101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Стойкость печатных красок

  • Любовь Баюшкина
  • 6 октября 2022 г.
  • 2582
Перед оформлением заказа в печать на производство, если в техническом задании заказчика полиграфической продукции указана смесевая краска по вееру Pantone, перед технологом производственного отдела или менеджером встаёт вопрос: заказать у поставщика уже готовую краску или намешать на своём производстве?

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Каждый сам принимает решение, просчитав экономическую составляющую. Но я бы хотела обратить ваше внимание на важный параметр — стойкость, который следует учитывать при изготовлении краски: и не важно, кто и где её будет изготавливать.

Перед составлением рецептуры и смешением для получения качественного конечного продукта необходимо выяснить цель применения изделия и последующую обработку. Данную информацию должен узнать и донести до производства менеджер типографии. Чем больше он задаст вопросов заказчику, тем больше шансов, что готовая продукция будет соответствовать требованиям и ожиданиям заказчика.

Такая разная стойкость

Механическая стойкость красочного слоя выражается в таких параметрах, как:

  • прочность к истиранию;
  • сопротивление истиранию во влажном состоянии;
  • прочность к царапанию.

Последующие этапы отделки, процессы упаковки, условия транспортировки и хранения не должны оставлять следы повреждений. Необходимым для этого является знание самого процесса и тестирование краски в соответствии с ним.

Прочность к истиранию красочного слоя зависит не только от состава компонентов самой краски и связующего: данный параметр в значительной степени зависит от запечатываемого материала. В печатном субстрате значение имеет как структура поверхности, так и её впитывающая способность.

Шероховатая поверхность влечёт за собой большую подверженность к истиранию. Сильно выраженная впитывающая способность, характерная для бумаги и картона без покрытия, может также привести к повышенной склонности к истиранию по причине оголения пигмента из-за его фильтрации от связующего.

Стойкость печатных красок

Истиранию красочного слоя в большей степени подвержена печать на немелованном крафт-лайнере. А на мелованном истирание больше на печати без последующего лакирования, на нестойких к механическому воздействию красках. Чтобы повысить стойкость к истиранию красочного слоя, компенсировать недостатки покрытия, я рекомендую использовать стойкую к истиранию триадную краску. Что касается смесевой краски, то необходимо применять специальные восковые пасты, которые перекроют-заполнят микронеровности поверхности бумаги. Но если у вас краска готова и нет никаких вспомогательных добавок в неё, проблему можно решить лакированием — более толстым слоем воднодисперсионного или печатного масляного лака.

Из своей практики могу сказать, что первое, на что грешат технологи и печатники типографии, — виновата краска. Мне, как представителю технической службы поставщика краски, а не бумаги, приходится исследовать все материалы: бумагу, краску, лаки. Чаще всего виновата матовая бумага, картон без покрытия, реже — тонкий слой лака. А вот краска — реже всего.

Адгезия печатной краски проверяется с помощью скотч-теста. Связующие материалы должны обеспечивать достаточную адгезию печатной краски к запечатываемой поверхности.

Устойчивость к термосварке, к склеиванию. Пигменты должны выдерживать кратковременные высокие температуры без изменения цвета, возникающие при запечатывании. Связующие вещества в красочном слое не должны препятствовать или отрицательно влиять на прочность соединения.

Устойчивость к воздействию щёлочи (например, при печати пивных этикеток). К печатной краске, используемой для этикеток на многоразовых бутылках, предъявляются особые требования. Это касается требований к этикеткам, используемым при фасовке и обработке в моющей установке. При обработке в моющей установке выдвигаются три особых требования:

  • быстрое проникновение летучей щёлочи в этикетку, поскольку для процесса удаления этикетки отведено только определённое время;
  • высокая щелочная прочность этикетки;
  • печатная краска не должна препятствовать проникновению щёлочи и не должна растворяться в щелочном растворе.

Время проникновения щёлочи — это время, которое требуется щёлочи для проникновения с передней части этикетки в тыльную часть. Время отделения этикетки — это время, через которое этикетка отстанет в 1% растворе едкого натра при определённой температуре. После этого производится оценка процентного схождения краски/разрушения бумаги. Показатель схождения краски менее 10% считается хорошим.

Устойчивость к воздействию жиров. Данная характеристика является необходимой при производстве упаковки для масла, сыра, хлеба и других продуктов с возможным проступанием жира сквозь упаковку. В данном случае жир не должен растворять краску, иначе существует риск окрашивания продукта. Образование пятен на запечатываемом материале и краске (и изменение оттенка!) в результате воздействия жира является неизбежным, однако не сказывается на содержимом.

Термостойкость. Данная характеристика является важной при использовании краски на упаковках для микроволновой печи, этикетках для хлеба или формах для выпечки, в которых происходит непосредственное выпекание теста (при температуре более 200 °C). В данном случае необходимо использовать пигменты без диарила. Использование термостойких красок также необходимо при термосварке клеевого шва или при производстве таких изделий, как кредитные карты.

Устойчивость к поту и слюне. Данное требование выдвигается, к примеру, при использовании краски в детских игрушках или детских книгах. За норму принимается стандарт EN 71 «Безопасность детских игрушек». Требования к устойчивости к поту и слюне также отчасти распространяются на упаковку соответствующих продуктов.

И когда вы учтёте все требования, обратитесь за рекомендациями к поставщику краски, вдумчиво изучите характеристики бумаги или картона, результатом будет качественная продукция и довольный заказчик!

 

Об авторе: Любовь Баюшкина (ljubov.bajushkina@oktoprint.ru) — начальник отдела технологов компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
На этих книгах выросло несколько поколений детей

До 16 февраля в Мультимедиа Арт Музее в Москве на Остоженке проходит выставка «Чудесное путешествие» Эрика Булатова и Олега Васильева. С 1959 по 1989 годы, тридцать лет они проработали в легендарном издательстве «Малыш» и совместно проиллюстрировали более ста детских книг. На этих книгах выросло несколько поколений.

УФ-универсал для сувенирки

В декабрьском номере журнала Publish в рубрике «Детали» мы рассмотрели планшетный УФ-принтер G!DIGITAL FB-0906D Plus с опцией Rotary Device для печати на цилиндрических изделиях. Полный обзор этого устройства читайте прямо сейчас.

Творчество и бизнес «Сумах-принт»

Каринэ Рамазанова — дизайнер одежды и художник-принтмейкер из Махачкалы. Её платки с этническими узорами традиционных дагестанских ковров пользуются популярностью не только в Дагестане. Год назад Каринэ со своей дочерью Асият открыла швейно-печатное производство «Сумах-принт». О том, как это получилось, мы спросили её.

«Пятёрка» под защитой

12 ноября 2024 года в Московском политехе состоялась открытая лекция начальника отдела полиграфических защитных технологий научно-исследовательского института Гознака Егора Казарцева «Элементы защиты от подделки для высокозащищённой полиграфической продукции».



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59