101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Горячо прижимая

  • Юрий Захаржевский
  • 29 апреля 2016 г.
  • 5956
Горячее ламинирование — одна из самых распространённых отделочных операций. Но на обновления в этой сфере обращают внимание гораздо реже, чем на новые печатные машины. Между тем прогресс, пусть и не столь очевидный, наблюдается и здесь.

Горячее ламинирование — одна из самых распространённых отделочных операций. Но на обновления в этой сфере обращают внимание гораздо реже, чем на новые печатные машины. Между тем прогресс, пусть и не столь очевидный, наблюдается и здесь.

Главные цели ламинирования — защитить готовое изделие от неблагоприятных внешних воздействий и облагородить его. Разумеется, есть материалы, которые устойчивы к агрессивной среде или же декоративны сами по себе, но подавляющий объём полиграфической продукции делается пока что из обычной бумаги, а она не отличается устойчивостью к влаге, загрязнениям и механическим повреждениям. Некоторые виды плёнок специально выпускаются с т. н. «световым барьером» — с защитой от УФ-излучения, которое особенно губительно действует на краски и материалы.

Среди изделий, подвергаемых ламинации, — обложки книг, брошюр, папки, упаковка, пакеты. Также защиты порой требуют объявления, плакаты, меню.

На большинстве полиграфических предприятий прижился метод горячего ламинирования: плёнка покупается в готовом для нанесения на бумагу виде, с клеевым слоем, чувствительным к температуре и давлению.

Материалы

Свойства покрытия будут, естественно, зависеть от того, какой материал использован при изготовлении плёнки.

Полипропилен (РР): плёнка из него получается эластичной, устойчивой к механическим воздействиям, хорошо фальцуется. Среди других достоинств этого материала — отсутствие запаха и токсичности, стойкость к перепадам температуры и химическим реагентам. Такую плёнку часто применяют для книжных обложек, упаковки.

Полиэтилентерэфталат (ПЭТ или polyethylene terephthalate, РЕТ): по-русски правильно именуется полиэфиром (polyester), но продакт-менеджеры частенько называют его полиэстером. Очень высокий диапазон толщин — 25–375 мкм. Отличается хорошей прозрачностью, прочностью. Применяется для упаковки, плакатов, пакетов.

Поливинилхлорид (PVC): плёнка эластична, часто имеет текстурированную поверхность.

Рулон или «конверт»

Существует два вида ламинаторов: рулонные и пакетные. Последние чаще всего используются в офисах либо печатных салонах. Если с рулонными принцип работы ясен из названия, то для пакетных используются т. н. «конверты» — обрезанные под определённый формат листы плёнки, попарно спаянные по короткой стороне. Формат подбирают таким образом, чтобы документ был немного меньше плёнки.

Плёнка для пакетных ламинаторов обычно гораздо толще, чем для рулонного ламинирования, — до 250 мкм. Объясняется это тем, что в пакетном ламинаторе она не натягивается, как в рулонном, и если бы «конверт» был сделан из тонкой плёнки, то при ламинировании получалась бы морщинистая поверхность.

Блеск, стиль, красота

По потребительским качествам плёнки делятся на классы по различным признакам: глянцевость и матовость, толщина, особые свойства.

Глянцевая плёнка не только защищает поверхность бумаги и делает её блестящей (как раз блеск многих раздражает — если на данном изделии много текста, могут даже возникнуть проблемы с читаемостью), но и делает цвета ярче, «глубже».

Матовая, в свою очередь, делает картинку не такой яркой, но многим нравится за «стильный» вид, придаваемый продукции. Также многие считают, что изделия под матовой плёнкой более приятны на ощупь. Наконец, на матовой плёнке можно писать шариковой ручкой.

Плёнки с текстурой имеют предварительно нанесённый рельеф. Одни из самых частых — «лён», «кожа», «песок». Среди других преимуществ такого декора — на поверхности текстурированной плёнки гораздо менее заметны небольшие царапины, потёртости, дефекты при ламинировании. И при этом такие плёнки придают изделию «дорогой» вид. К сожалению, полиграфистам этот эффект заметен лучше других: цена у тестурных плёнок гораздо выше, чем у обычных, с гладкой поверхностью.

Но рельефную поверхность заламинированного изделия можно получить и без специальной плёнки, если в типографии есть ламинатор со сменяемыми текстурированными валами. В этом случае, заплатив один раз за дополнительный вал с текстурой, потом можно пользоваться обычной плёнкой. Надо учитывать, что чем толще (и, следовательно, дороже) плёнка, тем более выраженным будет эффект при использовании вала с текстурой.

