2018.05.14, Автор: Игорь Терентьев506 прочтений

Варианты будущего для типографий

Теги: Komori Publish Печать Послепечать Форум Эксклюзив

Варианты будущего для типографийПередовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

25 и 26 апреля 2018 г. группа российских полиграфистов и журналистов по приглашению компании «ЯМ Интернешнл» посетила бельгийскую типографию Bulckens, а также расположенные в Нидерландах демоцентр Brausse Europe и Komori Graphic Center Europe. Нам показали самые передовые решения, которые по замыслу их создателей помогут типографиям найти оптимальные варианты развития.

Будни коммерческой типографии

Обычная последовательность действий в подобных поездках — сначала показывают оборудование в демозалах (можно сказать, в тепличных условиях), а затем приглашают увидеть его на реальных производствах. На этот раз получилось наоборот, но такой подход оказался ничем не хуже привычного. Возможно потому, что нам не планировали показывать каких-то совсем новых моделей оборудования, о возможностях которых мало что известно. Везде, где мы побывали, полиграфисты больше интересовались практическими деталями — эффективностью конкретных технических решений, структурой выполняемых заказов, ассортиментом подходящих расходных материалов и т. п.

О том, как в Bulckens (также известной под маркой Zwartopwit.be) работает офсетная и цифровая техника Komori, нам рассказал генеральный директор типографии Ману Лемёр. Как нередко бывает в Европе, это семейная компания, и она имеет длительную историю — была основана в 1935 г. Численность персонала сейчас — 100 человек, годовой оборот — около 18 млн евро при ежегодном приросте 5–10%, общая площадь производства — 5000 м2. Довольно долгое время здесь полагались только на офсет, однако около 10 лет назад открыли направление цифровой широкоформатной печати. Типография расположена во фламандской части Бельгии и ориентируется на заказчиков, говорящих на нидерландском языке. Таких людей в стране всего около 6 млн, как следствие, размещаемые тиражи невелики — от 100 до 2000 экз. Количество выполняемых заказов — 3–4 тыс. в неделю. Это определяет специализацию типографии, которая выполняет типичные рекламно-издательские заказы — визитки, листовки, буклеты, брошюры, плакаты и т. п. (многие из этих заказов печатаются в виде сборных тиражей) — с гарантированным временем доставки клиенту в течение 3 дней. Отсюда вытекают самые важные требования к оборудованию — оно должно обеспечивать высокое качество печати, минимальные время смены заказов и отходы на приладку.

Своей Komori Lithrone G840 в типографии Bulckens абсолютно довольны — с момента запуска машина ни разу не подводила

10 лет назад типография купила первую японскую офсетную машину Mitsubishi с одновременной сменой офсетных форм на всех секциях. В октябре 2017 г. эта машина была заменена более современной 8-красочной Komori Lithrone G840 с переворотом. Причём она ещё лучше вписывается в бизнес-модель типографии, поскольку оснащена технологий H-UV, выдающей сухие оттиски, которые сразу можно отправлять в послепечатную обработку. Машина имеет высокую степень автоматизации — её обслуживают всего два оператора. Их работу облегчает централизованная подача краски (довольно распространённая практика в европейских листовых типографиях, но пока очень редкая в России), а также оснащение машины системой контроля качества 100% оттисков. Для этого в машине установлено две камеры высокого разрешения — одна над модулем переворота, вторая — над приёмкой. Отслеживаются три параметра — подача краски, отсутствие дефектов (марашки и т. п.) и приводка. Кроме того, машина оснащена системой спектроденситометрического контроля PDC-SX. Среди других конструктивных особенностей — одинаковый (двойной) диаметр всех листопроводящих цилиндров, а также система воздушной поддержки листа на устройстве переворота, что обеспечивает его максимально плавную и стабильную проводку. Как следствие, проблемы различий оттисков на лицевой и оборотной сторонах, присутствующей на некоторых моделях конкурентов, здесь нет.

Лемёр особо отметил систему интеллектуального самообучения машины, которая со временем обеспечивает ещё большое сокращение времени и отходов: «Я считаю, что сейчас — это лучшее, что есть на рынке». Выбор системы H-UV, построенной на основе низкоэнергетических УФ-ламп, он объяснил её большей универсальностью: «Мы посещали типографии, где установлены LED-сушки, — везде для печати на бумаге и пластике используются разные типы краски. Мы иногда печатаем на пластике, но краски при этом не меняем». Ещё один плюс любых офсетных машин с высокореактивными красками (H-UV или на основе LED) — не нужна мощная система вытяжки, обязательная при использовании традиционной УФ-печати.

