2018.03.05, Автор: Игорь Терентьев732 прочтений

«Цифра» разгоняет упаковку

Теги: Publish Упаковка Цифровая этикетка Эксклюзив Флексография

«Цифра» разгоняет упаковкуВнедрение цифровых технологий в сектора упаковки и этикетки в России ускоряется. И если рынок цифровой этикетки уже можно считать достаточно насыщенным, то в упаковке всё только начинается…

Эта статья написана по итогам конференции «День цифровых инноваций в упаковке и этикетке», которую Publish совместно с «Мессе Дюссельдорф Москва» провёл во время выставки upakovka 2018 в рамках Innovationparc 25 января 2018 г. Конференция, которая стала уже традиционной и проводилась в третий раз (со статьёй о мероприятии 2017 г. можно ознакомиться в Publish, № 3, 2017), задумана нами для того, чтобы ускорить развитие рынка цифровой упаковки и этикетки в России. Как быстро будет расти этот рынок, зависит от всех участников цепочки — от заказчиков печатной продукции и типографий до поставщиков решений. Поэтому в программу конференции мы включаем выступления владельцев брендов, типографий с разной специализацией и поставщиков решений — у каждого из них есть собственные опыт и знания, которыми они могут поделиться с коллегами.

Участниками конференции стали более 100 представителей типографий, владельцев брендов, дизайн-студий и поставщиков решений для полиграфии — год от года наша аудитория растёт

 

Рынок

О чём идёт речь? Прежде всего об упаковке и этикетке, которые печатаются (а в последнее время и отделываются) цифровым способом на специализированных, а также универсальных ЦПМ и аналоговом или цифровом послепечатном оборудовании. Обычно это малотиражная, вариативная (с переменными сюжетами) или персонализированная продукция. Для средних и крупных тиражей применение ЦПМ пока нецелесообразно, за исключением вариативных упаковки и этикетки, постепенно пробивающих себе дорогу на рынок.

Оценить текущие масштабы сектора цифровой печати упаковки и этикетки, а также перспективы его развития непросто. Хотя бы потому, что во многих типографиях упаковочная продукция печатается и аналоговым, и цифровым способом и каких-либо стимулов разделять объёмы выпуска по видам технологий у полиграфистов нет. Тем не менее, крупные международные аналитические агентства время от времени делятся своими оценками и прогнозами.

Очевидно, что проникновение «цифры» в этикеточный сектор намного больше, чем в упаковочный. Например, в июне 2017 г. Международная организация производителей самоклеящихся материалов FINAT опубликовала данные исследования FINAT Digital Label Study 2017, показывающие, что цифровая печать уже внесла существенные изменения в сектор производства самоклеящихся этикеток. Согласно результатам, в 2016 г. в Европе цифровая печать этикетки занимала 9,7% рынка (по объёмам продаж в деньгах от рынка в 16 млрд евро — 1,55 млрд евро), что выше, чем на мировом рынке в целом. При этом процент от валового объёма выпуска этикетки в Европе существенно ниже, что объясняется более высокой стоимостью продукции, изготовленной на ЦПМ. Из установленных в Европе 2000 этикеточных ЦПМ 76% — тонерные (включая жидкий тонер) и 24% — струйные или гибридные. Однако прогнозы FINAT до 2022 г. показывают, что доля струйных машин будет расти быстрее, чем тонерных.

У производителей упаковки «цифра» пока не так популярна. Например, руководитель отдела продуктового маркетинга решений для коммерческой и промышленной печати Ricoh Rus Илья Базылев отметил, что по оценкам консалтинговой компании PIRA упаковочный сектор в мире растёт в среднем на 4% в год и за 2019 г. будет продано упаковочной продукции на 979 млрд долл. При этом проникновение «цифры» в упаковочный сектор к 2019 г. составит порядка 19 млрд долл., т. е. менее 2%. Что касается оценок масштабов российского рынка цифровой упаковки и этикетки, то мы пока не видели заслуживающих доверия оценок из независимых источников. Зато, как подчеркнул Базылев, нам присущ оптимизм. Он был заметен ещё на конференции два года назад, когда экономическая ситуация была намного сложнее. А сейчас этот оптимизм активно «конвертируется» в реальные проекты.

Предпосылки

«Почему именно упаковка?» — задал присутствующим вопрос Илья и постарался сам на него ответить. Типографии предлагают похожие продукты, а значит нужны новые предложения для заказчиков и конкурентные преимущества. Жёсткая ценовая конкуренция требует снижать себестоимость решений. Растёт количество мелких заказов, но нужно успевать выполнять их в срок. Заказчики становятся требовательней, поэтому типографии должны повышать качество продукции и расширять свои технологические возможности. Кому-то может показаться, что это проблемы. На самом деле — это возможности для развития бизнеса!

