101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как подружить бумагу с краской?

  • 7 марта 2022 г.
  • 1494
К сожалению, ситуация в отрасли такова, что бумагу и картон выбирать не приходится.

Что смогли приобрести, на том и печатают. Конечно, основные моменты при выборе и покупке запечатываемого материала стараются соблюдать — с покрытием он или без, имеет ли нужные плотность и жёсткость — всё это выполняется. А вот о печатных свойствах задумываться уже не приходится.

Прежде чем рассказать, с какими проблемами печатники могут столкнуться при печати на бумаге из-за её ненадлежащих печатных свойств, напомню механизм закрепления масляной краски в офсете.

Закрепление выполняется в два этапа: механическое (впитывание) и химическое (окисление). Растительные масла и алкидные смолы обладают важным свойством: под воздействием кислорода они полимеризуются и образуют твёрдую, эластичную плёнку, обеспечивающую закрепление краски на основе. Химическое закрепление красок до полного высыхания занимает несколько часов. Время закрепления краски зависит от состава краски и, как правило, сокращается благодаря катализаторам-сиккативам.

Понимание, как быстро краска будет закрепляться, ещё до того, как печатник приступит к работе, приходит после проведения теста на впитывание по ксилолу по ГОСТ 12603–67 «Метод определения поверхностной впитываемости капельным способом». Он основан на определении времени поглощения капли растворителя (ксилол орто), нанесённой на поверхность бумаги, измеряется в секундах и достаточно прост. Провести анализ можно в любой типографии. На подставку под углом 35° помещают лист бумаги, капают из пипетки известного объёма растворитель и, засекая время, измеряют длину следа ксилола.

Оптимальным, с точки зрения закрепления масляной оксидативной краски, считается поверхностное впитывание не более 70 с, максимум — 100 с.

Что касается импортной матовой мелованной бумаги, у которой также ещё недавно впитываемость растворителя была достаточно быстрой — до 20–40 с, то теперь она стала медленной. Иногда — до 100 с.

Мелованная бумага отечественного производства впитывает достаточно долго, можно сказать, что бумага скорее не впитывает растворитель, чем впитывает.

Что касается импортируемых мелованных картонов, то их впитывание кислоты может составлять от 100 с до нескольких минут.

Можно сделать вывод, что с точки закрепления краски произошло смещение в сторону оксидативного окисления. Т. е. бумага/картон могут впитать определённый объём краски, далее процесс механического закрепления переходит в основную фазу закрепления — химическую, окислением. За счёт этого «технологическое плечо» (время цикла обработки оттисков) значительно возрастает. Это мы говорим о красках с сиккативом.

Что касается скорости закрепления на мелованном макулатурном картоне отечественного производства, то оно оптимально с точки зрения впитывания и обычно составляет 60–70 с. Оксидативное окисление краски в этом случае замедляется больше за счёт кислого мелованного слоя (в основном) и превышенной относительной влажности самого картона.

Мелованный целлюлозный картон также отечественного производства впитывает 90–100 с и поглощает краску гораздо быстрее импортных аналогов, что по современным меркам неплохо. А зарубежные сорта картона в своём большинстве, скорее всего, можно отнести к невпитывающим поверхностям.

Сейчас становится «модным» печатать на не стандартизированной немелованной оборотной стороне картона без покрытия, а также на крафт-поверхностях. Поэтому от партии к партии, от палете к палете впитывание может значительно отличаться: в разы. Это приводит к большой разнооттеночной печати, а также переизбытку краски в порах картона. Далее проблемы начинаются при вырубке изделий — краска наслаивается вместе с бумажной пылью, «пробивает» биговки упаковки.

Регулярный анализ различных сортов бумаги и картона одного производителя свидетельствует о том, что поверхностное впитывание от партии к партии может существенно отличаться как на бумаге с покрытием, так и без. Поэтому, печатая одни и те же заказы при одинаковых условиях на одной бумаге, печатники и технологи часто обнаруживают, что время готовности оттисков к последующей обработке может быть разным. Отмарывание может возникать как сразу, так и по прошествии времени в стопе.