Что касается показателя количества макулатуры на приладке, то в Bulckens обычно добиваются значения от 50 до 100 листов, о чём могут только мечтать владельцы менее совершенных перфекторов. В среднем за сутки для машины выводят до 600 форм, что в пересчёте на заказы даёт 75 работ. В год типография потребляет более 120 тыс. м2 формных пластин Fujifilm.

К выбору Komori Impremia IS29 в типографии Bulckens шли пять лет
Типичный заказ на цифровую печать — сборный тираж

В том же печатном цехе с августа 2017 г. эксплуатируется Komori Impremia IS29, о которой мы подробнее всего рассказывали совсем недавно — в Publish № 11, 2017. Однако в Bulckens мы впервые увидели машину на реальном производстве. Выбором подходящей ЦПМ в типографии, как рассказал Лемёр, занимались 5 лет. И только в 2017 г. нашли «машину мечты», соответствующую их требованиям: формата B2, со стабильной цветопередачей (в отличие от тонерных машин), способной печатать на любых материалах без праймера и требующей минимального обслуживания (в отличие от HP Indigo). Он похвалил фундаментальность конструкции — в машине, которая весит 8 т, много металла, а самонаклад и приёмка позаимствованы от офсетной модели. Разумеется, Impremia IS29 обладает всеми типичными достоинствами «цифры» — минимальный расход бумаги на приладку и возможность печати переменных данных. Лемёр также выразил уверенность, что за струйной печатью — будущее.

С момента запуска ЦПМ, производительность которой составляет 3000 отт./ч, отпечатала около 1,1 млн отт. формата B2 (4,4 млн в А4). Для неё заключён сервисный контракт, а чернила покупаются отдельно — никаких «кликов». По истечении 1 млн отт. в соответствии с сервисным контрактом были заменены головки, «внеплановых» замен не было. Заказы, которые выполняются на «цифре», точно такие же, как и на офсете, тем более что диапазоны толщин совпадают — от 0,06 до 0,6 мм. Границу количества оттисков между заказами, которая в Bulckens определяет цифровой или офсетный способ, Лемёр назвать затруднился: «У нас есть специальное ПО, которое автоматически выбирает оптимальный способ в зависимости от тиража, материала, формата, типа финишной обработки и др. параметров».

Надёжная упаковочная послепечать по приемлемым ценам

Следующим пунктом нашей поездки стал демозал Brausse Europe, расположенный в Хертогенбосе (Нидерланды). Учитывая, насколько «штормило» в последние годы рынок коммерческой печати, вряд ли найдётся хоть одна типография в этом секторе, руководители которой не задумывались о выходе в упаковочный сектор. А те, кто уже работают в нём, постоянно стремятся повысить эффективность производства. И с этой точки зрения оборудование Brausse — интересный вариант.

Флагман флота высечных прессов Brausse — 1060ER

Нас встречал директор Brausse Europe Винсент ван дер Хейден. Он отметил, что Brausse — один из лидеров в области послепечатного оборудования для выпуска упаковки с 25-летней историей. Завод компании расположен в Шанхае (Китай). С января 2011 г. Brausse вошла в Bobst Group, что придало дополнительный импульс развитию. Список выпускаемого оборудования — типичный для упаковочной отрасли: штанцевальные прессы для высечки и тиснения, фальцевально-склеивающие линии.

Нам продемонстрировали в работе несколько машин — флагманский автоматический пресс для высечки Brausse 1060ER с удалением облоя и разделением заготовок, его более доступную версию 1060E без разделения заготовок, а также пресс для тиснения фольгой Signa 1050Fi.

