101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Так много и такие разные: 25 наивных, но важных вопросов про полиграфические лаки

  • Ирина Паялина
  • 7 сентября 2023 г.
  • 2383
Требования к качеству полиграфической продукции постоянно растут. Заказчики хотят не только красивое изделие, но и тактильно приятное и надёжное, если речь идёт об упаковке. Один из видов послепечатной обработки оттиска – лакирование. Разбираемся в разнообразии видов лаков, их свойствах и особенностях с руководителем направления «Полиграфические лаки» компании «ОктоПринт сервис» Еленой Ютишевой.

Что это такое — лаки для полиграфии? 

Если говорить наукообразно, это функциональные покрытия, которые наносятся на запечатываемый материал на различных типах полиграфического оборудования либо для защиты оттиска, либо для декорирования, либо для придания ему специальных свойств.

 

И много таких существует?  

В зависимости от состава и способа закрепления их можно разделить на водно-дисперсионные, печатные масляные и УФ-отверждаемые.

По функциональному назначению:

  • лаки защитные для предотвращения «сцарапывания» и истирания красочного слоя;
  • барьерные лаки, имеющие высокую водо- и жиростойкость, например, для одноразовой посуды и упаковки для шоколада;
  • лаки для облагораживания полиграфической продукции с различными тактильными и визуальными эффектами, как, например, лаки Soft Touch или Twin;
  • лаки для блистерования, когда под воздействием температуры пластиковая упаковка припаивается к картонной подложке;
  • термостойкие лаки, защищающие запечатываемый материал и красочный слой от воздействия высоких температур, например, при изготовлении вплавляемой этикетки, IML и многого другого.

Так много и такие разные: 25 важных вопросов про лаки

 

Зачем так много лаков: нельзя ли обойтись одним-двумя? 

Нельзя. Все они решают совершенно разные задачи и используются на разном оборудовании.

 

А как тогда выбирать? 

В зависимости от имеющегося оборудования и от задач. К примеру, имея офсетную машину для традиционной печати без лакировальной секции, мы можем использовать только печатный масляный лак. Эти лаки имеют ту же основу, что и печатная краска, только без пигмента, и наносятся через красочный аппарат печатной машины. Такие лаки могут быть матовыми, глянцевыми, высокоглянцевыми, иметь повышенную стойкость к истиранию.

Наличие на машине лакировальной секции камер-ракельного или валкового типа позволяет использовать ВД-лаки. Тут уже ассортимент значительно более широкий: кроме глянцевых, матовых и высокоглянцевых лаков, мы можем предложить лаки для решения специальных задач. Например, лаки с повышенной стойкостью к «сцарапыванию» и истиранию, повышенным уровнем скольжения, что важно для последующей постпечатной обработки на высокоскоростном оборудовании. Лаки с выраженным тактильным эффектом, как Soft Touch или Sand Touch — лак с эффектом песчаной поверхности. Лаки для изготовления блистерной упаковки, термостойкие, барьерные лаки и др.

 

Третий вид был УФ-лак, для чего нужен он? 

УФ-лак даёт самые широкие возможности в защите и декорировании полиграфической продукции. Это продукты на основе эпоксиакрилатов, которые полимеризуются под воздействием УФ-излучения. В этом случае выбор лаков особенно велик. Для использования этих лаков в машине обязательно должен быть модуль УФ-сушки.

Так много и такие разные: 25 важных вопросов про лаки

 

В чём преимущество УФ-лаков перед ВД и печатными масляными?

В первую очередь, это значительно более высокая прочность лаковой плёнки. Кроме того, УФ-лаки имеют хорошую адгезию (сцепление) к невпитывающим материалам, таким как плёнки и пластики на основе ПВХ, полипропилена, полиэтилена, металлизированным бумагам и картонам.

 

Какие есть виды УФ-лаков?

Лаки делятся по способу нанесения:

  • через лакировальную секцию офсетной или флексомашины;
  • через красочный аппарат;
  • для шёлкотрафарета: плоского и/или ротационного.

Отдельная категория УФ-лаков: лаки для диодных УФ-сушек, называемые LED-UV. Они тоже могут быть как для лакировальных секций, так и для нанесения через красочный аппарат.

