Это крупнейшая типография Северо-Запада России, которую все знают как основного игрока на рынке печати газет и журналов. С недавнего времени о «Девизе» говорят ещё и как о типографии, имеющей самую большую в России листовую ЦПМ B2-формата. О жизни типографии мы поговорили с её генеральным директором Олегом Киселёвым. Это тот случай, когда сразу видно, что люди горят и гордятся своим делом. В финале встречи мне провели экскурсию по производству. Признаюсь, ощущения самые грандиозные. Но обо всём по порядку.
![]() |
Генеральный директор типографии «Девиз» Олег Киселёв |
Истоки
Сейчас «Девиз» позиционируется как типографский комплекс, вы по-настоящему крупная типография, а как всё это начиналось?
Мы начинали в 1995 году как чисто газетная типография. У основателей этого бизнеса тогда возникла идея выйти на рынок печати газет. Первую печатную машину — американскую King Press 2+2 — завозили из Грузии. Это была авантюрная история: в то время в регионе шли военные действия, так что машина ехала с приключениями.
Дальше развитие пошло в сторону цветной газетной печати: миллионный город, объёмы печати газет огромные, время больших таблоидов типа «Рекламы-шанс» и «Из рук в руки», а полноценной цветной печати газет в городе не было. Так в 1998 году помимо второй машины King 2+2 появилась полноцветная печатная машина GOSS Universal 45 4+4. Дальше типография развивалась, менялось оборудование. Появилась машина для листовой офсетной печати Heidelberg SM 74. Мы начали делать комбинированные изделия по запросу рынка, когда на газетную начинку надевается цветная мелованная обложка. Это сборники кроссвордов, судоку, разнообразные издания журнального типа. В дополнение к стандартной coldset-технологии газетной печати, где краска высыхает сама, появилась машина с heatset-технологией KBA Compacta S80 с сушкой горячим воздухом, что позволило использовать разные типы бумаг — глянцевые, мелованные — для печати таких комбинированных изданий.
В 2007 году в «Девизе» установили самую большую печатную машину нашего типографского комплекса Goss Universal 70. Её размеры впечатляют: 50 метров в длину и 7 метров в высоту, скорость 70 тысяч экземпляров полноцветных оттисков в час. Одновременно на ней можно печатать три разных тиража. Это самая большая и самая производительная газетная машина на Северо-Западе. И сегодня на ней печатаются все газеты региона и не только нашего: «Комсомольская правда», «Деловой Петербург», «Петербургский дневник», «Российская газета». А также множество учебной, канцелярской и развлекательной продукции.
![]() |
Самая производительная газетная печатная машина на Северо-Западе Goss Universal 70 со скоростью 70 тысяч экземпляров полноцветных оттисков в час |
Но ведь это была не последняя ваша «обновка»?
С течением времени печатные машины в «Девизе» обновлялись, и 2018 году мы поставили новую ротационную журнальную машину KBA Compacta C518, которая и по сей день является самой молодой журнальной печатной машиной в России. Это позволило сделать большие шаги уже в журнальной печати. В то время мы повернули историю вспять. Если раньше все российские глянцевые журналы печатались в Финляндии, то с 2019 и вплоть до 2022 года мы выигрывали тендеры и печатали у себя журналы для финнов. На начало 2022 года в «Девизе» печаталось порядка 28 финских изданий. Процесс был настолько чётко отлажен, что мы изготавливали для них даже еженедельные телепрограммы тиражами по 300–400 тысяч. При этом до 80% экземпляров маркировались персонализированным кодом для обработки финской почтой, потому что в Финляндии хорошо развита подписка.
Работа с финнами дала нам огромный опыт. В том числе в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Мы научились самостоятельно импортировать полиграфические материалы, что очень пригодилось нам в дальнейшем — после февраля 2022 года. Во времена пандемии мы делали для них каталоги с вкладками с пробниками шампуней, кремов, духов. Эти пробники к нам везли грузовиками, мы производили таможенное оформление и их здесь вклеивали в тиражи.
![]() |
Установка ролей на печатную машину Goss Universal 70 |
Технологии будущего
Сейчас «Девиз» знаменит тем, что владеет самой большой листовой «цифрой» в регионе. Как, имея столько самых разных офсетных машин, печатая многотысячные тиражи, вы пришли к идее поставить у себя ЦПМ?