Пресс Brausse 1060ER был выпущен осенью 2014 г. и разрабатывался уже с учётом стандартов Bobst. Макс. формат листа — 1060×760 мм, скорость — 6500 листов/ч, усилие высечки — 260 т. Он работает с бумагой от 90 г/м2, плоским картоном до 1000 г/м2 и гофрокартоном толщиной до 4 мм. Допустимая неравномерность плоскости материала — 2%, что особенно важно для отечественных типографий, часто вынужденных работать с дешёвыми марками картона. На выходе вы получаете готовые палеты, которые можно сразу отправлять на ФСЛ. Подача заготовок и выгрузка полуфабрикатов могут происходить в безостановочном режиме. Среди особенностей пресса: эксцентрики, обеспечивающие плавную работу захватов; система быстрой смены оснастки, позволяющая перейти на новую работу за 10–15 мин; расположение всех основных регулировок со стороны оператора и др. Интересно, что именно эта машина установлена у крупнейшего международного производителя оснастки для высечки Marbaсh — на ней компания проверяет и отлаживает свои штампы.

Штампы для тиснения крепятся на сотовой плите

Пресс для тиснения фольгой Signa 1050Fi работает с материалами формата до 1050×750 мм (макс. область тиснения — 1020×730 мм) со скоростью до 7500 циклов/ч. Макс. усилие тиснения — 300 т. Количество зон нагрева — 12. Пресс работает с бумагой от 80 г/м2, плоским картоном до 600 г/м2 и гофрокартоном толщиной до 4 мм. При необходимости на нём можно делать и высечку, однако регулярные работы по высечке и тиснению лучше делать на разных машинах, чтобы накопившаяся в машине пыль с картона не ухудшала качество тиснения.

Интересно, что Brausse Europe находится в одном здании с Vinfoil — производителем систем для холодного тиснения фольгой, устанавливаемых на листовые офсетные машины. Для их установки обычно задействуют две первые секции машины. Хотя подобное оборудование можно использовать и для упаковки, его чаще всего применяют при выпуске рекламной продукции — вклеек и вкладок, обложек, открыток и т. п. Основные достоинства подобных решений — для них не нужно изготавливать штампы для тиснения, скорость нанесения фольги практически равна производительности офсетной машины, сразу после тиснения по фольге можно нанести многокрасочное изображение в линию способом УФ-печати, оборот листа остаётся гладким. Системы Vinfoil могут быть установлены на новых и работающих в типографиях печатных машинах Komori.

Стирая границы между офсетом и «цифрой»

Komori уже не первый год продвигает концепцию OffsetOnDemand, максимально приближающую оперативность офсетной печати к «цифре». Главная «фишка» подобных решений, помимо высочайшего уровня автоматизации — технология H-UV (недавно количество поставленных с ней машин перевалило за 800, включая 17 рулонных офсетных Komori System 38D). С другой стороны, компания разрабатывает цифровые решения с некоторыми «офсетными» возможностями — по формату и универсальности в плане запечатываемых материалов. Об этом нам напомнили директор по продажам через дистрибьюторов в странах EMEA Komori International (Europe) Тони Картер и менеджер по маркетингу Питер Минис.

Наша встреча проходила в голландском Утрехте, где расположен Komori Graphic Center Europe, в котором установлено самое современное оборудование, проводятся демонстрации, обучение, международные конференции, а также НИОКР.

Перед демонстрацией Komori Lithrone G40 Картер акцентировал внимание на некоторых важных аспектах. В частности, он отметил: «Уникальная особенность Komori — унификация конструкции по всей линейке с шириной подачи от 26 до 44 дюймов». Важнейшее свойство машины для типографий — её надёжность, которая обеспечивает прибыльность. Например, боковая стенка станины у Komori, в отличие от некоторых конкурентов, делается из одной детали. Стойки захватов листов имеют алмазное напыление, чего не делает никто. Как следствие, на практике они выдерживают до 300 млн отт.

Картер привёл пример стоимости владения полноформатной машины после 2–3 лет работы. При сравнении 6-красочной Lithrone с лаком и аналогичной машины конкурента разница в затратах достигает 75% в пользу Komori. И это ещё без учёта потерянной прибыли из-за остановок в случае поломок…

Он также рассказал о преимуществах системы увлажнения Komori Matic, обеспечивающей более точное дозирование увлажняющего раствора в момент приладки и более стабильное поддержание баланса «краска/вода». Ещё один важный компонент — система KHS-AI. Например, она управляет скатом краски: при переходе от текущего заказа к следующему происходит съём красочной плёнки до базового размера — она уходит на последние 10–20 листов. Затем проходит предварительная настройка красочных зон для следующего заказа без подачи запечатываемого материала. Это существенно ускоряет переналадку.