 

Какие виды УФ-лаков для лакировальных секций бывают?

Их великое множество. Даже если мы говорим о «просто глянцевом» лаке, их в нашем ассортименте несколько. Есть стандартный глянцевый лак с вязкостью 50 с, которых хорошо скрывает неровности запечатываемого материала, образуя гладкую и гибкую лаковую плёнку. Есть лак, пригодный для последующего горячего тиснения фольгой, лак с пониженной вязкостью для работы на тонких бумагах и плёнках, лаки с повышенными антистатическими свойствами. Также в нашем ассортименте есть несколько видов термостойких УФ-лаков для вплавляемой этикетки, матовые лаки, в том числе для последующего тиснения фольгой, и др.

Так много и такие разные: 25 важных вопросов про лаки

 

Что такое вязкость?

Вязкость — это одна из характеристик текучести жидкости. Вязкость полиграфических лаков обычно измеряется в секундах — это время, за которое лак полностью вытекает из мерной чаши через отверстие определенного диаметра. Чем ниже вязкость, тем более текучим является лак. Например, если в описании лака указана вязкость 50 с @DIN4 20 0C — это означает, что весь лак при температуре 20 0C вытечет из чашки с отверстием диаметром 4 мм за 50 секунд.

 

А на что влияет вязкость?

На скорость и качество растекания лака, толщину лаковой плёнки. Например, лак с вязкостью 50 с быстро растекается по запечатываемой поверхности, а рельефный лак с вязкостью 850 с практически не растекается, образуя «валик», и даёт рельеф, сопоставимый с конгревом.

Так много и такие разные: 25 важных вопросов про лаки

 

Какие преимущества даёт нанесение УФ-лака через красочный аппарат?

Часто типографии сталкиваются со специальными задачами. Например, нужно придать оттиску матовый эффект, но минимизировать слой лака. В лакировальной секции наносится 6-8 г лака на 1 м2, а через красочный аппарат — всего 1,5-2. Более того, у нас есть лаки для красочного аппарата, как глянцевый, так и матовый, которые могут использоваться для последующего горячего тиснения фольгой. Есть специальный лак для TWIN-лакирования, который в сочетании с глянцевым УФ-лаком, наносимым в линию через лакировальную секцию, даёт выраженный текстурный эффект, причём эффект этот может быть разным.

 

Чем отличаются УФ-лаки для шёлкотрафарета?

Шёлкотрафарет используется в основном для отделки и декорирования полиграфического изделия. Эта технология позволяет наносить лак более толстым слоем или выборочно сложным контуром. Отсюда другие свойства лаков и иной ассортимент.

 

Какие же есть УФ-лаки для трафарета?

Для УФ-трафарета есть лаки со множеством спецэффектов: различные лаки с эффектом «песка», который может быть крупный, мелкий, с матовым или глянцевым финишем, рельефные лаки, имитирующий шрифт Брайля или конгрев, лак с эффектом замерзшей пены, ледяных узоров и многие другие.

Так много и такие разные: 25 важных вопросов про лаки

 

Если УФ-лаки дают столько преимуществ, почему они не используются повсеместно?

Использование УФ-лаков имеет некоторые ограничения. Во-первых, это необходимость самой УФ-сушки, а стандартные ртутные УФ-излучатели — энергозатратные устройства. Кроме того, при работе УФ-сушки выделяется озон и ее использование требует установки вытяжки и системы вентиляции в производственных помещениях.

 

А есть какое-то решение?

Одним из решений сейчас является диодная технология УФ-излучателей, называемая LED-UV. Сама эта технология, как и материалы для неё, активно развивается, но о полной смене традиционных ртутных ламп речи пока нет.

 

В чём основное преимущество УФ-излучателей — LED-UV?

У диода значительно уже диапазон волны УФ-излучения, и благодаря этому диодные сушки более экономичные в энергопотреблении. Во-вторых, они не излучают тепло и не нагреваются сами. Это позволяет работать на тонких плёнках и пластиках. Им не требуется время на остывание сушки. При этом излучатели сами по себе дороже, но у них значительно дольше срок службы.

