101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Большая ложка дёгтя, или Как у вас с бумагой?

  • 10 марта 2022 г.
  • 2036
Сложившаяся ситуация не радует: типографии, вынужденные поднимать цены вслед за поставщиками материалов, рискуют растерять заказчиков, которые и так посматривают в сторону интернет-рекламы, электронных СМИ и книг в электронном формате.

Прошлый год, вопреки мрачным ожиданиям, для многих полиграфистов оказался вполне удачным: объём заказов вырос не только по сравнению с 2020 г., но даже по сравнению с 2019 г. Про это можно почитать в нашем предыдущем опросе (см. Можно выдохнуть? // Publish № 1/2, 2022). Но и тогда Михаил Тенцер, генеральный директор типографии «Борус» (Тула) сказал: «2021 год для нас, конечно, был лучше предыдущего. Существенно вырос оборот! Это шутка, понятная, к сожалению, многим полиграфистам. Оборот действительно вырос, но это и немудрено: стоимость бумаги и картона выросла на 30% в валюте! К тому же эти материалы почти перестали отгружать без предоплаты. В этом, конечно, мало хорошего».

Новости о подорожании бумаги, краски, офсетных пластин приходят регулярно, так же как и жалобы на дефицит некоторых материалов. Поэтому в феврале мы решили поинтересоваться, как обстоят дела с ценами и дефицитом материалов для полиграфии.

 

Кирилл Лапаев, директор по развитию типографии Republica (Москва):

За последнее время наблюдается подорожание на 15–20% как по обычной мелованной бумаге, так и по дизайнерской. К подорожанию добавился дефицит, особенно с матовой мелованной бумагой плотностью 200 г/м2. Перебои с меловкой других плотностей, кажется, заканчиваются, хотя с некоторыми форматами ещё есть проблемы. По дизайнерской бумаге мы, с нашими объёмами, дефицита не ощущаем.

 

 

Наталья Рукина, генеральный директор типографии «Цифровые технологии» (Москва):

Материалы за прошедший год подорожали заметно: процентов примерно на двадцать. Из-за этого и нам приходится постепенно повышать стоимость продукции.

Также в последнее время мы испытываем проблемы с поставками материалов. Остатки самоклеющихся плёнок Oracal и мелованной бумаги буквально выгребаем со склада у поставщиков. Приходится заменять материалы на другие, закупать альтернативные виды бумаги (например, вместо UPM Galerie Art) и брать материалы с запасом.

При этом, в силу специфики цифровой полиграфии, задержки мы допустить не можем: у нас все тиражи срочные. Поэтому приходится либо менять материал, либо отказываться от заказа, что, конечно, очень огорчает.

 

 

Сергей Бубен, генеральный директор типографии AVA Digital (Москва):

Подорожание бумаги и других материалов в последнее время действительно сильно заметно. Всё особенно печально на постоянных заказах с долгосрочными договорами. Кроме того, у нас много работ на разных видах дизайнерской бумаги. Она и так не дешёвая, а теперь стала ещё дороже.

Но мы стараемся, ведём душеспасительные разговоры с заказчиками, демонстрируем им письма с уведомлениями о повышении цен, которые мы получаем от поставщиков. Многие заказчики входят в наше положение.

 

 

Анна Федосеева, генеральный директор типографии «К-Пресс» (Мытищи):

За последнее время бумага и картон сильно подорожали. Даже продавцы этих материалов в шоке от цен, за которые приходится их продавать. К тому же появился большой дефицит нужных нам материалов. Мы тоннами скупаем в Санкт-Петербурге весь картон, который нам подходит. Раньше такого не случалось. Например, картон «Умка» раньше всегда был в наличии, его можно было спокойно заказывать любого формата и граммажа в любых количествах — и на следующий день всё привезут. Теперь об этом остаётся только мечтать. Уже почти год картон приходится заказывать в Санкт-Петербурге и пару недель ждать, пока привезут, размотают и нарежут…

Из-за дефицита часто приходится использовать не те материалы, которые первоначально хотел клиент. Например, недавно заказчик прислал нам для расчёта стоимости заказа целую таблицу на двадцать позиций: буклеты, листовки, плакаты, дорхенгеры, магнитные фоторамки. И везде написал, что надо делать их из материалов UPM. Отвечая этому клиенту, мы были вынуждены уведомить его, что материалов данной марки в полном объёме не будет — в том числе специальной бумаги для фоторамок. Поэтому придётся подбирать аналоги и проверять результат при запуске тиража.

Но в итоге, конечно, ко всему привыкаешь: приходится подстраиваться и работать в новых условиях. Несмотря на проблемы с материалами, работаем стабильно, сезон прошёл, как всегда, отлично, и это очень радует.

