101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

20 наивных, но важных вопросов про широкоформатное ламинирование

  • 25 июня 2021 г.
  • 41469
Не секрет, что мало напечатать заказ, его ещё нужно отделать.

Один из видов послепечатной обработки — ламинация плёнкой. Все ли отпечатки в широкоформатной печати нужно ламинировать? Как не переплачивать за плёнку? Какой ламинатор выбрать? Разбираемся в вопросе вместе со специалистами ГК «РуссКом» – эксклюзивным дистрибьютором южнокорейской GMP.

 

Зачем вообще нужно применять широкоформатные ламинаторы, разве отпечатки недостаточно стойкие?

Зависит от задач, конечно. Иногда стойкости чернил может и не хватить на весь срок службы отпечатка, особенно если его планируется использовать на улице. А ламинируют много всего: выставочную продукцию и стенды, рекламные плакаты, вывески, внутренние и внешние элементы оформления магазинов. Причина всегда понятна: нужно уберечь отпечаток от воздействия УФ-излучения, влаги и механических повреждений. Одним словом, продлить его жизнь.

Стойте, а разве это для всех типов принтеров нужно?

Не обязательно. Латексные и УФ-чернила более стойкие, такие отпечатки часто даже не требуется ламинировать. А вот отпечатки принтеров на водных или экосольвентных чернилах, как правило, нужно защищать от внешнего воздействия. Конечно, если речь не идёт о продукции, рассчитанной на очень короткий срок службы.

От чего защищать-то?

От царапин, случайных и преднамеренных: вот испортят хулиганы вашу рекламу — будет неприятно. Да и выгорание на солнце никто не отменял, краски от такого воздействия могут поменять свой первоначальный цвет. Чаще всего, если это наружка, а она постоянно находится под солнцем, цвета выгорают довольно быстро —печальный вид приобретают. Наверняка такие примеры видели многие, особенно находясь на отдыхе в странах с жарким климатом.

20 наивных, но важных вопросов про широкоформатное ламинирование

Проблема понятна, и как её решать?

Ламинировать, конечно. Тут всё дело в выборе правильной плёнки. Толщина плёнок измеряется в микронах (мкм) — одна тысячная миллиметра. Чем плотнее плёнка, тем прочнее она и жёстче, а покрытие получается прочнее. Плёнки обычно бывают толщиной от 25 до 250 мкм. Более тонкую плёнку берут, чтобы сэкономить, более плотную — если риск повреждения и сила воздействия на отпечаток большие. Самые же популярные плёнки — толщиной 32 и 75 мкм. У них не только толщина, но и цены отличаются друг от друга примерно вдвое.

И когда какую брать?

Плёнкой 32 мкм ламинируют плакаты, оформление магазинов, когда информация представляется на ограниченный срок — до нескольких месяцев. Тогда нет смысла переплачивать за более дорогой материал. Плотные плёнки используют, когда рассчитывают на то, что отпечатки будут использоваться длительный срок или если подвергаться постоянным механическим воздействиям, например, в подвижных рекламных конструкциях. Самые толстые плёнки берут для ламинирования картографической продукции, схем эвакуации, указателей, табличек, которые крепятся на стены.

А с УФ-излучением как? Насколько усиливается защита от солнечного излучения при помощи ламинации, можно же это измерить?

К сожалению нет. В первую очередь зависит от того, где именно будут размещаться в итоге отпечатки, на сколько ярко там светит солнце, велика ли интенсивность солнечной радиации: Москва и Краснодар будут отличаться, разумеется. Зависит и от того, на какую сторону света обращен отпечаток лицевой стороной. А вот время года и облачность не влияют: УФ-излучение есть в любом случае, выглянуло ли солнышко из-за облаков или нет.

20 наивных, но важных вопросов про широкоформатное ламинирование

А как же понять, работают эти плёнки или просто фикция? На слово вам поверить?

То, что нет точных данных для каждой географической точки и для каждого места, не значит, что вообще нет никакой информации. Ламинационные пленки являются УФ-фильтром, то есть отсекают определённое количество лучей в этом диапазоне — это научный факт. Да и вы сами можете провести простейший эксперимент: повесьте на освещенную солнцем стену две одинаковые распечатки, одну с плёнкой, другую — без, и через некоторое время сможете увидеть разницу. Например, таблички, объявления, которые мы вешаем на наши двери, ламинируются. И нам ещё ни одно объявление не удалось довести до стадии выцветания цветов. Так что, срок использования отпечатков без потери яркости цвета точно становится больше, не сомневайтесь.

Ну ладно, считайте, что убедили. А как эту плёнку накатывать? Руками можно или придётся отдельное устройство покупать?

Если плёнка с холодным клеем, то можно и руками прикатывать, но если клей горячий, то как минимум понадобится утюг )) А если серьёзно, то широкоформатные отпечатки качественно закатать получится только на качественном же специализированном оборудовании. Широкоформатные ламинаторы появились в середине 20 века, в то время они использовались для ламинации крупноформатных фотографий, но после распространения широкоформатной печати пришли и в эту отрасль. Первые широкоформатные ламинаторы (и это были ламинаторы GMP) появились в России в середине 90-х гг. прошлого века: сначала с холодными валами, а к концу 90-х — и с горячими. И сейчас сохраняется это деление: оборудование, которое делает горячее ламинирование, может делать и холодное. Но есть и отдельные модели ламинаторов, которые делаю только холодное ламинирование.