Если рассуждать о применимости цифровых технологий для выпуска упаковки, то, как справедливо отметил директор типографии «Быстрый цвет» (Санкт-Петербург) Кирилл Евдокимов, есть несколько перспективных направлений: малотиражная подарочная; персонализированная; эксклюзивная дизайнерская для дорогих товаров; муляжи товара в точках продаж и на выставках; для промоакций и тестов на фокус-группах (единичные экземпляры); «упаковка для упаковки»; по требованию.

Какие элементы упаковки и этикетки имеют особую привлекательность для покупателя? На это обратил внимание руководитель направления продаж индустриальных решений Konica Minolta Business Solutions Russia Владислав Кузнецов. Впрочем, Владислав не сделал никаких открытий, он лишь напомнил данные одного из серьёзных исследований. Согласно ему, покупателям особенно нравятся товары, в упаковке которых использовалась фольга, выборочное лакирование или металлизированные материалы.

Владислав Кузнецов (Konica Minolta): «Cогласно данным Business Insider первое впечатление о продукте и о товаре покупатель получает за 7 секунд. Поэтому привлекательная упаковка — первый шаг к сердцу покупателя. До 90% спонтанных покупок происходит тогда, когда покупатель остаётся один на один с упаковкой»

 

Кузнецов также обратил внимание на то, что помимо зрительного восприятия, покупатели используют и другие органы чувств. Поэтому важно, чтобы полиграфисты имели возможности воспроизведения тактильных эффектов: могли создавать на поверхности упаковки рельеф, использовать материалы с тактильно приятной поверхностью и т. п.

Технологии и решения

Главным признаком цифровой упаковки и этикетки можно считать способ печати. На рынке сейчас господствуют две базовые технологии — электрографическая (с жидким и твёрдым тонером) и струйная (на УФ -отверждаемых и водных чернилах). Участники конференции представили ряд решений разных классов этого сектора — от промышленных ЦПМ до настольных систем, которые по карману даже небольшим типографиям.

Как решение для выпуска упаковки Konica Minolta представляет свою флагманскую цветную ЦПМ AccurioPress C6100, которую мы подробно протестировали (Publish № 12, 2017, с. 16). К ней, а также ЦПМ формата B3 других производителей в пару предлагается уникальное решение по цифровой отделке — MGI JETvarnish 3DS & iFOIL S. Струйная система УФ-лакирования и фольгирования имеет макс. формат листа 364×1020 мм, скорость печати — 2298 отт./ч. Диапазон плотностей материалов — 135–450 г/м2, толщина слоя лака — 21–232 мкм.

Специально к конференции в Konica Minolta вместе с первым российским пользователем системы MGI JetVarnish 3D Web ярославской типографией «Азимут-Принт» придумали несуществующий продукт, а также изготовили уникальные этикетки для него, отпечатанные и отделанные цифровым способом. Среди образцов были и коробки на металлизированном материале, пока отпечатанные не в России на машине AccurioJet KM-1 и отделанные на MGI JetVarnish 3D Evolution

 

 

Если же вы настроены гораздо серьёзнее, то Konica Minolta может предложить цифровое листовое оборудование в формате B2 и даже B1: струйную ЦПМ AccurioJet KM-1 и отделочную ЦПМ MGI JETvarnish 3D EVOLUTION, работающую на УФ-отверждаемых чернилах. Она имеет формат 585×750 мм, скорость печати 3000 отт./ч, автоматический дуплекс. Машина способна печатать на широком ассортименте материалов (включая пластики) без предварительного праймирования толщиной до 0,6 мм. Что касается системы цифровой отделки, то она имеет макс. формат листа 750×1200 мм и обеспечивает скорость печати 4200 отт. формата B2 в час на материалах плотностью 135–800 г/м2. Толщина слоя при выборочном УФ-лакировании — 7–232 мкм, возможно также горячее тиснение фольгой. Понятно, что использование оборудования форматов B2 и B1 существенно расширяет ассортимент выпускаемой упаковки, для которой характерны большие размеры заготовок. Не случайно в офсетных упаковочных типографиях, выпускающих складные коробки, стандартом де-факто является оборудование формата B1.