Ещё одна важная функция KHS-AI — самообучение машины. При предварительной настройке машина делает это с учётом опыта печати предыдущих работ. Кроме того, функция Smart Sequence существенно (до 20%) сокращает время смены тиражей, а система установки форм без загибки краёв экономит рабочее время оператора.

Во время демонстрации на Komori Lithrone G540C был отпечатан плакат «Ночной дозор» на немелованной бумаге Maestro 160 г/м2, а затем продемонстрирован переход на упаковку на картоне Invercote 350 г/м2 (на фото справа), также отличающемся по формату. Обе работы печатались только с одной лампой H-UV. В ходе работы использовалась функция Smart Sequence. Количество листов на приладку — 30. В первом тираже отпечатали 300 листов, во втором — 500. Общее затраченное время — 12 мин 40 с

Картер также показал нам установленную рядом с G40 её упаковочную версию с автоматизированными нон-стоп подачей и удлинённой приёмкой. 6-красочная Lithrone GLX-640-C оснащена разными типами сушки. Кроме H-UV, в ней также установлена ИК- и две обычные УФ-лампы — с их помощью можно использовать недорогие УФ-лаки. Никаких проблем с совместимостью красок H-UV и обычных УФ-лаков нет. Макс. скорость печати этой машины — 18 000 отт./ч, формат — 750×1050 мм, толщина материала — 0,06–1 мм. Масса машины в такой конфигурации — 53 т.

Конфигурация сушек на приёмке Komori Lithrone GX40. H-UV установлена последней

Цифровую Komori Impremia IS29 нам представил и продемонстрировал директор по продажам цифрового и финишного оборудования Komori International (Europe) Роберт Хольшер. Он отметил, что эта листовая УФ-машина очень хорошо совмещается с машинами Komori H-UV как по оперативности, так и по цветовому охвату. Машина может эффективно использоваться на нескольких рынках: коммерческом, упаковочном, книжном и этикеточном.

Среди отличительных особенностей технологии цифровой УФ-печати — стабильная цветопередача и приводка лица к обороту с точностью +0,01 мм, хорошая имитация цветов Pantone, точная имитация офсетных оттисков, высокая автоматизация. Всё это позволяет создавать печатные продукты с высокой ценностью. Хольшер рассказал, что среди покупателей IS29 есть и пользователь HP Indigo, эксплуатирующий машину в семицветной конфигурации. Он попросил создать для их IS29 такой профиль, чтобы её цвета совпадали с цветами HP Indigo. В процессе работы по профилированию выяснилось, что объём цветового охвата IS29 оказался на 25% больше. В числе причин этого назвали цветовые свойства УФ-чернил и возможность наложения более толстых слоёв за счёт УФ-отверждения.

Р. Хольшер показал нам брошюры с образцами цветов Pantone, отпечатанными на IS29, и заметил: «Благодаря широкому цветовому охвату на этой машине возможно точное воспроизведение 85% цветов Pantone на мелованной и немелованной бумаге»

В ходе демонстрации нам показали, насколько машина универсальная — было отпечатано 6 разных заказов на широком ассортименте материалов. Рекламные буклеты на разных видах бумаги: мелованой и немелованной, наклейки на самоклеющейся, тестовые изображения на тонкой металлизированной (несмотря на отсутствие белого цвета, изображения выглядели вполне прилично — чернила имеют высокую кроющую способность), а также упаковка на картоне и пластике. Машина очень легко перестраивается с одного материала на другой, а как показали «экономические игры» ещё в октябре 2017 г., по ценовой эффективности IS29 может поспорить с офсетом даже на тысячных тиражах. Как правило, чем дороже запечатываемый материал, тем больше выигрыш за счёт минимальной приладки.

Определяющий выбор

Типографии не могут стоять на месте — им нужно постоянно развиваться. Выбирая то или иное решение, типографии «программируют» своё будущее. Во время поездки представители «ЯМ Интернешнл» вместе со своими партнёрами из Komori и Brausse показали самые передовые варианты развития для коммерческих и упаковочных производств, основанные на традиционных и цифровых технологиях. Кто-то из коллег даже заметил, что видеть подобную передовую технику морально тяжело — ведь на реальных производствах у большинства отечественных полиграфистов современных машин немного. Как следствие, любое подобное оборудование способно придать новый импульс развитию типографии, выделив её на фоне конкурентов. И главное здесь — не ошибиться с выбором технологий и поставщика.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus