101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как строили «Теремок»

  • Николай Давыдов
  • 5 февраля 2021 г.
  • 3998
Реализация уникального проекта pop-up-издания «Некнижка Теремок» заняла более двух лет и потребовала сотрудничества множества людей и нескольких типографий. Но результат того стоит!

От замысла до сигнального образца

Эта история началась с того, что в октябре 2018 г. к нам в компанию «Формат-Д» с вопросом о возможности изготовления необычного издания «Некнижка Теремок» обратилась её автор — Диана Воробьёва. У автора была идея и базисная концепция детской pop-up книги-игрушки, были примеры подобных изданий, изготовленных за рубежом. Около трёх месяцев мы с автором в переписке и при личных встречах уточняли параметры, концепцию издания, совместно сформулировали основные пункты технического задания. В феврале 2019 г. на основании концепции и техзадания началась разработка pop-up-разворотов книги. Уже в марте были готовы «белые» конструкции двух разворотов книги. Параллельно разрабатывались конструкции оставшихся двух разворотов, а иллюстратор делал картинки по чертежам развёртки первых двух разворотов книги. А в июне была закончена разработка «белых» конструкций вторых двух разворотов и чертежей развёрток элементов конструкций. Начались параллельные процессы корректировки конструкций, отрисовки и корректировки иллюстраций. В августе был собран первый цветной макет всех четырёх разворотов книги, а в сентябре — первый сигнальный экземпляр книги с учётом корректировок и исправлений.

Белые макеты разворотов

 

Особенности разработки pop-up-изданий

При разработке pop-up-конструкций для тиражных изделий следует учитывать множество факторов. Изделия должны многократно открываться и закрываться без каких-либо осложнений и утраты работоспособности. Нужно уделять внимание и выбору бумаги и картона: не все сорта подходят для pop-up-конструкций. Нельзя забывать и об ограничениях технологий печати и вырубки. Кроме того, конструкции создаются с учётом ручной сборки изделия. А это тоже нетривиальная задача, поскольку у тех, кто осуществляет финальную стадию процесса — сборку — различные способности. Поэтому конструктору уже на стадии разработки необходимо представлять, как это всё будет собираться, и максимально унифицировать процесс сборки. Всё это — задачи конструктора уже на стадии разработки «белого» макета. И, конечно, конструирование выполняется во взаимодействии с автором идеи и концепции, а также с иллюстратором.

 

Доводка и производство

Начался процесс доводки конструкций и иллюстраций до оптимального соотношения «цена/качество», учёта потребительских требований к изданию, поиск компромиссных решений конструкций и согласование представлений всех участвующих в проекте сторон. В это время несколько раз перерисовывались некоторые иллюстрации и менялась часть конструкций.

В марте 2020 г. работа была прервана весенним карантином из-за коронавируса. В этот период мы могли работать только с иллюстративным материалом — для работы с конструкциями обязательно было их неоднократное макетирование, а поскольку оборудование мы не могли использовать в удалённом режиме, процесс был приостановлен до июня.

Сигнальный макет книги

В августе была в основном закончена работа по разработке издания и утверждён в печать окончательный сигнальный макет книги. Началась предпечатная подготовка: формирование печатных спусков, вырубных форм и технологической карты ручной сборки книги. В этот период были ещё мелкие корректировки иллюстраций, в конце сентября работы по предпечатной подготовке издания были завершены.

Выбор типографии для печати был обусловлен несколькими причинами: форматом печатной машины и возможностью печатать УФ-красками для сохранения красочности издания с учётом характеристик используемой бумаги и, что немаловажно, нашими хорошими друзьями и давними партнёрами — типографией «Сити Принт» (Москва).

 

Оборудование и материалы

Для печати использовалась Heidelberg Speedmaster XL 106-8-P — восьмикрасочная офсетная печатная машина с устройством переворота листа формата 75×106 см, для двусторонней печати высокореактивными красками по технологии LE-UV на скорости до 18 000 л./ч.

Послепечатная отделка и вырубка выполнялись с помощью ламинатора Autobond MARK MINI 76 T и тигельного пресса для высечки и биговки ML-1040.

Бумага на блок и конструкции: гладкая чистоцеллюлозная бумага без покрытия UPM Color Fine (от 190 до 350 г/м2), которая обладает необходимыми свойствами для реализации pop-up-конструкций.

Материалы для обложки: высококачественная чистоцеллюлозная матовая бумага многократного мелования Sappi Omega Silk (170 г/м2), переплётный картон для сторонок Solidus Solution Luxline G толщиной 2,5 мм.

 

Не менее важный процесс вырубки (наши вырубные формы в большинстве своём довольно сложны и требуют очень хорошего уровня профессионализма) мы доверили специалистам послепечатной обработки компании «Полиграф Мастер» (Москва), с которыми мы давно и плотно сотрудничаем и дружим.

Пока шла вырубка, параллельно были собраны обложки и кашированные картонные вставки для книги нашими не менее давними партнёрами и друзьями — компанией «Котон» (Москва).

96 элементов, из который собрана книга

В середине октября нами были получены вырубленные листы и начался процесс сборки книги. Стартовал он с удаления облоя с листов вырубки и сортировки вырубленных элементов. Всего вырубных форм было 16, а элементов в книге — 96, включая обложку, форзац и специальную кашированную картонную вставку. И всё это в тиражном количестве.

Сборка

Процесс ручной сборки pop-up-изданий многоуровневый, чем-то напоминает конвейерную сборку, но со своей спецификой.

 

Тиражный экземпляр «Некниги Теремок»

Как строили «Теремок»

Книга упаковывается в полипропиленовый прозрачный пакет с клеевым клапаном

Этот процесс нам пришлось на ходу перестраивать, поскольку на книгу был активирован онлайн-предзаказ, и вскоре выяснилось, что есть заказы для подарков детям, у которых в ближайшее время день рождения. Поэтому мы срочно собрали возможное количество книг для их доставки. Это несколько затормозило сборку всего тиража, но мы восстановили конвейер, и процесс вернулся из аврального состояния в нормальное.

Процесс ручной сборки pop-up-изданий во многом зависит от человеческого фактора, поэтому планирование сроков окончания сборки — задача без решения, но мы уверены, что закончим сборку всего тиража в приемлемые сроки.

Об авторе: Николай Давыдов (nick@formatd.ru) — конструктор pop-up-компании «Формат-Д».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 54