько групп: художников, специалистов креативной индустрии, представителей власти, ремесленников. Креативные предприниматели создают продукцию с использованием элементов визуального кода фестиваля, а также с работами художников: льняную одежду, керамику, аксессуары и даже пряники. Благодаря фестивалю бизнесы начинают развиваться, становятся узнаваемыми.

Фестиваль живёт не только летом, но и в течение всего года: регулярно проводятся мастер-классы по линогравюре и гравюре на пластике для всех желающих в мансарде Дома вологодского масла, перед новым годом проводится арт-маркет, в 2024 году была организована печатная резиденция для художников-графиков из разных городов, результатом которой стал альбом линогравюр «Новая Вологда» с изображениями современного облика города. Проект стал рифмой на альбом линогравюр «Старая Вологда» вологодских графиков начала XX — Николая Дмитревского и Ивана Варакина.

Вологодские традиции печатной графики

2025

В этом году фестиваль пройдёт 11–13 июля на площадке главного здания Вологодской областной картинной галереи: в выставочных залах, пространстве перед главным входом и уличном дворике, а главным событием станет большая всероссийская выставка печатной графики «Статус: эстамп» на двух этажах галереи. Кроме того, в этом году будет отдельный принт-маркет для художников на мансарде Дома вологодского масла.

 

* Википедия: Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги.

** https://cultinfo.ru/art/

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Винил» на бумаге. Победитель конкурса «Книга года — 2025» в номинации «Искусство книгопечатания»

3 сентября в Электротеатре «Станиславский» прошла церемония награждения национального конкурса «Книга года — 2025». В номинации «Искусство книгопечатания» победил Каталог граммофонных пластинок конца XIX — середины XX века: каталог коллекции С. Н. Капустина, выпущенный Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» и отпечатанный в типографии «Август Борг» в Москве.

Мышкинский набор. Музей провинциального печатного и издательского дела

Publish продолжает серию публикаций о музеях, связанных с полиграфией. Музей открылся 1 мая 2017 года на базе закрывшегося МУП «Мышкинская типография».

«Перепечатка разрешается безвозмездно»

В 2025 году в Москве после двух лет реставрации открылся Музей-усадьба Льва Толстого «Хамовники».

Дом-музей рабочих-подпольщиков 1906 года в Перми

Мемориальный дом-музей «Подпольная типография Пермского комитета РСДРП 1906 года» открылся в Перми в 1968 году. Сейчас это один из филиалов Пермского краеведческого музея. Малоприметный деревянный домик, в котором реальная типография просуществовала меньше месяца, спрятался в глубине дворов среди современных каменных многоэтажек.

Неделя будущего

Целлюлозно-бумажная отрасль России впервые получит собственную масштабную площадку для диалога. «Российская неделя бумаги» в Москве соберёт ключевых игроков рынка, чтобы обсудить будущее бумаги и упаковки.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59