Да, в 2021 году мы поставили листовую цифровую печатную машину B2-формата Komori Impremia IS29. У неё нет аналогов не только в Петербурге, но и на территории СНГ. На момент покупки в мире их было всего 40 штук. Приобретение этой машины изменило нашу жизнь. Почему мы пошли в сторону «цифры»? Потому что это новые технологии.
Целей покупки Komori Impremia было несколько: во‑первых, мы хотели научиться делать не только длинные тиражи. Нашим клиентам иногда нужны и мелкие заказы, и мы хотели предоставлять полный пакет услуг «под ключ». У той же «Комсомолки» периодически возникает необходимость сделать какие-то проекты небольшими тиражами: буклеты, книги.
Во-вторых, работа с переменными данными. Наша машина может относительно недорого кастомизировать или персонализировать офсетные тиражи. Основной наш интерес именно в этом. Мы добились идеального совмещения картинки между офсетом и цифрой и комбинируем офсетные и цифровые тиражи без потери качества. Например, мы можем делать заготовки рекламных каталогов с пустыми полями, а потом при помощи ЦПМ их кастомизировать на несколько целевых групп, впечатывая туда разные изображения. Конечно, речь не идёт о газетной бумаге, это печатная продукция классом выше.
В-третьих, с ней мы начали стучаться на книжный рынок, потому что эта машина идеально ориентирована на книги не очень большими тиражами в 100–500 штук. Сейчас для качественной дорогой книги это приличный тираж. До этого мы не работали с книгами, а на Komori, как Емеля на печке, въехали на книжный рынок. Завели знакомство с книжными издателями и за последние 3 года прилично выросли в этом сегменте. Работаем и с госзаказчиками, и с учебной литературой. Видим это направление для себя как одно из перспективных.
![]() |
Ротационная журнальная печатная машина KBA Compacta C518. Самая молодая журнальная машина в России |
Кризис как окно возможностей
Как вы пережили уход финнов, ведь это была большая доля в объёме ваших заказов?
Когда финский рынок для нас закрылся, мы вышли на страны Средней Азии. Правда, характер изданий изменился. Для них мы печатаем в основном учебную литературу. Вот, например, узбекский учебник по информатике, тираж 600 тысяч. У них таких мощностей нет, поэтому печатают у нас.
Сотрудничество с финнами дало нам большой опыт внешнеэкономической деятельности. После февраля 2022 года мы быстро переориентировались с одних рынков на другие. С одной стороны, потому что уже разбирались в международной логистике, умели работать с государственными органами, поддерживающими экспорт, знали, как получить субсидирование перевозок. С другой — мы к тому времени уже самостоятельно закупали бумагу напрямую у комбинатов. Когда в апреле 2022 года полиграфические материалы попали под санкции, а телефоны некоторых наших дилеров просто замолчали, мы быстро сориентировались и сами вышли на производителей стран «глобального юга» (Турция, Индия, арабские страны) и буквально за четыре месяца наладили прямые контакты. Вот уже три года самостоятельно возим краску и другие химические компоненты. Это позволяет иметь хорошие условия для себя и немного работать в качестве дилеров для других типографий, которые сами не имеют опыта международных поставок или не могут привезти себе целый контейнер. Так неожиданно, благодаря нашим внешнеэкономическим скиллам, открылось ещё одно побочное направление бизнеса. За счёт такого подхода мы удерживаем комфортные цены для наших заказчиков.
![]() |
Полуфабрикаты печатной продукции |
Удержать баланс
Получается, вы постоянно осваиваете новые направления в полиграфии. Зачем вам это?
Изначально мы были газетной типографией, потом мы стали журнальной типографией, очень много работали с ритейлом, в какой-то момент до 30% нашего оборота — это были рекламные каталоги ритейла. Эта ситуация нас очень выручила в COVID, когда случилось серьёзное падение на газетном рынке. По сути, мы удержались в пандемию на двух китах: на финских изданиях и каталогах для ритейла. Оба этих направления тогда были на подъёме. В 2022 году объём заказов по ритейлу резко сократился. Это связано с тем, что из-за санкций крупные зарубежные компании свернули свою маркетинговую поддержку отечественного ритейла. Тиражи рекламы упали. А мы начали развивать новые направления: книги, учебные и развивающие материалы.