Что делать производству в типографии при такой нестабильности печатных свойств? В первую очередь — использовать краски на основе растительных масел, которые закрепляются в большей степени окислением. Во вторую — применять более интенсивные краски, где требуемая плотность изображения достигается меньшей толщиной красочного слоя, за счёт чего время закрепления будет снижено. В третью — использовать буферные добавки в увлажнение, которые вам рекомендовала компания-поставщик после проведённых анализов воды и подбора буферной добавки. Возможно, есть смысл использовать буферы, которые в своем составе содержат объёмный сиккатив, который ускоряет процесс закрепления краски внутри слоя.

Что касается крафт-материалов, на которых любят печатать кроющими белилами для достижения насыщенности, рекомендую праймировать их матовым офсетным лаком для выравнивания — заполнения микронеровностей шероховатой поверхности, затем «закрыть слой» под прессами, а далее нанести один-два слоя кроющей краски (в зависимости от требований к насыщенности). Эти рекомендации подтверждены моим личным практическим опытом во многих типографиях.

Подводя итог, могу сказать, что обратившись за технологической поддержкой к своим поставщикам, вы сможете оптимально подобрать материалы для печати на любой бумаге и картоне, что позволит минимизировать потери времени и сырья и сократить время обработки материалов.

Удачных вам тиражей!

Об авторе: Любовь Баюшкина (ljubov.bajushkina@oktoprint.ru) — начальник отдела технологов компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Сувенирка, которая работает

Тема номера — «Сувенирная продукция», как же можно совместить её с текстильной печатью? Из стандартного: производство текстильного мерча/сувениров. Расскажу, как это работает относительно компании, для которой вы изготавливаете данную продукцию. Возможно, мои мысли дадут вам свои инсайты и новые точки для продаж.

Напечатать нельзя исправить. Знаки препинания расставьте в зависимости от ситуации

Сувенирная продукция — это чаще всего вроде бы просто нанесение логотипа на готовые промо/фирменные/подарочные экземпляры (предметы). Разместил лого на фотографию продукции и отправил в печать — проще простого. Обожаю сувенирные заказы с точки зрения простоты макетов. Но не всегда так всё просто, как кажется, и тут бывают сложности, о которых важно помнить.

Сувенирная печать: что было, что будет…

Сувенирный рынок печати получил мощнейший толчок с появлением настольных УФ-принтеров, появилось множество новых направлений, большинство технологических процессов заменено УФ-печатью или упрощено, а компании, имеющие высокий творческий уровень исполнения заказов, смогли пересоздать старые продукты в абсолютно новом виденье. Но одним из свойств любого продукта является насыщение им рынка, это произошло и с сувенирными УФ-станками. Как обстоят дела сейчас и какие перспективы у направления сувенирной печати, мы узнали у экспертов отрасли.

«КАМА»: новые продукты для новых рынков

У производителя мелованного картона «КАМА» недавно сменился собственник: теперь компанией владеет материнская структура «Фармстандарта». Очевидно, в связи с этим на предприятии начались изменения, которые коснулись ассортимента производимого картона. Руководитель маркетинга Юлия Ермакова и новый руководитель направления развития и продвижения продукции Алексей Заикин рассказали о новинках и перспективах единственного в стране производителя FBB-картона, из которого в России создаётся упаковка огромного количества товаров потребительского спроса.

Отечественные записки

Номер, который вы держите в руках, — необычный: он отпечатан полностью на материалах «КАМЫ» — единственного отечественного производителя мелованного картона. И если пошедшая на страницы камская мелованная бумага — дело, можно сказать, привычное, то картон обложки — абсолютная новинка.


Новый номер

Тема номера: Сувенирная печать. Ткани с историей. Елена Ютишева: «Изменилось все и сразу». «КАМА»: новые продукты для новых рынков. CityPrint: развитие шаг за шагом. Типография в плюсе. Обзоры: Sprinter TC-CF2513. Этикетки из разных уголков мира.


Что убедит вас приобрести китайское оборудование вместо западного/японского?
    Проголосовало: 57