20 наивных, но важных вопросов про широкоформатное ламинирование

А для чего нужны только «холодные» ламинаторы? В чём преимущество по сравнению с универсальными ламинаторами с нагревом, ведь они могут и так, и этак?

Это вопрос цены оборудования, для моделей без нагрева она существенно ниже, потому что (сюрприз!) нет нагревательного элемента. Нет необходимости встраивать систему, которая поддерживает равномерность нагрева валов. Соответственно, само оборудование получается дешевле. Но плёнки для ламинирования в этом случае требуются особенные, с активным клеевым слоем, а они стоят дороже, чем для горячего ламинирования.

Они как-то по задачам делятся? Или просто люди выбирают ламинатор, который если не часто будет использоваться, то можно взять и «холодный», а если постоянно и нужно плёнку подешевле, то лучше подойдет «горячий»?

Нужно смотреть и на поставленную задачу, и на цену. В первую очередь имеет значение, какой материал нужно ламинировать. Горячей плёнкой ламинируют бумагу: когда клей плавится, он проникает в неровности и поры бумаги и закрепляется в них. Но есть некоторые синтетические материалы с высокой гладкостью поверхности, соответственно горячему клею на ней не зацепиться. Вот тут-то и используют холодные плёнки. И ещё важно: если вы задумали ламинировать отпечатки с латексного или УФ-принтера, то нужно выбирать только холодное ламинирование, потому что эти чернила создают плотную красочную плёнку на поверхности бумаги, здесь уже горячий клей не ляжет, такая плёнка будет отслаиваться.

Ого, это существенная информация. А при какой температуре происходит ламинирование плёнок?

В зависимости от плёнки и клея — от 90° до 130° С в среднем. И чем выше скорость ламинатора, тем выше должна быть температура, чтобы локально создать достаточный нагрев для расплава клея. Холодную пленку обычно не нагревают, но если у вас ламинатор с нагревом верхнего вала, то можно немного подогреть плёнку (примерно до 50° С), чтобы клей был менее вязким и лучше растекался по поверхности ламинируемого материала. В этом случае у него лучше адгезия, да и бракав виде воздушных пузырей под плёнкой будет меньше.

20 наивных, но важных вопросов про широкоформатное ламинирование

То есть это специальный ламинатор, у которого нагревается только верхний вал?

Нет, это обычный ламинатор с нагревом. Получается, что он универсальный: и для горячей, и для холодной ламинации. Но для холодного режима верхний вал можно подогреть не до 120–150° С, а до 50° С.

 

Погодите, получается, что горячим способом синтетические материалы вообще нельзя ламинировать, они ведь могут расплавиться в ламинаторе...

Да, есть такой миф. Очень многие заказчики боятся, что высокая температура может пагубно сказаться на некоторых видах материалов, которые боятся большого нагрева. Но ламинировать горячим способом можно и их. Этот способ уже давно практикуется: нужна более точная настройка температуры в пределах, которые допускает конкретный материал, ну и само оборудование должно быть с равномерным нагревом вала. Например, на ламинаторах GMP всё получается отлично. Можно выставить температуру 105° С, и она не будет подниматься выше. Нет перепадов температуры — нет брака в работе. Вот, например, самая популярная модель GMP EXCELAM PLUS 1600COMBI/RSER. Её можно назвать самой универсальной и можно использовать в самых разных отраслях: она пригодится и тем, кто работает с интерьерными рекламными и информационными материалами, с наружной рекламой, с бумажными отпечатками, а также тем, кто делает накатку на плоских материалах, например, в производстве мебели.

 

Если этот ламинатор такой замечательный, универсальный, то, наверное, прямо все к нему бегут и просят «да, да, заверните нам пожалуйста». Или он дорогой?

В линейке ламинаторов GMP (которые сами по себе дешевыми не назвать) эта модель в средней ценовой категории. Но интересна она тем, что работает в разных отраслях: и для рекламщиков, и для полиграфистов, и для мебельщиков. А что касается цены... Конечно, всегда можно дешевле найти ламинатор, даже можно утюг взять, и им плёнку прикатывать. Но GMP предлагает не просто устройства, а решение проблем. Часть из них мы упомянули выше. И вот ещё важная особенность широкоформатного ламинирования: себестоимость отпечатка сама по себе достаточно высокая. И довольно часто речь идет о ламинировании не каких-то гигантскийх тиражей, а наоборот очень небольших, иногда и единичных экземпляров. Тут лишних листов на приладку нет, ламинировать нужно сразу, с первого раза и без брака. Ведь любая ошибка или проблема с качеством прикатки плёнки обойдется слишком дорого: можно испортить уникальный экземпляр или материал с высокой себестоимостью. А ещё прибавьте время на перепечатку испорченного оттиска, сдвиг сроков, нарушение очередности печати других заказов... Вот в таких вопросах, когда качество ламинирования выходит на первый план, то есть цена ошибки получается слишком высокой. И тогда ламинаторы GMP стоят в первых рядах.