Наша сила в нашей универсальности. Мы не монотипография. Таких типографий, как «Девиз», в России, наверное, больше нет. Есть большие журнальные типографии, есть большие газетные. А «Девиз» всегда развивался за счёт того, что постоянно осваивал новые навыки и технологии. Открылись как газетчики, потом освоили heatset-технологии и стали печатать каталоги для ритейла более высокого качества. Теперь начали развивать компетенции в сторону цифровой печати и производства книг, учебных материалов, тетрадей, прописей и т. д. Двигаемся в направлении календарей, бумажных пакетов, самосборной упаковки.
![]() |
Благодаря многофункциональной финишной обработке с конвейера печатной машины выходит готовый продукт |
То есть вы планируете уходить в упаковку?
В том-то и дело, что мы не планируем никуда уходить. Мы постепенно расширяем свою универсальную квалификацию. Одна работа, как правило, тянет за собой другую. Мы сейчас много работаем с детскими издательствами, им, например, нужно сделать комплект рабочих тетрадей и упаковать его в коробку, поэтому упаковка идёт как сопутствующий продукт. Под эту задачу мы приобрели тигельный вырубной пресс.
Если 10 лет назад якорный заказчик у нас был газеты, потом ритейл, то сейчас это детское учебное направление: учебные материалы, рабочие тетради, прописи, километры цветной бумаги для творчества, даже папки с бумагой для художников. Мы не стоим на месте и постоянно осваиваем что-то новое, чтобы балансировать. Волатильность рынка высокая: сегодня просели в одном, завтра растём в другом. Начали делать школьные тетради — никогда раньше этим не занимались. Печатаем очень много детских периодических изданий развивающего характера типа «Фиксиков», «Смешариков» и т. д.
Самое главное — не стоять на месте, поэтому мы всё время что-нибудь добавляем. Не меняем вектор развития, типа, были газетчиками — ушли в упаковку, а просто добавляем ещё одну компетенцию, которая позволяет нам удерживать баланс. Вот, в конце 2024 года добавили твёрдый переплёт. Раньше мы отдавали такие заказы на сторону. Теперь можем сами делать детские книги тиражами до 5 тысяч в твёрдом переплёте и намерены дальше развиваться в этом направлении.
Газетная печать падает, журнальная печать в последние года два стабилизировалась и стоит, хотя на Западе сейчас произошёл некоторый откат — народ соскучился по «глянцу», и его количество выросло. Не знаю, случится ли это у нас. Тут многое зависит от политики государства. Запрет на рекламу алкоголя и сигарет очень сильно ударил по глянцевым брендам.
Ещё один вектор развития, куда мы планируем двигаться в ближайшее время, можно условно назвать «пружинка»: это календари, блокноты, тетради и прочая канцелярская продукция. У «Девиза» нет дефицита печатных мощностей, поэтому сейчас мы развиваем разные направления за счёт постпечатки. Это помогает дополнительно загрузить печатное оборудование. Вот недавно поставили тигельный пресс, есть лакировка, ламинатор, переплёт и т. д. У нас 13 тысяч м2, поэтому пока есть куда расти.
Директор с душой рекламщика
За всю историю у «Девиза» сменилось несколько генеральных директоров. Как вы стали директором типографии?
Я вообще не полиграфист. До этого 15 лет я занимался партнёрскими продажами в страховании, поэтому, когда в 2014 году пришёл в «Девиз» как коммерсант, то начал выстраивать разные партнёрские программы. Передо мной стояла задача развивать журнальное направление. В отличие от газетного, которое было хорошо отлажено, тут пришлось начинать всё с нуля, выходить на другой уровень клиентов и, по сути, параллельно выстраивать вторую службу коммерческих продаж. В 2018 году я стал генеральным директором.
Как человек, пришедший в полиграфию извне, как долго вы осваивались с технологиями?