 

Среди образцов, которые Илья Базылев (Ricoh Rus) запустил по рядам, были уже знакомые упаковки чая с белым тонером на цветной дизайнерской бумаге, коробочки с печатью белым и прозрачным тонером на металлизированном картоне (для получения подобных образцов использовалась ЦПМ Ricoh Pro С7100x и ПО ColorLogic)

 

 

Илья Базылев (Ricoh Rus) не стал детально представлять решения, которые его компания предлагает для цифровой печати упаковки. Он лишь выделил несколько ключевых особенностей ЦПМ Ricoh, присущих старшим моделям и важных именно для выпуска упаковки: макс. формат — до 330×700 мм; работа с плотными сортами бумаги и картона до 400 г/м2 в дуплексе; качественная печать на дизайнерских и фактурных сортах бумаги; дополнительные цвета, включая специальный тонер. Как именно эти возможности ЦПМ используются в реальных упаковочных заказах, рассказали представители двух уже знакомых читателям Publish типографий (см. раздел «Практика» на стр. 26).

Конечно, промышленное цифровое оборудование для отделки, подобное машинам MGI, позволяет получать очень привлекательную продукцию. Но далеко не всегда типография имеет возможность приобрести отделочное оборудование за шестизначную сумму в долларах или евро. Менеджер по продажам «ДжиЭмПи-Русском» Маргарита Горохова рассказала о гораздо более доступных технологиях и материалах, которые также могут успешно применяться для отделки цифровой упаковки.

Для реализации технологии выборочного глянцевания обычно достаточно уже имеющегося в типографии оборудования: ЦПМ и ламинатора с ревайндером. Дополнительно требуются только специальные расходные материалы. Вкратце процесс состоит из следующих этапов: создание макета из двух слоёв; печать фона; его ламинация специальной плёнкой GMP Silk Feel с матовой бархатной поверхностью; печать дополнительных элементов; ламинация плёнкой GMP Sleeking (Fusing) Foil Gloss (Маргарита назвала её «волшебной») для получения эффекта выборочного лака, проявляющегося на тонере. Причём финальный эффект можно варьировать, выбирая другой тип плёнки: голографической (с большим ассортиментом рисунков), тонерочувствительной фольгой GMP Digital Stamping Foil (имитирует тиснение фольгой, причём она работает как с твёрдым тонером, так и с жидким HP Indigo). А при использовании чёрной плёнки GMP Polinex Media Black можно сразу получить глубокий и равномерный чёрный фон, а затем перейти к этапу печати дополнительных элементов.

Для изготовления подобных образцов упаковки и другой яркой листовой рекламной продукции, представленной на стенде «Русском» на выставке «упаковка 2018», достаточно обычной универсальной ЦПМ, ламинатора, специальных плёнок и планшетного режущего плоттера

 

В качестве ламинаторов для реализации технологии можно использовать практически все листовые модели GMP с ревайндером (он позволяет работать с плёнками и фольгой для создания эффектов и использовать некоторые плёнки повторно) — от серии Excelam Plus до более производительных Surelam и Exceltopic и промышленных Qtopic и Protopic.

А чтобы ещё более ускорить и удешевить процесс резки и высечки при выпуске единичных и малых тиражей упаковки, Горохова порекомендовала использовать планшетный режущий плоттер Graphtec FCX2000–60 с вакуумным столом размером 610×920 мм. Этого более чем достаточно для резки отпечатков со всех популярных ЦПМ формата B3. Вам уже не придётся тратить время и деньги на заказ высечных форм, а цифровая резка делает рентабельным выпуск даже одиночных пробных экземпляров упаковки.

Подробнее о возможностях японских планшетных режущих плоттеров Graphtec рассказал менеджер по продажам «Русском-РекТех» Данил Дорошев.

Модельный ряд представлен тремя сериями: FC4510–60 (со стендом); компактные настольные FC4550; новейшая FCX2000 с вакуумным и электростатическим способом крепления материала. В комплекте всех — простое и интуитивно понятное ПО CuttingMaster. Также все модели плоттеров оснащаются двойным держателем для инструментов, что позволяет использовать два инструмента одновременно — это повышает эффективность работы.

Модель FC4510–60 имеет рабочий стол формата 600×850 мм, макс. давление ножа 600 г; макс. скорость — 750 мм/с. Для удержания материала предлагается клейкий коврик/лист. Есть система предварительного обнаружения регистрационных меток (ARMS). Модель FC4550–50 более компактна — её стол имеет формат 430×590 мм, а вместо самоклеющегося для неё предлагается коврик на микровсасывающей основе.

Данил Дорошев («Русском-РекТех»): «Какую бы модель планшетного режущего плоттера Graphtec вы ни выбрали, можете быть уверены — это будет надёжный, удобный и современный инструмент!»