Так много и такие разные: 25 важных вопросов про лаки

 

Что ещё важно знать об УФ-лаках?

Безопасность используемых УФ-лаков очень важный вопрос. Говоря о характеристиках УФ-лака, мы говорим не только о свойствах лаковой плёнки, но и о запахе. У запаха две характеристики: в жидком виде — когда он в работе, и остаточный запах — запах изделия после полной полимеризации лака. И это очень важный параметр при выборе УФ-материалов. Кроме того, в состав УФ-лаков входят мономеры и олигомеры, которые имеют свойство мигрировать в среду. Существуют лаки с низкой миграцией, т. е. лаки, вредные компоненты из которых практически не выделяются после полимеризации. Эти лаки можно использовать для производства пищевой упаковки.

 

Но как решить вопрос с запахами во время работы?

Необходимы мощные вытяжки и высокая кратность воздухообмена в производственном помещении. Важный фактор при этом — качество самого лака. В нашем ассортименте есть лаки с низким запахом в жидком виде и практически с отсутствующим остаточным запахом.

 

Температура и влажность могут влиять на то, как ляжет лак?

Да, верно, климат оказывает большое влияние на запечатываемый материал и на качество печатного процесса. Можно сказать, что на лакирование он влияет в меньшей степени, чем на саму печать, но процессы эти неразрывно связаны, поэтому на результат влияет весь комплекс факторов.

Так много и такие разные: 25 важных вопросов про лаки

 

Сколько же сохнет лак?

УФ-лак полимеризуется под воздействие сушки сразу. ВД-лакам до полного закрепления и стабилизации требуется несколько часов. Печатным масляным лакам может потребоваться до двух суток в зависимости от свойств.

 

Лак может растрескаться или отслоиться?

Да, такое случается: есть различные дефекты и много причин. Например, это может быть связано с неправильным подбором материалов, нарушением технологии печати и лакирования. Мы сделали «Школу современного полиграфиста»: там есть записи вебинаров, посвящённых проблемам, причинам и способам устранения.

 

Что насчёт послепечатной обработки: можно ли в процессе повредить слой лака?

Биговка и фальцовка действительно могут повредить лак: зачастую он лопается. Важная характеристика лаковой плёнки — её гибкость, она позволяет лаку не растрескиваться по биговке и не отшелушиваться при вырубке сложной конфигурации. Это нужно учитывать при подборе лака.

Так много и такие разные: 25 важных вопросов про лаки

 

А как понять, правильно ли подобран лак под нужную задачу?

Типографии проводят тестирование. Это многоступенчатый процесс, особенно если речь идёт о крупных типографиях. На первоначальном этапе проверяются базовые свойства лака: качество нанесения и растекания, скорость закрепления, уровень глянца. Лабораторно проверяется стойкость к истиранию. Когда получен положительный результат первичных тестов, типография приступает к промышленному тестированию. Здесь важны, например, такие характеристики, как стойкость к «сцарапыванию» и уровень скольжения: на послепечатном оборудовании изделия должны обрабатываться на рабочих скоростях. Зачастую финальные стадии тестирования проходят даже не в типографии, а уже у заказчика на упаковочных и фасовочных линиях. Так, например, проверяются рабочие свойства термостойких и блистерных лаков.

 

Если всё так сложно, может, просто ламинировать?

Ламинация дает большую антивандальную защиту, чем любой, даже самый стойкий лак. В том числе стойкость на разрыв. С другой стороны, это дополнительная операция, в отличие от лакирования «в линию». Ламинаторы куда менее производительны по сравнению с печатными машинами. И сами пленки для ламинации дороже лаков. Всё это сказывается на стоимости полиграфического продукта.

 

А европейские лаки удалось заменить на альтернативные?

Да, мы не только заместили ассортимент, но и существенно его расширили, в первую очередь в сегменте УФ-лаков для узкорулонной флексопечати.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Уроки будущего

На что вы в первую очередь смотрите, беря в руки книгу, каталог или альбом? Я оцениваю полиграфическое исполнение, сложность технологий, используемые материалы. И только потом заглядываю в содержание. Наверное, это и есть профдеформация.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12