101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Мышкинский набор. Музей провинциального печатного и издательского дела

  • Ирина Паялина
  • 23 октября 2025 г.
  • 450
Publish продолжает серию публикаций о музеях, связанных с полиграфией. Музей открылся 1 мая 2017 года на базе закрывшегося МУП «Мышкинская типография».

Publish продолжает серию публикаций о музеях, связанных с полиграфией. Первые статьи рассказывали о московских организациях: Музее истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова (Publish #2/2025), музее-квартире И. Д. Сытина (Publish #4/2025) и музее «Подпольная типография 1905–1906 гг.» (Publish #7/2025). Продолжал тему Мемориальный Дом-музей «Подпольная типография Пермского комитета РСДРП 1906 года» в Перми (Publish #9/2025).

История предприятия уходит корнями в дореволюционное время — начиналась она с типографии Петра Анисимова, которая в 1917 году была национализирована и просуществовала до 2016 года. Сейчас музей входит в культурно-выставочный комплекс им. В. А. Гречухина.

В 1885 году в Мышкин прибыл мещанин из Калязина Пётр Макарович Анисимов. Типография Анисимова была первой в городе, производила высококачественную продукцию. Помимо местных заказов были заказы из Петербурга и Москвы. Так началась история мышкинского печатного дела.

Мышкинский набор. Музей провинциального печатного и издательского дела

Музей располагается в старинном каменном доме, когда-то одноэтажном. Изначально он принадлежал мышкинской купчихе Екатерине Чистовой. После пожара сон отошёл её родственникам — дворянам Мясищевым, разросся вширь и в высоту, стал двухэтажным. Несколько десятилетий ХХ века дом был одним из одиннадцати школьных зданий города. И когда школа переехала, в начале 70-х здесь разместился настоящий дом печати. Верхний этаж занимала редакция районной газеты «Волжские зори», нижний — типография. Всё печатное оборудование и по сей день здесь рабочее.

Светлана Владимировна Морозова — заведующая Музеем истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Федорова в Москве, о котором писали в Publish № 2/2025

Музей демонстрирует полный цикл производства полиграфической продукции от работы редакции и до выхода готовой продукции. В экспозиции музея можно увидеть редакторский отдел, воссоздана фотолаборатория советских лет. Есть верстально-корректурный (тискальный) станок, две строкоотливные линотипные машины 1960-х и 80-х годов, наборные столы — кассы-реалы и шрифты, плоскопечатная машина 2ПСА-3 1988 года, тигельная печатная машина середины ХХ века, машина для размотки кустарного производства первой половины ХХ века, листорезальная машина «Формат» 1990 года выпуска, одноножевая бумагорезальная машина Роменского завода полиграфических машин 1988 года, проволокошвейная машина. И, конечно, есть маленькое хранилище образцов выпущенной за многие годы полиграфической продукции, включая дореволюционные газеты.

Основная деятельность — выставочная, музей также издаёт две газеты: купеческую газету «Гильдия» печатают в Петербурге, вторую — «Мышгород» —в Угличе. Бумажный вариант газет можно приобрести в этом музее и в Музее истории города. Музей проводит мероприятия для школьников и студентов. Недавно открылась маленькая персональная выставка картин одного из редакторов мышкинской районной газеты «Сталинское знамя» В. А. Никитина.

Мышкинский набор. Музей провинциального печатного и издательского дела

Мышкинский набор. Музей провинциального печатного и издательского дела

Смотреть музей лучше с экскурсией, которая заказывается на любой день недели предварительно (за 2–3 дня) по телефону.

Мышкинский набор. Музей провинциального печатного и издательского дела

Мышкинский набор. Музей провинциального печатного и издательского дела

Адрес: 152830, Ярославская обл., г. Мышкин, ул. Угличская, д. 17

Телефоны: 8 (48544) 2–15–92, 8–909–281–21–01

График работы: с 10 до 17 часов, по выходным и праздничным дням.

Перерыв на обед — 15 минут — когда получится. В будние дни — по предварительной заявке.

Сайт музея

Фотографии: группа музея в ВК

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Винил» на бумаге. Победитель конкурса «Книга года — 2025» в номинации «Искусство книгопечатания»

3 сентября в Электротеатре «Станиславский» прошла церемония награждения национального конкурса «Книга года — 2025». В номинации «Искусство книгопечатания» победил Каталог граммофонных пластинок конца XIX — середины XX века: каталог коллекции С. Н. Капустина, выпущенный Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» и отпечатанный в типографии «Август Борг» в Москве.

«Перепечатка разрешается безвозмездно»

В 2025 году в Москве после двух лет реставрации открылся Музей-усадьба Льва Толстого «Хамовники».

Дом-музей рабочих-подпольщиков 1906 года в Перми

Мемориальный дом-музей «Подпольная типография Пермского комитета РСДРП 1906 года» открылся в Перми в 1968 году. Сейчас это один из филиалов Пермского краеведческого музея. Малоприметный деревянный домик, в котором реальная типография просуществовала меньше месяца, спрятался в глубине дворов среди современных каменных многоэтажек.

Возможность вспомнить: легендарный советский журнал «Кругозор»

В январе 2025 издательство V–A–C Press выпустило специальное издание от команды онлайн-журнала V–A–С Sreda, посвящённое развитию популярной музыки с 1985 по 2008 год. По внешним характеристикам — это ремейк легендарного советского журнала «Кругозор», который издавался с 1964 по 1992 год с ежемесячным тиражом до 500 000 экземпляров. О всех перипетиях и сложностях выпуска современной версии «Кругозора» читайте прямо сейчас.

Научно-популярное оскорбление

21 февраля 1632 года флорентийский печатник Джованни Баттиста Ландини с облегчением писал другу в Болонью: «Хвала Господу, закончил я сегодня книгу Галилея, которую завтра представят великому герцогу и принцам». Ландини и помыслить не мог, что всего через полгода сам папа римский будет гневно тыкать пальцем в титульный лист «Диалога о двух главнейших системах мира», прямо в эмблему его типографии, со словами «издевательство» и «насмешка», бросая страшные обвинения в неуважении к Святому престолу.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59