101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как строили «Теремок»

  • Николай Давыдов
  • 5 февраля 2021 г.
  • 4099
Реализация уникального проекта pop-up-издания «Некнижка Теремок» заняла более двух лет и потребовала сотрудничества множества людей и нескольких типографий. Но результат того стоит!

От замысла до сигнального образца

Эта история началась с того, что в октябре 2018 г. к нам в компанию «Формат-Д» с вопросом о возможности изготовления необычного издания «Некнижка Теремок» обратилась её автор — Диана Воробьёва. У автора была идея и базисная концепция детской pop-up книги-игрушки, были примеры подобных изданий, изготовленных за рубежом. Около трёх месяцев мы с автором в переписке и при личных встречах уточняли параметры, концепцию издания, совместно сформулировали основные пункты технического задания. В феврале 2019 г. на основании концепции и техзадания началась разработка pop-up-разворотов книги. Уже в марте были готовы «белые» конструкции двух разворотов книги. Параллельно разрабатывались конструкции оставшихся двух разворотов, а иллюстратор делал картинки по чертежам развёртки первых двух разворотов книги. А в июне была закончена разработка «белых» конструкций вторых двух разворотов и чертежей развёрток элементов конструкций. Начались параллельные процессы корректировки конструкций, отрисовки и корректировки иллюстраций. В августе был собран первый цветной макет всех четырёх разворотов книги, а в сентябре — первый сигнальный экземпляр книги с учётом корректировок и исправлений.

Белые макеты разворотов

 

Особенности разработки pop-up-изданий

При разработке pop-up-конструкций для тиражных изделий следует учитывать множество факторов. Изделия должны многократно открываться и закрываться без каких-либо осложнений и утраты работоспособности. Нужно уделять внимание и выбору бумаги и картона: не все сорта подходят для pop-up-конструкций. Нельзя забывать и об ограничениях технологий печати и вырубки. Кроме того, конструкции создаются с учётом ручной сборки изделия. А это тоже нетривиальная задача, поскольку у тех, кто осуществляет финальную стадию процесса — сборку — различные способности. Поэтому конструктору уже на стадии разработки необходимо представлять, как это всё будет собираться, и максимально унифицировать процесс сборки. Всё это — задачи конструктора уже на стадии разработки «белого» макета. И, конечно, конструирование выполняется во взаимодействии с автором идеи и концепции, а также с иллюстратором.

 

Доводка и производство

Начался процесс доводки конструкций и иллюстраций до оптимального соотношения «цена/качество», учёта потребительских требований к изданию, поиск компромиссных решений конструкций и согласование представлений всех участвующих в проекте сторон. В это время несколько раз перерисовывались некоторые иллюстрации и менялась часть конструкций.

В марте 2020 г. работа была прервана весенним карантином из-за коронавируса. В этот период мы могли работать только с иллюстративным материалом — для работы с конструкциями обязательно было их неоднократное макетирование, а поскольку оборудование мы не могли использовать в удалённом режиме, процесс был приостановлен до июня.

Сигнальный макет книги

В августе была в основном закончена работа по разработке издания и утверждён в печать окончательный сигнальный макет книги. Началась предпечатная подготовка: формирование печатных спусков, вырубных форм и технологической карты ручной сборки книги. В этот период были ещё мелкие корректировки иллюстраций, в конце сентября работы по предпечатной подготовке издания были завершены.

Выбор типографии для печати был обусловлен несколькими причинами: форматом печатной машины и возможностью печатать УФ-красками для сохранения красочности издания с учётом характеристик используемой бумаги и, что немаловажно, нашими хорошими друзьями и давними партнёрами — типографией «Сити Принт» (Москва).

 

Оборудование и материалы

Для печати использовалась Heidelberg Speedmaster XL 106-8-P — восьмикрасочная офсетная печатная машина с устройством переворота листа формата 75×106 см, для двусторонней печати высокореактивными красками по технологии LE-UV на скорости до 18 000 л./ч.

Послепечатная отделка и вырубка выполнялись с помощью ламинатора Autobond MARK MINI 76 T и тигельного пресса для высечки и биговки ML-1040.

Бумага на блок и конструкции: гладкая чистоцеллюлозная бумага без покрытия UPM Color Fine (от 190 до 350 г/м2), которая обладает необходимыми свойствами для реализации pop-up-конструкций.

Материалы для обложки: высококачественная чистоцеллюлозная матовая бумага многократного мелования Sappi Omega Silk (170 г/м2), переплётный картон для сторонок Solidus Solution Luxline G толщиной 2,5 мм.

 

Не менее важный процесс вырубки (наши вырубные формы в большинстве своём довольно сложны и требуют очень хорошего уровня профессионализма) мы доверили специалистам послепечатной обработки компании «Полиграф Мастер» (Москва), с которыми мы давно и плотно сотрудничаем и дружим.

Пока шла вырубка, параллельно были собраны обложки и кашированные картонные вставки для книги нашими не менее давними партнёрами и друзьями — компанией «Котон» (Москва).

96 элементов, из который собрана книга

В середине октября нами были получены вырубленные листы и начался процесс сборки книги. Стартовал он с удаления облоя с листов вырубки и сортировки вырубленных элементов. Всего вырубных форм было 16, а элементов в книге — 96, включая обложку, форзац и специальную кашированную картонную вставку. И всё это в тиражном количестве.

Сборка

Процесс ручной сборки pop-up-изданий многоуровневый, чем-то напоминает конвейерную сборку, но со своей спецификой.

 

Тиражный экземпляр «Некниги Теремок»

Как строили «Теремок»

Книга упаковывается в полипропиленовый прозрачный пакет с клеевым клапаном

Этот процесс нам пришлось на ходу перестраивать, поскольку на книгу был активирован онлайн-предзаказ, и вскоре выяснилось, что есть заказы для подарков детям, у которых в ближайшее время день рождения. Поэтому мы срочно собрали возможное количество книг для их доставки. Это несколько затормозило сборку всего тиража, но мы восстановили конвейер, и процесс вернулся из аврального состояния в нормальное.

Процесс ручной сборки pop-up-изданий во многом зависит от человеческого фактора, поэтому планирование сроков окончания сборки — задача без решения, но мы уверены, что закончим сборку всего тиража в приемлемые сроки.

Об авторе: Николай Давыдов (nick@formatd.ru) — конструктор pop-up-компании «Формат-Д».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26