Примеры выборочного глянцевания и голографирования

Декоративные эффекты с помощью ламинирования

О получении декоративных эффектов на ламинаторах с помощью специальных плёнок мы уже рассказывали — например, в прошлом номере, в обзоре ламинатора GMP QTOPIC-380. Процесс этот достаточно сложный и требует наличия в типографии ламинатора с т. н. ревайндером, на который наматывается отработанная декоративная плёнка.

В первую очередь необходимо нанести на бумагу фоновое изображение (годится как цифровая, так и офсетная печать). Затем — заламинировать его плёнкой SilkFeel.

Далее процесс отличается в зависимости от того, какой эффект вы хотите получить, хотя в любом случае понадобится ЦПМ. Если надо сделать выборочное фольгирование (т. е. «тиснение»), то на те участки изображения, которые дизайнер выбрал для отделки, наносятся плашки чёрным тонером — это обеспечивает лучшее сцепление фольги с материалом.

Если же планируется покрыть изображение прозрачной плёнкой для выборочного глянцевания (результат похож на выборочное УФ-лакирование) или голографирования (см. фото), то дизайнеру придётся потрудиться. Нужная часть изображения вырезается из сюжета (с небольшим овертреппингом) и печатается поверх плёнки SilkFeel.

И, наконец, лист пропускается через ламинатор со специальной плёнкой — и декоративный слой прочно «прилипает» к тонеру.

Пример выборочного фольгирования: выделение на сюжете металлических частей

Если этот слой прозрачный, то получается «выборочное лакирование» — простое или с красивой игрой света при голографировании. Если металлизированный — «тиснение». В ассортименте GMP — плёнки разнообразных цветов и текстур.

Недостатки этого метода — цена материалов и длительность процесса отделки (хотя, разумеется, ждать изготовления формы или клише придётся дольше).

На практике, как мы убедились, выборочное фольгирование можно провести и по простой бумаге (предварительно запечатав нужные участки чёрным тонером). После этого лист можно снова отправлять на печать, чтобы нанести основное изображение сюжета. Правда, оно уже не будет защищено ламинатом, но зато процесс ускоряется и становится дешевле. При этом печатать можно и по нанесённой в ламинаторе фольге — получатся весьма оригинальные эффекты.

Что нового?

Мы решили рассмотреть новости этого сектора с начала прошлого года. К сожалению, не все поставщики захотели поделиться этими секретами, но, судя по информации о ведущих производителях, выбор у полиграфистов есть, и он постоянно обновляется.

Характерно, что все попавшие в этот обзор новинки — из Южной Кореи. Очевидно, там теперь расположены лидирующие предприятия этого сектора, на которые ориентируются прочие производители.

Порадовал новинками один из ведущих производителей — южнокорейская GMP. Новые разработки у этой компании идут в двух направлениях: плёнки для цифровой печати (с усиленным клеевым слоем, который у GMP называется UltraBond) и специальные декоративные. Во втором случае речь идёт о плёнках, которые создают спецэффекты, имитирующие или заменяющие другие, обычно более дорогие материалы и технологии (бумагу из дизайнерских коллекций, текстурированную, эффект голограммы).

В качестве примера можно привести Polinex Media с разновидностями Silver Matt, Silver Gloss и Black. Это плёнки серебряного или чёрного цвета с возможностью последующей печати на цифровых печатных машинах (и, кстати, возможно получить при этом интересные декоративные эффекты). Бумага, покрытая такой плёнкой, по тактильному эффекту (приятная на ощупь бархатистая поверхность) похожа на бумагу Touche Cover. Но замена «оригинала» на обычную бумагу, покрытую такой плёнкой, позволяет снизить себестоимость. По подсчётам «GMP-Русском» — в полтора раза.

Новые виды плёнок появились во втором направлении. SilkFeel Q — доработка уже известной SilkFeel. Это прозрачная плёнка с бархатистой поверхностью, с возможностью последующей печати по уже заламинированному листу на ЦПМ. Новый вариант ещё лучше, чем прежний, подходит для выборочного фольгирования.

Появились новые узоры у прозрачных полипропиленовых плёнок с голографическим эффектом: Hyper Plaid и Mosaic.

Ещё одна новинка пока не представлена на нашем рынке в силу того, что технология, под которую она используется, ещё не получила массового распространения в России. Это плёнка для текстурного ламинирования, аналог GMP Polynex Emboright для нанесения текстуры с помощью сменных валов. Отличительные особенности таких плёнок — стабильность характеристик, равномерность покрытия клеевым составам.

Пример ламинирования текстурной плёнкой

Новая плёнка GMP Polynex PhotoMatt предназначена для имитации одного узора: с эффектом матовой фотобумаги. Толщина этой полипропиленовой плёнки — 40 мкм. Она устойчива к механическим воздействиям (не царапается) и к УФ-лучам. Разумеется, наиболее интересна она будет для производителей фотокниг.