 

В серию FCX2000, которую Данил считает оптимальной для мелкосерийного и пробного выпуска упаковки, кроме уже упомянутой выше модели FCX2000–60, входят две большего формата: FCX2000–120 (920×1200 мм; вакуумное присасывание и электростатический метод); FCX2000–180 (920×1800 мм; только вакуумное присасывание). Все модели этой серии обеспечивают макс. давление ножа 1000 г, макс. скорость 400 мм/с, оснащены системой предварительного обнаружения регистрационных меток (ARMS) новейшей версии 6, позволяют выполнять биговку с лицевой и оборотной стороны. Для биговки предлагается 4 вида инструментов (для разных материалов), которыми можно наносить от 1 до 3 линий биговки с заданным расстоянием между ними и количеством проходов и выполнять биговку кривых линий. Поддерживаются функции управления данными с использованием штрихкода, автономной резки с помощью USB-устройств (загружая контур резки с флешки) и даже спаренной конфигурации для повышения эффективности работы. В базовую конфигурацию входит держатель рулона. Система вакуумного прижима, по сравнению с более ранними моделями, улучшена — расстояние между отверстиями уменьшено до 20 мм. Это позволяет надёжно удерживать самые плотные материалы — картон или резину.

Режущий плоттер — инструмент универсальный, поэтому с его помощью можно изготавливать не только упаковку, но и POS-материалы, ярлыки и этикетки, трафареты (например, для пескоструйной обработки), знаки, защитные плёнки и т.п.

Представляя образцы печати на bizhub PRESS C71cf Максим Барабанов обратил внимание слушателей, что ЦПМ обеспечивает отличную адгезию тонера к типичным для флексотипографий материалам

Что касается этикетки, то в ассортименте Konica Minolta сейчас две рулонные этикеточные электрографические ЦПМ, по цене занимающие нишу между промышленными решениями и настольными этикеточными принтерами, а по производительности эти ЦПМ опережают многие гораздо более дорогостоящие промышленные аппараты. Первая — уже хорошо известная bizhub PRESS C71cf (с начала продаж в мире установлено более 100 машин, из них 4 — в России) построена на электрографической технологии печати, выдаёт офсетное качество с разрешением 1200×1200 dpi, не требует предварительного праймирования, работает с типовыми материалами для флексопечати. Скорость печати — 9,45, 13,5 или 18,9 м/мин в зависимости от материала. Осенью 2017 г. была представлена AccurioLabel 190, которая построена на базе такого же печатного механизма и разработана совместно с Grafisk Maskinfabrik. Со временем она полностью заменит bizhub PRESS C71cf в линейке этикеточных ЦПМ Konica Minolta. Среди усовершенствований — система равнения полотна BST, контроль натяжения полотна, резка на ручьи. ЦПМ может устанавливаться в линию с системой конвертинга. Как примеры таких систем, были названы привычные для флексотипографий аналоговые GM DC 330 MINI и DC 330 NANO. Они способны выполнять все популярные у этикеточников операции: лакирование (сплошное, выборочное), ламинацию и холодное тиснение, полуротационную высечку, перфорацию, снятие облоя, резку на ручьи; имеют двухшпиндельную намотку. Кроме того, в ассортименте Konica Minolta есть и рулонная цифровая система для отделки MGI JETvarnish 3D Web.

Однако Konica Minolta готова также предложить решение для «цифровой типографии мечты» — представленную осенью 2017 г. систему MGI JETvarnish 3D Web Color+. Она выполняет полноцветную печать электрографическим способом, выборочное УФ-лакирование и горячее тиснение фольгой, высечку и продольную резку. Причём процесс полностью цифровой. Лакирование отличается высоким уровнем глянца, толщина слоя — от 7 до 232 мкм, макс. ширина материала — 420 мм, толщина материала — 50–400 мкм, скорость отделки — до 42 м/мин.

Кстати, летом 2017 г. Konica Minolta открыла в России индустриальный шоу-рум, где представлены упомянутые выше ЦПМ AccurioPress С6100, bizhub PRESS C71cf и система цифровой отделки MGI JetVarnish 3DS & iFoil S.

По мере развития собственного производства товаров в России появляется всё больше новых компаний. Обычно их устраивают простые самоклеящиеся этикетки без дополнительной отделки, а потребное количество измеряется сотнями или тысячами штук. Как правило, ради таких заказов типографиям нет смысла даже включать промышленную ЦПМ. Для таких задач достаточно этикеточного принтера. Более того: существуют решения, о которых есть смысл подумать и самим производителям, поскольку небольшой комплект из принтера и системы послепечатной обработки может покрыть все потребности в этикетках, избавив компанию от необходимости вступать в отношения с типографией.

Именно такое решение Graphtec представила коммерческий директор «Русском-РекТек» Светлана Бутенко. Речь идёт о системе Labelrobo LCX1000, в которую входят рулонные этикеточные принтер Labelrobo DLC1000 и цифровой резчик Labelrobo DLC1000. Система рассчитана на выпуск 1000–2000 этикеток в день. Принтер нестандартный — он работает с рулонами с максимальной шириной печати 152,4 мм (достаточно для очень широкого ассортимента этикеток) и построен на базе электрографического механизма печати с разрешением 600×2400 dpi и скоростью 124 мм/с. Возможна также листовая печать. В комплекте есть ПО FlexiPrint для растрирования и создания спусков этикеток, а управление функцией Print&Cut возможно с сенсорного экрана на принтере.