 

 

Александр Иванов, президент Издательско-полиграфической ассоциации высших учебных заведений (Ассоциация ВУЗИЗДАТ) провёл телефонный опрос ряда руководителей вузовских издательств, который показал, что повышение цен на бумагу и расходные материалы приводит к некоторому сокращению тиражей, выделению дополнительных бюджетов и пересмотру общей издательской политики. Где-то тиражи учебных пособий упали на 40–50%, где-то были выделены дополнительные бюджеты на текущий год на закупку материалов. В каждой госструктуре этот вопрос решается по-своему, но беспокойства не вызывает.

Систематическое повышение цен на бумагу в государственных образовательных учреждениях пока что не приводит к коллапсу, поскольку закупки производятся регулярно и на длительные периоды времени вперёд. Таким образом, есть возможность использовать текущий склад, а заказ на новые партии материалов уже планировать в соответствии с повышением цен. За увеличение стоимости заплатит либо госбюджет, либо студент — то есть конечный потребитель.

Тут надо отметить одну из особенностей вузовского книгоиздания — постоянное снижение тиражности. Это уже тренд, который инициируют в том числе и вузовские библиотеки, заявляя о том, что электронные библиотечные системы способны более эффективно обеспечить учебный процесс, чем содержание бумажных книжных фондов. От преподавателей сегодня требуют обязательного наличия электронных учебных материалов, наряду с традиционными.

Давний спор о том, заменит ли бумажная книга электронную, возможно, будет решаться именно через финансовую составляющую цены бумажной книги. И регулярное повышение цен на сырье и расходные материалы влияет уже даже не на стоимость изделия, а на саму идеологию книгоиздания, заставляя чаще всего использовать электронный носитель.

***

Сложившаяся ситуация не радует: типографии, вынужденные поднимать цены вслед за поставщиками материалов, рискуют растерять заказчиков, которые и так посматривают в сторону интернет-рекламы, электронных СМИ и книг в электронном формате. Об этом бьют тревогу и наши европейские коллеги, акцентируя внимание на том, что не размещённые из-за дефицита бумаги заказы на печатные издания могут уже никогда не вернуться.

В России, как показал опрос, проведённый Ивановым, в секторе учебников для вузов процесс уже пошёл. К сожалению, влиять на стоимость материалов полиграфисты практически не в состоянии. Остаётся приспосабливаться: искать менее дорогие материалы, уменьшать расходы на приладку — в частности, с помощью автоматизации (см. Терентьев И. Листовой офсет на «автопилоте» // Publish, № 1/2, 2022). А также можно вспомнить, что при печати «цифрой» малые тиражи обходятся дешевле, а приладка всегда меньше— ещё один повод подумать о том, не пора ли переходить на эту технологию печати.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Заря нового мира. И офсет, и цифра. И трафарет, и флексо.

Нам довелось жить в эпоху перемен и то, что мир никогда не станет прежним, стало общим местом. А каким он станет? Наверное, имеет смысл подумать о том, контуры чего маячат на горизонте. Начнём с условий для бизнеса.

Как напечатать «тот самый» цвет?

Если для нас, полиграфистов со стажем работы в отрасли, очевидна проблема с цветом, то для людей, которые приходят к нам в типографии со своими прекрасными макетами, это шокирующая новость. Они же так долго утверждали цвет с дизайнером! Как это он будет не таким же на печати?

Свои среди чужих

Сентябрьский номер нашего журнала был посвящён печати по текстильным материалам и изделиям. Но тема эта остаётся актуальной — как минимум для тех, кто рассматривает этот сектор рынка в качестве потенциального варианта развития своего бизнеса.

Гибридные этикеточные машины

Уже перед началом LabelExpo Americas 2022, проходившей в середине сентября 2022 года в Чикаго, бельгийская Xeikon, являющаяся подразделением FlintGroup, объявила о начале продаж гибридных решений для печати этикетки.

Прогоревший бизнес Гутенберга

В 1455 году в немецком Майнце начался рядовой, ничем не примечательный для горожан судебный процесс: богатый коммерсант из цеха ювелиров Иоганн Фуст обвинял своего делового партнёра Иоганна Гутенберга в нецелевом использовании средств в рамках их совместного предприятия и требовал возмещения огромной суммы в размере 2020 гульденов.


Новый номер

Тема номера – «Цифровая печать по текстилю». «Например»: MAVEX Sport. Ксения Чепикова о бизнесе Гутенберга. Школа цифровой текстильной печати. Цифровая печать по гофрокартону. Справочник покупателя: текстильные принтеры. Что в России с самоклейкой?


Что по Вашему перспективнее при расширении печатных мощностей типографии: «цифра» или офсет?
    Проголосовало: 106