Ещё одна любопытная плёнка для типографий, занимающихся фотобизнесом, — SuperTouch Stickynex SA (в России пока что есть только образцы). Это плёнка для пакетных ламинаторов с лицевой поверхностью, текстурированной под «кожу», «зерно», «брызги шампанского». Тыльная же поверхность «конверта» имеет клеевой слой со съёмным материалом. После того как фото будет запаяно под плёнку, получившийся «бутерброд» можно наклеить на твёрдую поверхность — например, деревянную или пластиковую. Производитель обещает, что высокая адгезия будет хорошо удерживать фото на разнообразных материалах, а плёнка с высокой степенью УФ-защиты сохранит цвета изображения от выцветания.

Все эти новинки можно будет увидеть на стенде GMP на выставке drupa 2016.

Ещё один корейский производитель — JPC. Его плёнка ASTRA появилась на нашем рынке ещё в 2013 г. К сожалению, тогда она показала себя как не очень устойчивый на разрыв материал. Объяснялось это меньшей, чем у аналогов, толщиной. Поставщики отправили производителю претензии, а он в течение двух лет доработал данный вид плёнки: теперь она не рвётся при перемотке, лучше ведёт себя в процессе ламинации. Эта плёнка хорошо сочетается с офсетными красками и при этом сама служит хорошей основой для выборочного УФ-лакирования и тиснения фольгой.

В последнее время всё шире применяется плёнка серии ASTRA Digital для цифровой печати, применяемая в оперативной и малотиражной полиграфии. За счёт специальной обработки поверхности эта плёнка позволяет недорого ламинировать цифровые отпечатки.

И снова корейский производитель — Cosmo Termo Films. Плёнка COSMO FILMS была выпущена в 2014 г., но на наш рынок попала только в 2015 г. Производитель обещает отличную адгезию к бумаге и чернилам, высокую устойчивость на разрыв. Для глянцевого варианта — высокую прозрачность, идеальную гладкость поверхности и, соответственно, высокий глянец. Для матового варианта этой плёнки допускается покрытие лаком.

Тенденции продаж

По информации «GMP-Русском», наблюдаемые тенденции связаны в основном со стремлением клиентов к экономии.

Во-первых, очевиден переход на более тонкие (следовательно — более дешёвые) плёнки. Продукция, качественно покрытая более тонкой плёнкой, внешне выглядит не хуже. Конечно, могут быть случаи, когда толщина плёнки критична — например, для упаковки, да и обложка книги в мягком переплёте будет по-разному эксплуатироваться в зависимости от толщины ламината.

Во-вторых, всё больше клиентов предпочитает плёнки на основе полипропилена (РР) вместо плёнок на основе полиэфира (РЕТ) в силу, опять же, меньшей стоимости. Относится это и к плёнкам с усиленным клеевым слоем для цифровой печати.

Вообще, что касается плёнок для цифровой печати, то их доля в общем объёме продаж осталась прежней. Хотя общепризнано, что доля цифровой печати растёт, но владельцы ЦПМ всё чаще обходятся обычными плёнками, поскольку приобретают более дорогие ламинаторы промышленного уровня. Это оборудование позволяет во многих случаях избежать использования более дорогой плёнки — в основном, за счёт более высокого давления вала на плёнку. Также происходит и эволюция тонеров: их разработчики учитывают, среди прочего, и свойства отпечатка при финишных операциях.

Несмотря на кризис, увеличилась доля продаж плёнок для создания спецэффектов: выборочного ламинирования, голографирования и фольгирования. Возможно, это связано с тем, что клиенты пытаются предложить заказчикам как можно более эксклюзивный продукт. Обычной ламинацией уже никого не удивишь, требуются интересные эффекты, которые зацепили бы конечного потребителя.

Заключение

Тенденции продаж плёнок для горячего ламинирования говорят сами за себя: потребители и полиграфисты пытаются сэкономить на массовых тиражах, которых, впрочем, становится всё меньше.

На цифровой продукции столь острой нужды в экономии нет, это пока что развивающийся сектор рынка, но стремление сделать производство рентабельнее заставляет вкладываться в более дорогое оборудование, позволяющее сэкономить на плёнке.

При всём этом производители продолжают совершенствовать свои продукты, пытаясь найти новые ответы на запросы отрасли.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Уроки будущего

На что вы в первую очередь смотрите, беря в руки книгу, каталог или альбом? Я оцениваю полиграфическое исполнение, сложность технологий, используемые материалы. И только потом заглядываю в содержание. Наверное, это и есть профдеформация.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12