Доступный цифровой этикеточный комплекс Graphtek Labelrobo LCX1000 можно было увидеть прямо с площадки конференции на расположенном напротив стенде «Русском»

 

Система резки имеет большую ширину — 216 мм, а скорость зависит от сложности макета, поскольку резка выполняется ножами по принципу режущего плоттера. Обычно финишная обработка выполняется медленнее, чем печать, поэтому в линию с печатным модуль не ставится, зато эффективность системы можно повысить, просто задействовав больше модулей Labelrobo DLC1000. ПО поддерживает до 8 штук. В процессе резки выполняется автоматическая приводка по меткам. Кроме контурной надсечки, система выполняет резку на листы или намотку на рулон. Есть также ламинация для выпуска влагостойких этикеток. Устройства можно приобретать отдельно, если у покупателя уже есть этикеточный принтер или система обработки рулонов. Для системы Graphtec поставляет 4 вида самоклеящейся бумаги и плёнки. Publish сделал подробный обзор Labelrobo LCX1000 в сентябрьском номере за 2017 г.

Практика

Как это обычно бывает на наших конференциях, мы приглашаем поделиться опытом руководителей типографий, занимающихся выпуском цифровой упаковки и этикетки.

«Цифровая упаковка: эффектная и эффективная» — так называлось выступление директора типографии «Быстрый цвет» (Санкт-Петербург) Кирилла Евдокимова. Типография, работающая на рынке с 2006 г., богато оснащена цифровым печатным оборудованием, включая ЦПМ Xerox iGen150 EXP и Xerox iGen4 EXP Thiсk Stock Capability, модернизированную для печати по толстым материалам, монохромные ЦПМ Xerox и малоформатную офсетную машину. Кроме того, типография располагает хорошим набором послепечатного оборудования, пригодного для изготовления упаковки. Но если в 2016 г. Кирилл поразил собравшихся рассказом о проекте Web-to-pack, позволяющем постоянным клиентам минимизировать затраты времени на размещение повторных заказов на малотиражную упаковку, то теперь речь шла о возможностях нового оборудования — MGI JetVarnish 3DS & iFoil S.

Система цифрового выборочного и рельефного лакирования с модулем нанесения фольги была запущена в Санкт-Петербурге в конце 2017 г. Среди её важнейших преимуществ Кирилл назвал скорость (заказ можно сделать за 1 день); цену (при определённых условиях) и привлекательный внешний вид продукции (особенно с использованием фольги), позволяющий добиваться настоящего «вау»-эффекта у клиентов: «Если покупатель увидит коробочку с рельефным лаком и яркой фольгой, он с высокой вероятностью такой товар купит». К тому же фольгу можно выбирать практически любого цвета — от золота и серебра до зелёной и красной, что ещё более расширяет сферы применения технологии. И ещё один важный момент — можно за небольшие деньги и за разумное время изготовить такую упаковку, которая на полках магазина не будет отличаться от лучших образцов.

Но, как у любой новой технологии, у этой есть свои сложности и ограничения. Среди них Евдокимов назвал сложный расчёт себестоимости (нужно стараться учитывать расход лака и фольги, для менеджеров пришлось написать целую инструкцию по расчёту); ограниченный спектр материалов, на которые нормально ложатся лак и фольга (плохо работает с большинством дизайнерских материалов, стабильно ложится только на «меловку»); ненадёжность оборудования (частые поломки); необходимость учитывать специфику технологии при разработке макетов (стараться избегать больших плашек, не заливать лаком текст мелкого кегля и т.п.); ограниченную точность приводки лака к изображению — 0,5 мм (хотя в некоторых случаях это даже может быть преимуществом); необходимость обработки ламинированных материалов перед лакированием (без активации стабильная адгезия пока есть только к дорогой плёнке с эффектом soft touch).

Заключая свой рассказ, Евдокимов отметил: «Цифровые лак и фольга — это реально круто, но требуют очень высокой квалификации всей цепочки — от продаж до производства».

Практика ценообразования: с макетом или без?

Владислав Кузнецов уверяет Кирилла Евдокимова, что все проблемы с цифровой отделкой на MGI решаемы и приглашает для этого посетить шоу-рум, где специалисты Konica Minolta подробно объяснят все нюансы эксплуатации, включая тонкости расчёта себестоимости

 

Во время конференции Кирилл Евдокимов («Быстрый цвет») рассказал, что цифровой лак дорог, из-за этого менеджеры не могут заранее, не видя макета, сообщить клиенту цену на продукт.