У меня инженерное базовое образование, связанное с химией, поэтому мне было немного проще. Плюс до этого я довольно много работал с полиграфией в качестве заказчика, когда занимался маркетингом, рекламой и связями с общественностью в страховом бизнесе. В 2004 году я даже был признан на федеральном уровне лучшим рекламщиком Росгосстраха. Поэтому с полиграфией был хорошо знаком с другой стороны. Этот рекламный опыт помогает мне и сейчас.
Когда я только пришёл в «Девиз», мы развивали журнальное направление, поэтому к 20-летнему юбилею сделали свой глянцевый журнал. Когда мы запустили Komori Impremia и решили выйти на книжный рынок, то к 25-летнему юбилею сделали себе подарок — напечатали на ЦПМ книгу «25 лет типографскому комплексу „Девиз“. След в истории двух веков». Нам пришла в голову идея сделать издание в стиле «Намедни» и проследить, какие важные события происходили в эти четверть века в стране и мире, в полиграфии и в нашей типографии. Получилось так хорошо, что многие заказчики теперь приходят к нам с заявками сделать нечто подобное для них. Мы им в этом помогаем. Благодаря тому проекту у нас в группе компаний теперь есть своё издательство, которое называется «Издательско-полиграфический холдинг „Да“». Мы оказываем услуги в подготовке корпоративных буклетов и книг — помогаем и с написанием, и с вёрсткой. Это отдельное интересное направление.
Сейчас развиваем направление канцелярской продукции, придумали для подарочных наборов сделать блокнот, чтобы не спать на совещаниях. Там собраны всякие головоломки, кроссворды и прочие развлекухи. В этом году к юбилею мы сделали большой перекидной календарь А2-формата. Он посвящён истории развития бумаги. Художник-график Феликс Данкевич создал 12 оригинальных иллюстраций с забавными героями. Каждая работа — это история про то, как бумага на протяжении веков становилась верным спутником человека на его пути к знаниям и общению. Каждый лист отпечатан на Komori Impremia на разных видах дизайнерской бумаги. Этим календарём мы как бы поддерживаем очередное новое направление развития «Девиза» и демонстрируем возможности струйной УФ-печати по запечатке разных фактурных поверхностей.
Кадры, кино и бесплатная газировка
У вас большой штат сотрудников, порядка 350 человек. Расскажите, как организована работа вашего коллектива.
Из необычного — у нас нет в штате дизайнеров. Но пул дизайнеров, верстальщиков, писателей, корректоров работает на фрилансе. Мы красиво называем себя «агрегатор полиграфического рынка». Как крупная акула, «Девиз» притягивает и клиентов, и другие полиграфические производства — мы выстраиваем кооперационные связи с участниками рынка и поддерживаем друг друга работой. Есть также предприятия, которые помогают нам с отделкой, с какими-то эксклюзивными операциями, которые нам нет смысла держать у себя. Мы много работаем с субподрядом. Для нас любой новый партнёр — это всегда интересно. Одновременно с этим мы работаем как субподрядчик — когда нужен большой объём печати полуфабрикатов.
Распределение сотрудников на условно «офис» и «производство» приблизительно 1 к 5. В офисных службах работают около 60 человек, остальные задействованы на производстве. Средний возраст коллектива около 50 лет. Проблема старения кадров стоит пока не остро, но уже прослеживается. Это характерная проблема офсетных типографий, открывшихся в 90-е годы. У цифровиков обычно средний возраст помоложе.
![]() |
Контроль качества печати |
Где вы берёте кадры?
В первую очередь, кадры мы воспитываем сами. Как и у всех сейчас, кадры — самый большой и тяжёлый вопрос. Поэтому мы очень много работаем с персоналом. Я даже не знаю, что для меня на первом месте — работа со снабжением и поставками или работа с персоналом.
Мы не можем бесконечно повышать зарплату, чтобы удержать сотрудников, это ведёт к потере конкурентоспособности на рынке. Приходится быть гибкими. Мы даём заработать людям дополнительно за счёт повышения эффективности труда. Всегда оплачиваем какие-то рационализаторские предложения. Платим ремонтникам, когда они делают какие-то детали самостоятельно. У нас есть свои мастерские со станками, некоторые запчасти мы даже печатаем себе на 3D-принтере, чтобы не ждать по полгода, когда их привезут обходными путями. В «Девизе» действительно уникальный персонал. Много людей с золотыми руками: сами перепаивают микросхемы, изготавливают запчасти.
![]() |
Печатная машина GOSS Universal с полностью автоматизированным управлением |
Но на одних деньгах далеко не уедешь, поэтому мы вкладываемся в нематериальную мотивацию. Для человека работа, кроме источника заработка, также является источником социализации и признания. Поэтому у нас есть своя система корпоративных наград, например знак «Заслуженный работник», и мы работаем с отраслевыми союзами: наши люди регулярно получают звания «Заслуженный полиграфист», «Отличник полиграфии».
Плюс «Девиз» организует разные корпоративные мероприятия для сотрудников. Мы всегда стараемся придумать что-то интересное и оригинальное. Например, недавно в честь 30-летия у нас прошёл большой праздничный корпоратив в формате кинофестиваля. Коллектив разделился на три команды, и каждая снимала свой фильм из серии «Один день в „Девизе“ своими глазами». Всё было по-настоящему — с показами фильмов, голосованием и призами. Команда-победитель выиграла автомат с бесплатной газировкой в советском стиле. Самое интересное во всём этом был сам процесс съёмки: люди с энтузиазмом придумывали сюжеты, снимали, монтировали.
А как вы растите кадры? Есть ли программа интеграции новых сотрудников в производственный процесс?
Во-первых, мы проводим экскурсии для студентов профильных учебных заведений, берём их к себе на практику. Кто-то остаётся. Также у нас есть доплаты за наставничество. Новый человек, пришедший в «Девиз», закрепляется за опытным сотрудником, который его курирует. У нас на производстве есть уже целые династии: отец, сыновья и даже внуки. Понятно, что они приходят сюда неподготовленными и растут внутри компании. В зависимости от специальности, у нас есть определённые этапы обучения новичков, через которые мы их проводим.
К тому же у нас предусмотрена надбавка за освоение смежных специальностей. Например, на ротационных машинах есть печатники-универсалы, одинаково хорошо освоившие coldset- и heatset-технологии. Это редкие специалисты. Во-первых, таких машин мало в принципе, а, во‑вторых, разные технологии требуют разного подхода. Больше всего «многостаночников» в постпечатке. Нередки случаи, когда мы ставим новое оборудование и находятся люди, которые имеют опыт работы на аналогичных машинах. Естественно, они в первых рядах его осваивают и учат остальных.
![]() |
Внутрикорпоративная медаль «Заслуженный работник» |
Post Scriptum
После интервью с Олегом Киселёвым директор по маркетингу «Девиза» Владимир Брык провёл для меня экскурсию по типографскому комплексу. Признаюсь честно, мне не приходилось бывать в таких больших типографиях. Размеры ротационных машин поражают. На фоне гигантской газетной машины размером с трёхпалубный теплоход полноформатный пятикрасочный Heidelberg совершенно теряется и выглядит сиротливым офисным принтером. Кроме печатного оборудования и разнообразной послепечатки (одних резаков столько, что я сбилась со счёта) в цехах стоят огромные длинные линии для послепечатных операций с многостраничными изданиями. Всё заставлено палетами с полуфабрикатами продукции.
Интересный эффект возникает, когда из советских огромных цехов попадаешь на цифровой участок. Под новую Komori Impremia пришлось строить отдельное помещение с климат-контролем. На контрасте — сама машина, похожая на большой шкаф, и обстановка вокруг ощущается как путешествие в будущее. Всё это в совокупности производит сильное впечатление.
Мне очень понравилась идея с яркими граффити на стенах производственных помещений. Это сразу меняет облик старых советских цехов. Причём рисунки в основном на тему полиграфии. Оригинальное решение.
![]() |
В цехах советской постройки органично смотрятся граффити в стиле советских агитационных плакатов |
![]() |
На стенах цехов граффити на тему полиграфии |
После встречи, залипнув на той самой юбилейной книге, которую мне подарили в «Девизе» (пожалуй, это самая интересная корпоративная книга, которую мне когда-либо приходилось читать), я поймала себя на мысли, что очень любопытно, какой следующий дополнительный вектор развития откроет для себя эта компания к следующему своему юбилею. Убеждена, что это будет что-то не менее грандиозное, чем все уже освоенные направления.