101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как подружить бумагу с краской?

  • 7 марта 2022 г.
  • 2366
К сожалению, ситуация в отрасли такова, что бумагу и картон выбирать не приходится.

Что смогли приобрести, на том и печатают. Конечно, основные моменты при выборе и покупке запечатываемого материала стараются соблюдать — с покрытием он или без, имеет ли нужные плотность и жёсткость — всё это выполняется. А вот о печатных свойствах задумываться уже не приходится.

Прежде чем рассказать, с какими проблемами печатники могут столкнуться при печати на бумаге из-за её ненадлежащих печатных свойств, напомню механизм закрепления масляной краски в офсете.

Закрепление выполняется в два этапа: механическое (впитывание) и химическое (окисление). Растительные масла и алкидные смолы обладают важным свойством: под воздействием кислорода они полимеризуются и образуют твёрдую, эластичную плёнку, обеспечивающую закрепление краски на основе. Химическое закрепление красок до полного высыхания занимает несколько часов. Время закрепления краски зависит от состава краски и, как правило, сокращается благодаря катализаторам-сиккативам.

Понимание, как быстро краска будет закрепляться, ещё до того, как печатник приступит к работе, приходит после проведения теста на впитывание по ксилолу по ГОСТ 12603–67 «Метод определения поверхностной впитываемости капельным способом». Он основан на определении времени поглощения капли растворителя (ксилол орто), нанесённой на поверхность бумаги, измеряется в секундах и достаточно прост. Провести анализ можно в любой типографии. На подставку под углом 35° помещают лист бумаги, капают из пипетки известного объёма растворитель и, засекая время, измеряют длину следа ксилола.

Оптимальным, с точки зрения закрепления масляной оксидативной краски, считается поверхностное впитывание не более 70 с, максимум — 100 с.

Что касается импортной матовой мелованной бумаги, у которой также ещё недавно впитываемость растворителя была достаточно быстрой — до 20–40 с, то теперь она стала медленной. Иногда — до 100 с.

Мелованная бумага отечественного производства впитывает достаточно долго, можно сказать, что бумага скорее не впитывает растворитель, чем впитывает.

Что касается импортируемых мелованных картонов, то их впитывание кислоты может составлять от 100 с до нескольких минут.

Можно сделать вывод, что с точки закрепления краски произошло смещение в сторону оксидативного окисления. Т. е. бумага/картон могут впитать определённый объём краски, далее процесс механического закрепления переходит в основную фазу закрепления — химическую, окислением. За счёт этого «технологическое плечо» (время цикла обработки оттисков) значительно возрастает. Это мы говорим о красках с сиккативом.

Что касается скорости закрепления на мелованном макулатурном картоне отечественного производства, то оно оптимально с точки зрения впитывания и обычно составляет 60–70 с. Оксидативное окисление краски в этом случае замедляется больше за счёт кислого мелованного слоя (в основном) и превышенной относительной влажности самого картона.

Мелованный целлюлозный картон также отечественного производства впитывает 90–100 с и поглощает краску гораздо быстрее импортных аналогов, что по современным меркам неплохо. А зарубежные сорта картона в своём большинстве, скорее всего, можно отнести к невпитывающим поверхностям.

Сейчас становится «модным» печатать на не стандартизированной немелованной оборотной стороне картона без покрытия, а также на крафт-поверхностях. Поэтому от партии к партии, от палете к палете впитывание может значительно отличаться: в разы. Это приводит к большой разнооттеночной печати, а также переизбытку краски в порах картона. Далее проблемы начинаются при вырубке изделий — краска наслаивается вместе с бумажной пылью, «пробивает» биговки упаковки.

Регулярный анализ различных сортов бумаги и картона одного производителя свидетельствует о том, что поверхностное впитывание от партии к партии может существенно отличаться как на бумаге с покрытием, так и без. Поэтому, печатая одни и те же заказы при одинаковых условиях на одной бумаге, печатники и технологи часто обнаруживают, что время готовности оттисков к последующей обработке может быть разным. Отмарывание может возникать как сразу, так и по прошествии времени в стопе.

Что делать производству в типографии при такой нестабильности печатных свойств? В первую очередь — использовать краски на основе растительных масел, которые закрепляются в большей степени окислением. Во вторую — применять более интенсивные краски, где требуемая плотность изображения достигается меньшей толщиной красочного слоя, за счёт чего время закрепления будет снижено. В третью — использовать буферные добавки в увлажнение, которые вам рекомендовала компания-поставщик после проведённых анализов воды и подбора буферной добавки. Возможно, есть смысл использовать буферы, которые в своем составе содержат объёмный сиккатив, который ускоряет процесс закрепления краски внутри слоя.

Что касается крафт-материалов, на которых любят печатать кроющими белилами для достижения насыщенности, рекомендую праймировать их матовым офсетным лаком для выравнивания — заполнения микронеровностей шероховатой поверхности, затем «закрыть слой» под прессами, а далее нанести один-два слоя кроющей краски (в зависимости от требований к насыщенности). Эти рекомендации подтверждены моим личным практическим опытом во многих типографиях.

Подводя итог, могу сказать, что обратившись за технологической поддержкой к своим поставщикам, вы сможете оптимально подобрать материалы для печати на любой бумаге и картоне, что позволит минимизировать потери времени и сырья и сократить время обработки материалов.

Удачных вам тиражей!

Об авторе: Любовь Баюшкина (ljubov.bajushkina@oktoprint.ru) — начальник отдела технологов компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
УФ-универсал для сувенирки

В декабрьском номере журнала Publish в рубрике «Детали» мы рассмотрели планшетный УФ-принтер G!DIGITAL FB-0906D Plus с опцией Rotary Device для печати на цилиндрических изделиях. Полный обзор этого устройства читайте прямо сейчас.

Творчество и бизнес «Сумах-принт»

Каринэ Рамазанова — дизайнер одежды и художник-принтмейкер из Махачкалы. Её платки с этническими узорами традиционных дагестанских ковров пользуются популярностью не только в Дагестане. Год назад Каринэ со своей дочерью Асият открыла швейно-печатное производство «Сумах-принт». О том, как это получилось, мы спросили её.

«Пятёрка» под защитой

12 ноября 2024 года в Московском политехе состоялась открытая лекция начальника отдела полиграфических защитных технологий научно-исследовательского института Гознака Егора Казарцева «Элементы защиты от подделки для высокозащищённой полиграфической продукции».

Рост не нужен

Тема роста производительности является сложной и не имеет простого решения. Нет одного какого-то действия, которое даст позитивный результат, да и не всегда такая цель должна стоять перед руководством компании.

Реальная роботизация полиграфии

Автоматизация и роботизация стоят дорого — это то, что нужно типографиям в условиях кадрового голода? Вопрос очень хороший и очень непростой и состоит из двух разных.



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59