Но так ли уж хорош сложившийся в полиграфии «обычай», когда менеджер называет цену до того, как ознакомится с заказом? Было столько разговоров о том, что полиграфия — не товар, а услуга. Разве цену за услугу назначают, не разобравшись с характером заказа?

Понятно, что при клик-контракте стоимость отпечатка не зависит от расхода тонера или чернил. Но если пользователи действительно хотят снижения себестоимости цифровой печати, то надо готовиться к смене системы ценообразования. И, главное, формально одинаковая стоимость отпечатков на деле может зависеть от разнообразных моментов. Например, проблемы могут возникнуть при печати больших плашек (и на офсете, и в «цифре»), имитации смесевых цветов, печати на толстом материале и т. д. Например, если тонера на данном листе мало, подойдёт обычная плёнка для горячего ламинирования. А вот если много, то и специальная поможет не всегда. Все эти отличия могут привести к заметной разнице в себестоимости заказов с теми или иными характеристиками. И во времени, которое требуется на его изготовление. — Ю. Захаржевский

Типичный заказчик цифровой упаковки — малый бизнес. Своим опытом перехода на «цифру» поделилась совладелица My Little Rembrand (Москва) Татьян Юсан. Занимается компания, как её назвала Татьяна, «милым» бизнесом: изготовлением подарков с индивидуальным дизайном — с детскими рисунками или отпечатками, которые высылают заказчики. Целевая аудитория — родители маленьких детей, в первую очередь — мамы. В ассортименте — около 80 позиций. Основные товары: украшения, кожгалантерея, подарки на рождение (серебряные ложечки, погремушки), аксессуары для гаджетов. Компания действительно небольшая — в ней всего 9 сотрудников, причём все работают удалённо. Производство — на аутсорсинге. Выполняют 200–400 заказов в месяц с ярко выраженными сезонными колебаниями спроса, связанными с праздниками.

В 2017 г. Юсан вместе со своей партнёршей Анной Нугаевой посетили нашу конференцию, где увидели образцы цифровой упаковки и познакомились с основателем ставропольской типографии «Дизайн-студия Б» Владимиром Бочковым. Так начался их экскурс в мир цифровой упаковки.

Татьяна рассказала, что до этого у неё с коллегой уже сложились определённые стереотипы в отношении упаковки: брендированую нужно заказывать тиражами от 500–1000 шт.; приемлемые цены можно получить только при промышленных тиражах (от 3000 шт.), поскольку в стоимость упаковки обычно входит цена штампа; процесс от размещения заказа до его получения занимает больше месяца.

Однако переход на цифровую печать многое изменил, причём большую роль в этом сыграли креативный подход и клиентоориентированость типографии. За год в My Little Rembrand всю упаковку «no-name» заменили на брендированную, заказывая её тиражи от 100 шт. Один пример: коробочки для серебряных ложечек. Сначала они продавалась с торговой маркой производителя ложечек, что не устраивало My Little Rembrand. Попробовали обратиться в типографию производителя, но там заявили, что минимальный тираж — 500 экз. При исполнении коробочки цифровым способом тираж был всего 150 экз., а цена оказалась близкой к цене офсетной типографии. Более того, коробочка оказалась самой красивой в ассортименте компании. «Теперь возвращаться к безымянным мешочкам и коробочкам мы уже не собираемся», — констатировала Татьяна.

Профессор Александр Иванов поинтересовался у Татьяны Юсан (My Little Rembrandt): «У вас тираж коробочек для ложечек — 150 экз. Цена коробочки за штуку — 124 руб. Не понимаю экономики — где тут деньги?» Оказалось, что такие ложечки стоят 5200 руб., что сняло дальнейшие вопросы. Справа на фото — та самая коробочка на магнитном замке

 

Всего за две недели реализовали интересный проект персонализированных подарков для любимых покупателей — коробок для конфет с уникальным нанесением на каждую имени клиента на лицевой стороне и рисунка ребёнка клиента, который он ранее отправлял для своего заказа. Тираж был 130 шт. при цене 280 руб за коробку. Коробочки имели огромный успех — Татьяна привела примеры восторженных откликов в соцсетях, хотя она также признала, что персонализированные проекты требует тщательной оценки затрат. Оказалось, что курьерская доставка составила 50% затрат при реализации проекта. Но он в любом случае сыграл огромную роль в развитии клиентской базы. Также разработали уникальную печатную продукцию для дополнения основного ассортимента, которая позволяет покупателям «добить» корзину до бесплатной доставки; часто используются как опыт первой покупки и в качестве недорогих подарков клиентам. Примеры такой продукции — альбом «Мои первые шедевры» (цена — 149 руб, тираж — 100 экз.); карточки «Первые достижения малыша» (цена — 105 руб., тираж — 100 экз.).

Знаменательным стало выступление руководителя направления цифровой печати Danaflex (Казань) Марата Галиуллина. Представив Danaflex как крупнейшего производителя гибкой упаковки в России, он рассказал о первом в нашей стране опыте выпуска гибкой упаковки цифровым способом. Марат напомнил, что в XX веке в качестве стандартных технологий для печати гибкой упаковки утвердились рулонная флексографская и глубокая. При всех их достоинствах, они уже не полностью отвечают требованиям цифрового века: имеют ограничения по минимальному тиражу, длительный производственный цикл (2–3 недели), недостаточно гибкие, требуют дорогостоящих вещественных форм, выдают значительный объём брака при приладке. В Danaflex Digital (так назвали специально выделенное цифровое подразделение Danaflex) летом 2017 г. была установлена специализированная ЦПМ для гибкой упаковки HP Indigo 20000, которую Марат назвал «аппаратно-программным комплексом». И хотя это вторая модель этого типа в России, она стала первой, которая используется по прямому назначению. Кстати, недавно HP сообщила, что количество инсталляций HP Indigo 20000 в мире превысило 115.

Марат Галиуллин: «Современное общество, живущее в постиндустриальную эпоху, требует цифровой гибкости во всём. Этим запросам отвечают возможности цифровой печати в производстве гибкой упаковки»

Среди важнейших достоинств ЦПМ: минимальный объём заказа — от 500 погонных метров, короткий срок производства (10 дней), возможность печати нескольких дизайнов в одном заказе, неизменно высокое качество продукта с минимальной приладкой. Машина с макс. шириной печати 740 мм выдаёт до 42 погонных м/мин (в режиме EPM тремя красками) с макс. разрешением до 2438 dpi и имеет систему автоматической калибровки цветов. Для печати можно использовать привычный для флексотипографий ассортимент материалов толщиной 10–250 мкм. В Danaflex Digital пока протестировали и готовы печатать на плёнках ПЭТФ, БОПП, ПП и ПЭ.

Наиболее перспективными применениями ЦПМ в Danaflex Digital считают производство коротких и ультракоротких тиражей, вывод на рынок новых продуктов, срочную печать, маркетинговые решения для промоакций, печать уникальных вариабельных дизайнов. Марат привёл сравнительный график стоимости печати на «цифре», флексографским и глубоким способами. График стоимости цифровой печати — почти линейный. Точка пересечения со флексопечатью находится на отметке в 50 кг конечного продукта, а с глубокой — 200 кг. Такова цена формных процессов и приладки.

Стенд Danaflex Digital на выставке «упаковка 2018» с образцами в витрине. Примеры вариативной и промоупаковки, отпечатанной в Danaflex Digital

 

Крупные владельцы брендов по всему миру уже не первый год используют возможности цифровой печати для развития своего бизнеса. Галиуллин напомнил о проектах Coca-Cola с именами на этикетках в 2015 г.; похожих проектах Nestle (с возможностью заказать батончики Kit-Kat с собственными фото), Mondelez (с возможность стать соавтором дизайна печенья Оreo) и Ferrero (7 млн банок с уникальными дизайнами) в 2016 г. Все они сопровождались повышением продаж и узнаваемости брендов, а также способствовали успешному выводу на рынок новых продуктов. Один такой проект с крупным брендом уже есть в портфолио Danaflex Digital — по заказу Pepsico была выпущена ограниченная серия чипсов Lays с изображением рэпера Тимати специально для его финального концерта в Олимпийском, где было роздано бесплатно 23 000 упаковок чипсов. Проект вызвал взрывную реакцию в соцсетях и, безусловно, способствовал повышению узнаваемости бренда. Марат отметил, что возможности цифровой печати уже находят отклик у других владельцев брендов, в том числе для тестирования новых продуктов с существенно меньшими затратами, чем раньше.

Галиуллин также рассказал, что запуск новых продуктов в разных отраслях с использованием цифровой печати сопровождался многочисленными экспериментами, в ходе которых проверялось, отвечает ли такая упаковка требованиям всех этапов техпроцесса и логистики, а также санитарным. Это поможет в привлечении новых клиентов и увеличении объёмов печати.