А эти ламинаторы и с другими проблемами справляются?

Да, есть такое. Вот, например, ширина отпечатка может быть метра полтора, а ламинировать его нужно плёнкой 25–35 мкм. И могут возникнуть обоснованные опасения, что будут замятия, заломы. Очень сложно с такой тонкой пленкой на такую большую ширину создать достаточное натяжение так, чтобы не было никаких дефектов ламинирования. Но проблема эта решается на уровне оборудования — у ламинаторов GMP вал имеет бочкообразную форму. Благодаря этому, в процессе ламинации плёнка разглаживается от центра к краям, и все возможные складки плёнки убираются. В том месте, где плёнка соприкасается с материалом, она максимально ровная, что исключает замятия и заломы.

20 наивных, но важных вопросов про широкоформатное ламинирование

С применением вроде есть ясность. А что с надёжностью: не может же быть, чтобы ламинаторы работали без всяких проблем?

Как правило, это очень простые и надёжные устройства по своей конструкции. Чаще, конечно, у них что-то расстраиваться, требует дополнительных настроек, и тому подобное. В ламинаторах GMP все узлы сделаны из качественных материалов, которые позволяют оборудованию работать дольше без каких-либо там проблем. Плюс у GMP есть патент на конструкцию нагревательных элементов, которые способствуют равномерному поддержанию температуры.

И что, совсем-совсем ничего не ломается?

Бывает иногда, когда большие тиражи, в сезон, когда выставки, выходят из строя шестеренки. Они в основном пластиковые, стираясь, они защищают мотор и плату от последствий перегрузок — работают, как предохранитель. Их периодически приходится менять, но это не считается критичным. А одна из основных проблем — это загрязнение и механические повреждения. Клей налипает на вал, и может так получиться, что при следующем ламинировании бумага прилипнет к валу и оторвётся вместе с резиной — такие случаи бывали. Или оператор срезал остатки плёнки ножом, и повредил резину вала. Это уже человеческий фактор...

А как избегать таких проблем, налипания клея того же?

Как ни скучно это звучит, проводить техническое обслуживание после каждой рабочей смены. Нужно следить за чистотой и состоянием ламинатора. К каждому ламинатору GMP при покупке прилагается (помимо инструкции) дополнительный список рекомендаций, что делать с ламинатором, чтобы он прослужил дольше. Там очень подробно написано, и всё на основе многолетнего опыта работы сервисной службы «РуссКом».

 

О, кстати, о сервисной службе — это очень важно! А то купишь так какое-нибудь оборудование, а потом выясняется, что никакого послепродажного обслуживания и поддержки нет, а ты и спросить забыл. У вас ведь не так?

Сейчас в «РуссКоме» работает много сервисных инженеров по направлению ламинаторов, они проходят как минимум раз год обучение и обязательное повышение квалификации на заводе-производителе. Это то, что касается людей. Но и с запчастями все хорошо: спасибо GMP, что не часто меняет модельный ряд ламинаторов :-). И в «РуссКоме» есть возможность поддерживать склад запчастей для ламинаторов, которые продавались 20 лет назад. Так и происходит: часто обращаются владельцы ламинаторов, которые отработали по 15-20 лет шестеренки поменять или кнопки на пульте управления. Одна из таких моделей-долгожителей — GMP EXCELAM-Q1670RS. Или вот приходит клиент и говорит: я 15 лет назад покупал такую-то модель ламинатора, могли бы вы мне сейчас предложить аналог? А аналог не нужен, этот ламинатор до сих пор производится. Конечно, какие-то обновления происходят: электронных компонентов и прочего. Но вот конструктивно — это тот же самый ламинатор. Значит, совершенство достигнуто!

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что случилось на Printech

Мы побеседовали с представителями «РуссКома» — тремя руководителями отделов продаж оборудования разных направлений, которые все дни работали на выставке и составили своё представление о мероприятии. Нам было интересно узнать их общие впечатления о выставке 2024 года и более узкое мнение о том, что происходило на стенде «РуссКома»: чем интересовались люди, заметны ли какие-то тенденции, формирующиеся на полиграфическом рынке.

MasterCutter расширяет формат резки

ГК «РУССКОМ» начала поставки планшетного режущего плоттера под собственной торговой маркой MasterCutter 1070 GT.

Фотоистории в печати

Сколько фотографий хранится в памяти вашего смартфона? Скорее всего, больше тысячи. А сколько из них вы собираетесь напечатать? И вот здесь возникает нешуточное противоречие. С одной стороны, больше снимков, чем сейчас, человечество никогда не производило, но при этом количество печатаемых фотографий стремительно уменьшается с каждым годом. Однако решение для компаний, работающих в сфере фотопечати, всё-таки есть — это жанр фотокниги, пришедший на российский полиграфический рынок около 15 лет назад.

Ламинирование на скорости

Модели R-SuperLam с шириной ламинирования 520 мм рекомендуются для решения самых разнообразных производственных задач.

Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12