Типография PMG представила образцы цифровой упаковки, которые очень понравились слушателям. Сергей Колчин на заднем плане рассказывает о деталях реализации проекта

Тему упаковки затронули два клиента Ricoh, которые рассказали о своих свежих проектах. Московская типография «Полиграф Медиа Групп» (PMG) уже хорошо знакома нашим читателям — её генеральный директор Сергей Колчин выступал на нашей конференции в 2016 г. Тогда он порадовал всех слушателей персонализированными коробочками с чаем, изготовленными из дизайнерской бумаги. Запечатаны они были на ЦПМ Ricoh Pro C7100x с использованием пятой красочной секции, «заряженной» белым цветом. Сейчас в распоряжении типографии — уже две такие ЦПМ, вторая была приобретена без белого цвета. «Мы довольны машинами и сервисом и готовы продолжать работать с Ricoh», — констатировал Колчин.

На это раз Сергей показал новые упаковочные продукты, которые типография разработала в маркетинговых целях, — пакет и коробочку. Для них использовалась дизайнерская бумага Majestic Classic цвета «сияние золота» с плотностью 290 г/м2. Чтобы продемонстрировать свои возможности, типография использовала для печати прозрачный и белый тонер и, в итоге, печатала коробочку в три прогона. После печати выполнялась высечка на тигельном прессе, хотя сейчас типография рассматривает вопрос покупки планшетного режущего плоттера.

Я поинтересовался, как коллегам из «Флагман» удалось изготовить такой большой муляж коробки на ЦПМ формата B3 Ricoh Pro C9100. Оказалось, что развёртка склеена из двух листов баннерного формата, на которых может печатать эта машина

О своём опыте выпуска цифровой упаковки рассказал также директор типографии «Флагман» (Анапа) Дмитрий Чёрный, где недавно была установлена вторая в России ЦПМ Ricoh Pro C9100. Мы писали об этой инсталляции в Publish № 12, 2017. За небольшое время в типографии сумели освоить машину и выполнить на ней несколько интересных проектов. Например, производитель стройматериалов заказал в типографии несколько экземпляров довольно крупных муляжей упаковки для размещения в торговых залах сетевых магазинов. Спецификация заказа, показанного Дмитрием, включала 18 макетов, по 20 экземпляров каждого — т. е. всего 360 единиц. Дизайн коробки тоже готовили во «Флагман», выполняя требование клиента, чтобы был разработан новый бренд. Разумеется, такой заказ было бы слишком дорого печатать офсетом, поэтому его выполнили на Ricoh C9100. Материал — картон плотностью 300 г/м2, затем делалась высечка, потом склеивалось два листа, из которых собирали одну коробку. Со временем этот заказчик планирует менять макеты, а значит, у типографии будет больше работы. Чёрный объяснил, что «Флагману» полезно научиться работать с такими заказчиками: «Да, эта компания небольшая, но в перспективе она будет активно конкурировать с большими производителями. И появляется таких небольших компаний всё больше, потому что они гибкие и могут оперативно заполнять существующие небольшие ниши».

Перспективы

Тенденция перехода на цифровые технологии присутствует во всех отраслях. И хотя в полиграфии мы долгое время говорили прежде всего о конкуренции между цифровой и аналоговой печатью, очевидно, что переход на цифровые технологии поможет повысить эффективность и других этапов производства: от взаимодействия с клиентами и допечатной сферы до послепечати и логистики.

Наша конференция обычно носит практический характер, и выступающие говорят больше о том, что уже делают с помощью имеющегося у них оборудования. Однако цифровая упаковка и этикетка — это не только обычная цифровая печать и отделка. Например, Владислав Кузнецов показал образцы упаковки со встроенными OLED-экранами, с которыми экспериментируют в Konica Minolta. В перспективе это может привести к появлению настоящей цифровой упаковки. А использование специальных допечатных и печатных цифровых технологий уже помогает типографиям по всему миру организовывать защиту упаковки и этикетки от подделки. Будем надеяться, что вскоре мы услышим рассказ о подобной практике и от представителей российских типографий.

Мы по-прежнему видим огромный потенциал роста в цифровой упаковке. Ведь по уровню проникновения цифровых технологий в этикетку Россия выглядит очень неплохо — осенью 2017 г. мы насчитали 48 инсталляций этикеточных ЦПМ, а количество этикеточных принтеров перевалило за сотню. В упаковке же заметна некоторая «боязнь» со стороны типографий — только летом 2017 г. была установлена первая специализированная ЦПМ на производстве гибкой упаковки, а установленная ранее ещё одна широкорулонная ЦПМ и единичные листовые машины формата B2 пока используются исключительно для коммерческой печати. Небольшие цифровые типографии, за очень редкими исключениями, занимаются упаковкой в рамках диверсификации производства, используя для печати универсальные ЦПМ. Здесь вряд ли можно ожидать прорыва. Возможно, крупные упаковочные типографии пока наблюдают за процессом со стороны и ждут появления серийных специализированных ЦПМ формата B1? Тогда ждать осталось недолго…

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus